3.1 Определение темы, подбор источников, группировка авторов.
3.2 Анализ и обобщение литературы по теме.
3.3 Научная этика диалога.
3.4 Композиция и вспомогательный научный аппарат публикации. Академизм изложения. Заглавие, тезарус понятий. Цитирование, ссылки и сноски.
3.5 Сущность и особенности научно-исследовательской работы в агропромышленном комплексе.
3.6 Основные направления научных исследований в АПК.
Вопросы для самопроверки
1 В чем сущность научно-исследовательской работы в АПК?
2 Назовите особенности научно-исследовательской работы в АПК.
3 Перечислите основные направления научных исследований в АПК.
4 Каким должен быть способ изложения результатов научной работы?
5 Какие виды изложения текста научной работы вы знаете?
6 Какие обязательные моменты отражаются во введении к научной работе?
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Определить влияние факторов на изменение объема товарной продукции.
Исходные данные для факторного анализа
Показатели | Базисные значения | Фактические | Изменение |
Объем товарной продукции, тыс. руб. | |||
Численность работников, чел. | |||
Выработка на одного работающего, тыс. руб. | -10 |
2. Определить влияние факторов на объем выпуска способом абсолютных разниц.
Исходные данные для факторного анализа
Показатели | План | Факт | Изменения |
1. Количество станков, шт. | -2 | ||
2. Продолжительность работы одного станка, час. | -11 | ||
3. Производительность одного станка в час., шт. | |||
4. Изготовлено деталей за месяц, шт. |
3. Определить влияние факторов на объем выпуска продукции интегральным методом.
Исходные данные для факторного анализа
Показатели | План | Факт | Изменения |
1. Объем выпуска продукции, тыс. руб. | |||
2. Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. | |||
3. Фондоотдача, руб./руб. | 2,57 | 0,57 |
4. Определить среднюю тенденцию динамического ряда и тренд изменения урожайности зерновых по годам.
Исходные данные для анализа
Показатели | Годы | ||||||||
Урожайность, ц/га | 28,0 | 29,5 | 27,4 | 26,5 | 30,2 | 38,6 | 42,1 | 33,4 | 44,0 |
5. Определить среднюю тенденцию динамического ряда среднедушевых денежных доходов населения в Республике Башкортостан и построить точечный прогноз денежных доходов населения на 2013 г.
Исходные данные для анализа
Показатели | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. |
Среднедушевые денежные доходы населения (в месяц), руб. | 1738,2 | 2405,0 | 3143,5 | 4153,1 | 4991,1 |
6. Определить тенденцию динамического ряда себестоимости молока в сельскохозяйственных предприятиях Республики Башкортостан и обосновать его интервальный прогноз на 2013 г.
Исходные данные для анализа
Годы | |||||||
Себестоимость, руб. за ц |
Тесты
1 Предметом дисциплины «Методология научных исследований» является: (Вес: 1)
а) конечные результаты работы, причины их изменения и возможные экономические последствия;
б) наиболее общие правила ведения научной работы;
в) определение наблюдаемых в практической жизни количественных закономерностей;
г) все три ответа неверны.
2 Что такое методология исследования? (Вес: 1)
а) система специфических методов отражения экономических переменных и связей между ними;
б) использование набора показателей достоверно отражающих реальное состояние деятельности на предприятии;
в) совокупность способов, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности, т.е. путь познания;
г) все три ответа неверны.
3 Что такое метод научного исследования? (Вес: 1)
а) совокупность знаков, которые нам подсказывает реальная действительность;
б) совокупность сведений, полученных от гадалки или шамана;
в) совокупность логических рассуждений, определенных преобразований и тому подобных приемов или операций, при помощи которых осуществляется познание окружающей нас действительности;
г) ни один из вышеназванных.
4 Какие общенаучные методические подходы Вы знаете? (Вес: 1)
а) исторический;
б) комплексный
в) системный;
г) все три вышеназванных.
5 Что такое структурный подход? (Вес: 1)
а) познание внутренней взаимосвязи компонентов целостной системы;
б) рассмотрение не конкретной реальной формы исследуемого объекта, а комплекса функций, которые он выполняет или должен выполнять;
в) совокупность логических рассуждений, определенных преобразований и тому подобных приемов или операций, при помощи которых осуществляется познание окружающей нас действительности;
г) все три вышеназванных.
6 Что относится к специальным методам экономической науки: (Вес: 1)
а) воспроизведение истории изучаемого объекта во всей своей многогранности, с учетом мельчайших подробностей;
б) факторный анализ и моделирование;
в) одновременный учет всех аспектов, особенностей и факторов, прямо или косвенно влияющих на решение проблемы;
г) ни один из вышеназванных.
