Профессиональная деятельность педагога предполагает постоянное решение педагогических задач.
Педагогическая задача — результат осознания педагогом цели своей деятельности в условиях конкретной педагогической ситуации.
Педагогическая ситуация — объективное состояние педагогического процесса и педагогической системы в определенный период времени, когда имеется расхождение между желаемым и реально достигнутым уровнем развития личности учащегося.
В педагогической задаче, как и в любой задаче вообще, имеется два элемента:
1) известное, т.е. что дано (условие задачи);
2) неизвестное, т.е. что требуется найти и осуществить (вопрос: как? почему? зачем? что делать? каковы причины поступка? и пр.).
Решить педагогическую задачу — значит:
* проанализировать ее условие (педагогическую ситуацию);
* выявить и сформулировать проблему (вопрос);
* предложить возможные варианты решения (модели взаимодействия педагога и ученика);
* выбрать оптимальный вариант решения и аргументировать его.
Схема решения педагогической задачи.
1. Анализ педагогической ситуации:
- общая характеристика педагогической системы (школы, класса, спортивной команды, группы туристов и пр.), в которой происходит действие (поло-возрастной состав, степень сплоченности группы, формальная и неформальная структура), и ее социального окружения (благоприятное или неблагоприятное влияние школьной, семейной и др. среды);
- характеристика субъектов деятельности (психологические особенности, черты характера, привычки поведения, ценности, мотивы, цели деятельности, взаимоотношения, состояние в данный момент).
2. Выявление и формулировка проблемы:
- обобщение исходных условий задачи;
|
- конкретизация условий, помогающих и мешающих решить задачу;
- определение проблемы (проблем), исходя из целей обучения и воспитания;
- выявление информации, недостающей для решения проблемы, и способов ее получения.
3. Поиск вариантов решения задачи:
- проектирование и обоснование решения задачи на теоретическом уровне путем привлечения знаний педагогики, психологии и др. наук;
- прогнозирование конкретных педагогических действий по порядку и по содержанию (во-1-х, сделаю то-то и потому-то; во-2-х и т.д.);
- формулировка альтернативных решений, их сравнение и оценка с точки зрения возможных последствий (если поступить так, то возможны такие-то ответные действия со стороны учеников);
- выбор и аргументация оптимального плана педагогической деятельности с точки зрения степени достижения результата.
- Анализ и оценка результатов педагогической деятельности с точки зрения изменения в развитии личности ученика (в случае практического решения задачи).
Вопросы и задания для самопроверки к занятию № 11
1.Какой вариант определения процесса воспитания, наиболее полно отражает современное понимание его сущности? Почему?
А. Процесс воспитания – это целенаправленное и специально организованное руководство воспитанием школьников в соответствии с социальным заказом общества.
Б. Процесс воспитания – это целенаправленное и специально организованное взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной целью которого является формирование личности школьника.
В. Процесс воспитания – это целенаправленный процесс формирования личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей взаимодействие воспитателей и воспитанников.
|
2.Проклассифицируйте перечисленные утверждения, определив те из них, которые относятся к особенностям процесса воспитания, и те, которые являются принципами его организации.
Целенаправленность | Многофакторность. |
Уважение личности | Длительность |
Комплексность | Двусторонний характер |
Опора на положительное в школьнике | Сложность |
Отдаленность результатов | Непрерывность |
Вариативность результатов | Единство воспитательных воздействий школы, семьи, общества. |
Личностный подход | Гуманизация и демократизация воспитания |
Общественная направленность воспитания | Связь воспитания с жизнью и трудом. |
Ориентация на потребности ребенка | Воспитания в коллективе |
Особенности ПВ | Принципы ПВ |
3. Впишите пропущенные названия структурных компонентов в системы воспитательного процесса, выделенные по разным критериям
Овладение знанием норм и правил | Формирование чувств | Формирование поведения | |
Формирование отношений | Формирование общей направленности | ||
Проектирование процесса воспитания | Организация деятельности | контроль |
4.Используя знания по истории педагогики, проклассифицируйте основные направления в содержании воспитания, обозначенные в Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.
Традиционные направления | Современные направления |
|
5. Решение педагогических задач
Учительство конца ХХ и начала ХIХ вв. столкнулось с проблемой подростковой жестокости, наркоманией, алкоголизмом, обострением в межнациональном общении и др.
Задание.
1. Проанализируйте социальные и педагогические факторы, обусловившие появление “зоны риска” в жизнедеятельности современных школьников. Используйте материалы “Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в РБ” (“Введение” и раздел 1 — “Состояние воспитательной работы на современном этапе”). При анализе учтите сокращение периода современного детства, изменение системы общения в больших микрорайонах, архитектурного облика “родного дома”, системы ценностных ориентаций.
2. Предложите возможные варианты решения задач воспитания школьников в сложившейся ситуации с учетом действия названных факторов. Используйте материалы “Концепции воспитания детей и учащейся молодежи в РБ” (раздел 2-4 – «Фундаментальные основы образования и воспитания», «Национальная система непрерывного образования и воспитания», «Условия эффективного осуществления образования и воспитания»).