Международно-правовое регулирование в области МКА




Есть три арбитражных регламента, разработанных под эгидой ООН: арбитражный регламент Экономической комиссии ООН для Европы 1966 г., Правила МКА Экономической комиссии ООН для Азии и Дальнего Востока 1966., и Арбитражный регламент ЮНСИТРАЛ 1976 г. Все они имеют факультативный характер и применяются только в том случае, если стороны сделали ссылку на них в своем соглашении. Причем стороны вправе договориться о внесении любых изменений в правила регламентов.

Роль международного права в разрешении международных коммерческих споров проявляется в трех направлениях: а) унифи­кация процедурных норм в целях обеспечения единообразия в процедуре рассмотрения международных коммерческих споров в арбитражах разных государств; б) создание международно-пра­вовой основы для признания и принудительного исполнения ре­шений арбитража одного государства на территории других; в) создание и определение правовых основ деятельности специа­лизированных международных центров по рассмотрению опреде­ленных видов коммерческих споров.

Унификации правил арбитражного разбирательства международ­ное сообщество уделяет значительное внимание. Существует ряд международных актов в этой области. Они отличаются и по со­держанию, и по юридической силе, и по способу применения. Многие из них были подготовлены в рамках ООН. Прежде всего отметим Европейскую конвенцию о внешнеторговом арбитраже 1961 г. Она была разработана под эгидой Экономической комис­сии ООН для Европы, принята в Женеве 21 апреля 1961 г. и вступила в силу 7 января 1964 г. Конвенция вышла за регио­нальные рамки в результате присоединения неевропейских госу­дарств. Россия участвует в ней с 1962 г.

Конвенция содержит правила, определяющие порядок форми­рования арбитража, рассмотрения дела, вынесения решений, а также условия и последствия признания арбитражного решения недействительным. Конвенция применима как к арбитражу ad hoc, так и к «постоянным арбитражным органам» при условии, что стороны, передающие свой спор на арбитражное разбиратель­ство, имеют местонахождение на территории разных договари­вающихся государств (ст. 1).

Несколько важных правил для МКА закреплено в Конвенции: 1) при рассмотрении дела ар­битрами могут быть не только граждане страны, где спор рассмат­ривается, но и иностранные граждане (ст. 3); 2) предусмотрено право юридических лиц, которые по своему национальному закону относятся к «юридическим лицам публичного права», также пере­давать свои споры на арбитражное разбирательство. По националь­ным законам юридические лица публичного права часто такой возможности лишены и могут обращаться лишь в государственные суды (ст. 2); 3) установлен принцип неограниченной автономии воли сторон по выбору применимого права; если стороны право не выбрали, то арбитраж выбирает право в соответствии с колли­зионными нормами, которые арбитры сочтут применимыми; нако­нец, арбитры могут по договоренности между сторонами вынести решение в качестве «дружеских посредников» (ст. 7).

Конвенция довольно подробно регламентирует порядок взаи­моотношений между арбитражем и государственным судом (ст. 6). Она устанавливает общий принцип, согласно которому государст­венный суд обязан отказаться от рассмотрения спора, по которо­му между сторонами заключено арбитражное соглашение. Кроме того, установлены порядок отвода государственного суда, порядок рассмотрения государственным судом вопроса о наличии или действительности арбитражного соглашения и правила выбора права, по которому этот вопрос должен решаться.

Нежелание государств связывать себя юридическими обяза­тельствами по правилам арбитражного разбирательства, что пока­зала история существования Европейской конвенции, привело к использованию иной формы сближения арбитражной процеду­ры — был создан Типовой закон ЮНСИТРАЛ о МКА. Он разработан в Комиссии ООН по праву международной торговли, одобрен ГА ООН 11 декабря 1985 г. и рекомендован государствам в качестве модели соответствующего национального закона.

Типовой закон не является международным договором и, сле­довательно, не обладает обязательной юридической силой. Тем не менее он сможет сыграть важную роль в сближении арбитражной процедуры. Единообразие будет достигаться в процессе принятия национальных законов, основанных на одинаковых, одобренных мировым сообществом правилах, сформулированных в Типовом законе. Многие страны уже приняли соответствующие законы, включая Россию и восточноевропейские страны.

Наибольшее распространение в международной практике по­лучил Регламент ЮНСИТРАЛ, принятый резолюцией ГА ООН 15 декабря 1976 г. в качестве рекомендации для использования в международной торговле путем ссылок на него в контрактах

ЮНСИТРАЛ кроме Арбитражного регламента разработал и Согласительный регламент, рекомендованный ГА ООН 4 декабря 1980 г. Согласительная процедура в от­личие от арбитражной, которая завершается вынесением обяза­тельного решения, направлена на поиски компромиссного вари­анта решения, устраивающего обе стороны. Если компромисс не найден и примирение сторон не состоялось, ничто не мешает сторонам прибегнуть к арбитражному разбирательству. Однако члены согласительной комиссии (посредники) не могут быть ар­битрами по тому же спору между теми же сторонами (ст. 19).

Рассмотренные регламенты так же, как и Типовой закон, не являются международными договорами и не имеют обязательной юридической силы. Они применяются только тогда, когда сторо­ны прямо оговорили это в контракте. Однако их роль в сближе­нии (гармонизации) арбитражной процедуры значительна, она может даже превосходить роль международных договоров и Типо­вого закона. Частое обращение участников международных хозяйственных связей к регламентам для рассмотрения конкретных споров, особенно к Арбитражному регламенту ЮНСИТРАЛ в силу его высокого авторитета, приводит к формированию еди­нообразной арбитражной процедуры рассмотрения международ­ных коммерческих споров на практике.

В области МКА действу­ет несколько региональных международных договоров. Один из них — Конвенция о разрешении арбитражным путем граждан­ско-правовых споров, вытекающих из отношений экономического и научно-технического сотрудничества, подписанная в Москве 26 мая 1972 г. странами — членами СЭВ (Московская конвенция). Конвенция продолжает действовать и в настоящее время. Главной отличительной особенностью Московской конвенции является за­крепление двух взаимосвязанных правил: об обязательности ар­битражного рассмотрения споров и о подсудности.

Статья 1 устанавливает обязательное рассмотрение споров ме­жду хозяйственными организациями стран — участниц Конвенции в арбитражном порядке с исключением подсудности таких споров государственным судам. Это расходится с основополагающим принципом МКА о добро­вольности арбитражного разбирательства: обязательной предпо­сылкой такого разбирательства является наличие соглашения сто­рон о передаче спора в арбитраж.

Правило об обязательности арбитражного рассмотрения сочета­ется с правилом об обязательной подсудности: компетентным ар­битражным судом является суд при торговой палате страны-ответ­чика (ст. 2). И это положение расходится с общепринятой практи­кой, согласно которой стороны вольны в выборе арбитражного суда для передачи ему своего спора. Наличие в Конвенции оговор­ки, что стороны могут отступить от общего правила и передать спор в арбитражный суд при торговой палате третьей страны-уча­стницы, смягчает общий императив, но ничего не меняет по су­ществу. В результате в арбитраже может рассматриваться междуна­родный коммерческий спор без наличия соглашения между сторо­нами спора и без выбора ими конкретного арбитражного суда.

В советское время Московская конвенция имела широкое применение: на ее основе рассматривались все внешнеэкономиче­ские споры между организациями стран — членов СЭВ. В настоя­щее время указанные особенности Конвенции, серьезно расходя­щиеся с общепринятыми принципами МКА, делают ее применение сомнительным (Венгрия, Польша и Чехия денонсировали ее). Тем не менее юридически она сохраняет свое действие.

В рамках СНГ 20 марта 1992 г. в Киеве было подписано Со­глашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществле­нием хозяйственной деятельности (вступило в силу 8 апреля 1993 г.). В целом Соглашение не может быть отнесено к между­народным актам, направленным на унификацию процедуры МКА. Оно решает комплекс во­просов, связанных с рассмотрением любых хозяйственных споров между хозяйствующими субъектами стран СНГ не только в ар­битраже, но и в государственных судах общей юрисдикции, и в государственных арбитражных судах. Что касается коммерческого арбитража, то Соглашение так же, как и Московская конвенция, исходит из возможности арбитражного разбирательства без дого­воренности между сторонами спора о передаче его в арбитраж и без выбора ими конкретного арбитража. В нем сформулирован ряд правил, определяющих компетентный суд, но стороны могут выбрать компетентный суд и по письменной договоренности ме­жду ними (ст. 4). Соглашение содержит широкий круг коллизи­онных норм, определяющих применимое право к рассматривае­мым хозяйственным спорам (ст. И), правила оказания взаимной правовой помощи, а также нормы о признании и принудитель­ном исполнении судебных решений.

К региональным международным соглашениям в области ар­битража относятся Межамериканская конвенция о МКА, заключенная в Панаме 30 января 1975 г., Арабская конвенция о МКА 1987 г.

Таким образом, рассмотренные международные документы осуществляют ощутимую поддержку МКА; их цель — создание национального арбитражно­го законодательства, определяющего юрисдикцию арбитража и процедуру разбирательства.

Важным направлением международно-правового регулирования коммерческого арбитража является создание правовой основы для признания и исполнения решений, вынесенных арбитражем на терри­тории одного государства, на территории другого государства (иными словами, иностранных арбитражных решений). Принуди­тельное исполнение решения иностранного арбитража в случае уклонения стороны от его добровольного исполнения имеет осо­бую значимость для участников международного хозяйственного оборота, но оно сталкивается с большими сложностями. Эта про­блема в значительной мере решается с помощью международного права. Существует специальная конвенция по данной проблеме, но, кроме того, практически в любом международно-правовом акте по МКА есть статьи, предусматривающие признание и исполнение иностранных арбит­ражных решений.

10 июля 1958 г. на Конференции ООН в Нью-Йорке была принята Конвенция о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений. Нью-Йоркская конвенция пользуется большим признанием, в ней участвует более 120 госу­дарств. Россия в порядке правопреемства СССР является ее уча­стницей с 10 августа 1960 г. На территории России Конвенция действует с оговоркой, что в отношении решений, вынесенных на территории государств, которые не являются участниками Кон­венции, ее правила будут применяться лишь на условиях взаим­ности.

Нью-Йоркская конвенция обязывает государства признавать и исполнять иностранные арбитражные решения так же, как и решения собственных арбитражей. В целом Конвенция уста­навливает довольно надежные гарантии для исполнения ино­странных арбитражных решений, вынесенных не только в другой стране-участнице, но в любой иной стране, а также гарантии признания соглашений об арбитраже, исключающих споры из юрисдикции государственных судов.

Третьим направлением сотрудничества государств в рассмат­риваемой области является создание специализированных между­народных арбитражных центров для разрешения определенных ви­дов коммерческих споров, представляющих повышенный интерес для развития международных торгово-экономических отношений. В частности, на основе Конвенции о разрешении инвестицион­ных споров между государствами и лицами иных государств был учрежден Международный центр по разрешению инвестиционных споров (МЦРИС). Конвенция была разработана под эгидой МБРР, принята 18 марта 1965 г. и вступила в силу 14 октября 1966 г. (ее обычно называют Вашингтонской конвенцией). В ней участвует более 100 госу­дарств. Россия подписала ее, но пока не ратифицировала.

МЦРИС — уникальный постоянно действующий арбитражный орган, созданный в форме организации, обладающей международ­но-правовой правосубъектностью (ст. 18), со своей специальной юрисдикцией. Центр разрешает споры, отвечающие одновременно трем условиям: а) разрешаются только споры между государст­вом—участником Конвенции и физическим или юридическим лицом другого государства — участника Конвенции; б) спор дол­жен быть инвестиционным, т. е. правовой спор, возникающий непосредственно из инвестиций; в) необходимо наличие соглаше­ния в письменной форме, заключенного между сторонами спора, о передаче его на рассмотрение в Центр (ст. 25). Конвенция не предусматривает обязательной передачи инвестиционных споров в Центр.

Вашингтонская конвенция устанавливает два механизма разре­шения инвестиционных споров: примирительную процедуру и ар­битражную процедуру. Они не соподчинены между собой: стороны спора вправе избрать любую из них либо использовать обе про­цедуры. Отличительной чертой Конвенции является то, что она обеспечивает создание относительно законченной системы арбит­ражного процесса. В ней содержатся нормы, регулирующие поря­док формирования арбитражного суда для рассмотрения конкрет­ного спора; нормы, определяющие его компетенцию, а также со­отношение его компетенции с компетенцией национальных судов; нормы, решающие вопросы выбора применяемого права; нормы, устанавливающие порядок признания и исполнения арбитражных решений, вынесенных в соответствии с Конвенцией, и др.

Положения об арбитраже содержат многие двусторонние до­говоры с участием России. Это торговые договоры, договоры об экономическом и научно-техническом сотрудничестве, договоры об оказании взаимной правовой помощи. За последнее время Россия стала участницей значительного числа двусторонних со­глашений о взаимной защите иностранных инвестиций. Все они содержат норму о том, что споры между иностранным инвесто­ром и принимающим государством, касающиеся размера и поряд­ка осуществления компенсации за принудительно изъятые капи­таловложения, разрешаются либо в арбитраже ad hoc, либо в ка­ком-либо постоянно действующем арбитраже.

Таким образом, сложилась целая система межгосударственных договоров и иных международных актов, предусматривающих ре­шение широкого комплекса вопросов, связанных с арбитражным рассмотрением коммерческих споров. С одной стороны, это сви­детельствует о значимости коммерческого арбитража для развития международного торгово-экономического сотрудничества, а с дру­гой — это способствует созданию надежно и эффективно функ­ционирующей системы рассмотрения международных коммерче­ских споров.

 

В РФ

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: