План-конспект урока
Дисциплина «Методика обучения естествознанию(Природоведение, Биология)»
Тема: « Торф »
Группа З-С(Д)О-16
Выполнила
Евсеева Диана Марсельевна
Симферополь, 2020
Предмет: Методика обучения естествознанию(Природоведение, Биология)
Класс: 6
Тема урока: Торф
Цель урока: формирование представлений о торфе
Задачи урока:
· Образовательные:
- закрепление знаний о горючих полезных ископаемых;
- выявление свойств торфа;
- знакомство с процессом образования торфа, способами его добычи и использования;
· Коррекционно-развивающие:
- коррекция вербальной памяти на основе выполнения репродуктивных упражнений, коррекция концентрации и устойчивости внимания;
-коррекция и развитие внимания, мыслительной деятельности (операции анализа и синтеза, обобщения);
-коррекция и развитие речи (расширение словарного запаса);
-коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
· Воспитательные:
- формирует чувство ответственности, доброжелательности, коллективизма, воспитывает собственные положительные качества личности.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: ноутбук, презентация, образцы торфа для определения свойств, стаканчики с водой, бумажные салфетки, тарелочки, стеклянные пластинки, ручная лупа.
Этап урока | Время | Содержание урока | Деятельность ученика |
I. Организационный момент | 1-3 мин. | Добрый день, ребята! Прозвенел уже звонок. Начинается урок. Вы друг другу улыбнитесь. На места свои садитесь. Постарайтесь всё понять, Хорошо запоминать. | Дети готовятся к уроку. |
II. Повторение пройденного материала | 3-5 мин. | Что такое полезные ископаемые? (Природные образования, которые люди добывают из глубины или с поверхности Земли и используют в различных целях). – Какие полезные ископаемые используются в строительстве? (Глина, песок, известняки, гранит) 2. Дидактическая игра «Узнай по описанию и покажи» – Узнайте полезное ископаемое по описанию свойств, назовите его и найдите среди образцов (На демонстрационном столе - образцы из коллекции полезных ископаемых.) 1). Прочная, твёрдая порода. Состоит из полупрозрачных, серых, красных и чёрных крупинок, или зёрнышек. (Гранит) 2). Обычно белый, серый или желтоватый камень, внутри множество пор. (Известняк) 3). Образовался при разрушении гранита, используется в строительстве и при производстве стекла. (Песок) 4). Известняк белого цвета, легко ломается и крошится. (Мел) 5). Обладает пластичностью, используется в строительстве и гончарном деле. (Глина) 3. – На прошлом уроке мы узнали, что в природе имеются ещё и горючие полезные ископаемые. Почему их так называют? (Хорошо горят и выделяют при горении много тепла). - Какие полезные ископаемые относятся к горючим? (Торф, каменный уголь, нефть, природный газ) | Дети отвечают на вопросы учителя. |
III. Изучение нового материала | 15-20 мин. | – Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из горючих полезных ископаемых: с торфом; выявим свойства торфа с помощью лабораторной работы, познакомимся с процессом образования торфа, способами его добычи и использования. – Запишите тему урока в тетради. 1.Образование торфа – Рассмотрите кусочки торфа, лежащие у вас на столах, при помощи ручной лупы, не видны ли в них остатки полусгнивших растений. (Учащиеся сообщают результат наблюдения). – Откуда же они в торфе? Дело в том, что торф образовался на болотах в результате медленного разложения торфяного мха и других болотных растений в течение нескольких тысячелетий. Толщина торфа на торфяных болотах – 1-2 метра, а в некоторых местах достигает 10-11 метров. Торф и сейчас продолжает образовываться на болотах. За 10 лет толщина слоя торфа может увеличиться на 5-30 миллиметров. Таким образом, торф – горючее полезное ископаемое, образованное из полусгнивших остатков болотных растений. (Записать в тетради). 2. Свойства торфа. Учитель предлагает выполнить лабораторную работу, цель которой – определить свойства торфа. Учащиеся проводят эту работу по инструкции, записывают результаты наблюдений и опытов: 1). Рассмотрите кусочек торфа. Какого он цвета? Запишите. (Торф тёмно-бурого или коричневого цвета). 2). Попробуйте разломить его. Легко ли он ломается? Результат запишите. (Торф ломкий) 3). Определите, что твёрже: торф или стекло. Для этого проведите кусочком торфа по стеклу. Если на стекле остались царапины, то торф твёрже стекла, если нет – мягче. Запишите. (Торф мягче стекла) 4). Определите, что легче: торф или вода. Для этого опустите кусок торфа в банку с водой. Если он утонет, то он тяжелее воды, если нет – легче. Сделайте вывод и запишите его. (Торф легче воды). 5). Определите, впитывает ли торф влагу. Для этого капни водой на кусок торфа. Что произошло с водой? Почему? Запишите результат. (Торф пористый, хорошо впитывает влагу). Такое свойство называется влагоёмкость. 6). – В начале урока мы с вами сказали, что торф относится к горючим полезным ископаемым, давайте проверим это утверждение. Учитель сам демонстрирует опыт горения торфа – кусок торфа поджигает в пламени спиртовки. Ученики наблюдают, как загорается и горит торф, записывают вывод. (Торф медленно загорается, хорошо горит). После выполнения лабораторной работы проводится проверка полученных результатов: учащиеся проводят самопроверку, ориентируясь на запись слайда, делают обобщения и выводы о свойствах торфа. 3. Добыча торфа. – Как вы думаете, где добывают торф? – Да, добывают его на высохших или высушенных человеком торфяных болотах - торфяниках. С помощью текста учебника мы узнаем о способах добычи этого полезного ископаемого (Поочерёдное чтение учащимися материала в учебнике на стр.87-88 со слов «Торф добывают…»). Учитель комментирует информацию и обращает внимание на экологические проблемы, связанные с добычей торфа: при неправильном осушении болот усиливается опасность пожаров. Торф не горит открытым огнём - он тлеет, выделяя большое количество дыма. Пожар в торфяной толще опасен тем, что распространяется под землёй и его очень трудно потушить. 4. Использование торфа Рассказ учителя в сочетании с презентацией. · Как топливо на тепловых электростанциях,котельных промышленных предприятий и жилищно-коммунального хозяйства. · В сельском хозяйстве в качестве удобрения, подстилочного сырья для животных, как укрывной материал. В виде субстрата для грунта в парниках и теплицах. · Изготовление торфяных горшочков, таблеток для рассады. · В строительстве (плиты для утепления стен). · В медицине (лечебные, бактерицидные грязи и торфяные ванны).) · Получение светильного газа, метилового спирта, дегтя, воска, парафина. | Дети внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы учителя. |
IV.Фузкульминутку | 1-2 | Мы топаем ногами Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем И вновь писать начнем. | Дети повторяют за учителем |
V. Закрепление изученного материала | 5-7 мин. | · В какую группу полезных ископаемых входит торф? · Назовите свойства торфа. · Из чего образуется торф? · Где добывают торф? · Где применяют? | Дети отвечают на вопрос учителя. |
VI. Итог урока | 2-3 мин. | Чем запомнился урок? - Что интересного вы узнали? - Какое впечатление осталось после урока? Выставление оценок. | Дети составляют краткий рассказ. |
VII. Домашнее задание | 1-2 мин. | Задание на дом: с. 86, читать, изобразить рисунок об использовании человеком торфа | Дети записывают домашнее задание. |
|