Религия. Религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести




Религия - мировоззрение, совокупность представлений и действий,
основывающихся на вере в сверхъестественные силы и существа (бого
духов), которые являются предметом поклонения, культа.

Структурные элементы религии:

1) Религиозное сознание - специфическое восприятие и отображе­ние мира сквозь призму священного, сверхъестественного, мистического; ключевым элементом религиозного сознания является вера.

2) Религиозная деятельность - реализация принципов религии на практике, включает в себя культ - совокупность символических действий (в том числе речевых), которые предполагаются как священные и целью которых является результативный контакт со сверхъестествен­ным.

3) Религиозный опыт - духовное состояние верующего, которое является субъективным переживанием личного контакта со сверхъестественным.

4) Религиозная доктрина, или догмат — теоретическое оформление религиозного опыта, включает в себя положения, которые принимаются а истинные без доказательств и практической проверки, они основаны на вере или подчинении авторитету.

5) Религиозная организация - это объединения верующих, можно выделить следующие их типы: 1) церковь - значительное по численно­сти объединение, принадлежность к которому определяется во многом традицией; 2) секта - оппозиционное течение по отношению к господ­ствующей церкви, подчеркивающее исключительность своего учения и свою особую роль в обществе; 3) деноминация религиозное объеди­нение, находящееся в стадии становления, характерной чертой которого является способность адаптироваться к светским властным структурам и идти по пути компромисса (например, «свидетели Иеговы»).

В мире существует множество конкретных разновидностей религий - конфессий. Становление их происходило на различных этапах истори­ческого развития. Ранним религиям свойственен политеизм - вера в существование множества богов, боле поздним - монотеизм - вера в единого Бога.

Исторические формы религии:

1) Родоплеменные древние верования:

• тотемизм (тотем - «его род») - поклонение животному или растению, которое считается предком рода; был распространен у всех народов мира;

анимизм (лат. апгта - «душа») — вера в существование духов, в наличие независимой души у людей, животных, растений; впоследствии стал обязательным элементом всех религий;

фетишизм (фр. «амулет, идол, талисман») - вера в сверхъесте­ственные свойства отдельных предметов - фетишей; пережитки фети­шизма - вера в обереги, амулеты, талисманы (например, почитание чер­ного камня в Мекке).

2) Национальные религии, которые составили основу религиозной жизни отдельных народов, государств, цивилизаций:

• иудаизм (возник в конце II тыс. до н. э. в Израиле);

• индуизм (V в. до н. э. в Северной Индии);

• конфуцианство (V в. до н. э. в Китае); :

• синтоизм (средневековая религия японцев) и др.

Эти религии возникли в период разложения родового строя и обра­зования классового общества; в них сформировалась сложная обрядность и оформилась особая каста служителей культа (жрецов, волхвов),

которые занимались толкованием воли богов, разработкой вероучения и культа.

3) Мировые религии, их характерные черты:

огромное число последователей (около 1,5 млрд. христиан, 0,8 млрд. мусульман, 0,3 млрд. буддистов);

• космополитизм, то есть межэтнический характер, выход за пре­делы наций и государств;

• эгалитаризм - проповедь равенства всех людей, обращенность ко всем социальным группам;

• пропагандистская активность, стремление обратить в свою вер> лиц другого исповедания. Мировые религии:

1) Буддизм - возник в 1У-У вв. до н. э. в Индии; распространен в странах Индокитайского полуострова; в Бирме, Камбодже, Таиланде является государственной религией; в Россию проник в ХУИ-ХУШ ве­ках в форме ламаизма. Основателем учения считается индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший имя Будда (просветленный). Око­ло III в. до н. э. буддизм разделился на две ветви - хинаяну и махаяну. Основы учения изложены в Трипитаке (с санскритского «Три корзины книг»).

Характерной особенностью буддизма является этико-практическая направленность. Его главный принцип - ненасилие по отношению ко всем живым существам.

Основная идея буддизма - учение о четырех благородных истинах:

• жизнь есть страдание;

• причина страданий - жажда жизни, эгоизм;

• избавление от страданий возможно лишь путем избавления от же­ланий;

• прекращения страданий есть достижение нирваны - состояния по­коя и отрешенности от внешнего мира.

Главный ритуал - медитация (практика созерцательного раз­мышления), результатом которого оказывается отстранение от внешне­го мира, полная самоуглубленность.

2) Христианство - возникло в I веке в Палестине (восточной части Римской империи) в рамках иудаизма, с которым впоследствии вступи­ло в острый конфликт. В 324 году при императоре Константине стало государственной религией.

Основоположник - Иисус Христос (греч. «помазанник, мессия»), принявший мученическую смерть ради спасения человечества. Веро­учение изложено в Библии, состоящей из Старого и Нового Заветов.

Основные идеи христианства:

. Бог-творец - обладатель абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества; все создано Богом из ничего в свободном акте его воли;

• Бог един в трех лицах, то есть внутренняя жизнь божества есть личное отношение трех ипостасей - Отца как безначального первона­чала, Сына как смыслового и оформляющего принципа и Духа как «жи­вотворящего» принципа;

• первородный грех (отпадение от бога первого человека, Адама) -причина всех страданий человека;

• Христос - результат боговотощения, то есть совмещения в лич­ностном единстве всей полноты как божественной, так и человеческой

природы;

• искупление греха возможно путем обожения - полного преображения человеческой природы благодаря строгой жизни (аскезы), молитвы и покаяния;

• основные добродетели - смирение, покорность, терпимость, всепрощение;

• результат спасения - воскресение и загробное воздаяние, райское блаженство (в отличие от буддизма, христианство проповедует не столько отрешение духа от плоти, сколько освящение самой плоти, ее переход в состояние эсхатологической просветленности).

В процессе своей эволюции христианство распалось на три направ­ления - католицизм, православие и протестантизм.

3) Ислам (араб, «покорность») — возник в VII веке в Аравии; его по­следователи - мусульмане; распространен в Азии и Африке, странах Востока; в России его проповедуют в Татарстане и Башкортостане. Имеет два основных направления - суннизм и шиизм. Основатель - Мухаммед (прим. 570-632). Источник вероучения - Коран.

Основные положения ислама:

• существует единый и единственный Бог-творец Аллах (ислам проповедует строгий монотеизм и отвергает догмат о триединстве бога);

• Мухаммед - пророк Аллаха, последний в ряду пророков - Моисея, Авраама, Иисуса (он, в отличие от христианского богочеловека •Христа, выступает как пассивный передатчик божественного откровения);

• между Богом и человеком нет посредников (богослужение может совершать любой верующий);

• для спасения необходимо строгое соблюдение предписаний и обрядов Корана, образующих канонический закон - шариат, являю щийся также одним из источников правового законодательства: молитва (намаз) пять раз в день; соблюдение поста (ураза); совершение палом­ничество (хаджа) в Мекку хотя бы раз в жизни; милостыня (закят) ц благие дела (ихсан);

• мусульманская община (умма) объединяет «правоверных» всего мира;

• религиозный глава общины (халиф) является одновременно ее административным и военным главой.

Как и христианство, ислам верит в воскресение после смерти и судный день.

Функции религии:

• мировоззренческая: религия формирует систему взглядов, идеа­лов и убеждений, объясняет человеку мир и определяет его место в нем;

• утешительно-компенсаторная: религия успокаивает, дает надежду, снимает напряжение, восполняет ограниченность человеческого бытия;

• регулирующая: с помощью норм, заповедей, ценностей, традиций и обычаев религия регулирует отношения между людьми;

• коммуникативная: обеспечивает общение людей и связь поколений;

• интегрирующая: способствует объединению людей, формирова­нию наций, укреплению государств (например, в период феодальной раздробленности).

Но религия может играть и дезинтегрирующую роль, когда государ­ства и социальные группы противостоят друг другу по религиозному принципу.

В демократических государствах утверждается принцип свободы совести.

Свобода совести означает свободу исповедовать любую религию и не исповедовать никакой (быть атеистом), менять свои убеждения и распространять их. Свобода совести основывается на свободе вероисповеданий и веротерпимости, которая означает право исповедовать лю­бую религию и менять религиозные убеждения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: