ЛЕКЦИЯ 13
АРХИТЕКТУРА ВЫСОКОГО И ПОЗДНЕГО КЛАССИЦИЗМА
В архитектуре Петербурга начала 19 века на первое место выдвигаются градостроительные задачи – создание архитектурных ансамблей и площадей.
Что для этих зданий будет характерно:
1. Большая протяженность, крупные детали, четкость и простота форм
2. Возрастает роль скульптуры в декоративном убранстве зданий. – Скульптура будет не только дополнять архитектурные произведения, но и выражать идеи гражданственности, патриотизма (что в целом очень характерно для классицистической эстетики).
Казанский собор. Андрей Воронихин. (1801 – 1811 гг.)
В 1799 году было принято решение построить на Невском проспекте новую большую церковь Казанской Богоматери. Ряд известнейших архитекторов приняли участие в конкурсе проектов, но все проекты по разным причинам были отклонены.
Тогда разработку проекта поручили русскому архитектору Андрею Воронихину.
Император Павел I пригласил Воронихина во дворец и высказал ряд пожеланий. Дело в том, что еще в 1781 году цесаревич, будущий император Павел I, отправился в поездку по странам Европы. В Италии он посетил Венецию, Флоренцию, Рим – и древнее искусство, особенно архитектура, поразило цесаревича.
Ему запомнился главный храм католицизма – собор Св. Петра в Риме. Павла не покидала мысль построить такой же храм в Петербурге. (СЛАЙД 3: Площадь перед собором Св. Петра).
Перед Воронихиным была поставлена задача: собор в Петербурге должен быть похож на римский.
Проект Воронихина удовлетворил всем требованиям как культовым, так и градостроительным.
Воронихин замечательно решил главную градостроительную задачу: перед боковым фасадом, обращенным на Невский проспект, он расположил полукружием колоннаду. – Колоннада не отделила собор от главной улицы столицы, а организовала предхрамовую площадь, которая вписывалась в общее пространство.
|
Особенности собора:
· 96 колонн коринфского ордера
· крылья-колоннада
· крылья завершены пропилеями. Пропилеи (греч.) – нарядный, архитектурно обработанный въезд. Монументальные ворота.
· Собор как бы охватывает и объединяет всех людей, пришедших на площадь
· Колоннада несет антаблемент с балюстрадой. Антаблемент (фр.) – балочное перекрытие пролета. Балюстрада (фр.) – ограждение балконов и лестниц.
· Пропилеи венчают аттики. Аттик (гр.) – стенка над антаблементом.
· Здание богато украшено статуями: князь Владимир, Александр Невский, Иоанн Креститель, Андрей Первозванный.
Решетка Казанского собора. Воронихин
· Напротив главного входа – небольшой сквер, огражденный решеткой. Созданная по рисунку Воронихина, решетка является самостоятельным произведением искусства.
· Над всем сооружением возвышается купол, который покоится на высоком барабане. Купол венчают золоченый шар и небольшой стройный шпиль.
· Высота от пола до вершины шпиля – почти 72 м.
· В соборе погребено тело М. И. Голенищева-Кутузова-Смоленского, полководца, героя войны 1812 года.
· Мемориальное значение Казанского собора возросло после установки в 1837 году на площади памятников Кутузову и Барклаю-де-Толли (скульптор: Орловский. Гранитные пьедесталы проектировал Стасов).
Адмиралтейство. Андреян Захаров. 1806 – 1828 гг.
|
· Адмиралтейство основал Петр I в 1704 году
· В старину Адмиралтейством называли корабельную верфь со всеми вспомогательными службами. Петр торопился с постройкой – России нужен был большой флот.
· Адмиралтейство неоднократно достраивалось и перестраивалось на протяжении 18 столетия.
· Но город разрастался, строились новые здания, дворцы, гранитные набережные. И здание Адмиралтейства, находившееся на видном месте в центре столицы, должно было иметь более торжественный, парадный вид. Короче говоря – нужно было строить новое здание.
· 23 мая 1806 года был утвержден проект Захарова. В плане здание представляло собой две гигантские буквы «П», вписанные одна в другую.
· Замечательно сочетание портиков и гладких стен – здание торжественно, монументально, величественно, но вместе с тем удивительно изящно.
· Центральная часть здания. Она имеет форму куба и в ней прорезана триумфальная арка.
· По бокам арки на постаментах стоят скульптурные изображения морских нимф, держащих земную и небесную сферы (скульптор Щедрин).
· Над аркой – барельефное изображение двух фигур крылатых Слав со скрещенными победными знаменами (скульптор Теребенев).
· На аттике – знаменитый горельефный фриз «Заведение флота в России » (Теребенев). – На горельефе изображен бог морей Нептун, вручающий Петру I трезубец – символ власти над морем.
· Башня оканчивается золоченым шпилем, который увенчан золотым корабликом.
· Постройку Адмиралтейства заканчивали уже без Захарова – он умер в августе 1811 года: на улице ему стало плохо, когда он шел домой, и он умер не дойдя до дома.
· Последние леса были убраны в 1828 году. И творение зодчего получило всеобщее признание. Здание Адмиралтейства стало доминантой столицы.