Реализация принципа эстетизации




[Слайд «Эстетизация»]

Изменение отношения человека к действительности порождает стремление создать иную реальность, где индивид мог бы реализовать себя как свободную личность, сформировать ценностные ориентиры, идеалы. Одним из процессов современной культуры, воздействующим на формирование и развитие личности является процесс эстетизации, под влиянием которого происходит формирование новых духовных ценностей и нового образа человека, создается образ самой культуры.

Социально-культурная деятельность по самой своей сути глубоко педагогична. Множество социальных проблем, с которыми мы сталкиваемся в процессе этой деятельности, приобретает статус педагогических задач. Их решение зависит от согласованного взаимодействия всех звеньев педагогической цепочки, к которым относятся в том числе эстетические отношения: художественный вкус, чувство гармонии, переживание прекрасного.

Поэтому реализацию данного принципа мы будем рассматривать в первую очередь в педагогическом ключе

[Слайд «Педагогический аспект»]

Процесс эстетизации — это расширение сферы эстетического и перенесение его на другие сферы человеческого бытия: науку, производство, быт, религию, искусство. Эстетическое представляется как совокупность непосредственно воспринимаемых, чувственно данных выразительных формлюбой сферы действительности. Именно чувственно-ценностная природа эстетического позволяет личности осуществлять оценку действительности, прежде всего с позиции прекрасного.

Принцип эстетизации тесно взаимосвязан с другими направлениями воспитания и является неким специфичным аспектом каждого из них. Понимание прекрасного способствует дисциплине ума. Эстетические критерии являются обязательным элементом анализа и оценки научных теорий и взглядов. Мышление человека, его мозг развиваются за счет образности.

Особенно тесно эстетическое воспитание тесно взаимосвязано с нравственным. Искусство и мораль принадлежат сфере ценностей, предметом которых выступает человек, представленный в ракурсе духовно-практического отношения к окружающей действительности. Искусство и мораль сближает то обстоятельство, что они представляют собой вечные ценности.

Педагогический аспект социально-культурной деятельности заключается в регулировании процессов социализации и индивидуализации человека, то есть в социальном воспитании и развитии, осуществляемых в формах досуговой деятельности и направленных на решение следующих культурно-воспитательных задач:

1. целенаправленное приобщение человека к богатствам культуры, формирование его ценностных ориентации и «возвышение» духовных потребностей;

2. стимулирование социальной активности, инициативы и самодеятельности человека в сфере досуга, повышение его досуговой квалификации, то есть умения рационально, содержательно и разнообразно организовать свое свободное время в целях поддержания физического и духовного здоровья и самосовершенствования;

[Слайд «Цель»]

Поскольку искусство является не самоцелью, а средством приобщения к нравственному и прекрасному, оно выполняет ярко выраженные эстетические, воспитательные, просветительные и другие социально-культурные функции.

Эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в структуре воспитательного процесса. Оно обращено, в первую очередь, к эмоциям, чувствам и душе воспитанника. Чувства являются важнейшей областью личностного проявления индивида, его творческой жизнедеятельности. Люди выражают свое эмоциональное отношение к окружающему миру через слово, цвет, звук, рисунок, линию, пластику

Формирование эстетического отношения к действительности позволяет развить у людей высокий художественно-эстетический вкус, дает им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов.

[Слайд «Задачи»]

Основные задачи эстетического воспитания: ​

  1. Формирование у воспитанника эстетического сознания: знания эстетических категорий, понимания прекрасного, художественного языка искусства.;
  2. Развитие в различных видах искусства творческих способностей.;
  3. Воспитание эстетических чувств: эмоционального восприятия, богатого мира чувств, сопереживания, глубоких переживаний, эмоциональной восприимчивости к прекрасному, тонкости чувств;
  4. Формирование умения претворять в жизни прекрасное, воспитание эстетической культуры: в общении, в поведении, быту, труде и т.д.

Таким образом, понятие принципа эстетизации является в социально-культурной деятельности собирательным и включает в себя не только эстетическое воспитание, но и методы его реализации.

[Слайд с цифрами]

Принцип эстетизации ориентирует на подчинение всех направлений и форм педагогического процесса законам красоты и гармонии, стремление к целостности, гармоничности, художественной оформленности, образности его конструирования и трансляции.

Принцип эстетизации представляет собой комплекс критериев, взаимосвязанных между собой и предопределяющих построение и направление всего процесса:

· Эстетика в жизни воспитанника и эстетической организации деятельности коллектива.

Способность творить красоту в повседневной жизни не появляется сама по себе. Ее необходимо воспитывать с раннего детства. Именно поэтому само детство должно быть красивым: яркие и привлекательные игрушки; удобная, чистая, нарядная одежда; эстетическое окружение – убранство дома, школа, двор, этикет и порядок в школе. Доброжелательные отношения преподавателя и учеников, детей друг с другом. Все это в совокупности формирует важнейший фактор воспитания - эстетичную воспитывающую среду.

· Постоянство и всеобщность эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание и искусство должно воздействовать на воспитанников в любом возрасте и во всех сферах жизни. Эстетическое воспитание должно охватывать всех - талантливых и обычных, способных и неспособных, оно направлено на воспитание зрителя, слушателя, читателя.

· Единство эстетического и нравственного воспитания.

· Комплексное взаимодействия и воздействия разных видов искусства:

Все виды искусства тяготеют к взаимодействию и обладают единой образной природой. Чем больше органов чувств задействовано в восприятии какого-либо произведения искусства, тем более глубокий след и впечатление они оставляют. Живопись и музыка, музыка и поэзия, музыка и скульптура, литература и живопись, танец и музыка – все эти сочетания обогащают и углубляют друг друга, формируя целостное художественное восприятие.

· Творческая самодеятельность:

Каждая личность стремится к самореазлизации, и наилучший для этого путь – художественное творчество.

· Преемственность элементов культуры:

Раскрывает связь современного искусства и эстетической культуры народа с лучшими традициями прошлых лет и передовыми теориями современности в вопросах эстетического воспитания.

· Научность:

Предполагает анализ достигнутого, опору на перспективу, вооружение воспитанников научными знаниями, которые соответствуют уровню развития современного искусства. Принцип предусматривает программность и систематичность в овладении знаниями, умениями и навыками, а также предполагает эстетическое воспитание на основе соответствующего возрасту воспитанников методов, содержания и форм обучения и воспитания.

· Единства развития творческого потенциала и обучения:

Предусматривает тесную связь между формированием самостоятельного художественного творчества и обучением. В процессе обучения формируется творчество, в тоже время обучение становится эффективным благодаря применению творческих умений. Основной путь эстетического развития - формирование самостоятельной художественной деятельности.

[Реализация]

Слайда нет

Существенному расширению границ эстетического способствовало появление в ХХ веке ряда новых видов искусства, основанных на достижениях новейшей техники.Искусство перестает быть единственной сферой выражения эстетических идей и устремлений. В результате этого, многие достижения элитарного искусства становятся компонентами экспериментов в рекламно-зрелищно-массовом продукте, фотографии, видеоклипах, дизайне, художественном проектировании и т. д. Процесс популяризации художественных образцов характерный для искусства ХХ века привел к их стандартизации, массовости, потере своей ценности.

На данный момент огромный социальный смысл в государственной политике приобретает гуманитаризация всей образовательной системы, включая всеобщее эстетическое и массовое начальное художественное образование. Приоритетной государственной поддержкой пользуются школы искусств, студии, курсы, другие специальные учреждения, бесплатные библиотечные услуги и любительское искусство, которые должны быть сохранены для всех слоев населения.

Эстетизация повседневности — это процесс стирания различий между искусством и повседневной жизнью, поскольку повседневность, наряду с другими факторами, оказывает одно из определяющих и формирующих воздействий на личность. Украшение и стилизация действительности окружает нас повсюду, распространяясь на индивидуумов (их поведение, тело), жизненное пространство и общественные процессы.

В организации массовых зрелищ, шоу, презентаций реализовалась тенденция стирания граней между исполнителем и аудиторией. В таких шоу реципиент становится неотъемлемой частью так называемого арт-пространства. Все обыгрывается как эффектное, шокирующее зрелище, которое притягивает и увлекает зрителя.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: