Впишите пропущенные названия структурных компонентов в системы воспитательного процесса, выделенные по разным критериям




Занятие 11

Сущность процесса воспитания и самовоспитания.

Основные понятия:

Воспитание – специально организованный и управляемый процесс формирования человека, осуществляемый педагогами в учебно-воспитательных учреждениях и направленный на развитие личности.

Современный словарь по педагогике. М., 2001. С. 84.

Самовоспитание – формирование человеком своей личности в соответствии с поставленной целью.

Современный словарь по педагогике. М., 2001. С. 679

 

Перевоспитание – этоперестройка установок, взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам и требованиям общества.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997. С.29

 

Концепция - совокупность идей, взглядов, принципов, отражающих научно-теоретическую сущность какого-либо явления или процесса.

Основы педагогики /А.И. Жук, И.И. Казимирская и др. М., 2003. С. 339

Закономерность – объективно и постоянно существующие связи между явлениями действительности.

Основы педагогики /А.И. Жук, И.И. Казимирская и др. М., 2003. С. 338.

 

Принципы воспитания – общие требования к воспитанию, определяющие воспитательный процесс посредством норм, правил, рекомендаций по разработке, организации и проведению воспитательной работы.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997. С.25

 

Социализация – усвоение и воспроизводство человеком культурных ценностей, социальных норм, установок, образцов поведения, его саморазвитие и самореализация в том обществе, в котором он живет.

Основы педагогики /А.И. Жук, И.И. Казимирская и др. М., 2003. С. 245

Культура поведения – совокупность форм повседневного поведения человека (в труде, в быту, в общении), в которых находят внешние выражения моральные и эстетические нормы этого поведения.

Современный словарь по педагогике. М., 2001. С. 363

 

Вопросы для самостоятельного изучения и повторения:

1. Понятие процесса воспитания и самовоспитания: сущность, особенности, структура.

2. Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в РБ о целях, принципах и содержании воспитания школьников.

3. Зарубежные модели воспитания.

 

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Почему процесс созидания Человека, Личности требует целостности и в чем она состоит?

2.Общеизвестна крылатая фраза А.П. Чехова: “В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли”. Реальна ли эта мечта?

3. В чем сходство и различие социализации и воспитания, социальности и воспитанности?

4. Может ли быть успешным воспитание без самовоспитания и самовоспитание без воспитания?

5. В чем проявляется субъектность позиции ученика, студента в воспитательном процессе?

6. По каким критериям можно анализировать ход и результаты процесса воспитания?

7. Какие проблемы воспитания существуют в Республике Беларусь на современном этапе?

Основная литература

1.Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. - М., 1997. С. 24-34.

Или

2.Подласый И.П. Педагогика. Т. 2. - М., 1999. С. 5-59.

и

3.Концепция воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь. /Организация и стимулирование самостоятельной работы студентов по педагогике. И.И. Казимирская, А.В. Торхова. –Мн.: «Бестпринт», 2004. С.282-301.

Дополнительная литература

1. Педагогика /Под ред. П.И.Пидкасистого - М.,1996. С. 344-371.

2. Харламов И.Ф. Педагогика. - Мн., 1997. Глава 17. С. 288-296.

3. Праблемы сучаснага выхавання. Аб новай канцэпцыi выхавання дзяцей i навучэнскай моладзi ў Рэспублiцы Беларусь //Народная асвета. 1999. № 10. С. 3-10.

4. Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2000г. //Воспитание школьников. 2000. № 1. С. 6-9; № 2. С. 2-7; № 3. С. 2-11.

5. Рэкамендацыi па арганiзацыi выхаваўчай работы ў 2000-2001 навуч. годзе //Пазашкольнае выхаванне. 2000. № 5. С. 3-9

6. Основные направления совершенствования воспитания детей и молодежи в системе учреждений внешкольного образования и воспитания //Пазашкольнае выхаванне. 2000. № 5. С. 10-15.

 

Вопросы и задания для самопроверки к занятию № 11

1.Какой вариант определения процесса воспитания, наиболее полно отражает современное понимание его сущности? Почему?

А. Процесс воспитания – это целенаправленное и специально организованное руководство воспитанием школьников в соответствии с социальным заказом общества.

Б. Процесс воспитания – это целенаправленное и специально организованное взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью которого является формирование личности школьника.

В. Процесс воспитания – это целенаправленный процесс формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитанников.

Проклассифицируйте перечисленные утверждения, определив те из них, которые относятся к особенностям процесса воспитания, и те, которые являются принципами его организации.

Целенаправленность Многофакторность.
Уважение личности Длительность
Комплексность Двусторонний характер
Опора на положительное в школьнике Сложность
Отдаленность результатов Непрерывность
Вариативность результатов Единство воспитательных воздействий школы, семьи, общества.
Личностный подход Гуманизация и демократизация воспитания
Общественная направленность воспитания Связь воспитания с жизнью и трудом.
Ориентация на потребности ребенка Воспитания в коллективе
Особенности ПВ Принципы ПВ

Впишите пропущенные названия структурных компонентов в системы воспитательного процесса, выделенные по разным критериям

Овладение знанием норм и правил   Формирование чувств Формирование поведения
  Формирование отношений   Формирование общей направленности
Проектирование процесса воспитания Организация деятельности   контроль

 

Используя знания по истории педагогики, проклассифицируйте основные направления в содержании воспитания, обозначенные в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

Традиционные направления Современные направления
   


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: