Как решать педагогическую задачу




Профессиональная деятельность педагога предполагает постоянное решение педагогических задач.

Педагогическая задача — результат осознания педагогом цели своей деятельности в условиях конкретной педагогической ситуации.

Педагогическая ситуация — объективное состояние педагогического процесса и педагогической системы в определенный период времени, когда имеется расхождение между желаемым и реально достигнутым уровнем развития личности учащегося.

В педагогической задаче, как и в любой задаче вообще, имеется два элемента:

1) известное, т.е. что дано (условие задачи);

2) неизвестное, т.е. что требуется найти и осуществить (вопрос: как? почему? зачем? что делать? каковы причины поступка? и пр.).

Решить педагогическую задачу — значит:

* проанализировать ее условие (педагогическую ситуацию);

* выявить и сформулировать проблему (вопрос);

* предложить возможные варианты решения (модели взаимодействия педагога и ученика);

* выбрать оптимальный вариант решения и аргументировать его.

Схема решения педагогической задачи.

1. Анализ педагогической ситуации:

- общая характеристика педагогической системы (школы, класса, спортивной команды, группы туристов и пр.), в которой происходит действие (поло-возрастной состав, степень сплоченности группы, формальная и неформальная структура), и ее социального окружения (благоприятное или неблагоприятное влияние школьной, семейной и др. среды);

- характеристика субъектов деятельности (психологические особенности, черты характера, привычки поведения, ценности, мотивы, цели деятельности, взаимоотношения, состояние в данный момент).

 

2. Выявление и формулировка проблемы:

- обобщение исходных условий задачи;

- конкретизация условий, помогающих и мешающих решить задачу;

- определение проблемы (проблем), исходя из целей обучения и воспитания;

- выявление информации, недостающей для решения проблемы, и способов ее получения.

 

3. Поиск вариантов решения задачи:

- проектирование и обоснование решения задачи на теоретическом уровне путем привлечения знаний педагогики, психологии и др. наук;

- прогнозирование конкретных педагогических действий по порядку и по содержанию (во-1-х, сделаю то-то и потому-то; во-2-х и т.д.);

- формулировка альтернативных решений, их сравнение и оценка с точки зрения возможных последствий (если поступить так, то возможны такие-то ответные действия со стороны учеников);

- выбор и аргументация оптимального плана педагогической деятельности с точки зрения степени достижения результата.

 

  1. Анализ и оценка результатов педагогической деятельности с точки зрения изменения в развитии личности ученика (в случае практического решения задачи).

 

Вопросы и задания для самопроверки к занятию № 11

 

1.Какой вариант определения процесса воспитания, наиболее полно отражает современное понимание его сущности? Почему?

А. Процесс воспитания – это целенаправленное и специально организованное руководство воспитанием школьников в соответствии с социальным заказом общества.

Б. Процесс воспитания – это целенаправленное и специально организованное взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью которого является формирование личности школьника.

В. Процесс воспитания – это целенаправленный процесс формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитанников.

 

2.Проклассифицируйте перечисленные утверждения, определив те из них, которые относятся к особенностям процесса воспитания, и те, которые являются принципами его организации.

 

Целенаправленность Многофакторность.
Уважение личности Длительность
Комплексность Двусторонний характер
Опора на положительное в школьнике Сложность
Отдаленность результатов Непрерывность
Вариативность результатов Единство воспитательных воздействий школы, семьи, общества.
Личностный подход Гуманизация и демократизация воспитания
Общественная направленность воспитания Связь воспитания с жизнью и трудом.
Ориентация на потребности ребенка Воспитания в коллективе
Особенности ПВ Принципы ПВ

 

3. Впишите пропущенные названия структурных компонентов в системы воспитательного процесса, выделенные по разным критериям

 

Овладение знанием норм и правил   Формирование чувств Формирование поведения
  Формирование отношений   Формирование общей направленности
Проектирование процесса воспитания Организация деятельности   контроль

 

4.Используя знания по истории педагогики, проклассифицируйте основные направления в содержании воспитания, обозначенные в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

 

Традиционные направления Современные направления
     

 

 

5. Решение педагогических задач

Учительство конца ХХ и начала ХIХ вв. столкнулось с проблемой подростковой жестокости, наркоманией, алкоголизмом, обострением в межнациональном общении и др.

 

Задание.

1. Проанализируйте социальные и педагогические факторы, обусловившие появление “зоны риска” в жизнедеятельности современных школьников. Используйте материалы “Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в РБ” (“Введение” и раздел 1 — “Состояние воспитательной работы на современном этапе”). При анализе учтите сокращение периода современного детства, изменение системы общения в больших микрорайонах, архитектурного облика “родного дома”, системы ценностных ориентаций.

2. Предложите возможные варианты решения задач воспитания школьников в сложившейся ситуации с учетом действия названных факторов. Используйте материалы “Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в РБ” (раздел 2-4 – «Фундаментальные основы образования и воспитания», «Национальная система непрерывного образования и воспитания», «Условия эффективного осуществления образования и воспитания»).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: