Источник 1. Культура как информационно-коммуникационная система




 

Содержание

3. ТЕКСТЫДЛЯ АУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

ТЕКСТ № 1. Определения культуры [4,5,6]. В науках, которые образуют теоретическую базу культурологической теории (философия, социология, история, семиотика и другие), сформировался ряд взаимодополнительных определений культуры.

Определения культуры через ее отношение к человеку. Культура — это форма и механизм надбиологического наследования социального опыта людей как выражение понимания и отношения человека к природе, обществу и самому себе. Это универсальный способ творческой самореализации человека через полагание смысла, стремление вскрыть и утвердить смысл человеческой, жизни в соотнесенности его со смыслом всего существующего. Культура—это форма и механизм надбиологического наследования социального опыта людей как выражение понимания и отношения человека к природе, обществу и самому себе.

Определения культуры через ее место в обществе. В социологических определениях культура понима­ется как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей. Нормативные определения подчеркивают, что со­держание культуры составляют нормы и правила, регламентирующие жизнь людей. С этих позиций культура характеризуется через функции, которые она вы­полняет в обществе, и поэтому предстает как единство и взаимосвязь этих функций в ней.

Ценностные определения трактуют культуру как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми. Исторические определения подчеркивают, что культура есть продукт истории общества и развивается путем передачи приобретае­мого человеком опыта от поколения к по­колению.

Определения культуры через ее отношение природе. Культура и природа не исключают друг друга, а дополняют. Философское понимание термина «культура» фиксирует общее отличие человека, его жизнедеятельности, созданного человеком мира искусственных вещей и явлений от природных явлений. Исторически первым выражением сущности культуры было противопоставление ее природе, что традиционно выражается в таком ее определении: «Культура — это вторая природа», то есть возникшая не естественным путем, а созданная человеком искусственная среда его обитания.

Культура — это то, что создал человек средствами отличными от естественных природных, природа — то, что существует независимо от него. Именно это обстоятельство определило столь частое отождествление понятия «культура» и «цивилизация», что не верно. Адаптивные определения трактуют культуру как свойственный людям способ удовлет­ворения потребностей, как особый род дея­тельности, посредством которого они при­спосабливаются к природным условиям.

Определения культуры через ее отношение к цивилизации. Если понятие «цивилизация» характеризует общество с «количественной» стороны, выражая степень овладения человеком силами природы, то понятие «культура» отражает «качественное» определение общества и выражает меру его гуманности, степень свободы человека для развития своих способностей. Культура охватывает все стороны жизни общества (так как является его «сквозной» характеристикой): человек не просто трудится, познает, общается (реализуя при этом различные потребности), но и оценивает как саму эту деятельность («хорошая работа», «важное научное открытие», «эффективная коммуникация»), так и средства ее удовлетворения с позиций культурных норм («творческая работа», «престижное образование», «харизматический лидер»).

Мегавидом деятельности является коммуникация [2,8]. Информационный обмен в процессе деятельности является необходимым условием существования человеческого типа активности в мире. Поэтому в ряду основных видов деятельности своеобразное место занимает общение, так как носит характер сквозной, связующей все другие виды деятельности, поскольку социальная природа человека делает общение людей условием труда, условием познания, условием выработки систем ценностей.

Особенность общения в прямом смысле слова состоит в том, что здесь информационный обмен (коммуникация) есть абсолютно реальное взаимодействие, фиксирующееся в материализованном механизме знаков. Общение – это практическая деятельность, так как контакты между людьми предполагают воплощение передаваемой информации в той или иной системе знаков, которые ее материализуют, объективируют. Какой бы характер не имела сама эта информация – физический, как в спортивной игре, или интеллектуальный, как в деловых переговорах, — сам процесс ее кодирования и отправления получателю (равно как и процесс ее получения и декодирования) есть род практической деятельности.

Информация в широком смысле — это со­общение, уведомление, совокупность знаний и сведений об ок­ружающем мире, которые воспринимаются и используются человеком в процессе его жизнедеятельности. Информация нужна субъекту (организ­му) для возможности выбора способа действий при стремле­нии к достижению некоторой цели как принципиального свойства именно деятельности как вида активности. В этом смысле она отражает фундаментальные осо­бенности взаимодействия человека с окружающим миром в процессе его познания и преобразования на основе рациональ­ных моделей. Социальная информация превращается в новый универсальный ресурс раз­вития человечества и новой картины мира как его информационной модели.

Таким образом, культуру следует представлять как особый тип информационных процессов и самый совершенный из созданных человечеством механиз­м по превращению энтропии в ин­формацию. Это механизм, который дол­жен хранить и перерабатывать инфор­мацию, но одновременно и постоянно увеличивать ее объем [4].

 

ТЕКСТ № 2. Теории культурогенеза [4,5].К числу распространенных определений культуры относится следующее:культура – это совокупность искусственных порядков и объектов, созданных людьми в дополнение к природным, это «возделанная» среда обитания людей, организованная посредством специфических человеческих способов (технологий) деятельности и насыщенная продуктами (результатами) этой деятельности.

Образование информационной среды в сложной диссипативной системе про­исходит в силу естественных закономер­ностей ее развития. Она возникает уже в живых организмах. Но каким обра­зом появляется особый ее тип — чело­веческая культура? Как происходил ге­незис культуры. По вопросу о том, как возникла культура, существует множество точек зрения. Однако наибольшее признание получили четыре «версии», которые объединяет стремление обнаружить исходный и решающий фактор зарождения, становления и развития культуры, позволяющий уяснить содержание и направленность культурной эволюции, ее роль в формировании человека и общества.

Трудовая теория культурогенеза Ф. Энгельса. Наиболее обстоятельно разработана орудийно-трудовая теория, особенно в марксистских традициях. Согласно этой концепции, человек выделился из животного мира благодаря труду как целесообразной деятельности.

Именно труд как особый вид преобразовательной деятельности, создав человека, породил и культуру как особый способ взаимоотношения человека со средой своего природного обитания (в виде ее активного преобразования), со средой своего социального бытия (в виде коммуникации как средства согласования и координации совместных действий людей) и самим собой (в виде самопознания и саморазвития, свободы от природной зависимости). Эти идеи представлены в статье Ф. Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека».

Но трудовая тео­рия происхождения культуры оставля­ет непонятным, зачем понадобилось первобытным людям изобретать совер­шенно не нужные для трудовой дея­тельности обряды, делать наскальные рисунки и вообще заниматься нетрудо­выми «забавами».

Психоаналитическая теория культурогенеза 3.Фрейда. Немецкий психиатр в своей работе «Тотем и табу» утверждает, что культура создается благодаря подавлению пер­вичных биологических позывов и на­ложению запретов (табу) на агрессив­ные, разрушительные формы поведе­ния, унаследованные пралюдьми от обезьян. Она возникает как способ обуз­дания животных инстинктов, влекущих к насилию, убийству, каннибализму. Возникновение у людей такого несвойственного животным качества, как совесть (производное от чувств вины и стыда), порожденного раскаянием за совершенное «по-животному» бессмысленное и инстинктивное действие (убийство), приводит к тому, что с течением времени совесть становится наследственной (душевной) силой людей. Природная энергетика человека, вырабатываемая «первичными» влечениями в сфере бессознательного, целенаправленно перераспределяется обществом и воплощается в науке, искусстве, политике, морали и религии.

Однако многие культурологи и ис­торики считают взгляды Фрейда на происхождение культуры по меньшей мере спорными. Это признают и неко­торые его последователи: например, Э. Фромм указывает, что культура не только ставит под запрет проявления разрушительных потенций человека, но и в определенной мере, наоборот, со­здает условиях для их развития.