7 Что такое моделирование? (Вес: 1)
а) комплексный метод исследования, основанный на последовательном применении совокупности приемов и закономерностей деления объектов на основные части и элементы;
б) мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и отношений объектов и одновременное выделение одной или нескольких сторон этих объектов;
в) метод научного познания, посредством которого получают знания об одних предметах и явлениях на основании их сходства с другими;
г) мысленное конструирование и изучение объектов, которые значительно отличаются от существующих в действительности или практически отсутствуют (точка, линия и т.д.);
д) метод исследования, основанный на изучении объекта (оригинала) посредством объектов-заменителей, моделирующих его структуру и поведение, с последующим переносом полученных знаний с модели на оригинал.
8 Для чего используется вертикальный сравнительный анализ? (Вес: 1)
а) для изучения структуры экономических явлений;
б) относительных темпов роста и прироста показателей за ряд лет к уровню базисного года;
в) для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового;
г) нет правильного ответа.
9 В чем заключается недостаток метода цепной подстановки? (Вес: 1)
а) в зависимости от выбранного порядка замены факторов, результаты факторного разложения имеют разные значения;
б) результаты неточны;
в) не имеет недостатков.
10 Что такое системный подход к исследованию экономики? (Вес: 1)
а) направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит комплексное рассмотрение всех проблем;
б) направление методологии научного познания и практической деятельности, в основе которого лежит исследование любого объекта как сложной целостной социально-экономической структуры.
11Что такое монография? (Вес: 1)
а) периодическое журнальное издание;
б) вестник высшего учебного заведения;
в) научное исследование автора, коллектива авторов, посвященное одной проблеме или теме.
12 Чем учебное пособие отличается от учебника? (Вес: 1)
а) содержит иллюстрации;
б) заменяют или дополняют учебник;
в) нет верного ответа.
1 Чем тезисы докладов отличаются от материалов научной конференции? (Вес: 1)
а) содержат опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера;
б) содержат итоги научной конференции.
2 Чем справочное издание отличается от информационного? (Вес: 1)
а) содержит упорядоченную совокупность библиографических записей;
б) содержит систематизированные сведения о документах;
в) содержит краткие сведения научного или прикладного характера, расположенные в порядке удобном для быстрого отыскания.
3 Чем описательный тип изложения отличается от повествовательного? (Вес: 1)
а) порядок изложения фактов чаще всего определяется хронологической последовательностью и смысловой связью друг с другом. Приводятся только узловые события, при этом учитывается продолжительность их во времени и смысловая значимость;
б) предмет или явление раскрываются путем перечисления его признаков и свойств. Вначале дается общая характеристика описываемого факта, взятого в целом, а затем – отдельных его частей.
4 Чего не следует включать в текст введения студенческих научных работ? (Вес: 1)
а) обоснование актуальности темы;
б) степень изученности проблемы или обзор литературы;
в) объект исследования;
г) предмет исследования;
д) цель работы;
е) задачи работы;
ж) методы исследования;
з) сведения о разработчике.
5 Что такое тематическое сообщение? (Вес: 1)
а) самостоятельная письменная работа студента по одной теме;
б) устное или письменное изложение студентом основного содержания учебного материала по определенной теме.
6 Кто выдает студенту задание на заказную дипломную работу? (Вес: 1)
а) преподаватель;
б) предприятие-заказчик;
в) сам студент.
7 Наука или комплекс наук, в области которых ведутся исследования: (Вес: 1)
а) научное направление;
б) научная теория;
в) научная концепция;
г) научный эксперимент.
8 Наличие нескольких уровней, их целей и способов достижения целей соответствующих уровней: (Вес: 1)
а) иерархия;
б) многофункциональность;
в) гибкость;
г) агрегирование.
5 Примерные вопросы для итогового контроля
1 Что такое научный метод?
2 Чем критическое исследование отличается от поискового и воспроизводящего?
3Каковы основные принципы научного исследования?
4Какова структура научной теории?
5 В чем суть постановки научной проблемы?
6 Какие существуют виды научных гипотез?
6 Приведите классификацию общенаучных методов.
7 Назовите признаки экономической науки и ступени познания.
8 8 Экономическая наука включается в систему наук и характеризуется следующими специфическими признаками (перечислить).
9 Какие ступени экономического познания различают (перечислить).
10 Перечислите основные методические подходы к научным исследованиям.
11 К общенаучным методическим подходам относятся (перечислить).
12 Разновидностями системного подхода являются (перечислить).
13 Перечислите основные принципы системного подхода
14 Назовите ведущие принципы системного подхода (системного анализа):
15 Что означает целостность системы?
16 Что такое иерархичность строения системы?,
17 Чем от предыдущих принципов отличается структуризация?
18 Что означает принцип множественности системы?
19 Допустимо ли разумное сочетание этих принципов с принципами исторического (эволюционного) подхода.
20 Что такое информационное издание?
21 С чего начинается изучение литературы?
22 Что представляет объяснительный тип изложения?
23 Какова структура диссертационной работы?