Тема 3 Актуальные проблемы экономической науки и управления ( для специальности 080100 6 часов, 080200 8 часов)




3.1 Определение темы, подбор источников, группировка авторов.

3.2 Анализ и обобщение литературы по теме.

3.3 Научная этика диалога.

3.4 Композиция и вспомогательный научный аппарат публикации. Академизм изложения. Заглавие, тезарус понятий. Цитирование, ссылки и сноски.

3.5 Сущность и особенности научно-исследовательской работы в агропромышленном комплексе.

3.6 Основные направления научных исследований в АПК.

Вопросы для самопроверки

1 В чем сущность научно-исследовательской работы в АПК?

2 Назовите особенности научно-исследовательской работы в АПК.

3 Перечислите основные направления научных исследований в АПК.

4 Каким должен быть способ изложения результатов научной работы?

5 Какие виды изложения текста научной работы вы знаете?

6 Какие обязательные моменты отражаются во введении к научной работе?

 

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Определить влияние факторов на изменение объема товарной продукции.

Исходные данные для факторного анализа

Показатели Базисные значения Фактические Изменение
Объем товарной продукции, тыс. руб.      
Численность работников, чел.      
Выработка на одного работающего, тыс. руб.     -10

 

2. Определить влияние факторов на объем выпуска способом абсолютных разниц.

Исходные данные для факторного анализа

Показатели План Факт Изменения
1. Количество станков, шт.     -2
2. Продолжительность работы одного станка, час.     -11
3. Производительность одного станка в час., шт.      
4. Изготовлено деталей за месяц, шт.      

 

3. Определить влияние факторов на объем выпуска продукции интегральным методом.

Исходные данные для факторного анализа

Показатели План Факт Изменения
1. Объем выпуска продукции, тыс. руб.      
2. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб.      
3. Фондоотдача, руб./руб.   2,57 0,57

4. Определить среднюю тенденцию динамического ряда и тренд изменения урожайности зерновых по годам.

 

Исходные данные для анализа

Показатели Годы
                 
Урожайность, ц/га 28,0 29,5 27,4 26,5 30,2 38,6 42,1 33,4 44,0

5. Определить среднюю тенденцию динамического ряда среднедушевых денежных доходов населения в Республике Башкортостан и построить точечный прогноз денежных доходов населения на 2013 г.

 

Исходные данные для анализа

Показатели 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. 1738,2 2405,0 3143,5 4153,1 4991,1

6. Определить тенденцию динамического ряда себестоимости молока в сельскохозяйственных предприятиях Республики Башкортостан и обосновать его интервальный прогноз на 2013 г.

 

 

Исходные данные для анализа

Годы              
Себестоимость, руб. за ц              

 

 

Тесты

1 Предметом дисциплины «Методология научных исследований» является: (Вес: 1)

а) конечные результаты работы, причины их изменения и возможные экономические последствия;

б) наиболее общие правила ведения научной работы;

в) определение наблюдаемых в практической жизни количественных закономерностей;

г) все три ответа неверны.

 

2 Что такое методология исследования? (Вес: 1)

а) система специфических методов отражения экономических переменных и связей между ними;

б) использование набора показателей достоверно отражающих реальное состояние деятельности на предприятии;

в) совокупность способов, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности, т.е. путь познания;

г) все три ответа неверны.

 

3 Что такое метод научного исследования? (Вес: 1)

а) совокупность знаков, которые нам подсказывает реальная действительность;

б) совокупность сведений, полученных от гадалки или шамана;

в) совокупность логических рассуждений, определенных преобразований и тому подобных приемов или операций, при помощи которых осуществляется познание окружающей нас действительности;

г) ни один из вышеназванных.

 

4 Какие общенаучные методические подходы Вы знаете? (Вес: 1)

а) исторический;

б) комплексный

в) системный;

г) все три вышеназванных.

 

5 Что такое структурный подход? (Вес: 1)

а) познание внутренней взаимосвязи компонентов целостной системы;

б) рассмотрение не конкретной реальной формы исследуемого объекта, а комплекса функций, которые он выполняет или должен выполнять;

в) совокупность логических рассуждений, определенных преобразований и тому подобных приемов или операций, при помощи которых осуществляется познание окружающей нас действительности;

г) все три вышеназванных.

 

6 Что относится к специальным методам экономической науки: (Вес: 1)

а) воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом мельчайших подробностей;

б) факторный анализ и моделирование;

в) одновременный учет всех аспектов, особенностей и факторов, прямо или косвенно влияющих на решение проблемы;

г) ни один из вышеназванных.

 

7 Что такое моделирование? (Вес: 1)

а) комплексный метод исследования, основанный на последовательном применении совокупности приемов и закономерностей деления объектов на основные части и элементы;

б) мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и отношений объектов и одновременное выделение одной или нескольких сторон этих объектов;

в) метод научного познания, посредством которого получают знания об одних предметах и явлениях на основании их сходства с другими;

г) мысленное конструирование и изучение объектов, которые значительно отличаются от существующих в действительности или практически отсутствуют (точка, линия и т.д.);

д) метод исследования, основанный на изучении объекта (оригинала) посредством объектов-заменителей, моделирующих его структуру и поведение, с последующим переносом полученных знаний с модели на оригинал.

 

8 Для чего используется вертикальный сравнительный анализ? (Вес: 1)

а) для изучения структуры экономических явлений;

б) относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года;

в) для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового;

г) нет правильного ответа.

 

 

9 В чем заключается недостаток метода цепной подстановки? (Вес: 1)

а) в зависимости от выбранного порядка замены факторов, результаты факторного разложения имеют разные значения;

б) результаты неточны;

в) не имеет недостатков.

 

10 Что такое системный подход к исследованию экономики? (Вес: 1)

а) направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит комплексное рассмотрение всех проблем;

б) направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической структуры.

 

11Что такое монография? (Вес: 1)

а) периодическое журнальное издание;

б) вестник высшего учебного заведения;

в) научное исследование автора, коллектива авторов, посвященное одной проблеме или теме.

 

12 Чем учебное пособие отличается от учебника? (Вес: 1)

а) содержит иллюстрации;

б) заменяют или дополняют учебник;

в) нет верного ответа.

 

1 Чем тезисы докладов отличаются от материалов научной конференции? (Вес: 1)

а) содержат опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера;

б) содержат итоги научной конференции.

 

2 Чем справочное издание отличается от информационного? (Вес: 1)

а) содержит упорядоченную совокупность библиографических записей;

б) содержит систематизированные сведения о документах;

в) содержит краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке удобном для быстрого отыскания.

 

3 Чем описательный тип изложения отличается от повествовательного? (Вес: 1)

а) порядок изложения фактов чаще всего определяется хронологической последовательностью и смысловой связью друг с другом. Приводятся только узловые события, при этом учитывается продолжительность их во времени и смысловая значимость;

б) предмет или явление раскрываются путем перечисления его признаков и свойств. Вначале дается общая характеристика описываемого факта, взятого в целом, а затем – отдельных его частей.

 

4 Чего не следует включать в текст введения студенческих научных работ? (Вес: 1)

а) обоснование актуальности темы;

б) степень изученности проблемы или обзор литературы;

в) объект исследования;

г) предмет исследования;

д) цель работы;

е) задачи работы;

ж) методы исследования;

з) сведения о разработчике.

 

5 Что такое тематическое сообщение? (Вес: 1)

а) самостоятельная письменная работа студента по одной теме;

б) устное или письменное изложение студентом основного содержания учебного материала по определенной теме.

 

6 Кто выдает студенту задание на заказную дипломную работу? (Вес: 1)

а) преподаватель;

б) предприятие-заказчик;

в) сам студент.

 

7 Наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования: (Вес: 1)

а) научное направление;

б) научная теория;

в) научная концепция;

г) научный эксперимент.

 

8 Наличие нескольких уровней, их целей и способов достижения целей соответствующих уровней: (Вес: 1)

а) иерархия;

б) многофункциональность;

в) гибкость;

г) агрегирование.

 

 

 

5 Примерные вопросы для итогового контроля

1 Что такое научный метод?

2 Чем критическое исследование отличается от поискового и воспроизводящего?

3Каковы основные принципы научного исследования?

4Какова структура научной теории?

5 В чем суть постановки научной проблемы?

6 Какие существуют виды научных гипотез?

6 Приведите классификацию общенаучных методов.

7 Назовите признаки экономической науки и ступени познания.

8 8 Экономическая наука включается в систему наук и характеризуется следующими специфическими признаками (перечислить).

9 Какие ступени экономического познания различают (перечислить).

10 Перечислите основные методические подходы к научным исследованиям.

11 К общенаучным методическим подходам относятся (перечислить).

12 Разновидностями системного подхода являются (перечислить).

13 Перечислите основные принципы системного подхода

14 Назовите ведущие принципы системного подхода (системного анализа):

15 Что означает целостность системы?

16 Что такое иерархичность строения системы?,

17 Чем от предыдущих принципов отличается структуризация?

18 Что означает принцип множественности системы?

19 Допустимо ли разумное сочетание этих принципов с принципами исторического (эволюционного) подхода.

20 Что такое информационное издание?

21 С чего начинается изучение литературы?

22 Что представляет объяснительный тип изложения?

23 Какова структура диссертационной работы?

 

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: