Чем обусловлено введение в школе классного руководства и какие основные функции выполняет классный руководитель ?




Занятие 15

Воспитательная работа классного руководителя

Основные понятия:

 

Классный руководитель – непосредственный и основной организатор учебно-воспитательной работы в школе, официальное лицо, назначаемое директором школы для осуществления воспитательной работы в классе.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997.С. 60.

Классный руководитель – истинный педагог в самом полном и исходном значении этого слова.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: Настольная книга. М., 1999. С.10.

Функции классного руководителя:

- всестороннее изучение и воспитание учащихся,

- оказание им помощи в учении и развитии,

- решение проблем профессионального самоопределения,

- взаимодействие с родителями и помощь им в воспитании детей,

- взаимодействие с учителями класса в решении педагогических задач,

- контроль за успеваемостью, посещением и поведением учащихся.

Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997.С. 60-61.

Функции классного руководителя:

- обустройство школьной жизнедеятельности класса,

- организация предметной деятельности класса,

- организация духовной деятельности по осмыслению жизни,

- стимулирование и организация личностного развития школьников,

- связь с семьей учащихся,

- работа с индивидуальностью школьника.

Щуркова Н.Е. Классное руководство: Настольная книга. М., 1999. С.35-58

Основные направления работы:

- индивидуальная работа со школьниками;

- организация коллективной деятельности и общения;

- организация воспитывающей среды;

- организация повседневного быта учащихся;

- координация взаимодействия с родителями, учителями-предметниками, психологом, социальным педагогом.

Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М., 1999. С.22-23

 

Вопросы для обсуждения:

1. Задачи и содержание работы классного руководителя.

2. Планирование воспитательной работы классным руководителем.

3. Подготовка и проведение коллективных творческих дел (классных собраний).

4. Взаимодействие классного руководителя с семьей школьника.

Темы для реферата:

1. Роль классного руководителя в управлении процессом развития личности школьника.

2. Личность классного руководителя современной школы.

3. Классное собрание глазами американского учителя.

Вопросы для дискуссии:

1. Когда школьники говорят о классном руководителе: «Нам повезло!», что они подразумевают?

Практическое задание:

1. Проанализируйте тематику родительских собраний 1-4 классов, 5-9 классов, 10-11 классов и определите специфику работы классного руководителя с родителями школьников разного возраста (см. Дереклеева Н.И. С. 16-38).

2. Подберите наиболее актуальные, с Вашей точки зрения, проблемы для обсуждения с учащимися 1-4, 5-9, 10-11 классов.

3. Закончите предложение: «Успех в работе классного руководителя зависит от...»

Основная литература

1. Палажэнне аб класным кiраўнiку агульнаадукацыйнай школы //Настаўнiцкая газета 22.08.92г.

и

2. Харламов И.Ф. Педагогика. Мн.: Унiверсiтэцкае, 2002. (2000). С 531-547.

Или

3. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Гардарики, 2002. С 486-502.

Или

4. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах. М., 1997. С. 60-62.

и

5. Кашлев С.С. Современные технологии педагогического процесса. Мн., 2002. С.59-69.

6. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М., 1989.

 

Дополнительная литература

1. В помощь классному руководителю. Мн., 2003. 175 с.

2. Глассер У. Классные собрания (ксерокопия из кн. “Школы без неудачников”). М., 1991.

3. Дереклеева Н.И. Направление работы классного руководителя с семьей и учащимися: Методические рекомендации. Мн.: Бестпринт, 1998.

4. Казимирская И.И. Организация и стимулирование самостоятельной работы студентов по педагогике. Мн., 2004. С.149-151.

5. Маленкова Л. Классный руководитель: содержание деятельности. //Народное образование. 1998. № 9-10. С 47-50.

6. Справочник заместителя директора школы по воспитательной работе. М., 1999. С.22-29.

7. Щуркова Н.Е. Классное руководство: Настольная книга. М., 1999. С.9-31, 35-58, 113-128, 133-158, 161-177, 202-214.

8. Чарней Р. Как научить детей заботе и отзывчивости // Народное образование. 1998. № 9-10. С.83-92.

9. Чарней Р. Классные собрания. //Народное образование. 1999. № 1-2. С 233-235.

 

 

К семинарскому занятию № 15

ВОПРОСЫДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Чем обусловлено введение в школе классного руководства и какие основные функции выполняет классный руководитель?

3. Какие обязанности возлагаются на классного руководителя в школе на современном этапе?

4. Какой должна быть работа классного руководителя по изучению учащихся?

5. Какую работу необходимо проводить классному руководителю по созданию ученического коллектива?

6. Какие виды и формы организации деятельности школьников вы можете назвать?

7. Какие методические положения должны лежать в основе планирования классным руководителем воспитательной работы?

8. Перечислите основные формы взаимодействия классного руководителя с семьей учащихся. Какие из них, на ваш взгляд, наиболее эффективные?

9. По каким критериям вы бы определяли эффективность работы классного руководителя?

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

 

1. Педагогическая литература переполнена попытками обозначить качество, без наличия которых нет успеха в воспитательной работе классного руководителя. Назовите не менее 10 таких качеств и проанализируйте их.

2. Представьте, что потомки создают Ваш профессиональный портрет. Каких «страшных черт», свойственных сегодня некоторым классным руководителям там не будет?

3. Внимательно прочитайте схему «ролевого репертуара» учителя из книги писателя и врача-терапевта В.Леви «Искусство быть другим» - М., 1968. – С. 78. и

- Укажите с коротким комментарием, в каких ролях выступает классный руководитель в средних и старших классах. Отличаются ли эти роли?

 

4. Разделяете ли Вы точку зрения, что хорошая подготовка к воспитательному делу – половина его успеха?

- Что, на Ваш взгляд, и в какой последовательности необходимо делать классному руководителю на этапе подготовки к воспитательному мероприятию? (П.И..Пидкасистый, М.А.Портнов Искусство преподавания. – М., 1998. – С. 177-179.)

 

5. Осуществите целевой самоанализ педагогической направленности личности классного руководителя, ответив на вопросы.

- Чем лично вы можете увлечь ребят?

- Каков маршрут ваших возможных путешествий, в том числе и с детьми? Где вы были, где хотели бы побывать снова, куда хотели бы попасть?

- Каков круг ваших литературных интересов?

- Каков круг ваших музыкальных предпочтений?

- Занимались ли вы каким-нибудь коллекционированием? Что это дало вам?

- Какова ваша любимая история?

-

 

6. Распределите 10 предложенных понятий по двум группам:

А – методы воспитания, Б – формы воспитания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: