Учебный курс в контексте изменения, развития современного образования




Тема 1. Введение. Историко-системно-футурологический образовательный контекст,

Цель/структура учебного курса «Методика преподавания философских дисциплин»

Учебный курс «Методика преподавания философских дисциплин» (МПФД) не есть нечто отдельное, а является, во-первых, элементом современного общеобразовательного процесса, во-вторых, частью непосредственного образовательного процесса, нацеленного на получение определенного образования в системе всех других изучаемых учебных курсов.

Соответственно, нужно дать общее представление:

- об историко-системно-футурологическом образовательном контексте курса,

- о непосредственном образовательном контексте курса

- об общем подходе/цели, структуре, основных темах и проблемах учебного курса.

Возможны два варианта изложения вводного содержательного материала:

- вариант первый: данная информация дается очень кратко, и она прямо не отражается в итоговых, контрольных вопросах по учебному курсу.

- вариант второй: данная информация дается в достаточном объеме, и она потом включается в итоговые, контрольные вопросы по учебному курсу.

Считаем, что второй вариант более адекватен современности (в частности, из-за постоянного процесса общественных изменений).

В соответствие с этим, формируются следующие три блока тем и проблем, которые будут отражены во введении, будут проверяться в тестовых заданиях, т.е. войдут в следующие итоговые, контрольные вопросы:

- Учебный курс в контексте изменения, развития современного образования.

- Учебный курс в системе университетской подготовки бакалавров, магистрантов, аспирантов.

- Общий подход/цель, структура, основные разделы и проблемы учебного курса.

 

!!! Обращаем вниманием на следующее: я теперь подобное введение делаю у каждого учебного курса. Поскольку я читаю три курса, то первые два вопроса у всех моих курсов будут, практически, одинаковыми. Извините, но, во-первых, в идеале, я должен читать и всю свою специфику вкладывать в один курс (иначе, всегда какие-то повторы), во-вторых, конечно, повторно читать и повторно спрашивать на зачете/экзамене данную проблематику я не буду. Соответственно, в курсах «Современная научна картина мира», «Медиафилософия» эти вопросы просто будут – без траты времени/внимания на них.


Учебный курс в контексте изменения, развития современного образования

 

Для нашего времени характерны изменения, мы живем в «век перемен». Изменения касаются и образовательной сферы. Всем этим задается общая необходимость рассмотрения данной проблемы и соответствующего вопроса в учебном курсе. Ведь, может получиться так, что мы не знаем, не учитываем, не соответствуем новейшим веяниям. Соответственно, уже с самого начала не даем наш учебный материал на высоком уровне – что нельзя допустить. Другое дело, чтобы точно обнаружить/указать самые интересные, важные, перспективные темы/проблемы/направления образовательных изменений и их влияния.

Предполагаем, что одной из основных причин/источников изменений в современном высшем образовании является постоянное развитие информационно-коммуникационных технологий (1.1.1). В контексте их развития/влияния можно указать/обсудить следующий ряд тем: проблема и направления положительного использования информационно коммуникационных технологий в образовании; проблема конкурентной борьбы между классическим очным и дистанционным высшим образованием; проблема увеличение времени и качества самостоятельной работы обучающихся.

Исследование/рассмотрение данной проблематики прямо соотносится с темой глобализации образования и перспективами, если так можно выразиться, монополизации образования несколькими ведущими вузами, здесь также затрагивается и такая значимая проблема, как коммерциализация вузов (в контексте разрабатываемой в западной мысли темы завершения истории классического и формирование новой современной формы университета – предпринимательского университета) – следует рассмотреть их в отдельном анализе (1.1.2).

 

 


1.1.1. Развитие информационно-коммуникационных технологий и его влияние на образовательный процесс

 

Проблема и направления положительного использования информационно коммуникационных технологий в образовании

Информационно-коммуникационные технологии дают возможность, могут и используются:

- домашний компьютер позволяет набирать, иметь в электронной форме и печатать все учебные материалы

- электронная почта позволяет рассылать все учебные материалы → лекции не будут даваться под запись, поскольку электронные материалы лекций будут посылаться старосте группы

--! наиболее оптимальная форма использования этих электронных лекций следующая: я заранее посылаю следующие лекции (и они находятся перед глазами обучающихся во время чтения лекций; в начале лекций я ссылаюсь на них, + весьма желательно, чтобы я доработал лекции до схем, таблиц, дающих краткое представление главных идей и логики всех крупных смысловых блоков лекций или вопросов)

- можно рекомендовать фильмы для просмотра в учебных целях

- можно самостоятельно делать учебные видео-материалы

- прекрасный результат дает возможность интернет-тестирования, после изучения каждого крупного раздела учебного курса;

- …

 

Проблема конкурентной борьбы между классическим очным и дистанционным высшим образованием

Каждая из отдельных положительных возможностей использования современных информационно-коммуникационных технологий в образовании достойна отдельного представления. Также было бы полезно представить и все отрицательные/негативные следствия использования современных информационно-коммуникационных технологий. И в итоге, подвести некий общий баланс. Предполагаем, что все это наиболее оптимально делать в ходе общего конкурентного сравнения и выведения дальнейших перспектив очного и дистанционного высшего образования.

Сегодня можно говорить о формировании прямой конкуренции между традиционным, очным университетским образованием и дистанционным. В историческом плане это конкуренция или исходная разность берет начало в наличие двух форм образования: очного и заочного. Заочное образование показывало, что, в принципе, можно было получить образование путем самостоятельной работы, на основе специально подготовленных педагогических средств для самостоятельной работы, с минимальным (в сравнение с очным образованием) прямым участием преподавателей. На новом качественном уровне – на основе постоянных качественных улучшений в области информационно-коммуникационных технологий – традицию заочного образования продолжило дистанционное образование. Но, именно, на новом качественном уровне. К примеру, дистанционное образование может включать в себя целый курс видео-лекций, в принципе, идентичных обычным очным лекциям (по качеству и по охвату всего лекционного материала учебного курса).

Будет ли продолжать развиваться дистанционное образование, как реальный конкурент традиционному очному образованию? Несомненно, да. Есть множество причин этого (экономия на преподавателях, возможность получать учебный материал от самых известных в своей области специалистов, …).

Не претендуем на то, чтобы давать здесь окончательные выводы. Но будем копить материал к этому выводу (который, еще раз, подчеркнем, оказывает влияние на современное образование, на специфику работы в классическом университете на очном отделении). Этот материал будем стараться отображать в нижеследующей таблице, в которой будем выделять определенные пункты и давать их сравнительную оценку с точки зрения или в плане очного и дистанционного образования. Предполагаем, что не лишним будет выделить некий третий гипотетический вариант, который бы в будущем совмещал все положительные возможности очного и дистанционного образования в единой модели. Подчеркнем, что третий вариант, именно, гипотетический, т.е. нет никакой уверенности в его обязательном осуществлении.

 

 

  Пункты, моменты образовательной деятельности   Очное образование ? >, <, = Заочное/дистанционное образование   Возможный некий неожиданный гибрид между очным и дистанц. образ.
  Где все происходит   В основном (лекции, семинары, зачеты/экзамены) все происходит в специализированных учебных корпусах на территории университета; где во время занятий в коридорах не шумят, где родственники не отвлекают, где существует общая атмосфера для занятий     ?   В идеале, все может происходить в любом удобном для обучающегося месте, прежде всего, у него дома,   Возможно, будут некие центры, в которых можно будет получать персональную учебную информацию в комфортных условиях (тишина, не мешают домашние, нет родного холодильника с вкусняшками, …)
Лекции Реальные лекции никогда не смогут заменить видеолекции, поскольку …   Видеолекции вполне могут заменить очные лекции, поскольку …  
Контроль, тесты     Интернет тесты (автоматически проверяемые) = лучше (экономят время и ко), чем любые другие  
       
Денежные траты: - стоимость обучения (включая плату преподавателям, за образовательные помещения), - стоимость дороги до университета и обратно, - процент использования, соответственно, экономическая выгода от домашнего компьютера, домашних помещений … -        
         

 

Проблема увеличение времени и качества самостоятельной работы обучающихся

Будет ли увеличиваться время на самостоятельную работу студентов в очном образовании? Возможно, но, точно, что никаких сокращений этого вида учебной деятельности не будет. В этом плане, уже сегодня следует об очном образовании, как об очно-дистанционном образовании.

