Языковые средства создания образа А.В.Суворова в мемуарах Дениса Давыдова




В начале XIX века Денис Давыдов вводит в «высокую» поэзию особую литературную манеру, построенную на приеме контраста, который пронизывает различные уровни стихотворного текста: от фонетического до лексического и синтаксического. В стихотворениях «гусарской» стилистики присутствует ряд устойчивых мотивов, концентрирующихся вокруг фигуры лирического героя-гусара.

Отметим, однако, что до сих пор в науке не произведен анализ языковых средств, служащих для создания образа через анализ гусарской лирики Дениса Давыдова. Интересны выводы об особенностях функционирования системы языковых единиц, используемых Давыдовым для создания образа исторического лица – Александра Васильевича Суворова (1730-1800)

В работе анализируются языковые средства создания образа выдающейся исторической личности, что актуально не только для лингвистики, но и для ряда других гуманитарных и социальных наук, изучающих человека как носителя власти и лидерских качеств.

Объектом исследования в работе является образ А.В.Суворова в мемуарах Дениса Давыдова. Денис Васильевич Давыдов (1784-1839) – русский поэт, наиболее яркий представитель «гусарской поэзии», мемуарист, генерал-лейтенант. Один из командиров партизанского движения во время Отечественной войны 1812 года.

Предметом исследования являются языковые единицы, с помощью которых Денис Давыдов создает образ великого полководца.

Цель исследования - на материале мемуаров Дениса Давыдова выявить систему языковых средств, используемых для создания образа Суворова, и определить функции этих средств.

Источником исследования послужили мемуары Дениса Давыдова.

В данной работе предпринята попытка рассмотреть образ Суворова как совокупность процессуальных и непроцессуальных характеристик. Данная концепция позволит провести анализ образа Суворова, представить его как деятельную личность, а также принять во внимание статичные характеристики. На основании исследования можно сделать вывод о том, с помощью каких языковых средств автор создает образ великого военачальника.

 

В исследовании использованы общенаучные методы (наблюдение, сопоставление, анализ, синтез, моделирование), индуктивный метод, в ходе которого обобщались наблюдения над языковыми фактами, методы системно-функциональной лингвистики (контекстный анализ, интерпретационный анализ).

В работе рассматривается проблема описания личности с лингвистических позиций. Обращение к данной проблематике связывается с господствующим в современной лингвистике антропоцентрическим подходом к анализу языка. Антропоцентрическая лингвистика предполагает изучение языка в тесной связи с человеком, его сознание, мышлением и практической деятельностью.

В нашей работе мы акцентируем свое внимание на понятии термина образ человека. Понятие образ рассматривается в рамках различных научных дисциплин, в каждой из которых прослеживается длительная история становления этого понятия, сосуществуют различные подходы к его интерпретации. В данной работе мы будем опираться на понятие «образ человека», которое было разработано в исследованиях кировских лингвистов (С.В. Чернова, Н.Г. Наумова, Л.В. Калинина, И.А. Игнатова). В соответствии с этим подходом, теоретические, практические и методологические основания которого были разработаны С.В. Черновой, образ человека понимается как динамическая модель, в которой отражены не только статические (непроцессуальные), но и поведенческие (процессуальные) признаки человека, проявляющиеся в процессе целенаправленной деятельности человека от замысла до осуществления замысла.

Непроцессуальные или статичные характеристики - это такие характеристики, которые не дают представления о деятельностной составляющей образа, поэтому не входят в структуру деятельности человека.

Процессуальные или динамические характеристики заключают в себе указание на деятельность персонажа, рассматриваемую как мотивированный и целенаправленный процесс, в ходе которого субъект обнаруживает способность к изменению, переходу в другое состояние, последовательно сменяющее данное в процессе человеческой деятельности. Субъект, совершающий действие рассматривается в динамическом аспекте, выступает как человек, который обнаруживает заинтересованность в чем-либо, принимает решения, продвигается к цели, используя целый набор коммуникативных тактик, и этой цели достигает.

 

В нашей работе непроцессуальные и процессуальные характеристики А.В. Суворова конкретизируются и рассматриваются по следующим параметрам.

Непроцессуальные характеристики включают в себя описание внешности, вещного мира, системы ценностей А.В. Суворова. Процессуальные характеристики конкретизируются при рассмотрении следующих характеристик: цель и мотивы деятельности, фактическое осуществление задуманного, способы достижения цели, верификация как сличение полученного результата с задуманным. В качестве особого параметра характеристики Суворова в работе рассматривается оценка героя Д.Давыдовым.

Давыдов дает краткую оценку семьи Суворова, его воспитанию, блестящему образованию «Александр Васильевич изучил основательно языки французский, немецкий, турецкий и отчасти италианский». Также в мемуарах Давыдов отмечает его превосходный ум, обширные разносторонние знания, что очень высоко ценила Екатерина. Суворов одновременно «поражал вельмож своими подвигами», то «язвил их насмешками». Многие указывали на Суворова как на человека весьма «сумасбродного и невежду», Денис Давыдов «возражал порицателем его». Давыдов свидетельствует что Суворов «не сделал несчастными ни одного чиновника и рядового; он не ударив ни разу солдата, карал виновных лишь насмешками, прозвищами в народном духе...».

В мемуарах излагается ряд свидетельств, которые «достаточно говорят в пользу человеколюбия Суворова». Имеется в виду, что когда Суворов «вступал в Варшаву, взял с собою лишь те полки, которые не занимали этой столицы…Полки, наиболее тогда потерпевшие, были оставлены в Праге, дабы не дать им случая удовлетворить свое мщение». Давыдов горячо, восторженно и вдохновенно описывает величие талантов и высоту человеколюбия Суворова – «он более полустолетия тому назад, положил руку на сердце русского солдата и изучил его биение». Суворов жил среди войска и «вполне изучил его», это привлекало к нему «сердца солдат». Суворов верил, что русский солдат имеет право на «познание своего достоинства» - «он удесятерил пользу, приносимую повиновением, сочетав его в душе нашего солдата с чувством воинской гордости и уверенности в превосходстве его над всеми солдатами в мире,- чувством, которого следствию нет пределов». В мемуарах приводится доказательства, того что Суворов был гением в военном искусстве, обладал «беспокойным, своенравным, независимым» характером, полководец «предал анафеме всякое оборонительное, еще более отступательное действие в российской армии и соток лет к сряду, то есть от первого боевого выстрела до последнего дня своей службы, действовал не иначе, как наступательно». В боевом искусстве проявлял свой стремительный непредсказуемый характер и часто бросался на противника «стремглав, стремительными переходами, которые именуются суворовскими». Из документов Суворова «мы видим лишь похвалу штыку и презрение к ружейной пальбе». Также приводится описание встреч с Суворовым в дни своей молодости – «Я помню, что сердце моё упало…» Юный Давыдов описывает Суворова в непримечательной одежде «на нем не было ни ленты, ни крестов», «черты сухощавого лица покрыты морщинами»

Непроцессуальные характеристики образа Суворова заключены в таких языковых единицах, как герой, великий, изумительный, загадочный, таинственный, гениальный, красноречивый, набожный, человеколюбивый, самобытный, неустрашимый, самоотверженный, с причудами, чудак, сухощавый, непобедимый, шестидесятитрехлетний старец-юноша, насмешливый, важный, своевольный, неожиданный. При этом отсутствует конкретная портретная характеристика личности, а также автор не использует описание личности полководца через вещи или предметы быта. Как видно, для описания Суворова Давыдов использует различные существительные: генерал, гений, герой, чудак, старец - юноша, свежий юноша. Автор использует для обозначения титула Суворова такое существительное как «генерал» (1), «герой» (3), «великий» (3) частотность их употребления низкая, так как автор акцентирует наше внимание не на титуле, а на лексических единицах, характеризующих Суворова по интеллектуальному состоянию - «гений» (7), интеллектуально-эмоциональному состоянию - «чудак» (1). Также автором используются существительные для обозначения возраста – «старец - юноша» (1). Эти существительные неоднородны по своему значению и стилистической окраске. Это обусловлено тем, кто именно использует то или иное существительное, а также ситуацией: «Балагуря и напуская на себя разного рода причуды, он в то же время отдавал приказания армиям, обнаруживавшие могучий гений» и т.д.

Прилагательные, описывающие Суворова в мемуарах Давыдова многочисленны, что позволяет легко создать определённый образ, указывая на возраст, внешний вид (старый, сухощавый), отношение общества (великий, изумительный, гениальный, человеколюбивый, неустрашимый, непобедимый), эмоциональные состояния и их проявления (насмешливый, неожиданный, самобытный, своевольный, подвижный), разные черты характера, склада личности (причудливый, серьезный, умный, веселый, разговорчивый). Суворов представляется как гений в военном искусстве – лучший, первый, который обладает весьма оригинальным характером – своевольный, неожиданный, шутливый. Встречаются прилагательные в простой степени, при помощи данных прилагательных автор возвышает образ Суворова.

В описании А.В.Суворова у Давыдова отсутствуют слова, имеющие негативную коннотацию. Части речи, которые используются автором, помогают создать цельный образ правителя, обладающего исключительными личностными качествами.

Следует отметить, что непроцессуальные характеристики являются фундаментом, в основе которого формируются процессуальные характеристики.

Анализ процессуальных характеристик представлен как последовательное изучение компонентов, составляющих в целом деятельность человека (мотив, цель, предмет, операции, действия, средства, условия, результат) и выраженных в языковых формах. В итоге выстраивается лингвистическая модель поведения человека на протяжении его жизненного пути.

Процессуальные характеристики для описания образа Суворова даются в таких, например контекстах: «Лишь только они начинали говорить о военных действиях, Суворов, по-видимому, засыпал, что вынуждало их изменять разговор, или, увлекая их своим красноречием, он внезапно прерывал свой рассказ криками петуха»; «В течение всего обеда он, при самых интересных разговорах, не забыл ловить каждый взгляд её, как скоро она обращалась в противную от него сторону, мгновенно бросал какую-нибудь шутку на ее счет», «подобно школьнику – повесе» и т.д.

При характеристике образа исторического персонажа мы опирались на динамическую модель описания образа человека, разрабатываемую в работах кировских лингвистов, в соответствии с которой образ человека/персонажа рассматривается как совокупность его непроцессуальных (внешний облик, предметы и атрибуты, система ценностей, черты характера) и процессуальных (мотивы, цели деятельности, способы фактического осуществления действия, коммуникативные тактики, верификация результатов деятельности) признаков.

Как видно А.В. Суворов в мемуарах Давыдова предстает как очень насмешливый, непредсказуемый, импульсивный человек, который достиг величия и был гениален на военном поприще (его гениальность просто констатируется, но ничем не подтверждается). При описании образа полководца А.В. Суворова внешняя характеристика практически отсутствует, так например, имеется лишь указание на возраст и сообщается, что полководец – гений и обладает большим умом. В мемуарах современников А.В.Суворов получает более разностороннюю характеристику. Его называют «одним из самых необыкновенных людей своего века», который в совершенстве «знал дух своего народа» и обладал «геройскими качествами, необыкновенным умом и… ловкостью, превосходящею, быть может, и его способности, и ум. Суворов обладает самыми обширными познаниями, энергическим, никогда ни изменяющим себе характером и чрезмерным честолюбием. Это великий полководец и великий политик...»

 

 

Список литературы

1. Д. Давыдов «Встреча с великим Суворовым»

2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов Ахманова М., 2004.

3. Чернова С. В. Процессуальные и непроцессуальные характеристики человека как основа для реконструкции его образа… С. 555.

4. Чернова С. В. Процессуальные и непроцессуальные характеристики человека как основа для реконструкции его образа… С. 557.

5. Чернова С. В. Деятельность: лингвистический анализ… С. 118.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: