Краткое жизнеописание правоверной царицы – исповедницы Ирины Византийской




Святая царица Ирина родилась в Афинах около 752 года. Рано оставшись без родителей, воспитывалась в семье своего дяди патриция Константина Сарантопекоса. Отличалась сочетанием ума, красоты и знатности происхождения, поэтому была выбрана в невесты наследнику Византийского престола Льву, от брака с которым в 771 году родился их единственный сын - Константин VI Порфирородный, ставший в последствии последним императором Исаврийской династии.

Воспитанная в благочестии, Ирина была иконопочитательницей и почти 15 лет была вынуждена скрывать свои убеждения. Ее муж Лев IV «Хазар» был третьим императором-иконоборцем на Византийском престоле. Царица едва не поплатилась жизнью за свою любовь к благочестию, когда ее мужу донесли о том, что она хранит в своей спальне иконы. Внезапная смерть Льва спасла Ирину от опалы и вознесла ее на вершину власти, она стала регентом при малолетнем сыне и правила империей 10 лет.

Здесь вполне проявились ее лучшие качества: она была щедра, милосердна, дальновидна в политике и верна Православию, чем снискала к себе любовь народа и духовенства, а также ненависть со стороны еретиков. Всю свою жизнь она посвятила борьбе с ересью иконоборчества, а венцом ее правления стал созыв VII Вселенского Собора, подготовка к которому явилась поистине духовным подвигом.

Летописи и жития святых, ее современников, представляют нам светлый образ православной монархини: умной, решительной и великодушной, все действия которой направлены на утверждение Православия и облегчение жизни подданных. Она смело проводит гражданские и военные реформы, возвышает позицию Церкви, удачно воплощает в жизнь идею симфонии царской и духовной власти. Для выбора Патриарха собирает, по сути, Земский Собор с участием представителей всех сословий.

Затем заключает невыгодный для Византии мир с арабами, для того, чтобы ее агенты во время искусственно затянутых переговоров, вышли на представителей патриархов Иерусалимского и Александрийского, находившихся под властью Халифата; от них были получены грамоты и благословение на проведение Вселенского Собора. Все это время царица преодолевала сильнейшее противодействие со стороны еретиков и их вдохновителей – иудеев.

В 786 году во время первой неудачной попытки провести Собор, когда взбунтовалась императорская гвардия, подверженная ереси и обратила оружие против отцов Церкви, царица повела себя настолько смело и самоотверженно, что благодаря ее вмешательству никто не пострадал, а сама она едва не погибла.

Наученная опытом, она принимает решение распустить Исаврийский легион, состоявший из семитских элементов (кавказцы и сирийцы), и находит опору во фракийцах, обеспечивших безопасность VII Вселенского собора, который прошел в 787 году в Никее. Торжество Православия сокрушило ересь, в церкви наступил мир. Сонм святых отцов — современников императрицы Ирины, исчисляемый сотнями, единодушно считали ее святой исповедницей Православной веры. Но позднее ей пришлось сполна испить горькую чашу осуждения, клеветы и забвения.

По свидетельству святых отцов, злые советники восстановили повзрослевшего императора против матери, и он лишил ее власти и титула «Августы» и стал править единолично. Будучи легкомысленным, он сделался марионеткой в руках еретиков, которые жаждали реванша за свое поражение. О царствовании 20-летнего монарха преподобный Феодор Студит выразился словами Экклезиаста: «Горе тому городу, над которым поставлен младенец».

За недолгое время своего правления он разрушил все построенное за 10 лет его матерью царицей Ириной и поставил империю на грань духовного и экономического кризиса. В жизнь страны возвращались все признаки иконоборчества, избиение монахов и разрушение монастырей. Народ и духовенство отвернулись от своего правителя, осталась армия, но и она после череды поражений взбунтовалась. Жестокое подавление мятежных легионов было последней каплей, переполнившей чашу терпения.

Царица Ирина решилась на силовое решение вопроса. Ее единомышленники арестовали императора и заключили его во дворец, в котором он родился, а затем его ослепили. При пристрастном взгляде, это событие как бы перечеркнуло все заслуги царицы Ирины перед Богом и людьми, и до наших дней является «камнем преткновения», когда речь заходит о ее царствовании. Существуют два взгляда на происшедшее.

Согласно летописи Феофана, акт экзекуции был совершен по приказу Ирины, эту же точку зрения поддерживает святитель Дмитрий Ростовский. Святой преподобный Феодор Студит и Мефодий Патриарх Константинопольский говорят в согласии друг с другом, что, хотя царица силой и отняла власть у сына, но казнь над ним была совершена без ее ведома. Георгий монах в своем «Летовнике» пишет: «(И), находясь при смерти со страшными клятвами известила присутствующих, что не причастна к ослеплению сына.»

Можно полагать, что она стала заложницей обстоятельств и тех людей, которые принимали участие в перевороте; т.е. таким образом они обезопасили себя и исключили возможность его возвращения на престол. Так или иначе, царице пришлось нести этот тяжелый крест до конца своих дней, и после ее смерти эта клевета продолжает бросать тень на ее образ, и ее противники используют этот факт против нее.

Последующее короткое правление Ирины не принесло Византии ни громких побед, ни ярких событий, с точки зрения историков оно выглядит не очень удачным, но следует заметить, что это было время мира и благоденствия, о чем свидетельствуют такие святые отцы церкви, как Феодор Студит, святитель Иосиф Солунский, патриарх Константинопольский Тарасий, исповедник веры летописец Феофан и многие другие.

После 800 года царица оказалась в одиночестве, окруженная интригами придворных партий. Римская церковь в лице папы Льва искала первенства, а Карл Великий в тайне вынашивал планы захвата Византийского престола. От клеветы и переживаний, обрушившихся на нее, царица Ирина заболела и была при смерти, потом долго выздоравливала.

В 802 году страсти вокруг престола накалились до предела, и 31 октября еретики-иконоборцы неожиданно для всех интригующих сторон, ночью окружив Елеферийский дворец, низложили императрицу, а новым Василевсом объявили логофета Никифора. Ирина держалась с достоинством и, передав царскую казну, отправилась к месту ссылки на остров Принкипо, а через некоторое время – на остров Лесбос.

Находясь в изгнании, она полностью предалась молитве и покаянию; память о ее духовных подвигах сохранилась в местном предании. В ссылке она прожила около 8 месяцев и скончалась 9 августа 803 года. Вскоре после отшествия, ее прославили в лике святых, было составлено «Житие преподобной из царствующих Ирины Афинянки», она стала одной из покровительниц острова Лесбос.

Мощи святой царицы Ирины были перевезены на о. Принкипо в основанный ею монастырь Святителя Николая, а около 863 года их торжественно доставили в Константинополь и положили в Храме Святых Апостолов. На месте, где она подвизалась, до наших дней сохранился источник, от которого происходят исцеления, так же она неоднократно являлась местным жителям и исихастам, которые когда-то находились в этой местности.

По Патмосскому и Иерусалимскому списку IX и X веков Типикона Великой церкви память святой царицы-исповедницы Ирины празднуется 7/20 августа.

Тропарь гл.4

Умом просвещенным и чистым сердцем/ от образа восходя к первообразу./ Властию тебе Богом данною/ Cедьмый Вселенский Собор составила еси,/ Ирино Венценосная.

Кондак гл.6

Богоименитая Ирино,/ Втораго Рима самодержице,/ ереси сокрушительнице,/ cвятых икон почитательнице,/ изографов покровительнице./ Преподобных Отцев собеседнице,/ сирых и убогих попечительнице,/ узы родства ради Христа разсекшая,/ мученически исповедала еси//Торжество Православия.

МОЛИТВА СВЯТОЙ ПРАВОВЕРНОЙ ЦАРИЦЕ – ИСПОВЕДНИЦЕ ИРИНЕ ВИЗАНТИЙСКОЙ.

Из млада сиротство изведавшая, царице Ирино, буди нам духовная мати от водительства и окормления духовнаго осиротевшим. По промыслу Божьему на царство Греческое венчанная, в правде Господней народом своим правившая, и нас упаси в вере и истине. Богу тебе соцарствующу, советники и наставники имела святых отец, моли, да и мы от них вразумляемся.

Богомудрая царице, ересь сокрушившая, соборному разсуждению нас научаяй. Природу естества победившая, родства законы, яко жертву Авраамлю угодную ко престолу Всевышняго принесла еси: да прославится Бог! Со благоговением взираем на подвиги твоя из последнего нашего времени. Да не свяжем себе ни коим пристрастием, ни коею заботою житейскою, ни боязливостью, ни бесовским мечтанием.

Радостию сияющая монархиня добрая, научи нас, единаго Христа Сына Божия знати, Его же единаго любити, Его же в вере и истине исповедати, яко ты исповедала в тесноте и изгнании, даже до смерти. Укрепи и не остави нас среди мира сего, во зле лежащего, изгибнути, миру Божественному тезоименитая, и в мир Христов вечный введи нас, молитвенно тебя почитающих. Аминь.

Тропарь гл.4

Умом просвещенным и чистым сердцем/ от образа восходя к первообразу./ Властию тебе Богом данною/ Cедьмый Вселенский Собор составила еси,/ Ирино Венценосная.

Кондак гл.6

Богоименитая Ирино,/ Втораго Рима самодержице,/ ереси сокрушительнице,/ cвятых икон почитательнице,/ изографов покровительнице./ Преподобных Отцев собеседнице,/ сирых и убогих попечительнице,/ узы родства ради Христа разсекшая,/ мученически исповедала еси//Торжество Православия.

Величание

Величаем тя,/ исповеднице Христова, правоверная царице Ирино Византийская,/ и чтим святую память Твою,/ Ты бо молиши за нас // Христа Бога нашего.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: