БАЛЕТ В АНГЛИИ В ЭПОХУ ШЕКСПИРА




БЕЖАР.

Выдающийся мастер балета Морис Бежар родился 1 января 1927 года в Марселе в семье известного французского философа Гастона Берже. В 1941 году Морис начал обучаться хореографии, а в 1944 году уже дебютировал в балетной труппе марсельской Оперы. Однако в классическом балете он не прижился и в 1945 году переехал в Париж, где в течение нескольких лет брал уроки у известных преподавателей, в результате чего освоил множество разных хореографических школ. Во время занятий танцами в Марселе ему приходилось постоянно слышать о том, что марселец Петипа стал великим хореографом и прославился на весь мир. Когда Бежару исполнился 21 год и он танцевал в английской труппе в Лондоне, ему пришлось много работать над классическим репертуаром с Николаем Сергеевым, на протяжении четверти века ассистировавшим Петипа. В Швеции Бежар танцевал в труппе «Кульберг-Балеттен», и когда там узнали, что он владеет хореографией Петипа, его попросили поставить большое па-де-де из «Щелкунчика» для Стокгольмской оперы. Это был первый восстановленный им дуэт, наиболее близкий к оригиналу. В Швеции Бежар дебютировал как хореограф, поставив для кинофильма фрагменты балета «Жар-птица» И. Стравинского. В 1953 году Бежар совместно с Ж. Лораном основал в Париже труппу «Балле де л'Этуаль», которая просуществовала до 1957 года. В 1957 году он создал труппу «Балле-театр де Пари». В то время Бежар ставил балеты и одновременно выступал в них в главных ролях. Его труппа поставила такие балеты, как «Сон в летнюю ночь» на музыку Фредерика Шопена, «Укрощение строптивой» на музыку Доменико Скарлатти, «Красавица в боа» на музыку Джакомо Россини, «Путешествие к сердцу ребенка» и «Таинство» Анри, «Танит, или Сумерки богов», «Прометей» Ована. в 1959 году. директором брюссельского «Театр де ла Монне», предложение осуществить постановку «Весны священной» на музыку Игоря Стравинского. Бежар увидел в музыке Стравинского историю возникновения человеческой любви – от первого робкого порыва к бешеному, плотскому, животному пламени чувств. Успех «Весны» предопределил будущее хореографа. На следующий год Юисман предложил Бежару создать и возглавить постоянную балетную труппу в Бельгии. Во Франции не нашлось никого, кто бы предоставил ему подобные условия работы. Молодой хореограф переехал в Бельгию, в Брюссель, здесь в 1960 году и появился на свет «Балет ХХ века». После «Весны священной» Бежар задумал создание синтетических спектаклей, где танец, пантомима, пение (или слово) занимают равное место. В таком стиле он поставил в 1961 году балеты «Гала» на музыку Скарлатти, который шел в театре «Венеция», «Четверо сыновей Эймона» на музыку композиторов XV–XVI веков, который он поставил в Брюсселе совместно с Э. Клоссоном и Ж. Шара, а также «Мучения святого Себастьяна», поставленный в 1988 году с участием сценического оркестра, хора, вокальных соло и танца в исполнении артистов балета. Эти эксперименты были оценены критикой и специалистами очень высоко.

В 1970 году Бежар основал в Брюсселе специальную школу-студию «Мудра». Летом 1978 года Бежар со своей труппой впервые отправился на гастроли в Москву. Его спектакли вызвали шок, а сам Бежар сразу стал любимым зарубежным хореографом. У него появилось даже отчество – Иванович. Это был знак особой российской признательности, до Бежара подобной чести удостоился лишь Мариус Петипа. Звезды советского балета бросились в неистовую битву с властью и друг с другом за хореографию Бежара. В спектаклях маэстро танцевали Екатерина Максимова, Владимир Васильев, а для Майи Плисецкой Бежар создал балет «Айседора», а также несколько сольных концертных номеров для ее выступлений. Наиболее известны среди них «Видение розы» и «Аве, Майя» На протяжении многих лет Бежар работал и с Владимиром Васильевым, который впервые исполнил поставленную Бежаром версию балета И. Стравинского «Петрушка», а вместе с Екатериной Максимовой он исполнял заглавные партии в балете С. Прокофьева «Ромео и Джульетта».

В 1987 году Морис Бежар перевел «Балет ХХ века» в швейцарскую Лозанну и сменил название труппы на «Лозаннский балет Бежара».

В 1999 года Бежар показал свою оригинальную версию балета «Щелкунчик», премьера которого состоялась в октябре в Турине. На знаменитую музыку Чайковского он создал оригинальное автобиографическое произведение. Главным героем его спектакля стала не девочка Клара, а мальчик Бим (персонаж балета Бежара 1978 года «Парижское веселье»). Главная тема спектакля – отношение хореографа к матери и собственному детству, для Бежара – особенно волнующему периоду жизни, так как он потерял мать в семилетнем возрасте. Дроссельмейер в балете предстает то в образе Фауста, то Мариуса Петипа, двух легендарных личностей, оставивших в душе Бежара глубокий след. А на снежном балу вместо снежинок танцуют школьники в черных плащах и беретах, которые носили в годы детства хореографа.

В 1994 году Морис Бежар был избран членом французской Академии изящных искусств.

С 1984 года костюмы для постановок Бежара придумывал мэтр мировой моды кутюрье Джанни Версаче, на десятую годовщину смерти которого – 15 июля 2007 года – в миланском театре «Ла Скала» прошла премьера балета «Спасибо, Джанни, с любовью». Он создал и поставил более ста балетов, написал пять книг. В числе наиболее известных его работ: «Бахти, «Жар-птица»» на музыку сюиты из одноименного балета Стравинского, «Наш Фауст», «Нижинский, клоун Божий» (на музыку Пьера Анри и Чайковского), «Брель и Барбара», посвященный двум великим французским шансонье.

Морис Бежар скончался 22 ноября 2007 года в одной из больниц в Швейцарии.

 

 

Иржи Килиан родился 21 марта 1947 г. в Праге (Чехословакия). Учился в балетной школе Пражского национального театра, затем в Пражской консерватории. Затем, получив стипендию Британского совета, стажировался в школе Королевского балета (Лондон). В 1968 г. по приглашению одного из крупнейших хореографов того времени Джона Крэнко поступил в руководимую тем труппу — Штутгартский балет, где оставался — в ранге солиста — до 1975 г.

В 1975 г. назначается одним из артистических директоров Нидерландского театра танца. В 1977 г. становится единственным артистическим директором этой труппы и создателем ее обширного репертуара.

В 1978 г. после показа на Международном фестивале Сполето (г. Чарльстон, Южная Каролина, США) балета «Симфониетта» на музыку Л. Яначека к нему приходит международная известность. Которая все упрочивается с показами все новых балетов Килиана на этом фестивале, в число которых попали культовые его произведения, как то «Симфония псалмов» на музыку И. Стравинского (1978 г.), «По заросшей тропе» на музыку Л. Яначека 1980 г.), «Забытая земля» на музыку Б. Бриттена (1981 г.), «Свадебка» И. Стравинского (1982 г.), «Пастбище» К. Чавеса (1983 г.), «Дитя и волшебство» на музыку одноименной оперы М. Равеля (1984 г.).

В середине 80-х гг. начинает ставить преимущественно абстрактные опусы. В 1980 гг. были поставлены балеты, также получившие широкое международное признание. Среди них те балеты, поставленные в разные годы, которые впоследствии были объединены им в знаменитую программу «Черно-белых балетов»: «Шесть танцев» на музыку В.А. Моцарта (1986 г.), «Игра окончена» на музыку А. Веберна (1988 г.), «Падающие ангелы» на музыку С. Райха (1989 г.), «Сарабанда» на музыку И. С. Баха (1990 г.), «Сладкие сны» на музыку А. Веберна (1990 г.), «Маленькая смерть» на музыку В.А. Моцарта (1991 г.); «Местонахождение неизвестно» на музыку А. Пярта, А. Веберна, С. Райха, Ч. Айвза, М. де Роо (1994 г.).

Выработал особый фирменный стиль, далеко вышедший за рамки классического «канона». Имеет стойкую репутацию хореографа-философа, исследующего прежде всего глубины человеческой натуры, чем физические возможности тела, и славится своей феноменальной музыкальностью. «Есть Иржи Килиан, у которого, я сказал бы, самые „золотые“ уши. Он превращает метафоры в движения Килиан слышит музыку и видит движения» (Рудольф Нуреев).

В 1978 г. организует труппу НДТ II, в которую входят очень молодые танцовщики (17-24 лет). В 1991-м — труппу НДТ III, объединившую, напротив, балетных пенсионеров, покинувших основной состав театра — НДТ I. Таким образом, по словам самого Килиана, его театр показывает жизнь танцовщика в трех изверениях.

В 1999 г. оставляет пост артистического директора театра, оставаясь при этом хореографом-резидентом — вплоть до 2009 г.

Его балеты шли и продолжают идти в театрах и балетных труппах многих стран мира. В 1995 г. отмечалось 35-летие НДТ и 20-летие руководства Иржи Килианом этой труппой: была выпущен грандиозный спектакль «Арчимбольдо» (постановка нескольких хореографов «родом» из самого НДТ и фрагменты балетов Килиана), в которой приняли участие все три труппы — НДТ I, НДТ II и НДТ III. Пять лет спустя «Арчимбольдо» был показан на сцене Парижской оперы. Празднества прошли под девизом, предложенным самим мэтром: прошлое — это история, будущее — тайна, настоящее — подарок. Среди наиболее известных постановок — «Симфониетта» на музыку Леоша Яначека (1978), «Симфония псалмов» на музыку Стравинского (1978), «Забытая земля» по мотивам живописи Эдварда Мунка (1981), «Падшие ангелы» (1989).

Рола́н Пети́ французский танцовщик и хореограф, один из признанных классиков балета XX века.

Ролан Пети — сын Роз Репетто[fr], основательницы компании-производителя балетной одежды и обуви Repetto[fr], и владельца закусочной (в память о своей работе в отцовском ресторане Пети позднее поставит номер с подносом). Учился в балетной школе Парижской Оперы[fr], где его педагогами были Гюстав Рико[fr] и Серж Лифарь. После её окончания в 1940 году был зачислен в кордебалет Гранд-Опера[fr].

В 1945 году совместно с другими молодыми артистами Парижской оперы участвовал в Танцевальных вечерах Театра Сары Бернар. В том же году совместно с Жанин Шарра и при поддержке Жана Кокто, Бориса Кохно и Кристиана Берара[fr] создал собственную труппу — «Балет Елисейских полей[fr]», где официально занял пост балетмейстера. В 1946 году создал для Жана Бабиле и его супруги Натали Флиппар балет «Юноша и смерть» (сценарий Жана Кокто, музыка[en] И. С. Баха[2]), вошедший в классику мирового балетного искусства. В 1948 году ушёл из компании (после этого просуществовавшей ещё 3 года) и создал новую труппу в театре Мариньи[fr] — «Балет Парижа». Его прима-балериной стала Рене (Зизи) Жанмер. В следующем году специально для неё он поставил другой свой знаменитый балет — «Кармен». Премьера балета в Лондоне имела такой успех, что Жанмер получила приглашение из Голливуда, куда вслед за ней поехал и Пети. В Голливуде он работал и как хореограф, и как танцовщик. В 1952 году вместе с Жанмер и Эриком Бруном участвовал в съёмках фильма-мюзикла «Ганс Христиан Андерсен[en]» (Принц в эпизоде «Русалочка»). В 1955-м вышло два фильма с его хореографией: «Хрустальный башмачок» с Лесли Карон и «Длинноногий папочка» с Фредом Астером.

В 1960 году режиссёр Теренс Янг снял фильм-балет «Раз, два, три, четыре, или Чёрные чулочки[en]», куда вошли четыре балета Ролана Пети: «Кармен», «Авантюристка», «Сирано де Бержерак» и «Траурный день». В съёмках участвовали Рене Жанмер, Сид Чарисс, Мойра Ширер и Ханс ван Манен. Сам Пети исполнил три главные роли в собственной хореографии: Дона Хозе, Жениха и Сирано.

В 1965 году вернулся в Парижскую Оперу для постановки балета Мориса Жарра «Собор Парижской богоматери». Главные роли на премьере исполняли Клэр Мотт (Эсмеральда), Сирил Атанасов (Клод Фролло), Жан-Пьер Бонфу (Феб). Роль Квазимодо исполнил сам балетмейстер.

В 1973 году поставил для Майи Плисецкой миниатюру «Гибель розы» на музыку Малера.

В 1972 году основал Балет Марселя, которым руководил в течение 26 лет. Первой постановкой компании стал балет «Пинк Флойд», показанный на стадионе Марселя и в парижском Дворце спорта[fr]. Звёздами его новой труппы были Доминик Кальфуни[fr] и Дени Ганьо.

Ролан Пети — автор более чем пятидесяти балетов и номеров для танцовщиков всего мира. Ставил спектакли на лучших сценах Италии, Германии, Англии, Канады, Кубы и России. Его опусы отличались стилистическим и техническим разнообразием балетного языка. Сотрудничал как с авангардистами, так и с представителями нового реализма, среди которых Мартиал Райс, Жан Тэнгли и Ники де Сен-Фалль. Работал с модельером Ивом Сен-Лораном (костюмы для балета «Собор Парижской богоматери» и номера «Гибель розы»), певцом и композитором Сержем Генсбуром, скульптором Бальдаччини, художниками Жаном Карзу и Максом Эрнстом. Либретто для Пети писали Жорж Сименон, Жак Превер и Жан Ануй. Музыку для его балетов сочиняли Анри Дютийё и Морис Жарр.

В 1954 году женился на Зизи Жанмер. Их дочь Валентина также стала танцовщицей и артисткой кино.

Скончался в возрасте 87 лет

Матс Эк шведский танцовщик, хореограф и театральный режиссёр.

Учился театральному искусству в Стокгольме. В 1976 году, увлёкшись театром марионеток, поставил кукольный спектакль по драме Бюхнера «Войцек». Работал в Королевском драматическом театре Стокгольма (Драматен) с режиссёром Ингмаром Бергманом. В 17 лет, резко изменив свой путь, начал заниматься сначала современным танцем, изучая технику Марты Грэм у педагода Дони Фёйер[en], а затем и классическим балетом. В 1971 году дебютировал как танцовщик. Танцевальная манера и понимание балетного искусства сложились у Эка под воздействием идей и техники танца модерн. В 1973 году он поступил в балетную труппу матери, в 1985—1993 был её руководителем. Помимо балетных постановок выступает как театральный и оперный режиссёр.

Матс Эк — супруг танцовщицы Аны Лагуны, в расчёте именно на её дарование им были поставлены многие спектакли. Также при создании новых работ сотрудничал с балериной Сильви Гиллем, своим братом Никласом и Михаилом Барышниковым.

Матс Эк и Ана Лагуна попрощалась со сценой в 2016 году, дав последние выступления 6 и 10 января в Париже, в Театре Елисейских Полей

Международное признание Эку принесло авторское прочтение старинного романтического балета «Жизель» (1982). Матс Эк также сделал собственные интерпретации таких балетов классического наследия, как «Лебединое озеро» 1987 и «Спящая красавица». Манеру Эка-хореографа отличает склонность к цитате и пародии, подрыву авторитетов, близость к театру абсурда.

 

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева — хореографический ансамбль народного танца, созданный в 1937 году хореографом и балетмейстером Игорем Александровичем Моисеевым. ГААНТ имени Моисеева — первый в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира, в том числе еврейских, мексиканских, греческих танцев, а также танцев народов СНГ. ГАНТ имени Игоря Моисеева был основан 10 февраля 1937 года, в день, когда в московском доме хореографа по адресу Леонтьевский переулок, дом 4 состоялась первая репетиция труппы из 30 человек[1]. Задача, которую Моисеев поставил перед молодыми артистами, состояла в том, чтобы творчески обрабатывать и представлять на сцене бытующие в то время образцы фольклора СССР. С этой целью участники ансамбля отправлялись в фольклорные экспедиции по стране, где отыскивали, изучали и фиксировали исчезающие танцы, песни и обряды. В результате первыми программами танцевальной труппы стали «Танцы народов СССР» (1937—1938) и «Танцы прибалтийских народов» (1939). С 1940 года ансамбль получил возможность репетировать и выступать на сцене зала имени Чайковского, именно этот театр и стал родным домом для коллектива на долгие годы[2]. Важным этапом в творческом развитии коллектива стало освоение и обновлённая интерпретация европейского фольклора. Программа «Танцы славянских народов» (1945) создавалась в уникальных условиях: не имея возможности выехать за рубеж, Игорь Моисеев воссоздавал образцы танцевального творчества, консультируясь с музыкантами, фольклористами, историками, музыковедами. На гастролях в 1946 году в Польше, Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии, Югославии зрители были изумлены точностью постановок и верным художественным смыслом сценических произведений ансамбля. При значительном участии известных балетмейстеров и знатоков фольклора Миклоша Рабаи (Венгрия), Любуше Гиньковой (Чехословакия), Ан Сон Хи (Корея), которых Игорь Моисеев привлекал к работе, была создана программа «Мир и Дружба» (1953), где впервые были собраны образцы европейского и азиатского танцевального фольклора одиннадцати стран. С начала Великой Отечественной войны Ансамбль народного танца под руководством Моисеева гастролировал по Сибири, Забайкалью, Дальнему Востоку, Монголии.

В 1955 ансамбль стал первым советским коллективом, выехавшим на зарубежные гастроли во Францию и Великобританию. В 1958 году ансамбль также первым из советских коллективов выехал на гастроли в США[4].

Квинтэссенцией творческого пути ГААНТ имени Моисеева стал класс-концерт «Дорога к танцу» (1965), который наглядно демонстрирует путь развития коллектива от освоения отдельных элементов до создания полномасштабных сценических полотен. В 1967 году за программу «Дорога к танцу» ГААНТ первым из ансамблей народного танца был удостоен звания академического, а Игорь Моисеев — Ленинской премии. что в 2007 году ансамбль лишился своего руководителя и идейного вдохновителя, ГААНТ имени Моисеева продолжил выступать и гастролировать по всему миру

Школа-студия

«Школа-студия при Государственном академическом ансамбле народного танца под руководством Игоря Моисеева» была образована в сентябре 1943 года как учебная группа при ансамбле[1]. Занимается подготовкой артистов и является основным источником кадров для пополнения труппы. В программу обучения входят специальные дисциплины: классический танец, народно-сценический танец, дуэтный танец, джаз-танец, гимнастика, акробатика, актёрское мастерство, игра на фортепьяно и народных музыкальных инструментах, история музыки, история театра, история балета, история живописи, история ансамбля.

В 1988 году школа получила статус среднего специального учебного заведения.

 

БАЛЕТ В АНГЛИИ В ЭПОХУ ШЕКСПИРА

Балет в Англии возник также на почве народных и придворных зрелищ.

К 16 веку в Англии получил развитие жанр маски. На его театрализацию влияла английская музыка, в частности инструментальная (для лютни и вёрджинела). Поэты Б. Джонсон и Дж. Мильтон сочиняли тексты масок, в которых соседствовали музыка, пение, декламация, пантомима и танец; оформлял маски художник и архитектор И. Джонс («Маска чёрных» на музыку А. Феррабоско, танцы Т. Джайлса и И. Херна, 1605).

Пантомима развивалась и внутри драматических спектаклей, предваряя и поясняя их действие (трагедия Т. Нортона и Т. Секвилла «Горбодук», 1561; сцена «мышеловки» в «Гамлете» Шекспира). В период Английской буржуазной революции 17 века зрелища были запрещены и возродились после реставрации монархии. В 1675 в театре «Дорсет-Гарден» была поставлена опера-балет «Психея» Мольера и Люлли, с танцами балетмейстера Дж. Приста.

В 1660 Прист основал женский пансион в городе Челси, где преподавал танцы. В 1689 ученицы пансиона разыграли оперу «Дидона и Эней» Г. Пёрселла, для которой композитор сочинил 17 танцевальных номеров. В профессиональных театрах Пёрселл и Прист ставили пьесы Дж. Драйдена «Король Артур» (1691) и «Королева фей» («Сон в летнюю ночь», 1692), где пантомима и танец занимали центральное место.

 

ТАЛЬОНИ Фили́ппо Тальо́ни (итал. Filippo Taglioni; 5 ноября 1777, Милан — 11 февраля 1871, Комо, Италия) — танцовщик и педагог, один из крупнейших хореографов эпохи романтизма. Родился в семье танцовщика, балетмейстера и импресарио Карло Тальони и (предположительно) танцовщицы Марии Петракки. Дебютировал в Пизе в возрасте 17 лет, после чего танцевал в различных труппах Италии. В 22 года впервые вышел на сцену Парижской Оперы. В 1802 году был приглашён в Стокгольм, в труппу Королевского балета на должность первого танцовщика и балетмейстера.

9 октября 1803 года Филиппо женился на танцовщице и художнице Софии Эдвиге Карстен[en], дочери придворного певца Кристофа Кристиана Карстена и певицы, арфистки Софии Стебновской[en].

С 1805 по 1809 год работал в Придворном театре[уточнить] Вены, где его первой постановкой стал балет «Дансомания» по Пьеру Гарделю, показанный в честь Наполеона. Кроме версий балетов Гарделя и Милона («Игры Париса», «Свадьба Гамаша», «Восточный дивертисмент») ставил и собственные спектакли («Аталанта и Гиппомен», «Церлино и Горано», «Оживлёная картина»). Однако, насколько они были самостоятельны, сказать невозможно.

С 1809 года работал в Касселе при королевском дворе Вестфалии, (сначала первым танцовщиком придворного театра, затем режиссёром и с 1811 года — балетмейстером.

Здесь он поставил пышные балеты-дивертисменты на восточные темы: «Индийский праздник», «Вечер в Дели», «Калиф Багдадский».

В 1813 году, незадолго до взятия Касселя русскими войсками и падения королевства, оставил семью и перебрался в Италию, где в короткое время сменил работу в разных балетных труппах: в Милане участвовал в качестве «первого серьёзного танцовщика» в премьере балета Сальваторе Вигано «Прометей», исполнив роль Марса, работал в Турине, затем во Флоренции под руководством Гаэтано Джойя. Театральный сезон 1817 года провёл в Мюнхене, 1818 — в Стокгольме, где поставил три балета. С декабря по январь 1819 года гастролировал в Берлине, пока наконец не получил должность первого танцовщика в венском Кернтнертор-театр. В 1821 году, заняв должность балетмейстера этого театра, выписал в Вену своё семейство, которое все эти годы жило в Париже. С этого момента он серьёзно занялся обучением своей дочери Марии.

Мари́я Тальо́ни (итал. Maria Taglioni; 23 апреля 1804, Стокгольм — 22 апреля 1884, Марсель) — прославленная балерина XIX века, представительница итальянской балетной династии Тальони в третьем поколении, одна из центральных фигур балета эпохи романтизма. Мария родилась в семье балетмейстера и хореографа Филиппо Тальони. Девочка не обладала ни балетной фигурой, ни привлекательной внешностью. Несмотря на это, отец решил сделать из неё балерину. Мария училась в Вене, Стокгольме, а затем в Париже у Франсуа Кулона. Позже отец занимался с Марией сам. В 1822 году он поставил балет «Приём молодой нимфы ко дворцу Терпсихоры», с которым Мария дебютировала в Вене. Танцовщица отказалась от присущих в то время балету тяжёлых нарядов, париков и грима, выходя на сцену только в скромном лёгком платье.Парижскую публику Мария покорила в 1827 году в «Венецианском карнавале. Затем она танцевала в Лондоне, в театре Ковент-Гарден. В марте 1832 года в парижской Гранд-Опера состоялась премьера балета «Сильфида», ознаменовавшего начало эпохи балетного романтизма. Именно она тогда ввела в балет пачку и тогда же впервые продемонстрировала танец на пуантах-пальцах ног.

Следующие пятнадцать лет Мария Тальони гастролировала по всей Европе: от Лондона до Берлина и от Милана до Санкт-Петербурга. Её репертуар состоял, главным образом, из постановок отца. Лучшие роли её были в балетах: «Бог и баядерка», «Сильфида», «Зефир и Флора». В 1832 году Мария вышла замуж за графа де Вуазен, но продолжала носить девичью фамилию и не оставила сцены. Закончив выступления в 1847, жила преимущественно на виллах Италии. Давала уроки балета. Некоторое время сожительствовала с русским князем А. В. Трубецким, от которого родила сына[3]. Князь Трубецкой позднее женился на её дочери от брака с Вуазеном. Мария Тальони умерла в 1884 году в Марселе

Признание. В 1833 году садовник Пеан-Сильвен представил во Франции новый сорт чайной розы белого цвета с розовой сердцевиной, которому дал название «Тальони».

В 1985 году в её честь назван кратер Тальони на Венере.

ХОРЕОДРАМА (драматический балет, нередко сокращённо — драмбалет) являлась основным жанром балетного театра СССР в сталинский период (30-50-е годы XX века). Хореодрама создаётся на основе литературного источника, в постановке значительную роль играет режиссёр: чётко просматривается действие, которое развивается понятным для зрителя образом, понятен мотив поступков героев, детально разрабатываются все массовые сцены.

Васи́лий Ива́нович Вайно́нен (1901–1964), русский артист балета, балетмейстер. Родился в Петербурге 8 (21) февраля 1901. По окончании Петроградского хореографического училища в 1919–1938 – артист, с 1935 – балетмейстер ленинградского Театра оперы и балета, в 1946–1950 и 1954–1958 – балетмейстер Большого театра. Вайнонен начал ставить танцы в 1920-х годах, в 1930 был одним из постановщиков балета Золотой век (совместно с Л.В.Якобсоном и В.П.Чеснаковым, музыка Д.Д.Шостаковича). Однако первым крупным успехом Вайнонена стал посвященный событиям Великой Французской революции балет Пламя Парижа (музыка Б.В.Асафьева, 1932). В дальнейшем Вайнонен обращался к темам революционным или современным, раскрывая их главным образом средствами сценически претворенного фольклора и пантомимы (Партизанские дни, 1937; Милица, 1947 – оба с музыкой Асафьева). В числе наиболее удавшихся ему постановок были также комедии, в частности Мирандолина (музыка С.Н.Василенко, 1949). Богатая хореографическая фантазия, проявившаяся не только в сфере характерного, но также классического танца, позволила ему создать в 1934 свою редакцию балета П.И.Чайковского Щелкунчик; спектакль шел во многих театрах СССР и за рубежом.

Умер Вайнонен в Москве 23 марта 1964.

Леони́д Миха́йлович Лавро́вский (наст. фамилия Иванов) (1905–1967), русский артист балета и балетмейстер. Родился в Петербурге 5 (18) июня 1905. По окончании Петроградского хореографического училища в 1922–1935 – артист ленинградского Театра оперы и балета. В начале 1920-х годов был участником экспериментов Г.М.Баланчивадзе (Баланчина) (см. также БАЛАНЧИН, ДЖОРДЖ) в «Молодом балете», в конце 1920-х годов начал ставить танцы. Первый балет – Фадетта (на музыку Сильвии Л.Делиба, 1934). В 1935–1938 возглавлял балет Малого оперного театра, в 1938–1944 – балет Театра оперы и балета им. С.М.Кирова, где поставил в 1940 балет Ромео и Джульетта (музыка С.С.Прокофьева), свою самую значительную работу. В 1945 возглавил балет Большого театра, куда перенес балет Ромео и Джульетта и ряд ленинградских постановок классических произведений (в том числе Жизель, хореография Ж.Коралли, Ж.Перро, М.Петипа, музыка А.Адана). Лавровский принадлежал к поколению советских балетмейстеров, представлявших направление, именуемое «драмбалетом», официально поддерживаемое в 1930–1950-х годах как выражение «социалистического реализма». Большинство его постановок – многоактные повествовательные балеты-пьесы, нередко на сюжет литературных произведений, где действие основывалось на развитии фабулы в большей степени, чем на музыке, а пантомима была столь же существенной, как и танец. Однако, когда в 1960-х годах открылись новые возможности для творчества и право на существование получили различные балетные жанры, Лавровский начал экспериментировать и с формой одноактного балета, причем врожденная музыкальность побудила его обратиться к музыке С.В.Рахманинова (Паганини, 1960) и Б.Бартока (Ночной город на музыку балета Чудесный мандарин, 1961).Умер Лавровский в Париже 27 ноября 1967.

ЗАХАРОВ, РОСТИСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ (1907–1984), русский балетмейстер, режиссер и педагог. Родился в Астрахани 10 сентября 1907. В 1926 окончил Ленинградское хореографическое училище, в 1932 – режиссерское отделение Ленинградского театрального техникума. В 1926–1929 артист балета в Киеве, в 1934–1936 – балетмейстер ленинградского Театра оперы и балета им. Кирова, в 1936–1956 – балетмейстер и режиссер Большого театра. Первая значительная работа Захарова – балет Бахчисарайский фонтан (музыка Б.В.Асафьева), осуществленный им в содружестве с режиссером С.Э.Радловым в ленинградском Театре оперы и балета в 1934. Эта постановка осталась его лучшей работой, балет ставился во всех театрах оперы и балета СССР и за рубежом. Бахчисарайский фонтан может считаться образцом спектакля в жанре «драмбалета», т.е. хореографического спектакля, построенного по законам драматической пьесы.

Захаров поставил на протяжении 1930–1950-х годов еще ряд балетов, преимущественно на сюжеты литературных произведений: Утраченные иллюзии (по роману Бальзака, 1936) и Кавказский пленник (1938) – оба с музыкой Б.В.Асафьева, Медный всадник (музыка Р.М.Глиэра, 1949) и др. Обладая режиссерским дарованием, добивался драматургической стройности, логики развития характеров, придумывал (особенно в поздних спектаклях) впечатляющие постановочные эффекты, такие, как наводнение в Медном всаднике, сцены сказочных превращений в Золушке (музыка С.С.Прокофьева, 1945). Слабостью его был недостаток танцевальной фантазии, отрицание собственной выразительности танца. Поэтому к концу 1950-х годов, когда в советский балет пришло новое поколение балетмейстеров (Ю.Н.Григорович, И.Д.Бельский и др.), возник острейший конфликт. Захаров оставался верен «драмбалету» и даже объявлял его единственным балетным жанром, отвечающим принципам искусства. Последовательно отстаивал свои идеи во многих книгах и статьях, а также – как преподаватель – на основанном им в 1946 балетмейстерском факультете московского Государственного института театрального искусства (ГИТИС).

Умер Захаров в Москве 15 февраля 1984.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: