Издание Харьковского Театра Русской Драмы 1935 2 глава




Вспомним некоторые из повестей и рассказов этого времени.

В повести „Дуэль" (1891 г.) Чехов в образе Лаевского дал резко-обличительный анализ помыслов и поступков ин­теллигента-либерала, вскрыл пустоту и пошлость интелли­гентной жизни, ее лживость, осознание ею своего банкротства. Лаевский считает, что: „Причина крайней распущенности и безобразия, видите ли, лежит не в нем самом, а где-то вне, в пространстве", что „его распутство, необразованность и нечистоплотность составляют явление естественно-историче­ское, освященное необходимостью, что причины тут мировые, стихийные". Более общая обличительная характеристика дана в словах повести: „Племя рабское, лукавое, в десяти поколе­ниях запуганное кнутом и кулаком; оно трепещет, умиляется и курит фимиамы только перед насилием...". „И непременно критикует — рабская черта! Ты прислушайся: людей свобод­ных профессий ругают чаще, чем мошенников — это оттого, что общество на три четверти состоит из рабов, из таких же вот макак. Не случается, чтобы раб протянул тебе руку и ска­зал искренно спасибо за то, что ты работаешь". Чехов про­водит в повести мысль о борьбе насилием, прямым искоре­нением таких личностей, как Лаевский, о необходимости ука­зывать обществу на тот „страшный вред, каким угрожает ему и будущим поколениям" существование Лаевских. По мысли Чехова жизнь свою интеллигенция строит на непрерывной лжи; все обман: гуманность, университет, служение обществу. „Это тоже обман, потому что на службе он ничего не делал, жалованье получал даром и служба его — это гнусное казно­крадство, за которое не отдают под суд". „Истина не нужна была ему и он не искал ее, его совесть, околдованная пороком и ложью, спала, или молчала; он, как чужой, или наня­тый с другой планеты, не участвовал в общей жизни людей, был равнодушен к их страданиям, идеям, религиям, знаниям, исканиям, борьбе, он не сказал людям ни одного доброго слова не написал ни одной полезной, не пошлой строчки, не сделал людям ни на один грош, а только ел их хлеб, пил их вино, увозил их жен, жил их мыслями и, чтобы оправдать свою презренную, паразитную жизнь перед ними и самим со­бой, всегда старался придавать себе такой вид, как будто он выше и лучше их. Ложь, ложь и ложь...". Повесть обли­чает „невежественных, черствых сердцем, алчных до наживы, попрекающих куском хлеба, грубых и неотесанных в обраще­нии, плюющих на пол и отрыгивающих за обедом, и во время молитвы". „Ведь даже внешне порядочных людей так мало на свете!"

Врассказе «Страх» (1892 г.) показан страх героя рас­сказа перед жизнью. Жизнь страшна, нет ничего страшнее дей­ствительности, и герой рассказа болен боязнью жизни. Страшна главным образом обыденщина, от которой „никто из нас не может спрятаться". „Я неспособен различать, что в моих по­ступках правда и что ложь, и они тревожат меня; я сознаю, что условия жизни и воспитание заключили меня в тесный круг лжи, что вся моя жизнь есть не что иное, как ежеднев­ная забота о том, чтобы обманывать себя и людей и не за­мечать этого, и мне страшно от мысли что я до самой смерти не выберусь из этой лжи".,,Я вижу, что мы мало знаем и по­тому каждый день ошибаемся, бываем несправедливы, клеве­щем, заедаем чужой век, расходуем все свои силы на вздор, который нам не нужен и мешает нам жить, и это мне страшно, потому что я не понимаю, для чего и кому все это нужно". „Мне страшно смотреть на мужиков, я не знаю, для каких таких высших целей они страдают и для чего они живут. Если жизнь есть наслаждение, то они лишние, ненужные люди; если же цель и смысл жизни — в нужде и непроходимом, безнадежном невежестве, то мне непонятно, кому и для чего нужна эта инквизиция".

Тот же страх перед жизнью символизирован Чеховым в образе „человека в футляре" в одноименном рассказе 1898 г. „Человек в футляре" обобщен Чеховым до синтетического образа всей современной социальной действительности: „А раз­ве то, что мы живем в городе и духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт — разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глу­пых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор — разве это не футляр?"

Потрясающий образ социальной действительности, само­державно-бюрократической России раскрыт Чеховым," как известно в повести „Палата № 6" (1892 г.), повести, о которой Ленин, по словам А. И. Ульяновой-Елизаровой, при первом же ее чтении сказал: „Когда я дочитал вчера вечером этот рас­сказ мне стало, прямо-таки жутко, я не мог оставаться в своей комнате, я встал и вышел. У меня такое ощущение, точно и я заперт в палате № 6".

В „Крыжовнике" (1898 г.) Чехов дал жуткую картину рос­сийской обывательщины и бескультурья: «Вы взгляните на эту жизнь: наглость и праздность сильных, невежество и ско­топодобие слабых, кругом бедность невозможная, теснота, вырождение, пьянство, лицемерие, вранье..." Чехов уже со­мневается в целесообразности прогрессивных мер и проте­стующе восклицает: „Свобода есть благо, говорил я, без нее нельзя, как без воздуха, но надо подождать. Да, я говорил так, а теперь спрашиваю: во имя чего ждать? Во имя чего ждать, я вас спрашиваю? Во имя каких соображений? Мне говорят, что не все сразу, всякая идея осуществляется в жизни постепенно, в свое время. Но кто это говорит? Где доказа­тельства, что это справедливо? Вы ссылаетесь на естествен­ный порядок вещей, на законность явлений, но есть ли поря­док и законность в том, что я, живой, мыслящий человек, стою надо рвом и жду, когда он зарастет сам, или затянет его илом, в то время как, быть может, я мог бы перескочить через него или построить через него мост? И опять-таки, во имя чего ждать? Ждать, когда нет сил жить, а между тем жить нужно и хочется жить!". Общая мысль рассказа: „Чело­веку нужны не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа.

В рассказе „О любви" (1898 г.) говорится об отсутствии интересной красивой личной жизни, о грехе и добродетели в их ходячем смысле, о невозможности выйти из круга обыч­ной, будничной обстановки, об условности буржуазного об­щества, заставляющей лгать и непозволяющей отдаться не­посредственному чувству любви.,,... Я признался ей в своей любви, и со жгучей болью в сердце я понял, как ненужно мелко и как обманчиво было все то, что нам мешало любить".

В „Даме с собачкой" (1899 г.) — тоска по лучшей личной жизни и неуменье оторваться от общепринятых условий бур­жуазного представления о браке для того, чтобы устроить эту личную жизнь. Анна Сергеевна — жертва исковерканной буржуазной морали. Гуров — типичный представитель пошлого буржуазного общества. „Какие дикие нравы, какие лица! Что за бестолковые ночи, какие неинтересные, незаметные дни! Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные раз­говоры все об одном. Ненужные дела и разговоры все об одном отхватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме, или в арестантских ротах!" Чеховым показано в рассказе как члены этого буржуаз­ного общества живут двойной жизнью: все важное, интерес­ное, необходимое, что составляло „зерно жизни" происхо­дило тайно; „все же, что было его ложью, его оболочкой" — все это было явно. „У каждого человека под покровом тайны, как под покровом ночи, проходит его настоящая, самая ин­тересная жизнь". Глядя на природу, „Гуров думал о том, как в сущности, если вдуматься, все прекрасно на этом свете, все, кроме того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о своем человеческом достоинстве"».

В повести „В овраге" (1900 г.) течет жизнь даже без внешних событий, жизнь застойная, но потрясающая своим мрачным содержанием: тяжелая, темная жизнь деревни, обна­женное хищничество, обман и обиды, неистовая эксплуатация кулацкими элементами и деревенской администрацией бедных, забитых крестьян.

Даже в психологическом рассказе „Архиерей" (1902 г.) Чехов нашел возможным рассыпать социально-обличительные мотивы. Для побывавшего за границей архиерея русский народ казался грубым, женщины-просительницы — скучными и глу­пыми, семинаристы и их учителя — необразованными, порой дикими. Люди казались „маленькими, испуганными, винова­тыми". Бросалась в глаза рабская психология зависимых людей, убогая бытовая обстановка жизни.

В неоконченном рассказе Чехова „Расстройство компенса­ции" герой говорит о том, что в теперешней жизни мало наслаждения и свободы и „мелки, ничтожны и неинтересны задачи, которые с таким напряжением решал каждый день от утра до ночи". „Ни одного дня не прожил с удовольствием".,,Он соображал, что все это будет продолжаться и повто­ряться в разных видах без конца". Отсюда желание хоть на время вырваться из этой твердой скорлупы, „перестать быть устрицей хотя на один час, заглянуть в чужой мир, бежать из этой жизни".

И бежит из этой обывательской пошлой жизни героиня последнего рассказа Чехова „Невеста'' (1903 г.). Чехов яркими эпитетами обличает эту жизнь, считая ее неподвижной, серой, грешной, бесполезной, мелкой, унизительной, бессмысленной,— а Саша в рассказе проводит упорно одну мысль автора: «Когда перевернете вашу жизнь, то все изменится».

Раскрытие больших, социальных тем осуществлялось Че­ховым одновременно с разработкой высоких качеств своего литературного мастерства: поиски экономных и в то же время максимально выразительных словесных средств, простейшего языка, тонкого психологического рисунка, приемов лириче­ского оформления повествования. Именно в эти годы у Че­хова окреп его художественный метод описания действитель­ности, который можно определить как метод критического реализма. То, что наблюдал, описывал и обобщал в художе­ственных своих образах Чехов, было направлено на отрица­тельные стороны современности, на такой показ этих сторон, при котором у читателя складывалось бы ощущение жизни тяжелой, бессмысленной, бесперспективной. Творческий метод Чехова по словесным своим признакам отличается исключи­тельным объективизмом, и это-то было причиной обычного у критиков отожествления Чехова с интеллигентными лицами его произведений. Так, критики, смешивая верность отражения художником действительности с его классовыми интересами, полагали, что если Чехов описывает тусклые переживания, неясность чувствований, разбитые надежды интеллигента 80—90-х годов, растерявшегося сначала под натиском само­державия, а затем под напором растущего капитализма, — это означает, что Чехов изображал якобы свою бескрылую психоидеологию. Критики не учитывали, что в силу харак­тера своего объективного реалистического метода, Чехов не мог художественные образы окрашивать сознательно субъективно, что Чехов глубоко правдиво изображал современную мелкобуржуазную, мещанскую интеллигенцию раз­личных профессий и судеб в ее подлинных переживаниях и настроениях, и что свое авторское отношение к этому материалу он выражал подспудно, изнутри, общей идей­ной направленностью как отдельных произведений, так и всего своего творчества. Чехов не мог, по свойству своего реалистического метода, прямо говорить о том, как он оценивает своих героев, но его субъективное отношение к ним видно из его многочисленных прямых высказыва­ний в письмах. В них Чехов дает суровую, изобличающую характеристику современной интеллигенции, выражает горя­чий, по его слову, „протест души" против тех носителей культуры, которые неспособны привести страну на путь широ­кого и свободного развития. Чехов презирает равнодушие в обществе, личную в людях слабость и вялость душевных движений, называет интеллигентов «слизняками и мокрицами». По его неоднократным определениям у интеллигенции,,вялая душа, вялые мышцы, отсутствие движений, неустойчивость в мыслях"; „вялая, апатичная, лениво философствующая, хо­лодная интеллигенция" (1889 г.);,,до какой степени наивен и суеверен русский интеллигент, и как мало у него знаний" (1894 г.); „Вместо знаний — нахальство и самомнение паче меры, вместо труда — лень и свинство, справедливости нет, понятие о чести не идет дальше „чести мундира", мундира, который служит обыденным украшением наших скамей для подсудимых" (1890 г.). Чехов считал, что: „У нас нет политики, у нас нет ни общественной, ни кружковой, ни даже уличной жизни, наше городское существование бедно, однообразно, тягуче, неинтересно" (1896 г.). Чехов презрительно относился к ин­теллигентам как — „доктора-дачевладельцы, несытые чинов­ники, ворующие инженеры", а говоря об актерах, художниках и литераторах, которые, по общему мнению, составляли луч­шую часть общества, писал: „Хорошо должно быть общество, если его лучшая часть так бедна красками, желаниями, на­мерениями, так бедна вкусом, красивыми женщинами, ини­циативой" (1888 г.). Даже в конце своего общественного и литературного пути Чехов дал такую обобщенную ярко отри­цательную характеристику интеллигенции: „Я не верю в нашу интеллигенцию, лицемерную, фальшивую, истеричную, невос­питанную, ленивую, не верю даже, когда она страдает и жа­луется, ибо ее притеснители выходят из ее же недр" (1899 г.).

Чехов правдиво изобразил идейный распад, моральное разло­жение тех преобладающих групп русской интеллигенции, ко­торые были подавлены гнетом капиталистической системы, — и тогда же, в конце 90-х годов, Чехов еще раз определил свою «прогрессивную» программу и свою веру в отдельных носите­лей культуры такими словами: „Я верую в отдельных людей, я вижу спасение в отдельных личностях, разбросанных по всей России там и сям — интеллигенты они, или мужики, — в них сила, хотя их и мало. Несть праведен пророк в оте­честве своем; и отдельные личности, о которых я говорю, играют незаметную роль в обществе, они не доминируют, но работа их видна; что бы там ни было, наука все подви­гается вперед и вперед, общественное самосознание нара­стает, нравственные вопросы начинают приобретать беспо­койный характер и т. д., и т. д. — и все это делается помимо прокуроров, инженеров, гувернеров, помимо интеллигенции en masse и несмотря ни на что".

Глубокое внутреннее убеждение Чехова в отрицательной природе современного ему интеллигентного слоя общества не могло не сочетаться у него с остро обличительными карти­нами этого общества в таких художественных произведениях, как „Дуэль" (1891 г.) „Рассказ неизвестного человека" (1893 г.), „Моя жизнь" (1896 г.). Но угол зрения автора на социальную действительность не был все же безнадежно пессимистичным: он говорил об отрицательном в настоящем, горячо веруя в возможность и необходимость положительного будущего! Философско-этическим взглядам Чехова отвечал тот, ро­жденный из глубочайшей веры в человека, гуманизм высшего порядка, лишенный плесени житейских соображений, о кото­ром Чехов говорил в своем „Рассказе старшего садовника" (1894 г.). Вот почему Чехов так энергично протестовал про­тив упреков его в пессимизме, утверждая, что он человек жизнерадостный, что работая он всегда бывает в хорошем на­строении и что если его герои мрачны, то „выходит это невольно и, когда я пишу, то мне не кажется, что я пишу мрачно" (1897 г.). Видя пороки, вывихи современного буржуазного общества, изобличая социально-этическую патологию, по­рожденную полицейско-самодержавным режимом, Чехов тем самым призывал к искоренению этих пороков, если не ре­волюционными, то культурными методами в повседневной жизни человека. Отсюда понятно, почему, нападая на „бездарный и сухой" дух кружковщины, упрекая общество в бо­язни „свободы и широкого размаха", он требовал, чтобы у ведущих людей этого общества и прежде всего у писателей был бы „алкоголь, который бы пьянил и порабощал", было бы „железо" вместо „фосфора". На вопрос — что должен же­лать теперь русский человек?" Чехов сказал: „Вот мой ответ: желать. Ему нужны прежде всего желания, темпера­мент. Надоело кисляйство" (1893 г.). И в другом месте: „Только ту молодость можно признать здоровою, которая не мирится со старыми порядками и глупо или умно борется с ними—так хочет природа и на этом зиждется прогресс" (1890 г.). Ведь впереди стоит ясная и всем понятная цель:,,Ах, свобода, свобода! Даже намек, даже слабая надежда на ее возможность дает душе крылья, не правда ли?" („Че­ловек в футляре" —1892 г.).

Веру в необходимость повседневного делания „малых дел" культуры, веру в культурный прогресс страны Чехов довел до конца своих дней. Так, в начале 90-х годов он говорил: „если бы мне предложили на выбор что-нибудь из двух: „иде­алы" ли знаменитых шестидесятых годов, или самую плохую земскую больницу настоящего, то я не задумываясь, взял бы вторую" (1890 г.). В ткани художественного произведения формула прогресса была выражена так: „В поисках за правдой люди делают два шага вперед, шаг назад. Страдания, ошибки и скука жизни бросают их назад, но жажда правды и упря­мая воля гонят вперед и вперед. И кто знает? Быть может, доплывут до настоящей правды..." („Дуэль").

И в конце 90-х годов, наблюдая рост культурных меро­приятий, сопутствующих развитию капитализма в России, Чехов говорил: „Если теперь не хорошо, если настоящее не симпатично, то прошлое было просто гадко" (1899 г.). По его представлению: „Теперешняя культура — это начало работы во имя великого будущего, работы, которая будет продолжаться, может быть, еще десятки тысяч лет..." (1902 г.).

К этому времени у Чехова расширяется круг знакомств с литераторами (А. Эртель, Л. Толстой, М. Горький и др.), в общении с которыми и в беседах на вопросы, связанные с литературой, Чехов проверяет и углубляет свои позиции, как писателя-общественника и как профессионального лите­ратора. В 1895 г. Чехов лично познакомился с Л. Толстым в Ясной Поляне, что привело в дальнейшем к ряду взаим­ных посещений и беседам на разнообразные вопросы.

Идейные взаимоотношения Чехова с Л. Толстым пре­терпели на протяжении ряда лет существенные изменения. Толстовская моральная философия первоначально, в 80-х годах, оказала свое воздействие на Чехова, и ряд его произведений („Хорошие люди", „На пути" —1886 г., „Огни", „Сапожник и нечистая сила"—1888 г., „Леший" —1889 г.) сложился под ее сильным влиянием. Но в дальнейшем Чехов, вырабатывая свое миросозерцание, отнесся критически к моральному уче­нию Толстого, освободился от толстовства и даже создал произведения, в которых дал критику социально-этических, идей Толстого („Рассказ неизвестного человека" — 1893 г. „Рассказ старшего садовника" 1894 г., „Три года" 1895 г., „Моя жизнь" 1896 г. В 1894 г. Чехов говорил: „Толстовская мораль перестала меня трогать, в глубине души я отношусь к ней недружелюбно. Во мне течет мужицкая кровь и меня не удивишь мужицкими добродетелями. Я с детства уверовал в прогресс и не мог не уверовать, так как разница между временем, когда меня драли, и временем, когда перестали драть, была страшная. Но толстовская философия сильно трогала меня, владела мною лет 6—7, и действовали на меня не основные положения, которые были мне известны и раньше, а толстовская манера выражаться, рассудительность и веро­ятно гипнотизм своего рода. Теперь же во мне что-то про­тестует; расчетливость и справедливость говорят мне, что в электричестве и паре любви к человеку больше, чем в це­ломудрии и в воздержании от мяса... для меня Толстой уже уплыл, его в душе моей нет и он вышел из меня, сказав: се оставляю дом ваш пуст. Я свободен от постоя".

В 1898 г. в связи с делом Дрейфуса во Франции (ссылка невинноосужденного за государственную измену французского офицера — еврея по происхождению) и позиции в этом во­просе реакционного „Нового времени", Чехов резко отрица­тельно осуждает газету и прерывает свои дружеские до этого отношения с ее редактором А.Сувориным. Печатается Че­хов в дальнейшем, до конца своей литературной деятельности, в органах либеральной прессы: в „Русской мысли", редакто­ром литературного отдела которой он был в последние годы своей жизни, в „Русских ведомостях", в массовых журналах, как „Нива", „Журнал для всех". В 1900 г. при большом посредничестве М. Горького, Чехов стал печататься в марксист­ское» журнале „Жизнь".

Литературные достоинства произведений Чехова — чрез­вычайно популярного к концу 90-х годов писателя, сборники рассказов которого выходили в огромном количестве изда­ний — получили и официальное признание: в 1900 г. он был избран в почетные члены Академии наук, — звание, от кото­рого в 1902 г. Чехов отказался в ответ на исключение М. Горького из состава академиков.

В середине 90-х годов состояние здоровья Чехова сильно ухудшилось. Еще в 1884 г. у него появились первые признаки туберкулеза, для излечения которого тогда же Чеховым не были приняты решительные меры, Весну 1894 г. он вынужден был по болезни провести в Крыму, и осень — на юге Франции, в Ницце. Острое ухудшение здоровья с 1897 г. поставило перед Чехо­вым вопрос об изменении постоянного местожительства и о переселении на юг, в Крым, что и было им сделано в 1898 г. Последние свои годы Чехов, за редкими выездами в Москву и частью за границу, провел на своей даче в Ялте, где он общался с проживавшими в то время в Крыму писа­телями, среди которых были Л. Толстой и М. Горький.

Литературная работа Чехова этих лет протекала в крайне затруднительных условиях: все ухудшающееся здоровье не позволило ему отдаться полностью литературной деятельности. Большое внимание однако было отдано Чеховым редактиро­ванию полного собрания своих сочинений, для чего им была проделана исключительно тщательная работа по отбору огром­ного числа своих произведений и по стилистическому их исправлению.

В середине 1904 г., в виду исключительно тяжелого со­стояния своего здоровья Чехов по совету врачей вынужден был покинуть Ялту и уехать на лечение в курорт Баденвейлер, в Германии, где он скончался 15 (2) июля 1904 г.

Таков жизненный, литературный и общественный путь Антона Павловича Чехова, крупнейшего писателя и видней­шего представителя мелкобуржуазной интеллигенции эпохи 80—900-х годов.

Замечательно в жизни и деятельности Чехова то, что пройдя через исключительно тяжкие годы правительственной реакции и общественной подавленности, Чехов ни на один момент не растерялся, не поддался общественному разложению, но с первых же шагов своей литературно-общественной деятельности стал на путь неустанной борьбы художествен­ным словом и конкретным общественным делом с реакцион­ными настроениями и действиями, на трудный, затяжной путь культурного преобразования страны с далекой, едва ви­димой, целью раскрепощения человека от всяких социальных и личных пороков. Это упорство Чехова в работе, со страст­ной уверенностью в нужное и возможное достижение далекой цели, это непреклонное разоблачение гнусного человека совре­менности, всей „нечистой, безнравственной, праздной жизни" буржуазного общества во имя свободного и красивого чело­века, во имя подлинной человечности,— исключительно нам дорого.

Путь Чехова не был путем революционера, который опи­рается в своей деятельности на коллективные силы, созна­тельно идущие на борьбу с полицейско-самодержавным строем. Это был путь индивидуалиста-культурника, прогрессиста, на знамени которого стояла не политическая борьба, не прямое и немедленное потрясение социальных устоев буржуазного об­щества, а борьба с теми бытовыми, моральными, психологи­ческим искривлениями, которые этим обществом и стоящим за ним политическим строем были порождены. Сын своего класса, разночинец-интеллигент, представитель мещанских слоев буржуазного общества, Чехов на всем протяжении своей деятельности, эволюционируя вместе с этими классо­выми группами, оставался в границах своего классового ощу­щения,— и вот почему его миросозерцание было все же су­жено. Идя своим путем интеллигента, Чехов не соприкасался в 90-х годах, в годы подъема рабочего революционного дви­жения, с революционно-демократическими кругами общества. Но цель у них в конечном счете все же была общая: борьба за свободного, нового человека. Эта цель являлась Чехову с исключительной ясностью, в его произведениях даны такие простые и убедительные ее определения, а его характери­стика отрицательных сторон настоящего настолько яркая и гневная, что уже одними этими сторонами своего творчества Чехов является нашим современником.

Мы ушли от эпохи Чехова безмерно далеко вперед. Социаль­ная революция ликвидировала те политические условия, ту полицейско-самодержавную систему и тот буржуазный обще­ственный строй, которые принижали личность, — и создание свободного, нового человека стало вплотную перед нами, явилось первейшей задачей нашего сегодняшнего дня. В свете этих задач социально-этическая направленность творчества Чехова сделалась нам особенно понятной, близкой и ценной. Мы воспринимаем его художественные произведения как талантливые картины того, что было кошмаром в годы, пред­шествующие революции, но повторение чего в социальной жизни нашей страны, невозможно; мы видим в его образах огромную, но страшную правду той бескрылой жизни, которая без остатка должна быть выкорчевана и в быту и в психике последующих поколений; мы угадываем в Чехове нашего светлого спутника и любим его за его страстную веру в живого, гармоничного человека, — в радостную и светлую жизнь, за его социальный оптимизм.

 

II

 

Общепризнано, что пьесы Чехова открывают новую страницу истории драмы и театра. С именем Чехова связано оригинальное построение драматической композиции, сценического характера и диалога, его пьесы вызвали органи­зацию спектакля на принципиально новых началах, радикаль­ный пересмотр приемов актерской трактовки художественных образов. Влияние всей совокупности этих драматических и сце­нических средств, этого „театра Чехова" на формы театраль­ной жизни последних сорока лет исключительно велико и вы­ходит далеко за пределы истории одного русского театра.

Но Чехов-драматург формировался в конкретных исто­рических условиях, его путь к созданию новой драматургии проходил через определенные социальные формации, которые должны были отразиться на характере и тенденциях, на тема­тике и строе его драм. Ключ к пониманию своеобразия чехов­ской драматургии и истоков его художественных образов лежит в той исторической эпохе и в той социальной среде, которая вы­двинула Чехова и предопределила его классовое сознание.

Литературная деятельность Чехова порождена социально-политическим строем 80-х и 90-х годов прошлого века и вы­текающей из этого строя классовой структурой современного ему общества. Чехов явился полновесным выразителем лишь одной социальной прослойки своей эпохи — мещанской и мелко, буржуазной интеллигенции. Отсюда задача исторического изу­чения драматических произведений Чехова сводится к установлению того, как с изменением общего социального профиля страны, а с ним и положения мещанской интеллигенции, изменялся психоидеологический уклад Чехова и вытекающие из этого уклада стилевые тенденции его творчества, — к установлению зависимости как тематической, так и структурной сторон его пьес от социально-политического строя царской России в конце XIX в., в годы распада дворянско-помещичьего уклада, выхода на арену общественной деятельности мощных пластов мелкой буржуазии, а в дальнейшем гегемонии буржуазных классов и подъема всех сил страны в революции 1905 года.

Для всего драматического пути Чехова характерны две черты: стремление выразить в форме драматического произведения большое социальное содержание эпохи, создать на основе кри­тического усвоения окружающей писателя действительности социальную драму, — и стремление претворить материал своих наблюдений в предельно правдивых образах, в точных реали­стических формах искусства. Чехов создал серию драматиче­ских произведений, которые являются правдивыми социально-историческими картинами эпохи реакционного мрака 80-х годов и эпохи предреволюционного рассвета 90-х годов, и Чехов на­шел для этих синтетических картин те художественные приемы письма, которые сделали их необычайно убеждающими и влиятельными. Вот это двустороннее проявление критического реализма Чехова и породило произведения, имеющие огромное познавательное и культурное значение для наших дней.

Наша задача — раскрыть это значение пьес Чехова, пока­зать конкретный процесс появления и изменения социальной тематики и драматического стиля драматурга-новатора, обу­словленных общим изменением социально-политических уста­новок его эпохи.

Мы дадим краткий общий очерк драматического пути Чехова и особо остановимся на последнем его произведении „Виш­невом саде".

Чехов весьма рано стал увлекаться театром. Будучи гимна­зистом, он участвовал в домашних спектаклях, выступая в соб­ственных импровизациях, часто посещал таганрогский театр, интересуясь наравне с классическим репертуаром переводными французскими мелодрамами и водевилями. Степень влияния театральной формы на раннее литературное творчество Чехова видна из первых его литературных опытов. По свидетельству биографов Чехова первыми его литературными произведениями были водевиль „Недаром курица пела"4 до нас не дошедший, и драма „Безотцовщина".

Основная тема этой драмы — смена двух поколений, двух культурных эпох со свойственным им бытовым и психическим укладом — крайне показательна для глубины творческих замыс­лов начинающего драматурга, сделавшего попытку закрепить в широкой картине основные линии структуры современного ему общества в период распада дворянского уклада и прихода на смену ему буржуазии. Замысел пьесы, в основных своих контурах пронизывающий в дальнейшем весь драматический путь Чехова, замечателен для юного писателя и свидетель­ствует об исключительном общественном его чутье. Однако в силу литературной неопытности начинающего писателя за­мысел этот не мог быть облечен в те годы в убедительные художественные формы, и первая большая пьеса Чехова не была им напечатана и не была поставлена на сцене.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: