В первом параграфе обычно дается общая и социокультурная характеристики выбранного для исследования региона.
Например, для темы «Специфика организованных форм социально-культурной деятельности людей пожилого возраста (на примере Динского района)» - уместно рассмотреть географическое положение, климатические особенности района, общее количество населения и пожилых людей; дифференциация по возрасту и социальному статусу среди пожилых людей; источники и размеры доходов, основные рабочие и досуговые занятия, традиции, соотношение домашних и организованных форм СКД; количество учреждений культуры и доля в них клубов, коллективов пожилых людей, количество участников; основные модели досуга, досуговые потребности и возможности их удовлетворения и т.д. и т.п.
Таким образом, автор получает материал, позволяющий судить о необходимых направлениях и формах организации СКД пожилых людей в учреждениях культуры, об эффективности их деятельности и т.д.
К каждой характеристике указываются источники получения информации, которые помещаются в список литературы, например, статистический отчет (конкретно указать чей и за какой год), анкетирование (подробное описание среди кого, когда и как проводилось анкетирование, как обрабатывались результаты и т.д.), то есть обосновывается достоверность исследования.
В следующих параграфах могут быть:
1. Программа социологического исследования и его результаты с анализом. Сначала обоснование соц. исследования: что хотели узнать (основную гипотезу), почему выбрали именно эти методы, по каким признакам была сделана выборка реципиентов, для чего служит каждый вопрос анкеты и т.д. (см. приложение).
Дальше приводятся полученные фактические данные и делается их анализ: имеющиеся проблемы в данном регионе, например, однообразие форм и скудность модели досуга пожилых людей и т.д.; факторы и условия, приведшие к возникновению проблемы и влияющие на ее разрешение; как соотносятся проблемы исследуемого региона с общими, в чем совпадают или не совпадают, какие появляются новые и почему.
Если подобные исследования уже описаны в научной литературе, то указывается источник и сравниваются результаты. Заканчивается эта часть общими выводами по исследованию и конкретными рекомендациями.
В приложении студент помещает весь инструментарий, который был им использован в работе над исследованием (опросные листы, вопросы к проведению бесед, интервью, дневники и карточки наблюдений и т.д.).
2. Проект может быть в разных видах: 1) социокультурная программа развития учреждениях культуры или по отдельному направлению СКД. 2) развернутый бизнес-план по предложению нового культурного продукта.
Структура социокультурного проекта не имеет строго утвержденной формы (см.приложение). Но обычно содержатся следующие разделы:
- указание наименования проекта, учебного заведения, организации или предприятия, авторов, срока реализации;
- резюме на 1-2 страницах с указанием предложений потенциальному инвестору (благотворителю);
- описание продукции, товаров и услуг;
- маркетинговые исследования и стратегия;
- организационный план;
- производственный план;
- сметно-финансовое обоснование принятых в проекте решений;
- перспективы развития, риски и меры их предупреждения.
- рекомендации по решению проблемы и выполнению проекта.
- критерии эффективности, позволяющие судить об успешности будущих результатов.
Как видим, социологическое исследование может включаться в проект. Какие-то разделы, например, производственный план, могут исключаться.
Критерии оценки социокультурного проекта:
- реальность проекта;
- социальная и культурологическая значимость проекта для конкретной целевой аудитории;
- вовлечение в деятельность местного населения (то есть социальная направленность проектов);
- оптимальность сметно-финансового (либо технико-экономического) обоснования принятых в проекте решений;
- полнота, структурность;
- перспективность проекта, направленность проекта на создание и сохранение социокультурных ценностей и традиций.
Если проект (программа) были уже реализованы, то описываются полученные результаты (социальные, педагогические, социокультурные, экономические и т.д.), которые также можно подтвердить социологическим исследованием.
3. Описание проведенного мероприятия. Сценарий приводится в приложении, а в основную часть выносится:
- обоснование выбора темы, включающее в себя характеристики аудитории (где, когда, кем и с кем проведено мероприятие), основные социальные, педагогические, социокультурные задачи, предполагаемые результаты (какая проблема должна быть решена, какие личностные качества развиты и т.п.);
- предварительный режиссерский замысел представления;
- идейно-тематический анализ будущей творческой работы (тема, идея, конфликт, драматургическое развитие сценарной разработки, сверхзадача режиссера и эмоционально-образное зерно постановки);
- какие художественные и технические средства были задействованы и почему, какой эффект они должны были дать;
- анализ результатов проведенного мероприятия: какие возникали проблемы при подготовке и проведении мероприятия и как решались, освещение хода мероприятия и его восприятие аудиторией (можно привести протокол наблюдения); получен ли желаемый эффект (интервью с посетителями), резюме – какие задачи оказались выполненными, какие из примененных средств воздействия были наиболее уместны и наоборот – малоэффективны, какие обнаружились недостатки и пути их искоренения, что заслуживает распространения как позитивный опыт и т.д.
Обязательно приводятся и обосновываются маркетинговые мероприятия, финансовое обеспечение. Если есть возможность просчитать экономический эффект, то приводятся и методика расчета, и результаты. Находит освещение и деятельность директора проекта, программы (подготовка и выпуск распоряжений мэра города или губернатора о проведении мероприятия, работа с административными органами и департаментами, трудовыми коллективами, организациями, заинтересованными в осуществлении проекта, программы; аренда помещения, техники, реквизита, костюмов).
- в конце даются конкретные рекомендации по решению проблемы дипломного исследования и проведения подобных мероприятий.
Если студентом в качестве экспериментальной части было выбрано мероприятие, то в приложении также должны быть:
§ Монтажный лист эпизодов представления, игрового спектакля, праздника (режиссерская разработка);
§ Партитура выразительных средств спектакля, представления (текст, музыка, шумы, видеоряд, декорации).
§ Монтировочные схемы (чертежи), эскизы оформления игрового пространства, грим, костюм, образное решение действа, представления, праздника.
§ Планы репетиций с участниками спектакля, монтировочных репетиций и технических прогонов.
§ Сетевой график выпуска спектакля.
§ Протоколы, приказы, распоряжения административной части.
§ Финансовые сметы.
§ Афиши, рекламные плакаты и проспекты, пригласительные билеты и т.п.
§ Публикации и рецензии внешние (газеты, журналы, видеопресса) и внутренние (книга отзывов, приказы и распоряжения администрации, протоколы худсовета; дипломы и грамоты).
§ Видео, аудио и фотоотчеты (слайд-шоу или электронная презентация) организации и постановки творческой работы.
4. Методические рекомендации - это раскрытие одной или нескольких частных методик (технологий), выработанных на основе положительного опыта. Задача методических рекомендаций – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности.
В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих описываемую методику на практике.
Содержание методических рекомендаций не имеет строго регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно структурировать в следующей логике:
- описать опыт деятельности и что именно рекомендуется делать по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов);
- дать советы по решению:
· организационных вопросов (например, разработать план работы оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию и т. д.);
· материально-техническому обеспечению (скажем, Интернет-ресурсы);
· финансовому обеспечению (источники и примерные суммы финансирования),
· кадровому обеспечению (требования к экспертам);
- вычленить наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида деятельности (исходя из имеющегося опыта);
Структура методических рекомендацийможет быть и такой:
1. Вступительная часть. В ней даётся обоснование актуальности и краткий анализ состояния проблемы по литературным источникам и опыту практической деятельности; указывается адресат, которому предназначены рекомендации; разъясняется характер помощи, предложенной в данной публикации.
2. Изложение главного тезиса - общая характеристика основных подходов к оптимальному решению существующей проблемы.
3. Методические указания по содержанию и организации педагогического (управленческого) процесса.
4. Примерные варианты осуществления эффективных видов деятельности.
5. Описание результатов и перспектив развития предложенных в рекомендациях способов деятельности.
6. Рекомендации адресату по организации работы, направленной на использование рекомендации в практике деятельности:
· условия, необходимые для внедрения предложенных рекомендаций;
· конкретные действия по определению результатов и их анализу;
· планирование и коррекция работы;
· возможные трудности, способы их предупреждения и преодоления.
Конкретно, что включать в методические рекомендации дипломник определяет вместе с научным руководителем.