Что следует делать в условиях роста времени на самостоятельную работу студентов:

- преподаватели должны готовить понятные самостоятельные задания для самостоятельной работы,

- преподаватели должны готовить много заданий, тестов, проверяющих полученные знания,

- студенты должны настраиваться на необходимость самостоятельной работы, учиться (самостоятельно) учиться,

- оставшиеся часы живого общения между преподавателями и студентами использовать как-то более «живее» - другое дело, как это сделать без потери требуемой серьезности обучения;

- активизировать поиски новых подходов, методов обучения:

-- в проекте: разобрать хорошую тему на семинаре и потом организовать коллективную интернет-дискуссию всей группы, разбитой на пары оппонентов, а потом вывести победителей (все должно пройти в течение одного вечера);

-- … (ваше предложение).

Уверены, что очень большое значение для современной образовательной работы вообще и обеспечения качества самостоятельной работы студентов имеет полноценная работа с/на eLibrary. Этот отечественный интернет-ресурс: аккумулирует огромный массив научных текстов (журналов, книг, конференций, …); представляет публицистическую активность авторов, фиксирует ссылки на их работы и многое-многое другое. Соответственно, это крайней необходимое для полноценной научной, технической, образовательной и последующий профессиональной деятельности средство. Надеемся, что вы знаете о library, зарегистрированы в ней и получаете там много важной для вас образовательной, научно-технической информации. Соответственно, вы также имеете представление о РИНЦ и других системах научного цитирования. Мы уверены, что все это вы знаете и используете. Но в серьезных случаях лучше проверить, что у вас в этой области все в порядке. Поэтому первый проверочный тест по данному курсу связан с вашим знанием в области eLibrary и индексов цитирования.

Считаем также, что в условиях роста времени на самостоятельную работу растет значимость такой формы работы как подготовка тезисов и (по возможности) участие в научных конференциях. Подготовка и выступление с научным докладом носит комплексный характер, соответственно, позволяет хорошо проверить много аспектов успешного освоения учебного материала. Отсюда, ищем конференции и готовим тезисы к выступлению на них (можно от двух авторов одни тезисы)

Литература:

Маслов В.М., Флегонтов И.Д. Реализация ФГОС 3 ++: проект интернет-дискуссий и обеспечение практической направленности магистерской подготовки // Инновационные технологии в образовательной деятельности: материалы Всероссийской научно-методической конференции г. Нижний Новгород, 5 февраля 2019 г. – Н. Новгород: НГТУ, 2019. С. 115-121.


1.1.2. Глобализация, коммерциализация образования как тенденции и проблемы современной университетского образования

Глобализация в образовании – часть общемировой тенденции глобализации. Специфику с акцентом проблемность глобализации образования можно выразить в следующем ряде тезисов: во-первых, университеты всего мира начинают открыто сравниваться друг с другом, во-вторых, люди достаточно активно используют возможность получать образование в различных университетах мира, в-третьих, видна тенденция выделения небольшого числа ведущих вузов (как в каждой стране, так для всего мира – последние, это, прежде всего, западные университеты) и их резкого разрыва со всеми оставшимися провинциальными, национальными вузами, в-четвертых, всему этому очень способствуют новые информационно-коммуникационные технологии, примером чего является то, что все ведущие вузы интенсивно используют возможности дистанционного образования.

Современная глобализация образования вполне может служить основой для разрушения национального образования и «утечки мозгов». Уравновешивает ли эти негативные тенденции положительная необходимость национальному и провинциальному образования быть конкурентоспособным мировому образованию?

Если формирование ведущих глобальных вузов должно быть прямо связано с экономической целесообразностью, то из этого вытекает и такая существенная тенденция современного образования, как стремление к коммерциализации образования. В этом плане целесообразно не только сокращения числа вузов, но и числа преподавателей (в частности, через интенсивное использование автоматизированных информационно-коммуникационных средств образования), времени на общую, гуманитарную, культурную подготовку.

Выше тема коммерциализации вузов дана негативно. Можно ли этой трактовке противопоставить положительную? Может ли в этом плане коммерциализация вузов означать требование того, чтобы провинциальные вузы активней и очевидней вносили реальный вклад в развитие региональной экономики и культуры?!

 

Литература:

Воронкова О.В. Трансформация системы образования в условиях глобализации // Глобальный научный потенциал. 2016. № 10 (67). С. 59-60.

Палей Е.В. Онтологиченские основания и цели образования: противоречия трансформации // Известия высших учебных заведений. Серия: «Гуманитарные науки». 2015. Т. 6. № 1. С. 21-25.

Ридингс Б. Университеты в руинах. – Минск: БГУ, 2009. 248 с.

Щелкунов М.В. Университеты нового поколения // Вестник ТИСБИ. 2017. № 2. С. 17-26.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: