Исаакиевский собор. Огюст Монферран. 1818-1858 гг.




ЛЕКЦИЯ 14

АРХИТЕКТУРА ВЫСОКОГО И ПОЗДНЕГО КЛАССИЦИЗМА

(продолжение)

 

Елагин дворец. 1818-1822 гг.

К. И. Росси (1775-1849 гг.)

Ансамбль Елагина дворца был перестроен по заказу императрицы Марии Федоровны (вдовы Павла I). Это был первый крупный ансамбль, созданный величайшим мастером архитектурного ансамбля Росси.

Старый дом, построенный, вероятно, Кваренги, Росси увеличил и превратил в дворец.

Он не ограничился переделкой одного только здания, а выполнил реконструкцию всей усадьбы.

Это был первый экзамен молодого архитектора, сданный им на отлично.

 

Михайловский дворец (1819-1825) Росси.

Следующей крупной работой Росси стал проект Михайловского дворца и прилегающей площади – площади Искусств.

В 1816 году Росси получил предложение спроектировать дворец для брата императора Александра I – Михаила Павловича.

· Фасад главного корпуса обработан в центральной части восьмиколонным портиком коринфского ордера, поднятым на аркаду первого этажа. Аркада – ряд равных по величине арок, опирающихся на колонны (аркады часто применяются при сооружении открытых галерей, идущих вдоль стен здания).

· Дворец отличается подчеркнутой репрезентативностью и декоративной насыщенностью.

 

Павильон-пристань в Михайловском саду. 1825. Росси.

· На берегу Мойки у Михайловского дворца в 1825 году Росси построил небольшой парковый павильон, который представляет собой два квадратных помещения, связанных колоннадой из колонн дорического ордера

· Одна из легенд, связанных с именем Росси, гласит, что архитектурный образ павильона-пристани представился зодчему во сне.

 

Здание Главного штаба и Министерств. Арка здания Главного штаба. Росси. 1819-1829 гг.

Это здание Главного штаба, министерств иностранных дел и финансов.

Перед Росси стояла труднейшая задача: увязать новое здание с главными зданиями площади – Адмиралтейством и Зимним дворцом, которые уже существовали и были построены в разных стилях.

Росси был сторонником русского классицизма и в качестве образца принял творение Захарова – Адмиралтейство.

Величественная арка задумана Росси как памятник войне 1812 года:

· Два воина олицетворяют два возраста

· Колесницы Победы (Пименов-Демут-Малиновский) Гениально найдены пропорции скульптурной группы!

· линия фасада – 580 м!

· облик Главного штаба подчеркнуто строг и лаконичен

· Росси не смущала монотонность ритмики бесконечно протяженного здания – тем острее получался контраст с центральной аркой

· Арка сделана двойной, что скрывает излом отходящей отсюда Большой Морской улицы. Из-за ее поворота неожиданно открывается, поражая зрителя почти театральным эффектом, величественный простор Дворцовой площади.

· По рассказам, Росси стоял на арку, когда разбирали поддерживающие ее конструкции, ручаясь жизнью за ее прочность.

 

Александринский театр. Росси. 1828-1832 гг.

Этот ансамбль – вершина градостроительного творчества Росси.

· Доминантой ансамбля является Александринский театр.

· Главный фасад здания обращен в сторону Невского проспекта, здание находится в глубине площади.

· Росси придерживался такого принципа: «Цель не в обилии украшений, а в величии форм, в благородстве пропорций, в нерушимости».

· Главный фасад театра выделен глубокой шестиколонной лоджией.

· В нишах установлены статуи муз – Терпсихоры (танца) и Мельпомены (трагедии).

· Высокий аттик увенчан колесницей Аполлона – бога-покровителя искусств, на четверке лошадей, поднявшихся на дыбы.

· Легенда: в ходе строительных работ Росси применял чугунные перекрытия. Николай I, узнав об этом, остановил работы. Согласно легенде, Росси был возмущен недоверием к его инженерным знаниям и попросил царя повесить его на конструкциях крыши, если рухнет чугунный свод. Рассказывали, что царю понравилось предложение зодчего и строительство было возобновлено.

 

Публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина. Росси.

· Этот корпус был присоединен к уже существующему зданию библиотеки.

· Между колоннами Росси разместил барельефы и скульптурные фигуры ученых, философов и поэтов древности.

· Главный фасад здания венчает аттик со статуей Минервы. Минерва=Афина – покровительница наук, богиня мудрости.

 

Улица зодчего Росси. Росси.

· От южного фасада Александринского театра берет начало одна из самых красивых улиц – улица зодчего Росси, выдающееся явление в истории русского и мирового зодчества

· Длина 220 м

· Ширина 22 м

· Высота зданий – 22 м

· Росси нашел пропорции, которые дали колоссальный эффект.

· Постройка этого ансамбля стала последней работой великого зодчего.

 

Исаакиевский собор. Огюст Монферран. 1818-1858 гг.

· собор представляет собой одно из самых значительных сооружений русской архитектуры

· золоченый крест на куполе храма поднят на высоту 102 м.

· все четыре фасада подобны друг другу: многоколонный портик коринфского ордера завершается фронтоном с горельефами

· балюстрада со статуями

· золоченый купол покоится на барабане, который окружен колоннадой

· наружные стены храма облицованы мрамором

· Монферран посвятил сорок лет жизни строительству собора

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: