Киноклуб «Большая Книга войны» (слайд 26).




Авторский проект

«Военная история в массово-просветительской работе

Народного музея истории детского движения Удмуртии»

(представление опыта работы на Всероссийском конкурсе краеведов, работающих с молодёжью – 2020)

 

Т.М. Баширова

г. Глазов, Удмуртская Республика

 

Меня зовут Татьяна Михайловна Баширова (слайд 1). Я работаю педагогом-организатором Детско-юношеского центра города Глазова Удмуртской Республики, 29 лет являюсь руководителем Народного музея истории детского движения Удмуртии, в экспозиции которого отражена детская история нашего края: от красногалстучной пионерии (слайд 2) до разноликих детских организаций сегодняшнего дня (слайд 3). Впервые в музей я пришла четвероклассницей в 1980 году, стала одним из лучших экскурсоводов (слайд 4), а после окончания исторического факультета Глазовского государственного педагогического института вернулась в музей его руководителем (слайд 5).

За свою работу по гражданско-патриотическому воспитанию, популяризации краеведческих знаний удостоена звания «Почётный работник общего образования РФ», награждена памятной медалью «Патриот России» (слайд 6), Почётными грамотами Государственного Совета УР, Министерства образования и науки Российской Федерации и Удмуртской Республики (слайд 7).

За время моей деятельности в музее в 3 раза выросло количество фондовых материалов, появились два новых раздела (слайд 8), был организован разновозрастный историко-краеведческий клуб «Родиноведение» (слайд 9). На занятиях ребята изучают основы музееведения и краеведения (слайд 10), открывают для себя страницы истории страны и детского движения (слайд 11), участвуют в поисково-исследовательской и волонтёрской деятельности (слайд 12), проводят экскурсии и музейные программы (слайд 13), среди которых важное место занимает освещение истории Великой Отечественной войны. Именно этому и посвящён авторский проект «Военная история в массово-просветительской работе музея» (слайд 14).

В музейной экспозиции два раздела рассказывают о военной истории. «Детство, опалённое войной» (слайд 15) – раздел о вкладе детей республики в дело Победы. А раздел «Эхо войны» (слайд 16) знакомит посетителей с войной сквозь призму деятельности поисковых отрядов Удмуртии. Экспонаты, представленные в разделах, являются основой для проведения в музее разнообразных мероприятий, которые можно разделить на 4 группы:

 

 

1. Интерактивные интеллектуально-творческие игры-квесты (слайд 17).

Это одна из наиболее популярных форм работы музея. Отличительная особенность игр – отсутствие подготовительного этапа для участников, использование музейных фондов, опора на социальный опыт участников, поисково-творческий метод. Ведущими и кураторами команд в играх становятся ребята клуба «Родиноведение». Игры предусматривают участие ребят разного возраста. Вот только небольшой перечень таких мероприятий:

· познавательно-творческая викторина «Я родом не из детства, из войны» для 5-6 классов (слайд 18)

· игра-квест «Дети войны» для 6-7 классов (слайд 19)

· познавательно-творческая «Игра времён» (для 6-9 классов) (слайд 20)

· историко-краеведческий марафон «Хранитель времени» для 7-10 классов (слайд 21)

· музейный квест «Маршрут Победы» для 9-11 классов, студентов (слайд 22)

· исторический брейн-ринг «Давным-давно была война» для 9-11 классов, студентов (слайд 23)

· историко-краеведческая игра «Интеллектуальное казино: Наша Победа» для 10-х классов, для студентов (слайд 24)

· историко-краеведческая «Своя игра» по истории Великой Отечественной войны для 10-11 классов, для студентов (слайд 25)

 

Киноклуб «Большая Книга войны» (слайд 26).

Предназначен для аудитории 8-11 классов (слайд 27). Целью киноклуба является освещение трагических и героических страниц истории Великой Отечественной войны на основе показа фрагментов документальных и художественных фильмов, способных произвести эмоциональное воздействие на зрителей, дополнить исторические знания, расширить кругозор (взяты такие художественные фильмы, как «Я – русский солдат» А. Малюкова, «Иди и смотри» Э. Климова, «Горячий снег» Г. Егиазарова, «Звезда» Н. Лебедева, киноэпопея «Освобождение» Ю. Озерова). Видеоподбор и видеомонтаж осуществляют члены клуба «Родиноведение».

 

3. Познавательные музейные программы (слайд 28).

В подготовке и проведении таких программ также участвуют члены клуба «Родиноведение». В основе информационного материала – аттрактивные музейные экспонаты, эмоциональные истории людей военного времени. Рассказы экскурсоводов сопровождаются тематическими стихотворными строчками, видеосюжетами и мультимедийными презентациями:

· «История одного экспоната: хлеб блокадного Ленинграда» (слайд 29)

· «Было такое званье» (сыны полков из Удмуртии) (слайд 30)

· «Солдатский медальон» (история солдатского медальона и поискового движения Удмуртии) (слайд 31)

· «Когда гроза над Родиной гремела» (дети Удмуртии в годы войны) (слайд 32)

· «Сороковые, роковые» (Удмуртия в годы войны) (слайд 33)

 

4. Дистанционные квесты и акции (слайд 34).

В современных условиях данная форма работы получает всё большее распространение и популярность. Таким образом познакомиться с музеем и его фондами по военной истории можно без очного посещения, особенно это привлекательно для иногородних посетителей. В 2020 году в честь юбилея Победы в социальной сети «ВКонтакте» на странице группы музея (слайд 35) на определённый период размещались квесты, в которых могли принять участие все желающие. Разработкой заданий, проверкой конкурсных работ и подведением итогов дистанционно занимались члены клуба «Родиноведение» (слайд 36):

· Квест-кроссворд «Было такое званье» (о сынах полков) (слайд 37)

· Дистанционный квест «Мы шли к Победе» (вклад Удмуртии в Победу) (слайд 38)

· Дистанционная акция «75 Героев Великой Отечественной войны» (Герои Советского Союза – наши земляки) (слайд 39)

Все перечисленные формы просветительской работы являются авторскими разработками, прошли апробацию, адаптированы к разновозрастным группам и, согласно Книге отзывов музея, анкетированию, опросам имеют положительный отклик среди педагогов, студентов и учащихся. Об эффективности работы ребят и педагога клуба «Родиноведение» по популяризации военной истории свидетельствуют и количественные показатели: ежегодно в музее проводится более 200 различных мероприятий (слайд 40), в которых принимают участие 4-5 тысяч человек (слайд 41). А всего за 39 лет (с 1981 по 2020 годы) гостями музея стали более 166 тысяч человек разного возраста, проведено почти 6 тысяч музейных мероприятий. Ежегодно ребята клуба «Родиноведение» становятся победителями и призёрами городских конкурсов экскурсоводов, конкурсов исследовательских работ. А Олег Цыганов с экскурсией «Солдатский медальон» в 2018 году стал лауреатом Всероссийского конкурса экскурсоводов (слайд 42). Просветительская работа по военной истории содействует патриотическому воспитанию участников музейных программ и социализации ребят клуба, создает условия для их творческого развития.

Я благодарна экспертам конкурса за высокую оценку моей работы. Надеюсь, что мой опыт краеведческой деятельности будет интересен и полезен всем неравнодушным людям.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: