Функции рынка и его роль в системе экономических отношений.




Лекция 5. Рынок и рыночные показатели.

 

План лекции:

Понятие рынка, его виды, этапы развития.

Функции рынка и его роль в системе экономических отношений.

Основные рыночные показатели: емкость и конъюнктура рынка.

Анализ рынка.

1. Понятие рынка, его виды, этапы развития.

Кроме искусственно созданных социальных институтов в обществе существуют институты, возникшие без явно осознанного намерения. Такими являются язык, право, денежное обращение, рынок и др. Это спонтанные результаты исторического развития. Человеческое сообщество неизменно порождает рынок, т.е. производителей, продавцов, перекупщиков и потребителей. При этом продавец и перекупщик тоже потребители, но своеобразные. Количество перекупщиков может быть большим или меньшим, но они есть всегда, без них рынок существовать не может. В некоторые периоды истории с перекупщиками, или спекулянтами, жестоко боролись: их расстреливали и вешали в период гражданской войны в России, отправляли на гильотину во времена Французской революции, но никогда общество не могло избавиться от них полностью. Что касается другого важнейшего элемента рынка – конкуренции, то после А. Смита ее благотворное влияние на общество признавалось всеми. Только в социалистическом обществе ее обозначали как «соревнование».

Рынок – это сложное и многостороннее явление, представляющее собой экономические отношения в сфере обмена.

В.Даль определяет рынок как площадь в городах и селах для торговли съестными и другими припасами на воле (на воздухе), место съезда и сходки продавцов и покупателей по назначенным дням. Таким образом, Даль определяет рынок как место, т.е. географически.

Ф.Котлер определяет рынок как совокупность существующих и потенциальных покупателей товара.

Существуют различные рынки: мировой, внутренний, электронный, локальный, ресурсов, продавцов, покупателей, ликвидный и др.

В Государственном стандарте России – ГОСТ Р 51503 –99 «Торговля. Термины и определения» записано:

  • рынок товаров и услуг; потребительский рынок: сфера обмена товарами или группами товаров и услугами между товаровладельцами, исполнителями услуг и покупателями, сложившаяся на основе разделения труда;
  • товарный рынок: рынок отдельных товаров или товарных групп, сходных по производственным или потребительским признакам и являющийся элементом внутреннего рынка товаров и услуг.

По функционирующим субъектам рынок подразделяется на рынок продавца и рынок покупателя.

Рынок продавца – это такой рынок, на котором продавцы имеют больше власти и где наиболее активными «деятелями рынка» приходится быть покупателям.

Рынок покупателя – это такой рынок, на котором больше власти имеют покупатели и где наиболее активными приходится быть продавцам.

По степени ограниченности рыночной конкуренции рынки подразделяются на: рынок чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополистической конкуренции и рынок чистой монополии.

Рынок чистой (совершенной) конкуренции – это такой рынок, где есть множество продавцов и покупателей каких-либо товаров. Ни один отдельный покупатель или продавец не оказывает большого влияния на уровень текущих цен (например, продажа пшеницы, мяса, золота и т.п.). Продавец не запрашивает цены выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно приобрести любое необходимое им количество товара по рыночной цене. Не заинтересован продавец и в установлении цены на свой товар ниже рыночной, поскольку сможет продать все и по рыночной цене. Продавцы на этих рынках не тратят времени и средств на разработку стратегии маркетинга, так как до тех пор, пока рынок остается рынком чистой конкуренции, роль маркетинга (например, стимулирование сбыта, реклама) минимальна.

Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона объясняется способностью продавцов предложить покупателям различные варианты товара. Реальные изделия могут отличаться качеством и внешним оформлением. Покупатели видят разницу и готовы платить по-разному. Задача продавцов на таком рынке суметь показать товар (посредством рекламы, присвоения марочных названий, методов личной продажи).

Олигополистический рынок состоит из небольшого числа продавцов (обычно крупных компаний, чувствительных к политике ценообразования и маркетинговым стратегиям друг друга). Небольшое количество продавцов на рынке объясняется тем, что новым претендентам трудно на него проникнуть. Если угледобывающая компания снижает цену на свою продукцию, то остальным нужно либо последовать ее примеру, либо, оставив цену прежней, предложить, например, дополнительные услуги. Иначе покупатели переключатся на продукцию компании, снизившей цены. Таким образом, продавец, действующий на олигополистическом рынке, вряд ли добьется задуманного снижением цены. А если олигополист повысит цену, то конкуренты могут и не последовать его примеру. Что ему делать в таком случае? Опять-таки либо предлагать дополнительные услуги, либо возвращаться к старым ценам. В противном случае такой продавец потеряет клиентуру.

Рынок чистой монополии предусматривает только одного продавца. Например, у нас в стране в настоящее время газ продает только «Газпром», а электроэнергию – РАО ЕС России. Такие продавцы могут устанавливать высокие (потолочные) цены.

По форме организации рыночного обмена рынок подразделяется на оптовый, розничный, экспортный, импортный.

Оптовый рынок – это рынок, где происходит торговля товарами, предназначенными для последующей перепродажи или профессионального использования.

Розничный рынок – это рынок, где происходит торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

По уровню товарного насыщения выделяются: равновесный рынок – предложение соответствует спросу, дефицитный рынок – спрос превышает предложение, избыточный рынок – предложение превышает спрос.

По отраслевой принадлежности выделяют: нефтяной рынок, автомобильный рынок, рынок, рынок металла, компьютерный рынок и т.д.

С учетом представленного на рынке ассортимента можно выделить: замкнутый рынок, где товары только одного производителя; насыщенный рынок, где множество сходных товаров многих производителей; рынок широкого ассортимента, где есть ряд товаров, соответствующих друг другу и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей; смешанный рынок, где имеются разнообразные товары, между которыми нет связи.

В маркетинге часто говорят о целевом рынке. Это часть доступного рынка, на которой организация концентрирует свои усилия на группе потребителей, имеющих общие потребности в ее товаре. Например, если речь идет о сладостях, то целевым рынком могут быть дети в возрасте 6-14 лет. В таком случае говорят, что это целевая аудитория.

Не так давно возникло деление рынка на обычный и электронный.

Обычный – это тот, который существовал веками, а электронный возник после распространения Интернета. Появился и новый термин – электронный бизнес. Сайты электронного рынка предоставляют описание предлагаемой продукции и услуг, позволяют покупателям производить поиск информации, определять свои нужды, потребности и оформлять заказы, осуществляя оплату по кредитным карточкам. Затем происходит доставка товара либо физически (в дом, квартиру, офис покупателя), либо электронным способом (отправка на компьютер покупателя программного обеспечения).

Как и все в этом мире, рынки в своем развитии проходят этапы формирования, роста, зрелости и спада.

Перед тем, как рынок начнет формироваться, он существует в скрытой, латентной форме. Это первая стадия формирования рынка. Например, люди всегда мечтали о быстром, даже мгновенном переносе по воздуху. Таким образом, рынок авиаперевозок существовал в латентном виде сотни, если не тысячи лет, - до изобретения летательных аппаратов.

Когда организация-пионер начинает разработку товара для массового рынка, этап формирования рынка переживает новую стадию – стадию развития.

Этап роста начинается тогда, когда на рынок выходят новые фирмы, а этап зрелости – когда весь рынок будет занят. Но на этом развитие рынка не прекращается. Начинается жестокая конкурентная борьба, которая, как правило, приводит к снижению прибыли действующих на рассматриваемом рынке организаций.

В определенный момент времени потребности, обеспечиваемые рынком, начинают уменьшаться и рынок вступает в стадию спада.

Любой рынок может существовать при одном непременнейшем условии – наличии спроса. Спрос – это желание обладать продуктом, товаром или воспользоваться услугой. Спрос, который может быть реализован через покупку, называется платежеспособным спросом. Под рыночным спросом в маркетинге понимают общий объем продаж на определенном рынке определенной марки товара или совокупности марок за определенный период времени.

 

Функции рынка и его роль в системе экономических отношений.

Рынок, как было отмечено выше, - это экономические отношенияв сфере обмена. Как экономическая категория обмен представляет собой экономические связи между людьми как производителями и потребителями по поводу движения результатов труда, полученных как для собственного потребления, так и для удовлетворения общественных потребностей. Именно благодаря обмену разрозненные, хозяйственно обособленные товаропроизводители и потребители вступают в контакты.

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и получению ими прибыли, а также удовлетворению платежеспособного спроса покупателей на основе свободного, взаимного соглашения, возмездности, эквивалентности и конкурентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальной основой рыночных отношений служит движение товара и денег.

Сущность рынка находит свое отражение в главных его экономических функциях, выражающих основное назначение категории.

Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребители не смогут удовлетворять свои потребности.

Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает: согласование производства и потребления в ассортиментной структуре; сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре; пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Рынок дает ответы на вопросы: что производить? для кого производить? как производить? сколько производить?

Стимулирующая функция состоит в побуждении производителей создавать новую продукцию, необходимые товары с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль; стимулировать научно-технический прогресс и на его основе – интенсификацию производства и эффективность функционирования всей экономики.

Ценообразующая (или эквивалентная) функция – это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, т.е. соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и пользы.

Контролирующая функция рынка выполняет роль главного контролера конечных результатов производства. На рынке выявляется, в какой мере нуждам покупателей соответствует не только количество, но и качество товаров и услуг.

Посредническая функция обеспечивает встречу экономически обособленных производителей и потребителей с целью обмена результатами труда. Без рынка невозможно определить, насколько взаимовыгодна та или иная экономическая и технологическая связь между участниками общественного производства. Потребитель имеет возможность выбора оптимального продавца-поставщика, а продавец – наиболее подходящего покупателя.

Информационная функция дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг. Современный рынок концентрирует в себе и обрабатывает огромные объемы информации и выдает (на основе коньюнктурных обзоров) обобщенные данные о состоянии рынка и условиях реализации товаров и услуг.

Функция экономичности предполагает сокращение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей на покупку товаров) и установление соразмерности спроса населения с заработной платой.

Функция реализации интересов рыночных субъектов обеспечивает взаимосвязь этих интересов по принципу, сформулированному А. Смитом: «Дай мне то, что мне нужно, и ты получишь то, что тебе нужно…». Экономический интерес продавцов состоит в получении большего дохода, а покупателя – в удовлетворении потребности с меньшими затратами. Соединение этих интересов предполагает обмен нужными друг другу полезностями и эквивалентность рыночной сделки.

Из сущности рынка и его функций логически вытекает его роль в процессе общественного воспроизводства, Понятия «функция» и «роль рынка» тесно связаны между собой. Функция и роль – это как бы ступени познания одного и того же объективного процесса.

Роль рынка в общественном производстве сводится к тому, чтобы:

- выдавать сигнал производству с помощью обратных «первичных» связей: что, в каком объеме и какой структуры следует производить;

- уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалансированность экономики;

- дифференцировать товаропроизводителей в соответствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса;

- вымывать неконкурентоспособные предприятия и свертывать устаревшие производства – это как бы «санитарный» аспект;

- акцентировать внимание на недостаточность развития отдельных институтов рыночной инфраструктуры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: