КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине
«Методы научных исследований в животноводстве»
(Вариант 02)
Выполнил: студентка 2 курса
Бородина А.Г.
№ зачетной книжки Б-ТППЖ-1502з
Проверил: Доцент кафедры ТПППЖ
д.с.-х.н. Часовщикова М.А.
Тюмень, 2018
Содержание:
1. Задание 1……………………………………………………..3
2. Задание 2……………………………………………………..11
3. Задание 3……………………………………………………..14
4. Задание 4……………………………………………………..16
5. Список литературы…………………………………………24
6. Список интернет-источников……………………………....24
Задание 1.
Дать характеристику основным методам постановки зоотехнических экспериментов. Для этого следует ответить на вопросы, заданные о каждом из методов.
В. Метод мини-стада.
1. В чем заключается сущность метода?
2. В чем состоит преимущество метода?
3. Формируют ли контрольную группу животных и если да, что она собой представляет?
4. Какого типа опыты проводят этим методом?
5. Составьте схему опыта по изучению кормового фактора, проводимого этим методом.
Метод министад. Для проведения длительных опытов по кормлению и содержанию животных А. П. Дмитроченко, И. Я. Гуревич Ю. К. Олль предложили метод министада (1958, 1965). Сущность его заключается в том, что для изучения какого-либо вопроса формируют большую группу животных, которую выделяют в производственную единицу. Состав этой группы коров должен быть копией стада, на котором ведутся исследования. При этом учитывают уровень продуктивности, возраст, живой вес, породу и другие существенные показатели, характеризующие стадо.
Отбор животных в министадо ведется рэндомизированно с последующим контролем для средних показателей. Сформированное министадо является опытной группой, контролем для нее служит общее стадо фермы или хозяйства. Разумеется, в большом хозяйстве возможно формирование не одного а нескольких министад. Совершенно очевидно, что при этом методе не может выставляться требование к внутренней однородности группы, поскольку структура ее определяется структурой стада целом.
|
Относительная разнородность министада дает возможность в условиях, приближенных к производству, наблюдать, каким образом изучаемый фактор влияет на различные возрастные, продуктивные и т. д. группы животных в пределах министада. Для точно определения этого влияния необходимо введение индивидуального учета кормов, продуктивности и изменения различных физиологических и биологических показателей.
Метод министада особенно пригоден для изучения технологий. Он с успехом может применяться также для изучения генетических факторов продуктивности (порода, породность, происхождение и т. д.). В этом случае уравниваются все условия жизни животных, а различия между министадом и общим стадом носят лишь генетический характер.
Общая организация опыта по методу министада существенно не отличается от группового метода. Обработку результатов исследований можно проводить традиционными методами вариационной статистики.
Двухфакторные комплексы. Простейшая форма построения опыта, когда изучается только два фактора и в двух градациях. Проводят опыты для изучения всех возможных комбинаций двух факторов, варьирующих на двух уровнях, необходимо поставить опыт, состоящий из четырех подопытных групп. Допустим, ставится задача — изучить действие на среднесуточные привесы животных двух факторов: содержания протеина и содержания жира и рационе. С этой целью каждый из факторов планируется на двух уровнях: высоком и низком (на 10% выше и на 10% ниже существующих зоотехнических норм). Тогда схема построения опыта может быть построена следующим; образом. В результате будем иметь четыре опытные группы:
|
1. группа - низкое содержание протеина и высокое содержание жира;
2. группа - низкое содержание протеина и низкое содержание жира;
3. группа - высокое содержание протеина и высокое содержание жира; 4 группа - высокое содержание протеина и низкое содержание жира.
Подбор животных для всех четырех групп осуществляют рэндомизированно с использованием выравненного по качеству материала. Здесь также необходимы предварительный и переходный периоды опыта.
Многофакторные комплексы. В практике исследовательской работы нередко появляется необходимость изучения эффективности сочетания нескольких факторов при разных их уровнях. В таком случае мы имеем дело со сложным факториальным анализом.
Для изучения действия трех факторов необходимо поставить комплексный опыт с восемью группами для того, чтобы исчерпать все возможные комбинации сочетания трех факторов, варьирующих на двух уровнях (2 3).
Недостаток полных факториальных экспериментов — большое число опытных групп, для комплектования которых не всегда имеется необходимый подопытный материал (животные). Размещение и обслуживание таких громоздких опытов (особенно когда изучается более трех факторов) весьма затруднительны.
|
Но в практике исследовательской работы не всегда возникает необходимость постановки полных факториальных экспериментов. Иногда бывает вполне достаточно вести планирование опыта на основе полуреплик от полного факториального эксперимента, при этом число опытных групп сокращается вдвое.
В первой полуреплике каждый изучаемый фактор в трех опытных группах один раз находится на верхнем уровне. Следовательно, два других фактора в это время находятся на нижнем уровне. Только в четвертой группе все три изучаемых фактора находятся на верхнем уровне.
Таким образом, в первой полуреплике повышенный уровень одного из трех факторов изучается па фоне нижнего уровня двух других. Из этого нередко вполне достаточно. Например, ставится задача — выяснить, не следует ли увеличить норму факторов на фоне существующих норм (принимаемых за нижний уровень), когда физиологический анализ или прежние опыты позволяют считать, что совместных эффектов этих факторов или вовсе не может быть, или они настолько незначительны, что принимать их во внимание не следует. Во всех таких случаях нет нужды ставить полный факториальный эксперимент. Здесь можно получить всю необходимую информацию, спланировав опыт по типу полуреплики.
В том случае, когда физиологический анализ или прежние опыты указывают на возможность совместных эффектов факторов, тогда необходимо планировать опыт по типу второй полуреплики. Так, в опыте, построенном по плану второй полуреплики полного трехфакториального эксперимента, изучаются совместные эффекты действия факторов на фоне контрольной группы, где все три фактора находятся на нижнем уровне. Если совместить первую и вторую полуреплики (то есть две половины), то получим полный факториальный эксперимент.
Но, разумеется, возможно и частичное пополнение плана одной полуреплики за счет отдельных строк (дополнительных опытных групп) второй. Так, например, планируя опыт по второй полуреплике, нередко может оказаться желательным пополнение его последней строкой (авс) из первой полуреплики, что дает возможность получить дополнительную информацию о совместном тройном эффекте факторов.
Однако, возможны и более сложные формы организации факториальных опытов.
В факториальных опытах каждое подопытное животное несет гораздо большую информацию, чем в экспериментах, поставленных традиционными методами. При этом создается возможность выявить влияние некоторых варьирующих показателей животных внутри опытных групп (например, различий в начальном весе) на конечные результаты, что позволяет существенно уточнить полученные выводы.
Таким образом, методы сложного факториального анализа позволяют довольно детально разобраться в генезисе тех конкретных показателей, которые мы получаем в конце эксперимента.
При изучении четырех переменных, варьирующих на двух уровнях, схема сильно усложняется. Для того чтобы исчерпать все возможные комбинации сочетания четырех факторов при двух уровнях варьирования, необходимо поставить комплексный эксперимент с 16 группами. Поэтому здесь еще в большей степени необходим предварительный анализ того, нет ли возможности ограничиться полурепликой от полного факториального эксперимента.
Приемы сложного факториального анализа дают экспериментатору богатый материал для выводов биологического и технического характера.
Применением этого метода достигается значительное ускорение процесса научного исследования в зоотехнии и повышение производительности труда научного и научно-вспомогательного персонала, так как в одном опыте на основе единой методики по существу объединяется несколько научно-хозяйственных опытов, всесторонне освещающих исследуемую проблему. Вместе с тем постановка опытов по методу сложного факториального анализа требует: наличия большого и удовлетворительного в зоогигиеническом отношении помещения, большого числа (иногда сотен) одновозрастных и достаточно сходных по основным качествам животных, запаса значительных количеств однородного по качеству корма, высокой квалификации технического и обслуживающего персонала.
Метод сложного факториального анализа широко используется в опытах по птицеводству, где благодаря многоплодию птицы легче осуществить подбор многочисленных аналогов, разместить их в выровненных зоогигиенических условиях и обеспечить необходимый уход.
Он довольно широко применяется также в свиноводстве, но в менее сложных формах; возможно, его использование и в других отраслях животноводства. При этом необходимо очень внимательно размещать подгруппы животных. Плохая вентиляция, сырость, частые переохлаждения животных в зимнее время в результате открывания дверей могут оказать на подопытных животных более сильное влияние, чем изучаемый в опыте фактор, и нарушить ожидаемую закономерность изменения. Обработка данных факториальных опытов производится обычно методами дисперсионного или регрессионного анализа.
Г. Метод периодов.
Д. Метод параллельных групп-периодов.
1. В чем заключается сущность метода?
2. Какой метод используется для формирования опытных групп?
3. Зарисовать и дать описание схемы опыта.
4. Какого типа опыты проводятся названным методом?
5. В чем состоит преимущество метода?
6. В чем заключается недостаток метода?
Метод периодов заключается в том, что опыт проводят на одной группе животных и изучают влияние одного фактора в течение нескольких последовательных периодов.
Опыты методом периодов следует проводить на животных, закончивших рост. Молодняк для этих целей непригоден, так как наряду с изучаемым фактором налицо будет влияние изменения возраста животного.
Для опыта отбирают здоровых животных одинакового типа. При изучении кормовых факторов животных переводят в течение 15 суток на основной рацион.
В каждом периоде ведут индивидуально по каждому животному учет потребления кормов, молочной продуктивности, содержания жира в молоке и т.д. В период опыта может быть изучена переваримость питательных веществ основного рациона и рациона с использованием изучаемого фактора. О результатах опыта судят, сопоставляя фактическую продуктивность при использовании основного рациона с продуктивностью животных, получавших опытный рацион.
Преимущество этого метода в том, что рационы испытывают на одних и тех же животных, в результате исключается влияние индивидуальных особенностей животных.
Метод периодов имеет и недостатки: трудность учета влияния одного рациона на другой, относительно короткие сроки проведения опытов.
По методу периодов в опыте изучается действие фактора во времени на одних и тех же животных. Этот метод обычно допустим в кратковременных опытах и на взрослых животных. Объясняется это влиянием на животных фактора времени со свойственными ему последствиями — изменением животного, продолжительности светового дня, воздушного режима (давления, влажности, температуры, ионизации и др.), изменением состава и питательности кормов и многим другим.
По этому методу подбирают группу животных, которых в предварительный период проверяют по состоянию здоровья, реактивности на внешние условия и уровню продуктивности.
В первый опытный период животные находятся на основном комплексе – ОК (в опытах по кормлению – на основном рационе); во втором (главном) опытном периоде в зависимости от конкретного плана эксперимента вводится изучаемый фактор (А) сверх основного комплекса или вместо какой-то его части или, наконец, исключается из основного комплекса (если в него входил).
В контрольный, заключительный период опыта устанавливается, действительно ли изменения продуктивности, роста, состояния здоровья и т. д. В главный опытный период определяются действием изучаемого фактора, а не случайным стечением обстоятельств. Таким образом, наличие контрольного (заключительного) периода – непременное условие постановки опытов по этому методу.
Метод периодов применяется главным образом в молочном животноводстве или в опытах по кормлению сельскохозяйственных животных.
Схема организации опыта методом периодов
Предварительный период | Первый опытный период | Второй (главный) опытный период | Контрольный (заключительный) период |
Основной комплекс (ОК) | Основной комплекс (ОК) | Основной комплекс ± изучаемый фактор (ОК±А) | Основной комплекс (ОК) |
15 суток | 25-30 суток | 30-60 суток | 25-30 суток |
Метод параллельных групп-периодов. Применяется в том случае, если сравнительно изучаются одновременно несколько факторов. Этот метод сочетает в себе как недостатки, так и положительные качества обоих основных методов (группового и периодического). В настоящее время его используют сравнительно редко, главным образом для постановки краткосрочных опытов по кормлению сельскохозяйственных животных.
Схема организации опыта методом параллельных групп-периодов при изучении двух факторов, Где ОР- основной рацион.
Группа | Продолжительность периодов, сут. | ||||
предварит. период - 15 | 1опытный период 25-30 | переходный период - 15 | 2 охотный период 30-60 | заключ. период 25-30 | |
ОР | ОР | ОР + жмых льняной | ОР + жмых льняной | ОР | |
ОР | ОР | ОР + жмых ражовый | ОР + жмых ражовый | ОР |
Задание 2.
7. Условия кормления и содержания подопытных животных при постановке опытов по переваримости кормов и обмену веществ.
В помещениях, где содержатся животные, необходимо достигнуть максимальной выравненности зоогигиенических условий (температура, газовый состав, освещенность, влажность, движение воздуха и т.д.), которые должны соответствовать принятым требованиям. Условия кормления и содержания должны соответствовать породным особенностям животных и обеспечивать высокие показатели продуктивности, т.е. исследования должны проводится в условиях высокого зоотехнического фона. Для опыта бронируются доброкачественные корма и хранят отдельно, периодически контролируя их химсостав и органолептические свойства. Корм должен быть свежим, иметь нормальный цвет и вкусовые качества. В противном случае такие корма не используются. Рационы должны быть сбалансированы по всем показателям в соответствии с существующими нормами. Корма желательно включать в рацион в виде кормосмесей или полнорационных комбикормов, если это не противоречит цели исследований. При вводе в комбикорма различных добавок, которые следует изучить, необходимо тщательно их перемешивать, чтобы добиться максимальной равномерности ввода.
Выравнивание условий для подопытных животных. Это делается для повышения точности опыта. Если в одном из вариантов опыта включены животные другой породы или помеси, то необходимо чтобы и в других группах был тот же удельный вес животных другой породы. То есть необходимо выравнить состав групп.
21.Методика проведения научно-хозяйственных опытов на овцах (метод формирования групп, количество животных в группе, показатели аналогичности при подборе в группу, показатели учитываемые в опыте, продолжительность исследований, содержание животных).
Подбор животных. В физиологических опытах формирование групп желательно осуществлять методом пар аналогов, используя те же принципы, что и в научно-хозяйственных опытах. Подбирают животных типичных для породы, с хорошим здоровьем и аппетитом, одинаковой живой массой. Желательно использовать полновозрастных кастрированных животных, т.к. их физиологическое состояние более устойчивое. Если есть возможность, то целесообразно ставить опыты на однояйцевых близнецах, или однопометных братьях и сестрах. Отбирают животных после тщательного предварительного изучения.
Минимальная численность животных в группах. Численность животных в физиологических опытах ограничено, так как на большом поголовье технически затруднительно провести опыт. Тем не менее можно получить вполне удовлетворительные результаты на 3-4 животных. Важно что бы они были однородными по происхождению, полу, возрасту, конституции, упитанности, темпераменту, продуктивности и т.д.
Продолжительность опыта. Продолжительность отдельных периодов опыта связана со скоростью прохождения корма по пищеварительному тракту. Ориентировочная длительность периодов опыта приведена в таблице.
Вид животного | Возраст, мес | Период опыта | ||
переходный | предварительный | учетный | ||
Овцы | 24-48 | 8-10 |
Кормление и содержание животных.Кратность кормления – не менее 2-3 раз в сутки и зависит от физиологических особенностей, вида и возраста животных, структуры и поедаемости рациона. Кормление – строго нормированное, индивидуальное, по существующим нормам с учетом факторов, определяющих потребности животных в питательных веществах. Суточное потребление кормов и их остатков учитывают по каждому животному в отдельности. Корма для опыта заготавливают заблаговременно в необходимом количестве и хорошего качества. Средние пробы кормов для химанализа берут из каждой суточной дачи в течение всего учетного периода и хранят в банках с притертыми пробками. Размер суточной пробы должен быть таким, чтобы общая масса отобранного за опыт корма была в 5-10 раз больше размера образца для анализа, который составляет 200-250 г для концкормов, 400-500 г для грубых и 2-3 кг для сочных.
Остатки кормов учитывают по каждому животному после каждого кормления и сохраняют до конца опыта, из которых затем берут среднюю пробу для анализа. Остатки сочных и зеленых кормов консервируют 40 % формалином и хранят в банках с притертыми пробками. Если остатков сравнительно много пробы отбирают через день.
В физиологических опытах крупных животных (коровы, бычки старше года) содержат на привязи в индивидуальных станках, а мелких животных в индивидуальных клетках, оборудованных для кормления и поения.
Учет выделений. Сбор и учет выделившегося кала начинают немедленно с начала учетного периода опыта. Для этого обслуживающий персонал круглосуточно собирает выделяющийся кал в бачки с плотно закрывающимися крышками. Учет количества кала и отбор средних проб для анализа проводят раз в сутки. Среднюю пробу кала отбирают методом квадрата. Размер ее должен составлять около 200 г, т.е. с таким расчетом, что бы в конце учетного периода общий размер отобранных проб составлял около 2 кг. Отобранные суточные пробы кала хранят в таре с притертыми пробками при температуре 2-30 С и консервируют 10 % соляной кислотой (100 мл/кг кала). Количество внесенных консервантов строго учитывается, т.к. от этого зависит размер поправки на консервирующие вещества. По окончании опыта из суточных проб отбирают 200 г или 10 % для проведения лабораторных анализов.
Аналогичным образом проводят учет и отбор проб мочи. Из количеств мочи, выделенной за сутки, отбирают 200 мл и консервируют ее 10 % соляной кислотой (5 % от массы пробы), помещая в емкости с притертыми пробками.
Исследования обычно проводят методами пар-аналогов, сбалансированных групп, министада. В опытах на овцематках изучают: живую массу до осеменения, перед и после ягнения, оплодотворенность маток, многоплодие, массу новорожденных ягнят и их жизнеспособность, молочность маток – по приросту ягнят в первые 20-25 дней жизни, шерстную продуктивность, затраты кормов на единицу продукции. А так же могут быть проведены биохимические и физиологические исследования.
Задание 3.
Сделать анализ результатов научного исследования с использованием биометрических расчетов. По результатам вычислений сделать обоснованный вывод.
Вариант 1.
В научно-хозяйственном опыте по скрещиванию местных овцематок советский меринос (СМ) с баранами ставропольской породы (СТ) (межпородное скрещивание), а также баранами советский меринос (СМО) (освежение крови), завезенными из племенного завода в Омской области, была поставлена цель установить лучший вариант скрещивания, основываясь на продуктивных качествах овец разных генотипов.
При анализе настрига шерсти у ярок в возрасте 16 месяцев получены следующие результаты.
Породность | Группа | n | Настриг шерсти в физическом весе, кг | Выход шерсти, % | Выход шерсти, кг |
♀СМ х ♂СМ (местный тип) | Контрольная | 4,96± 0,08 | 51,91± 0,56 | 2,57±0,03 | |
♀СМ х ♂СМО (омский тип) | I-опытная | 5,05 ±0,08 | 56,05± 1,24 | 2,83±0,09 | |
♀СМ х ♂СТ | II-опытная | 4,91± 0,10 | 53,91 ±1,19 | 2,65±0,11 |
td= (1)
t = = =2,04;
(2)
;
, значит P˃0,95.
t = = =0,56
;
, значит P˂0,95.
Вывод: По данным опыта можно сделать вывод, что лучший вариант скрещевания ♀СМ х ♂СМО (местных овцематок советский меринос с баранами советский меринос, завезенными из племенного завода в Омской области), т.к. P˃0,95.
Задание 4