История
В 1829 году венский органный мастер Кирилл Демиан, вместе с сыновьями Гвидо и Карлом, создал гармонику с аккордовым аккомпанементом. При оформлении привилегии на изготовление изобретённого им инструмента, он назвал её «аккордеоном». Привилегия была получена 6 мая 1829 года. С этого времени, во многих странах, все гармоники с готовыми аккордами стали называться аккордеонами.
В конце XIX века аккордеоны в большом количестве изготавливались в Клингентале (Саксония). До сих пор, одними из самых распространённых в России являются аккордеоны немецкой фирмы Weltmeister различных моделей, например, Meteor, Stella, Amigo. Встречаются также другие фирмы-производители, как зарубежные (Horch, Hohner, Bugari Armando), так и советские, и российские («Аэлита», «Берёзка», «Меркурий», «Ленинград», «Спутник», «Юность», «Акко», «Юпитер»).
Клавиатура
На правой клавиатуре аккордеона исполняется мелодия, на левой аккомпанемент.
Правая клавиатура соответствует фортепианной клавиатуре. Высота звуков повышается от верхних клавиш к нижним. Диапазон полноразмерного аккордеона с 45-ю клавишами — от ноты Ми малой октавы (Ми большой октавы за счёт регистра Фагот) — До (До пятой октавы за счёт регистра Пикколо) четвёртой октавы. Неполные аккордеоны (с размерами 1/2, 3/4, 7/8) в основном предназначены для учебных целей.
При нажатии одной кнопки на левой клавиатуре готового аккордеона звучит басовая нота или аккорд. У выборного или готово-выборного аккордеона на левой клавиатуре проигрываются отдельные ноты как на правой клавиатуре, но в более низком диапазоне звуков. Подробное описание левой клавиатуры см. в соответствующем разделе статьи Баян.
В голосах мелодии два строевых (основных) язычка как правило звучат в «розлив» (с небольшой разницей в настройке), что определяет особенность звучания аккордеона по сравнению с баяном, у которого те же язычки звучат точно в унисон. Ещё одним отличительным признаком является более вероятное наличие регистров в голосах мелодии
Классификация аккордеонов по количеству клавиш на правой клавиатуре
размер | полный | 7/8 | 3/4 | 1/2 |
пример | ![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Количество клавиш на правой клавиатуре | 41(Фа малой октавы —Лятретьей октавы) | 37 (Фа малой октавы — Фа третьей октавы) | 34 (Соль малой октавы — Ми третьей октавы) | 26 (Си малой октавы — До третьей октавы) |
Количество кнопок на левой клавиатуре | 120 | 96 | 80, 72 | 72, 60, 48, 40, 32, 24 |
Количество голосов. Регистры
Аккордеоны отличаются по максимальному количеству одновременно звучащих язычков (голосов) при нажатии одной клавиши на правой клавиатуре. Аккордеоны с количеством голосов больше одного имеют разную настройку язычков: строевые язычки с розливом звучат чуть выше строевых, октавные ниже строевых на октаву, пикколо выше строевых на октаву, квинтовые выше строевых на квинту.
Вид аккордеона | Строевые | Строевые с разливом | Октавные | Пикколо | Квинтовые |
2-голосный | 1 | 1 | |||
3-голосный | 1 | 1 | 1 | ||
4-голосный | 1 | 1 | 1 | 1 | |
5-голосный | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
За счёт меньшего количества клавиш в правой клавиатуре (41 клавиша), по сравнению c баяном (в среднем около 52—55 кнопок), у аккордеона есть преимущество в возможности использования большего количества язычков, звучащих при нажатии одной клавиши, без необходимости увеличения ширины инструмента. Благодаря этому свойству большинство аккордеонов изготавливают трёхголосными с регистровыми переключателями, изменяющими состав звучащих язычков.