М1.Б1 МЕТОДОЛОГИЯ научных исследований
Методические указания к практическим и семинарским занятиям
Направление подготовки
Экономика
Менеджмент
Квалификация (степень) выпускника
Магистр
Уфа – 2012
УДК 339.5:378.147
ББК 65.298:74.58
М 54
Рекомендовано к изданию на заседании методической комиссии экономического факультета «31» августа 2012 г. (протокол № 1).
Составители: проф. Кликич Л.М., ст. преподаватель Лукьянова М.Т.
Рецензент: старший преподаватель кафедры Статистики и информационных систем в экономике Валишина Н.Р.
Ответственный за выпуск: заведующий кафедрой экономики аграрного
производства к.э.н., доцент Галиев Р.Р.
Оглавление
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ | |||
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ | |||
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫИ ЗАДАНИЯ ПО СЕМИНАРСКИМ, ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ | |||
ТЕСТЫ | |||
Примерные вопросы для итогового контроля | |||
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК | |||
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Научное исследование представляет собой наиболее развитую форму рациональной деятельности, которая не может осуществляться только по каким-то фиксированным правилам, она обязательно включает элементы творчества.
Наука – это высокоспециализированная деятельность человека по выработке, систематизации и проверке знаний с целью их высокоэффективного использования. Наука представляет собой особую отрасль рациональной человеческой деятельности по производству объективно истинного знания об окружающем нас мире и возникает как естественное продолжение обыденного, стихийно-эмпирического процесса познания.
|
Целью освоения дисциплины является подготовка выпускника к профессиональной деятельности в сфере овладения основными навыками выбора актуальных тем научной работы; методами сбора и научного анализа материалов, обобщения и оформления результатов исследований.
Предметом дисциплины являются наиболее общие правила ведения научной работы. Основными формами научно-исследовательской работы студентов на экономическом факультете являются: учебно-исследовательская работа; курсовые работы; производственная и преддипломная практика; дипломная работа. Дипломная работа – заключительный этап подготовки специалистов в нашем университете, проверка приобретенных знаний и навыков, умения самостоятельно применять полученные знания и творчески работать.
В соответствии с рабочим учебным планом студенты очного обучения изучают дисциплину «Методология научных исследований» на 5 курсе. На изучение дисциплины отводится 72 часов, в том числе аудиторных занятий 36, из них: 10/8 часов лекций, 26/28 часов практических и семинарских занятий.
Курс предполагает применение не только традиционных методов преподавания (лекций и практических занятий), но и активных методов обучения (деловых игр, дискуссий, обсуждений в группах и т.п.), а также самостоятельную работу по индивидуальным и групповым заданиям.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
|
- знание и понимание законов развития природы, общества и мышления и умение оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности (ОК-2).
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать:
- основные теоретические положения и концепции логики процессов принятия решений в менеджменте;
- основные подходы к определению понятия «Исследовательские проекты» и типы исследовательских проектов (инициированных исследовательскими агентствами и институтами или специальные исследования, исследования для выработки управленческих решений для преодоления проблем или достижения возможностей, постоянно-действующие (волновые, репликативные) исследования и получаемая в их результате синдицированная информация);
- основные механизмы сбора, очистки, анализа и интерпретации рыночной информации (из внешней бизнес-среды и из внутренней среды компании);
- основные инструментальные средства и технологии ИТ для сбора, анализа и представления рыночных данных;
уметь:
- выявлять проблемы для постановки задач и выработки гипотез исследования;
- выделять и характеризовать основные методологические принципы проведения исследовательских проектов;
- проектировать и конструировать технологические подходы к проведению исследовательских проектов;
- использовать теоретические знания в реальном исследовательском проекте: постановка задачи, подготовка ТЗ на проведение исследовательского проекта, формирование команды для исследования, организовывать процесс сбора, анализа и интерпретации полученной информации и подготовки исследовательских отчетов;
- использовать современные информационные системы и технологии для обоснования исследовательских проектов.
владеть:
- категориальным аппаратом и алгоритмами проведения исследовательских проектов, получения необходимой информации для принятия эффективных управленческих решений.
\
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫИ ЗАДАНИЯ ПО СЕМИНАРСКИМ, ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ И САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