1.2.1. Философская магистратура и бакалаврский курс философии
Базовым для философской магистратуры является бакалаврский курс философии, который должен дать самое общее, базовое представление о философии. На основе этих знаний строится дальнейшая философская подготовка. Но не всегда все вспоминается (быстро активизируется из памяти) из бакалаврского курса. Это особенно касается тех, кто давно закончил вуз и изучал бакалаврскую философию. Поэтому, целесообразно, напомнить об общей философии или бакалаврской философии.
Значимость философии обосновывается в рамках бакалаврского курса философии. Здесь указывается главное: философия – это обоснованное мировоззрение свободного, современного человека. Это определение философии постепенно выводится, по мере освоения основных разделов философского знания, к каковым можно отнести; введение в философию, историю философии, онтологию, гносеологию, философию человека, философию общества и будущего человечества, заключение.
Суть раздела «Введение в философию»: органично выйти на специфику философии; показать отличие философии от всех других видов мировоззрений (мифологического, религиозного, эстетического, обыденного, научного); представить ход исторических изменений в мировоззренческой сфере; показать, что формирование современного научно-философского мировоззрения является наиболее адекватной формой мировоззрения для выпускников вуза и человечества.
Суть раздела «История философии »: показать последовательное историческое развитие мысли по всем направлениям философских исследований, формирующее основу достижений современной философии, и способствующее ее дальнейшему творческому развитию в плане адекватных ответов на современные мировоззренческие вызовы. (Самое общее деление в области огромного историко-философского материала следующее: начала истории философии и древняя философия; история западной философии XVII-XIX вв.; история новейшей мировой и российской философии.)
Суть раздела «Онтология »: представить общее системное видение всего существующего: рассмотреть вопросы бесконечности, боге (в полемике материализма, объективного и субъективного идеализма), всеобщем в мире (бытие, материя, пространство, временя, движение, детерминизм, развитие и др.), как условие общего историко-системного понимания происходящего, среды/условий/контекста нашего существования.
Суть раздела «Гносеология »: дать системное и перспективное видение познавательного процесса через рассмотрение вопросов о природе (необходимости) и общественной обусловленности познания, специфике познавательного процесса (специфика и взаимоотношении чувственного, рационального, иррационального познания; методы познания; научное познание и научная теория как высшие формы познавательной деятельности) и результатов познания (знание, истина).
Суть раздела «Философия человека »: рассмотреть две основные группы вопросов: что есть человек (происхождение человека; человек в системе общественных связей; биологическое и социальное, сознательное и бессознательное в человеке и др.) и смысл его жизни (свобода, счастье, индивидуализм или этатизм и др.).
Суть раздела «Философия общества и будущего человечества »: раскрыть вопросы, что есть общество (происхождение общества, структура общественной жизни) и показать основные тенденции и проблемы общественного развития (скорость общественных изменений; коммунизм; постиндустриальное общество; ноосфера, глобализм или антиглобализм; постчеловеческое общество и др.), в целом, создать основу для сознательной ответственной и перспективной социальной деятельности человека.
Суть раздела «З аключение » - подведение итогов и указание планов развития/совершенствования курса.
Бакалаврская философия обязана дать общее представление о философии. Соответственно, любой другой философский курс всегда будет только, так или иначе, обогащать, углублять, оригинально трансформировать информацию, основы которой уже даны в бакалаврской философии. Базовый характер бакалаврской философии делает целесообразным актуализацию основных моментов бакалаврской философии перед изучением любого нового философского курса. Это и будет сделано в соответствующем тесте.
1.2.2. Философская магистратура и аспирантура
Обучение в магистратуре вполне может вести к поступлению в аспирантуру, т.е. к получению дальнейшего более высокого уровня образования.
Но, в принципе, магистерский уровень образованию вполне может быть достаточным. Последнее особенно возможно применительно к философской магистратуре ННГУ «Наука, технологии и общество».
1.2.3. Кратко о главной особенности философской магистратуры ННГУ «Наука, технологии и общество»
Главная идея этой и подобных философских магистратур – максимально приблизить философию (ее достижения и возможности) к реальной научной практике.
Это не означает, что любой философской вопрос/тему нужно насильно связывать с пользой, прагматикой. Но это означает, что, в конечном счете, любой ученый/инженер, закончивший данную магистратуру, должен получить больше денег, и продвинуться дальше по карьерной линии, чем человек, не получивший данное философское образование.
В философии, в потенции, есть настрой на подобное (Фалес в свое время, из принципа, заработал много денег), реально влиять на общественную жизнь (переделывать ее под идеал) стремились Пифагор (пифагорейский союз) и Платон.
Сейчас очень интересен такой феномен, как гуманитарная экспертиза, нацеленная на коллективное рациональное обсуждение острейших (в частности, биотехнологических) проблем. Здесь философы и ученые вместе обсуждают и решают вопросы.
1.3. Общий подход/цель, структура, основные разделы и проблемы учебного курса МПФД
Начнем с того, что происходит здесь. Первый специфический момент нашего курса демонстрируется прямо сейчас – это есть развернутое введение в курс МПФД. Данное введение уже включает в себя материал на два экзаменационных вопроса. Сейчас оно завершается рассмотрением данной проблемы, которая составит материал для третьего экзаменационного вопроса. Соответственно. Первый раздел курса МПФД: Введение. Историко-системно-футурологический образовательный контекст, цель/структура учебного курса.
Два оставшихся, других разделов курса МПФД выводим следующим образом. В принципе, название курса ориентирует на вполне понятное, которое относится ко всем преподаваемым наукам. К примеру, скорее всего, есть или вполне могут быть курсы: «методика преподавания физических, химических, биологических … наук. Во всех этих случае общим является педагогическая наука, которая профессионально разрабатывает «методику преподавания» вообще, для преподавания всех/любых наук. Соответственно, формируется второй раздел курса, в котором следует рассмотреть все то, что может предложить педагогика в данном случае. Отсюда, второй раздел курса МПФД: Основы истории и теории педагогики для преподавания философских дисциплин.
В принципе, каждый вопрос из второго раздела может служить основой для той или иной методики преподавания философских дисциплин применительно к их разным темам и проблемам. Такое решение вполне возможно. Но у него есть кардинальный недостаток. При таком подходе пропадает желаемая итоговая целостность, когда вся работа представляет собой определенную связную систему. К тому же хотелось бы, чтобы разрабатываемые здесь проблемы были прямо связаны/оправданы/соотносимы с базовой бакалаврской философией. Думая в этом направлении, приходим к следующей идее. Сделать базовым объектом методики преподавания бакалаврский курс философии. В идеале, в ходе реализации, обучения в рамках данного курса мы вместе (на имеющемся у меня заделе: курс лекций по философии 2007 года и его современная версия) создадим рабочий, добротный курс философии, который любой из наших магистрантов может сразу после экзамена по данному курсу идти его преподавать! Отсюда, третий раздел курса МПФД: Основные разделы философского знания в методологической рефлексии. Суть этого раздела в том, что создать педагогически идеальный (это руководящая идея – такое может и не получиться) учебный курс по бакалаврской философии.
Поясним взаимодополнительность второго и третьего разделов курса МПФД на следующей схеме/таблице.
Второй раздел курса МПФД: Основы истории и теории педагогики для преподавания философских дисциплин | Третий раздел курса МПФД: Основные разделы философского знания в методологической рефлексии | |
Педагогика как наука. Воспитание, образование, обучение. Образование как двуединый процесс; личность как субъект и объект обучения. … | → ← → ← → ← → ← | - введение в философию, - история философии: древний мир - история философии: 17-19 в., - история философии: 20 в.→, - онтология, - гносеология, - философию человека, - философию общества и будущего человечества, - заключение. |
Любое хорошее дело должно заканчиваться определенным завершением/заключением, где еще раз обозревается сделанное, намечаются пути улучшения и развития курса. Отсюда, последний, четвертый раздел курса ФВЕ: Заключение.
+
На первое занятие была поставлена практика. Хотелось хорошо поработать. Для этого взял давно разрабатываемую тему визуализации, которая расположена где-то в середине второго раздела курса МПФД: Основы истории и теории педагогики для преподавания философских дисциплин.