Игровая теория кулътурогенеза Й. Хейзинга. К числу достаточно популярных концепций культурогенеза можно отнести теорию игры как предвестия культуры. Она наиболее разработана в работе голландского историка культуры Й.Хейзинга «Гомо Луденс. Человек играющий». Именно в игре, которая в отличие от труда лишена ориентации на выгоду и пользу, человек обретает возможность научиться оперировать условными объектами в условной ситуаций. Навыки манипуляции такого рода – основа творчества человека, его уникальной способности создавать новый мир, открывать неизведанное. Воображение, фантазия развиваются человеком в процессе игровой деятельности. В игре человек спонтанно и свободно, иррационально и непредсказуемо соединяет реальность и миф, воображаемое и желаемое.

Но и у Хейзинги остается неразре­шенным самый важный вопрос: если, как он утверждает, все животные обладают способностью к игре, то почему не у всех, а только у некоторых обезьян она превратилась в человеческую куль­туру? Другие животные почему-то на это оказались неспособными. Значит, даже признав культуру формой игры (что само по себе тоже мало оправдано), прихо­дится искать еще какой-то существен­ный фактор, благодаря которому игра превращается в культуру.

Символическая теория культурогенеза Э. Кассирера. Большое распространение в настоящее время получила символическая концепция культурогенеза Э. Кассирера. По его мнению, из самой природы, из подражания ей возникла социально-культурная программа. Человек стал творцом и создателем символов, которые стали основой культуры.

Немецкий философ XX века исходит в своем понимании истоков культуры в развившейся у человека способности к символической деятельности, компенсирующей его существенные биологические «дефекты», как существа природно-несовершенного и практически обреченного ею на гибель вследствие отсутствия у него средств адаптации к внешней среде (зубы, когти, шерсть и пр.) и механизмов конструктивного внутривидового взаимодействия (у человека практически отсутствуют природные ограничения чувства агрессии по отношению к собратьям по виду).

Прежде чем приступить к преобразованию природной среды своего обитания (в труде), человек преобразует самого себя, создавая «символическую вселенную» в виде смыслов (значений), ценностей и образцов своего поведения, первоначально представленных в первобытных религиях - тотемизме, анимизме, фетишизме и первобытной магии. Это «преображение» позволяет человеку определить свое место в мире, включиться в систему связей и отношений Универсума, получить руководство к действию (не запрограммированное в нем природой).

Действительно, как показывают последние научные открытия, достаточно долго (10-20 тыс. лет) человек жил, обходясь своими естественными возможностями (эпоха дикости и начало эпохи варварства), и за это время развил самого себя через свое ближайшее окружение (род, племя) до обретения возможностей как создания первых развитых форм социальности (союз племен), так и первых форм преобразовательной хозяйственной деятельности (скотоводство и земледелие), а затем и цивилизации.

Философ Э.Кассирер в «Философии символических форм» вводит «символически значимое построение мира» как структурное содержание культуры, указывает на факт многообразия такого построения, где, наряду с научным познанием, равноправно существуют язык, миф, искусство, религия. В развитии культуры первоначально непревзойденную роль сыграл язык (в устной форме), а также сознание человека, открывающее просторы для его творческой деятельности. Затем немаловажное значение имели письменность, книгопечатание, радио, телевидение и т. д.

Вывод. Каждый из перечисленных подхо­дов к проблеме генезиса культуры со­держит в себе рациональное зерно, ибо указывает на некоторые важные аспек­ты этого процесса. Но их общий недо­статок состоит в том, что происхож­дение культуры объясняется как след­ствие совершенствования интеллекта и возникновения сознания. Предпола­гается, что изменение психики инди­видуальных особей — это первичный фактор, а возникновение культуры — вызванный этим фактором вторичный результат.

Но с синергетической точки зрения образование человеческого общества есть скачкообразный процесс перехода от более низко организованной систе­мы — обезьяньего стада — к более вы­соко организованной системе. При та­ком переходе имеет место так называе­мый «системный эффект»: не изменение частей определяет свойства целого, а, наоборот, изменение организации си­стемы как целого ведет к появлению новых свойств у ее частей. Возникно­вение культуры и есть такого рода «си­стемный эффект».

Это значит, что не изменения, про­исходящие внутри элементов системы — организмах и психике индивидуаль­ных особей — приводят к формирова­нию культуры, а, наоборот, преобразо­вание системы — обезьяньего стада в человеческое общество — является ос­новой изменения ее элементов-индиви­дов. Иначе говоря, антропогенез есть продукт социогенеза и культурогенеза.

 

ТЕКСТ № 3. Культурная инноватика [4]. Культурная инноватика – это процесс культуротворчество, появление новых элементов или их комбинации в культуре. К категории инновации относятся открытия и изобретения, которые несут новое знание о мире, либо новые технологии освоения этого знания. Носителями новаторства, как правило, выступают творческие личности или новаторские группы, выдвигающие новые идеи, нормы, способы деятельности, которые отличаются от принятых в данном обществе. Большую роль в реализации этих идей играет степень готовности общества воспринимать те или иные открытия. Всякое нововведение обречено на затмение, отторжение, если оно не встречает понимания со стороны общества. Особенно сильное отторжение нововведений обнаруживают традиции общества. Поэтому, появившись, они обречены либо на скорое забвение, либо на использование в узких границах. Компас, порох, бумага, спички, фарфор – все это изобретения, первенство в которых принадлежит китайцам. Однако к кардинальному перевороту в образе жизни они не привели, хотя ими и пользовались. Зато малой доли этих изобретений, часть из которых была сделана европейцами самостоятельно (производство фарфора, книгопечатание), а часть позаимствована, оказалось достаточно, чтобы произвести настоящий переворот в образе жизни общества.

Изобретения и открытия распространяются на другие культуры тремя основными способами.

1. Культурные заимствования (целенаправленное подражание). Понятие культурных заимствований указывает на то, что и как именно перенимается: материальные предметы, научные идеи, обычаи и традиции, ценности и нормы жизни. Один народ заимствует у другого не все подряд, а лишь то, что: а) является близким и понятным, нужным его собственной культуре, т. е. то, что смогут оценить и использовать аборигены; б) принесет явную или скрытую выгоду, поднимет престиж народа, позволит иметь некоторое преимущество перед другими народами; в) отвечает аутентичным потребностям данного этноса, т. е. удовлетворяет такие фундаментальные потребности, которые не могут удовлетворить культурные артефакты и культурные комплексы, находящиеся в его распоряжении.

2. Культурная диффузия (стихийное распространение). Культурная диффузия – это взаимное проникновение культурных форм, образцов материальной и духовной подсистем при их соприкосновении, где эти культурные элементы оказываются востребованными заимствуемыми обществами, которые ранее подобными формами не владели. Культурное соприкосновение может не оставить никакого следа в обеих культурах, а может закончиться равным и сильным влиянием друг на друга либо не менее сильным, но односторонним влиянием. Каналами диффузии служат миграция, туризм, деятельность миссионеров, торговля, война, научные конференции, торговые выставки и ярмарки, обмен студентами и специалистами и др.

3. Независимые открытия. Это означает, что одно и то же изобретение сделали независимо друг от друга в разных странах в приблизительно одном временном отрезке. Независимые изобретения – это открытие одних и тех же культурных форм в разных культурах как следствие действия одних и тех же потребностей или объективных условий.

ТЕКСТ № 4. Культурные заимствования и формы реакции на них [1,2,4]. Среди факторов, влияющих на характер заимствований, выделяют следующие:

1. Степень интенсивности контактов, проявляющих себя в культурной экспансии, в процессе которой общество борется за сферы влияния своей национальной культуры и выход ее за первоначальные пределы или государственные границы. Постоянное или частое заимствование обществ ведет к быстрому усвоению инородных элементов. Так, люди, живущие на национальных окраинах или в торговых центрах, обычно быстрее усваивают элементы других культур, чем жители глубинки.

2. Условия контактов: насильственное навязывание культуры неизбежно порождает реакцию отторжения, сопротивления «оккупационной культуре».

3. Состояние и степень дифференциации общества. На процесс заимствования влияет степень готовности общества к усвоению инородных новшеств, что означает и наличие той социальной группы, которая может принять эти нововведения в своем образе жизни.

4. Воспроизводство культуры, или трансмиссия, т. е. межпоколенная трансляция культуры посредством социализации и инкультурации молодого поколения, освоения им совокупного социокультурного опыта, усвоение традиций и способов коммуникаций, освоение культурного наследия, характерного для данного общества, что, в свою очередь, и является процедурой воспроизводства этого общества как целостной, устойчивой и специфической человеческой общности, – все это относится к механизмам передачи культурного наследия.

Благодаря культурной трансмиссии каждое последующее поколение получает возможность начинать с того, на чем остановилось предыдущее, т. е. происходит культурная аккумуляция опыта предшествующих поколений. В результате аккумуляции происходит образование культурного наследия, т. е. материальной и духовной культуры, которая создается прошлыми поколениями и передается следующим как нечто ценное и почитаемое. В ней сохраняется все то, что на том или ином этапе было создано в духовной культуре общества, включая и то, что на время было отвергнуто, но позднее вновь нашло свое место в обществе.

Формы реакции национальной культуры на внешние воздействия. Национальная культура далеко не всегда встречает культурные заимствования с распростертыми объятиями. Ее реакция на внешние вторжения может быть различной. Анализ исторических данных позволяет выделить несколько основных типов этой реакции.

Конфронтация. Чужая культура считается враждебной. Все, что ей принадлежит и от нее исхо­дит, полностью отвергается. Она представляется безнравственной, «низшей», «варварской». Любые контакты с ней осуждаются. Такое отношение к другой культуре нередко встречалось в прошлом. Чаще всего оно связано с войной против народа-носителя чужой культуры. Другая частая причина его — религиозное противостояние.

Отторжение. Оно возникает тогда, когда в силу исторических и географических условий обита­ния народ не может избежать контактов (хозяйственных, торговых, политических) с другим народом, но их фундаментальные культурные установки резко противоречат друг другу, и потому идущие от одного народа к другому тексты вызывают неодобрение и неприятие. Побежденный народ, особенно если он обладает более развитой культурой, не приемлет навязываемых ему победителями нравов и форм жизни. А с другой стороны, победители смотрят свысока на культуру побежденных.

Противоположная реакция. Эта форма реакции состоит в том, что завязывается борьба с чуж­дым культурным влиянием, которая заставляет борющуюся против него сторону становиться по широкому и все более расширяющемуся кругу вопросов на прямо противоположные позиции. При этом установки чужой культуры не просто отторгаются и не принимаются, но активно осуждаются, крити­куются и опровергаются. Однако сам процесс такой борьбы, осуждения критики изменяет содержание борющейся культуры: ее эволюция оказывается подчиненной задачам этой борьбы.

Пассивное восприятие. Элементы другой культуры принимаются в том виде, в каком они появ­ляются, без внесения в них каких-либо поправок. Они не порождают негативных реакций, но и не вызывают никаких сколько-нибудь значительных перемен в существующих культурных традициях и установках. Сила сопротивления культуры зависит от ее развитости, от уровня ее целостности, внутренней интегрированности и непротиворечивости, от интенсивности и длительности оказываемого на нее воздействия и от других конкретных исторических, экономических и политических условий. Когда сила сопротивления иссякает, отторжение внешнего воздействия может смениться его пассивным восприятием.

Адаптация. Культура активно реагирует на появление инородного элемента и адаптирует его к себе. Это выражается в том, что люди сознательно или бессознательно подвергают его преобразованию и переосмыслению, направленному на его приспособление к существующим культурным традициям и установкам. В результате изменяется его трактовка, ему придается новый смысл, отличающийся от того, какой он имел в породившей его культуре.

Развитие. Пришедший извне элемент порождает в принявшей его культуре «цепную реакцию»: на его основе появляется новое направление творчества, в русле которого создаются культурные продукты, продолжающие и развивающие содержащиеся в нем идеи, а затем, возможно, и выходящие далеко за пределы этих идей.

Трансформация культуры. Это глобальная охватывающая различные стороны национальной культуры реакция на сильное внешнее воздействие, вступающее в конфликт с ранее сложившейся ментальностью. Культура как бы совершает крутой поворот, на котором она вынуждена что-то утратить и что-то изменить в себе, чтобы обрести новую целостность в условиях вторжения в нее чуждых ей существенных новшеств. Такой поворот способна выдержать, не потеряв своего национального лица, лишь достаточно развитая культура, обладающая высоким семантическим потенциалом.

Культурная интеграция. Она имеет место, когда возникает культурообмен, в котором различ­ные культуры впитывают достижения друг друга и в этом процессе сближаются и соединяются. Это ведет к возникновению новой синтетической культуры, являющейся их совместным детищем. Она образует некую национальную или наднациональную целостность. В истории подобные процессы были связаны с образованием новых наций и многонациональных государств. Культурная интеграция может завершиться полным слиянием исходных культур.

ТЕКСТ № 5. Культура как семиосфера [4,5]. Культура в качестве мира знаков предстает перед нами в единстве материального и духовного.На определённом уровне развития культуры человек обнаружил способность к созданию того, чего в природе нет вовсе (лук, стрела, одежда, жилище), к подражанию природе (добыча огня) или к её изменению. Механизмом предметной памяти стал знак, который выражался как в знаковой деятельности (ритуал, культ, магия, колдовство и т. п.), так и в знаковости орудий труда, связанных с ручной деятельностью человека.
Таким образом, между материальной и духовной культурой существуют переходные формы — знаки, представляющие нечто отличное от того, чем они сами являются, хотя это содержание не относится к духовной культуре. Действительно, знак есть чувственно воспринимаемый материальный предмет, а его значение (смысл, информация) — продукт духовной деятельности людей. Знаки выступают как своего рода «материальная оболочка» человеческих мыслей, чувств, желаний.

Чтобы продукты духовной деятельности человека сохранились в культуре, передавались и воспринимались другими людьми, они должны быть выражены, закодированы в этой знаковой оболочке. Связь значения и знака (или, иначе говоря, информации и кода, в котором она фиксируется и транслируется), определяет неразрывность духовного и материального аспектов культуры.

Самая известная форма знака — деньги, а также разнообразные талоны, жетоны, квитанции и проч., применяемые людьми для обозначения оплаты всевозможных услуг. Так, деньги — всеобщий рыночный эквивалент — можно потратить на покупку продуктов питания или одежду (материальная культура) или приобрести билет в театр или музей (духовная культура).

Исследователи культуры выделяют следующие основные знаковые системы:

1. Под естественными знаками понимаются вещи и явления природы в том случае, когда они указывают на какие-то иные предметы или явления и рассматриваются в качестве носителя информации о них. Чаще всего естественные знаки являются принадлежностью, свойством, частью какого-то целого и поэтому дают информацию о последнем. Естественные языки — это знаки-признаки, например, дым — знак огня. Связь естественных знаков с тем, что они обозначают, связана с их объективными свойствами.

2.Функциональные знаки — это также знаки-признаки. Как правило, это вещи и явления, имеющие непосредственное прагматическое предназначение, но включенные в человеческую деятельность помимо своих непосредственных функций, они еще получают знаковую функцию, т. е. дают какую-то информацию о вещах и явлениях. К функциональным знакам, например, можно отнести производственную технику, поскольку любой механизм или деталь может выступать как знак, который имеет информацию обо всей технической системе, элементом которой он является и т. д. Этот знак исторически подвижен. Так первые автомобили имели форму коляски или кареты. Они подражали своей формой лучшему транспортному средству своего времени – конному экипажу. Затем, когда высшим и быстрейшим средством стал самолет, и он обрел форму обтекаемую, автомобилестроители стали подражать этой каплеобразной эстетической форме. Например, появились обтекаемые лимузины. Наблюдалось стремление к эстетической красоте движущегося транспортного средства.

Можно классифицировать функциональные знаки по цели их функционирования и типу информации, которую они несут, а именно: 1. Знак принадлежности к культуре. Он подчеркивает, что данный предмет не природное, а рукотворное произведение, что перед зрителем предмет «второй природы», созданный человеком, несмотря на природную форму, несет в себе знак принадлежности к культуре; 2. Знаки национальной характеристики несут информацию о национальной принадлежности, о культурной национальной традиции, запечатленной в произведении. Например, в средней Азии здания одевают в национально-декоративную рубашку. Ее назначение двояко: функционально она служит солнцезащитной решеткой и одновременно работает как знак национальной характеристики сооружения; 3. Знак времени несет информацию о принадлежности объекта (например, произведения искусства) к определенному периоду. Характер материала, технологические средства, материал, воплощенный в облике артефакта, могут сообщать о его эпохе и являются знаком времени.

3. Конвенциональные знаки. Если для естественных и функциональных знаков знаковая функция является побочной и выполняется ими как бы «по совместительству», то для конвенциональных это функция является основной. Конвенциональные знаки являются знаками в полном смысле этого слова. Их значения задаются не предметами и процессами, о которых они информируют, а соглашениями между людьми. Различают 4 вида конвенциональных знаков: сигналы, извещающие или предупреждающие людей. Например, «зебра» на пешеходной дорожке; индексы — условные обозначения каких-либо предметов или ситуаций, имеющие компактный легко обозримый вид и применяемый для того, чтобы выделить эти предметы или ситуации из ряда других, например, показания приборов; знаки-образы строятся на сходстве, подобии с тем, что они обозначают. Например, знаки-рисунки, обозначающие пешеходные переходы, эскалаторы и т. д.; символы — материальные или идеальные культурные объекты, выступающие в коммуникативном или трансляционном процессе как знаки, которые не просто указывают на обозначаемый объект, но выражают его смысл, т. е. в наглядно-образной форме передают абстрактные идеи или понятия, связанные с этим объектом. Наиболее простыми формами символов являются эмблемы, гербы, ордена, знамена и т. д.

Символ в культуре. Это категория, раскрываемая через сопоставление предметного образа и глубинного смысла. Символом называют структуру значения, где прямой, первичный, буквальный смысл означает одновременно и другой, косвенный, вторичный, иносказательный смысл, который может быть понят лишь через первый.

4. Важнейшей знаковой системой являются вербальные знаковые системы — разговорные языки. Любой естественный язык — это исторически сложившаяся знаковая система, образующая основу всей культуры того или иного народа, говорящего на данном языке. Он формируется и развивается людьми только благодаря их совместной деятельности и общения. Вербальная система представляет собой многоуровневую организацию знаков. Базисной структурной единицей является слово, которое, в свою очередь, внутренне структурировано (корень, суффикс, приставка, окончание и т. д.). Слова объединяются во фразы, предложения, высказывания. Из последних складываются тексты. Естественный язык — это открытая знаковая система. Он, в отличие от искусственных формализованных языков, способен к неограниченному развитию. Эта особенность языка имеет большое значение для изучения культуры.

ТЕКСТ № 6. Участники культурного процесса [4,8]. Как социальное явление культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизни, представленный в продуктах материального и духовного производства, системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях.

В процессе исторического развития культура превратилась в многообразное по формам духовное образование (нравственность, религия, искусство, наука, философия, политика и т.д.). Сложное взаимодействие этих систем артефактов образует целостную ткань культуры.

Основу вопроса о том, кого следует считать субъектом (инициатором, движущей силой) культуры, образует такой объективный фактор, как исторически сложившееся разделение труда между людьми на творческий и рутинный, физический и умственный, управленческий и исполнительский. Каждый из этих видов деятельности значим для общества, но при этом оценивается им неоднозначно, что выражается в степени признания, в поощрении, престижности.

Производство культуры – от появления новой идеи, вещи, модели через ее воплощение, исполнение, апробирование и до ее обнародования и принятия членами сообщества — представляет собой сложный и длительный социальный процесс, в котором участвует множество людей. Среди них: собственно деятели культуры (или «культурные инноваторы») — дизайнеры, художники, ученые, композиторы, писатели, одним словом, представители тех интеллектуальных профессий, назначение которых – создание новых элементов культуры; первые исполнители, интерпретаторы, демонстраторы, с деятельностью которых связано превращение новой идеи в культурный образец; «культурные стражники» – книжные издатели, редакторы, цензоры, диск-жокеи, кинокритики, ведущие популярных программ, владельцы художественных галерей, музейные администраторы, т.е. те, кто как бы «стоит у ворот», регулируя проникновение новых элементов культуры в общество, и от кого (как и от исполнителей) зависит, что и как будет показано публике, вызовет ли это ее интерес, привлечет ли ее внимание; наконец, массовая публика, общественные вкусы которой во многом определяют популярность тех или иных продуктов культуры: фильмов, книг, музыки и т.д.

Очевидно, что считать субъектом культуры только творческую элиту (писателей, ученых, изобретателей и пр.) нельзя, так как нельзя сводить культуру только к ее «чисто» творческой функции. Культура – это не только создание шедевров (единичных, неповторимых артефактов), но и существование ее в традициях (установившемся в поведении и быту людей порядке, неписаных правилах) и стереотипах (стандартизированных, устойчивых, эмоционально-насыщенных, ценностно-окрашенных представлениях). Именно в этом виде культура в основном и осваивается большинством людей на уровне их обыденного (повседневного) сознания. Освоение, потребление, воспроизводство и тиражирование ценностей и норм культуры в виде их «распредмечивания», адаптации и репродукции также обладает определенным творческим потенциалом, так как требует от человека известных усилий (интеллектуальных и эмоциональных), избирательности (критичности), заинтересованности.

Поэтому, хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности. Традиционно всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях.

Во-первых, как «продукт» культуры, введенный в ее нормы и ценности, обученный технологиям деятельности и этике взаимодействия с другими людьми в процессе социализации, осуществляемой в ходе детского воспитания, при получении общего и специального образования, посредством контактов со своим социальным окружением (семьей, друзьями, коллегами и пр.). Получая повседневную информацию обыденного и специализированного характера, осмысливая художественные образы и нравственные коллизии в произведениях литературы и искусства и т. п., человек прямо или опосредствованно формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Этот процесс не заканчивается с достижением возрастной зрелости; корректировка параметров этой адекватности продолжается на протяжении всей жизни человека.

Во-вторых, как «потребитель» культуры, использующий нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике и особенно во взаимодействии с другими людьми, пользующийся языками и символами коммуникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими формами и пр. как данными ему уже в готовом виде инструментами и способами личностной самоидентификации и социальной самореализации в данном сообществе.

В-третьих, как «производитель» культуры, либо творчески порождающий новые культурные формы, либо воспроизводящий или оценивающий имеющиеся формы, что уже по самому факту индивидуального интерпретирования может быть квалифицировано как акт т



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: