Весенние календарные обряды




В марте совершался обряд встречи весны. На Евдокию-капельницу (1 марта) и на Герасима-грачевника (4 марта) пекли грачиков. На Сороки (день «Сорока мучеников», 9 марта – весеннее равноденствие) повсеместно пекли жаворонков (булочки). Ребятишки выбегали с ними на улицу, подбрасывали кверху и выкрикивали коротенькие песни – веснянки. Веснянки сохраняли отзвуки древних заклинательных песен, в которых люди призывали Весну.

 

На Благовещение (25 марта) принято было выпускать на волю живых птиц. Середина Великого поста называлась средокрестием (среда на четвёртой крестопоклонной неделе) и приходилась на один из дней марта. В этот день к завтраку подавали выпечку в форме крестов.

 

23 апреля, в день Георгия Победоносца, повсюду совершался первый выгон скота. Св. Георгия в народе называли Егорием вешним, зелёным Юрием, а 23 апреля – Егорьевым (Юрьевым) днём. Егорий слился с древнерусским Ярилой. В его власти была земля, дикие животные (особенно волки), он мог оберечь стадо от зверя и от других несчастий. Скотину выгоняли освящённой в Вербное воскресенье вербой, рано утром (в этот день роса считалась целебной). Стадо три раза обходили с иконой Георгия Победоносца.

 

Главным праздником православного христианства является Пасха. Ей предшествует Вербное воскресенье – самобытный русский праздник. В народе существовали представления о плодоносящих, целебных и охранно-магических свойствах веток вербы с распустившимися почками. В Вербное воскресенье эти ветки освящались в церкви, а потом ими принято было слегка хлестать детей и домашних животных – для здоровья и роста, приговаривая: «Верба хлёст, бей до слёз!».

Вербная неделя сменялась Страстной, наполненной приготовлениями к встрече Пасхи. В день Пасхи люди разговлялись обрядовым хлебом (пасхальным куличом) и крашеными яйцами. Эта еда связана с языческими представлениями и обычаями. Хлеб освящён многими ритуалами как наиболее сакральная пища, символ достатка и богатства. Яйца, обязательная еда весенних обрядов, символизировало плодородие, новую жизнь, пробуждение природы, земли и солнца. В первый день Пасхи в западных районах совершались обходы дворов волочебщиками – группами мужчин, исполнявших волочебные песни. Сохраняя древнюю призывно-заклинательную и оповещательную функцию, эти песни возвещали о воскресении Иисуса Христа, что соответствовало наступлению тёплой поры года и пробуждению природы. Поющих одаривали праздничными припасами, угощали. В субботу или воскресенье первой послепасхальной недели во многих местах совершался другой обход – поздравление молодожёнов в первую весну их брака.

 

В весеннюю обрядность органически входил культ предков, т. к., согласно языческим представлениям, вместе с растительной природой пробуждались души умерших. Кладбище посещали на Пасху, на Радуницу (вторник, а в некоторых местах понедельник первой послепасхальной недели), в четверг, субботу и воскресенье Троицкой недели. На кладбище несли с собой еду, а также пиво, брагу. Расстилали холсты на могилах, ели, выпивали, поминая усопших. Женщины причитали. Еду крошили на могилы и лили на них напитки.

 

Первое воскресенье после Пасхи, а иногда и вся послепасхальная неделя именовались Красной горкой. С этого времени начинались развлечения молодёжи: качели, игры, хороводы, которые с перерывами продолжались до Покрова (1 октября). Качели – одно из любимых народных развлечений – когда-то входили в аграрную магию. Чтобы получить хороший урожай ржи и льна, на зазеленевших полях устраивались обрядовые трапезы, а в конце считалось полезным подбросить вверх ложки или окрашенные в жёлтый цвет яйца.

Хоровод – древнее синкретическое действо, соединяющее песню, танец, игру. Хороводы включали различные комбинации движущихся фигур, однако чаще всего движение совершалось по солнечному кругу. Это связано с тем, что некогда хороводы посвящались культу гор и холмов, культу солнца. Хороводные песни по их роли в хороводе разделяют на наборные (с них начинали), проходочные и разборные (ими заканчивали). Каждая песня представляла собой самостоятельную игру, законченное художественное произведение. Связь с древними заклинательными обрядами обусловила тематическую направленность хороводных песен: в них представлены мотивы аграрного (или промыслового) характера и любовно-брачные. Постепенно хороводы утратили свой магический характер, их поэзия расширилась за счёт песен лирических, они стали восприниматься только как развлечение.

 

 


 

Граница Весна-Лето

 

В конце весны – начале лета, на седьмой послепасхальной неделе, праздновались зелёные святки (троицко-семицкие обряды). «Зелёными» они названы потому, что это был праздник растительной природы, «троицкими» – т. к. совпадали с церковным праздником во имя Троицы, а «семицкими» – потому что важным днём обрядовых действий был семик – четверг, да и вся неделя называлась семицкой. Дворы и избы снаружи и внутри украшали ветвями берёзы, пол посыпали травой, молодые срубленные деревца ставили около изб. Троицкую неделю иногда называли Русальной, т. к. в это время по народным поверьям, в воде и на деревьях появлялись русалки – обычно девушки, умершие до брака. Принадлежа к миру мёртвых, русалки воспринимались как опасные духи, которые преследуют людей и даже могут их погубить. У женщин и девушек русалки якобы просили одежду, поэтому для них оставляли на деревьях сорочки. Пребывание русалок в ржаном или конопляном поле содействовало цветению и урожаю.

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: