План-конспект урока
Дисциплина «Методика обучения естествознанию (Природоведение, Биология)»
Тема: « Злаковые. Общие признаки злаковых. »
Группа З-С(Д)О-16
Выполнила
Евсеева Диана Марсельевна
Симферополь, 2020
Предмет: Методика обучения естествознанию (Природоведение, Биология)
Класс: 7
Тема урока: Злаковые. Общие признаки злаковых.
Цель урока: формирование понятия о семействе Злаки.
Задачи урока:
· Образовательные:
-выявить признаки семейства злаки, многообразие видов, основные культурные растения семейства и значение злаков в жизни человека;
-Познакомить учащихся с условиями выращивания зерновых культур.
· Коррекционно-развивающие:
- коррекция вербальной памяти на основе выполнения репродуктивных упражнений, коррекция концентрации и устойчивости внимания;
-коррекция и развитие внимания, мыслительной деятельности (операции анализа и синтеза, обобщения);
-коррекция и развитие речи (расширение словарного запаса);
-коррекция и развитие эмоционально-волевой сферы.
· Воспитательные:
- формирует чувство ответственности, доброжелательности, коллективизма, воспитывает собственные положительные качества личности.
Тип урока: сообщение нового материала и его первичное закрепление
Оборудование: гербарий растений семейства Злаковые, презентация, учебник, тетрадь, ручка, карандаш.
Этап урока | Время | Содержание урока | Деятельность ученика |
I. Организационный момент | 1-3 мин. | Я рада видеть вас сегодня. Давайте улыбнемся друг другу, настроимся на поиск и начнем урок. | Дети готовятся к уроку. |
II. Повторение пройденного материала | 3-5 мин. | А. Распределите растения по семействам (слайд 1). 1. Семейство Розоцветные. 2. Семейство Мотыльковые. 3. Семейство Крестоцветные. 4. Семейство Паслёновые. 5. Семейство Сложноцветные. Представители: 1 - роза, 5 - горох, 9 - репа, 13 - перец, 2 - подсолнечник, 6 - томат, 10 - картофель, 14 - капуста, 3 - фасоль, 7 - малина, 11 - соя, 15 - вишня, 4 - редька, 8 - астра, 12 - одуванчик, 16 – белена. Ответ: 1. Семейство Розоцветные – 1, 7, 15. 2. Семейство Мотыльковые – 3, 5, 11. 3. Семейство Крестоцветные – 4, 9, 14. 4. Семейство Паслёновые. - 6, 10, 13, 16. 5. Семейство Сложноцветные – 2, 8, 12. (Взаимопроверка и самооценивание по шкале: 16 баллов – «5» 12-15 баллов – «4» 8-11 баллов – «3». Менее «8» - «2». Б. Устно (слайд 2): 1) Какие растения относятся к семейству розоцветные? 2) Какова формула цветка растений семейства розоцветные? 3) Как называется плод у растений семейства бобовые? 4) Какое соцветие характерно для растений семейства бобовые? 5) Назовите пищевые растения семейства паслёновые? 6) Что вы можете сказать о растениях семейства паслёновые: белена чёрная и дурман обыкновенный? | Дети отвечают на вопросы учителя. |
III. Изучение нового материала | 15-20 мин. | Зла́ки (лат. Gramíneae), или Мя́тликовые (лат. Poáceae). Среди всех семейств цветковых растений злаки занимают особое положение. Оно определяется не только их высокой хозяйственной ценностью, но и той большой ролью, которую они играют в сложении травянистых группировок растительности —- лугов, степей, прерий и пампасов, а также саванн. К злакам принадлежат основные пищевые растения человечества —- пшеница мягкая (Triticum aestivum), рис посевной (Oryza sativa) и кукуруза (Zea mays), а также многие другие зерновые культуры, снабжающие нас такими необходимыми продуктами, как мука и крупа. Пожалуй, не менее важным является и использование злаков в качестве кормовых растений для домашних животных. Многообразно хозяйственное значение злаков и во многих других отношениях. Давайте вспомним пословицы и поговорки о злаках, хлебе. Злаки имеют характерный вид. В природе их легко узнать по полому цилиндрическому стеблю-соломине, на котором ясно выступают плотные вздутые узлы. Участки между узлами, называемые междоузлиями, чаще всего полые. Часть междоузлия, располагающаяся непосредственно над узлом, способна к росту. Соломина злаков хорошо сопротивляется сильным порывам ветра и нелегко обламывается. От стебля-соломины отходят узкие, линейные, у некоторых злаков нитевидные листья. В строении листа злаков различают основную часть, представленную ланцетной или шиловидной листовой пластинкой с параллельным жилкованием, и часть листа, охватывающую стебель, – так называемое влагалище. Живые влагалища защищают междоузлия и зону роста, сухие влагалища нижних листьев предохраняют основания побегов от чрезмерного испарения или перегрева. При основании листовой пластинки очень часто имеется перепончатый вырост, называемый язычком или лигулой; он препятствует проникновению воды, а с нею грибков и бактерий внутрь влагалища. Мелкие цветки собраны в простое соцветие злаков – колосок. Колоски, каждый из которых может содержать от одного до нескольких цветков, в свою очередь объединяются в сложные соцветия: метелки, сложные колосья, початки. Сложный колос (пшеница, рожь, ячмень), метёлка (мятлик, полевица, овёс, мужское соцветие кукурузы), початок (кукуруза). Формула ↑О(2) +2Т3П1. Цветки не имеют околоцветника, одеты двумя (редко одной) цветковыми чешуями. В таких мелких, незаметных цветках обычно три тычинки и один пестик с двумя рыльцами, у цветков риса и бамбука – шесть тычинок. Большинство злаков – ветроопыляемые растения. Плод – зерновка, пленчатый околоплодник плотно прилегает к семени. Некоторые виды размножаются вегетативно, с помощью ползучих корневищ или укореняющихся побегов. Лабораторная работа «Строение злакового растения» (работа в парах) Цель: Оборудование: гербарные экземпляры злаковых растений, лупа. Ход работы. 1. Рассмотрите и определите тип корневой системы злакового растения. 2.Рассмотрите стебель растения. 3.Рассмотрите листья пшеницы. Опишите их. 4.Рассмотрите цветок пшеницы и зарисуйте его, обозначьте его части. Вывод: Чем корневая система однодольных отличается от корневой системы двудольных? Как называется стебель? Какое жилкование у листьев у данного злака? Как называется соцветие злака? Составьте формулу цветка растения Как называется плод пшеницы? | Дети внимательно слушают учителя и отвечают на вопросы учителя. |
IV.Фузкульминутку | 1-2 | Раз — подняться, потянуться Раз — подняться, потянуться, Два — нагнуть, разогнуться, Три — в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре — руки шире, Пять — руками помахать, Шесть — на место сесть | Дети повторяют за учителем |
V. Закрепление изученного материала | 5-7 мин. | В предлагаемых цепочках названий растений найти лишнее звено. Мятлик, тимофеевка, астра, рожь, ковыль. (Астра, т.к. перечислены растения семейства злаков, а астра относится к семейству сложноцветных.) 2. Ячмень, просо, горох, кукуруза, рис. (Горох, т.к. перечислены растения семейства злаков, а горох относится к семейству бобовых.) 3. Бамбук, ежа, ковыль, шиповник, мятлик. (Шиповник, т.к. перечислены растения семейства злаков, а шиповник относится к семейству розоцветных.) | Дети отвечают на вопрос учителя. |
VI. Итог урока | 2-3 мин. | Несмотря на разнообразие растений данного семейства однотипность строения цветка и плода очевидна. Именно по сходности строения цветков, типа плода все многообразие растений и было объединено в общее семейство. Выставление оценок. | Дети составляют краткий рассказ. |
VII. Домашнее задание | 1-2 мин. | Прочитать учебник на стр. 96-97.Выполнить задания. «Шифр». Выпишите номера признаков, присущих представителям семейства злаков. 1. Мелкие цветки собраны в соцветие корзинку. 2. Мелкие цветки собраны в соцветия колоски, которые в свою очередь соединяются в более сложные соцветия. 3. Плод – семянка. 4. Околоцветник состоит из четырех чашелистиков и четырех лепестков. 5. Листья длинные, с параллельным жилкованием и длинным влагалищем. 6. Плод – ягода. 7. Плод – зерновка. 8. Цветок имеет две цветковые чешуи, три тычинки и один пестик. 9. Стебель – соломина с узлами. 10. Цветки могут быть трубчатыми язычковыми или воронковидными. (Ответ: 2–5–7–8–9.) | Дети записывают домашнее задание. |