Предмет: Методика обучения естествознанию(Природоведение, Биология)




План-конспект урока

 

Дисциплина «Методика обучения естествознанию(Природоведение, Биология)»

Тема: « Торф »

Группа З-С(Д)О-16

 

Выполнила

 

Евсеева Диана Марсельевна

 

Симферополь, 2020

Предмет: Методика обучения естествознанию(Природоведение, Биология)

Класс: 6

Тема урока: Торф

Цель урока: формирование представлений о торфе

Задачи урока:

· Образовательные:

- закрепление знаний о горючих полезных ископаемых;

- выявление свойств торфа;

- знакомство с процессом образования торфа, способами его добычи и использования;

· Коррекционно-развивающие:

- коррекция вербальной памяти на основе выполнения репродуктивных упражнений, коррекция концентрации и устойчивости внимания;

-коррекция и развитие внимания, мыслительной деятельности (операции анализа и синтеза, обобщения);

-коррекция и развитие речи (расширение словарного запаса);

-коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.

 

· Воспитательные:

- формирует чувство ответственности, доброжелательности, коллективизма, воспитывает собственные положительные качества личности.

Тип урока: Комбинированный.

Оборудование: ноутбук, презентация, образцы торфа для определения свойств, стаканчики с водой, бумажные салфетки, тарелочки, стеклянные пластинки, ручная лупа.

 


Этап урока Время Содержание урока Деятельность ученика
I. Организационный момент 1-3 мин. Добрый день, ребята! Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Вы друг другу улыбнитесь. На места свои садитесь. Постарайтесь всё понять, Хорошо запоминать.   Дети готовятся к уроку.
II. Повторение пройденного материала   3-5 мин. Что такое полезные ископаемые? (Природные образования, которые люди добывают из глубины или с поверхности Земли и используют в различных целях). – Какие полезные ископаемые используются в строительстве? (Глина, песок, известняки, гранит) 2. Дидактическая игра «Узнай по описанию и покажи» – Узнайте полезное ископаемое по описанию свойств, назовите его и найдите среди образцов (На демонстрационном столе - образцы из коллекции полезных ископаемых.) 1). Прочная, твёрдая порода. Состоит из полупрозрачных, серых, красных и чёрных крупинок, или зёрнышек. (Гранит) 2). Обычно белый, серый или желтоватый камень, внутри множество пор. (Известняк) 3). Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. (Песок) 4). Известняк белого цвета, легко ломается и крошится. (Мел) 5). Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле. (Глина)   3. – На прошлом уроке мы узнали, что в природе имеются ещё и горючие полезные ископаемые. Почему их так называют? (Хорошо горят и выделяют при горении много тепла). - Какие полезные ископаемые относятся к горючим? (Торф, каменный уголь, нефть, природный газ)   Дети отвечают на вопросы учителя.
III. Изучение нового материала 15-20 мин. – Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из горючих полезных ископаемых: с торфом; выявим свойства торфа с помощью лабораторной работы, познакомимся с процессом образования торфа, способами его добычи и использования. – Запишите тему урока в тетради.   1.Образование торфа – Рассмотрите кусочки торфа, лежащие у вас на столах, при помощи ручной лупы, не видны ли в них остатки полусгнивших растений. (Учащиеся сообщают результат наблюдения). – Откуда же они в торфе? Дело в том, что торф образовался на болотах в результате медленного разложения торфяного мха и других болотных растений в течение нескольких тысячелетий. Толщина торфа на торфяных болотах – 1-2 метра, а в некоторых местах достигает 10-11 метров. Торф и сейчас продолжает образовываться на болотах. За 10 лет толщина слоя торфа может увеличиться на 5-30 миллиметров. Таким образом, торф – горючее полезное ископаемое, образованное из полусгнивших остатков болотных растений. (Записать в тетради).   2. Свойства торфа. Учитель предлагает выполнить лабораторную работу, цель которой – определить свойства торфа. Учащиеся проводят эту работу по инструкции, записывают результаты наблюдений и опытов: 1). Рассмотрите кусочек торфа. Какого он цвета? Запишите. (Торф тёмно-бурого или коричневого цвета). 2). Попробуйте разломить его. Легко ли он ломается? Результат запишите. (Торф ломкий) 3). Определите, что твёрже: торф или стекло. Для этого проведите кусочком торфа по стеклу. Если на стекле остались царапины, то торф твёрже стекла, если нет – мягче. Запишите. (Торф мягче стекла) 4). Определите, что легче: торф или вода. Для этого опустите кусок торфа в банку с водой. Если он утонет, то он тяжелее воды, если нет – легче. Сделайте вывод и запишите его. (Торф легче воды). 5). Определите, впитывает ли торф влагу. Для этого капни водой на кусок торфа. Что произошло с водой? Почему? Запишите результат. (Торф пористый, хорошо впитывает влагу). Такое свойство называется влагоёмкость. 6). – В начале урока мы с вами сказали, что торф относится к горючим полезным ископаемым, давайте проверим это утверждение. Учитель сам демонстрирует опыт горения торфа – кусок торфа поджигает в пламени спиртовки. Ученики наблюдают, как загорается и горит торф, записывают вывод. (Торф медленно загорается, хорошо горит). После выполнения лабораторной работы проводится проверка полученных результатов: учащиеся проводят самопроверку, ориентируясь на запись слайда, делают обобщения и выводы о свойствах торфа.   3. Добыча торфа. – Как вы думаете, где добывают торф? – Да, добывают его на высохших или высушенных человеком торфяных болотах - торфяниках. С помощью текста учебника мы узнаем о способах добычи этого полезного ископаемого (Поочерёдное чтение учащимися материала в учебнике на стр.87-88 со слов «Торф добывают…»). Учитель комментирует информацию и обращает внимание на экологические проблемы, связанные с добычей торфа: при неправильном осушении болот усиливается опасность пожаров. Торф не горит открытым огнём - он тлеет, выделяя большое количество дыма. Пожар в торфяной толще опасен тем, что распространяется под землёй и его очень трудно потушить.   4. Использование торфа Рассказ учителя в сочетании с презентацией. · Как топливо на тепловых электростанциях,котельных промышленных предприятий и жилищно-коммунального хозяйства. · В сельском хозяйстве в качестве удобрения, подстилочного сырья для животных, как укрывной материал. В виде субстрата для грунта в парниках и теплицах. · Изготовление торфяных горшочков, таблеток для рассады. · В строительстве (плиты для утепления стен). · В медицине (лечебные, бактерицидные грязи и торфяные ванны).) · Получение светильного газа, метилового спирта, дегтя, воска, парафина.     Дети внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы учителя.
IV.Фузкульминутку 1-2 Мы топаем ногами Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем И вновь писать начнем. Дети повторяют за учителем
V. Закрепление изученного материала 5-7 мин. · В какую группу полезных ископаемых входит торф? · Назовите свойства торфа. · Из чего образуется торф? · Где добывают торф? · Где применяют?   Дети отвечают на вопрос учителя.
VI. Итог урока 2-3 мин. Чем запомнился урок? - Что интересного вы узнали? - Какое впечатление осталось после урока? Выставление оценок. Дети составляют краткий рассказ.
VII. Домашнее задание 1-2 мин. Задание на дом: с. 86, читать, изобразить рисунок об использовании человеком торфа Дети записывают домашнее задание.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: