Творческие источники, используемые при проектировании костюма




Разработка эскиза костюма по творческому источнику (лекция).

Цель занятия:

1. Научиться создавать оригинальные композиции моделей по
творческому источнику

2. Уметь проводить анализ творческого источника (изучение формы,
фактура, материала, цвета) для решения поставленных задач.

3. Научиться выявлять характерные элементы, формы, фактуры и т. д.,
вызывающие образные ассоциации с элементами и формами костюма.

Применяемые приборы и оборудование.

Источники творческой деятельности по созданию моделей одежды
(объекты материальной и духовной культуры, архитектурные
сооружения, народный или исторический костюм, природный объект:
растительные и природные формы)

Чертежные принадлежности.

 

Невозможно точно объяснить чудо рождения мысли - новой идеи. У каждого творца это происходит по-разному. У одного- образ новой композиции рождает музыка, создающая особый эмоциональный настрой, у другого- созерцание живописных полотен у третьего- необычные очертания природных форм.

Творческий процесс — чрезвычайно сложное, порой необъяснимое, явле­ние, но его можно подвергнуть некоторому анализу. В дизайне важно просле­дить, как происходит придумывание, фантазирование не вообще, а на задан­ную тему, и каким образом достигается результат. Под влиянием окружающей действительности у художника (дизайнера) возникает некоторая идея, которая конкретно или обобщенно воплощается в художественный образ. Образ идеи трансформируется в форму, которая долж­на отвечать замыслу.

Замысел это структурный элемент композиции — средства для выраже­ния художественной идеи.

Композиция конкретный метод гармонизации, система средств и способов создания эстетически целостного и выразительно­го объекта. Умение дизайнера абстрагироваться от второстепенных свойств объекта, обобщать и развивать свою идею в нужном направлении — все это входит в решение композиционной задачи.
Творческий процесс— это достижение единства формы и содержания.
Проектирование дает полезный эффект в том случае, если мышление ди­зайнера развито в профессиональном направлении и сам дизайнер обладает следующими качествами:

- способностью увидеть и четко сформулировать задачу;

-способностью бегло выработать достаточное количество идей за ограничен­ное время;

-умением отыскивать оригинальные решения;

-умением быстро придумывать самые невероятные решения заданной про­блемы.

Существует определенный план творческого процесса дизайнера:

1. Возникновение замысла и постановка задачи.

2. Сбор и накопление материала, определение творческого источника.

 

Творческие источники, используемые при проектировании костюма

Творческими источниками при проектировании одежды могут быть любые явления природы, события в обществе, предметы действительности, которые окружают дизайнера. Дизайнера одежды всегда интересуют форма вообще, сопряжения объемов, сочетание разнообразных построений.

Творческими источниками могут быть:

- произведения архитектуры, сопряженные машинные формы, инженерные сооружения, предметы быта, декоративно-прикладного искусства (стекло, ме­талл, керамика, дерево), бионика, растительные формы;

- форма лужи на асфальте, блеск льда, фактура грязи на дороге или земли на пашне, капли дождя на стекле, морозные рисунки на окне — все это дает пищу для придумывания. Правда, для этого необходима постоянная професси­ональная тренировка, для того чтобы мыслительный аппарат дизайнера был настроен в определенном направлении. (К.Диор признавался:«Собственно, все, что я знаю, вижу или слышу, все в моем существовании превращается в платья.»);

- художественная литература, кино, театр, цирк, события в мире;

- традиционные творческие источники: исторический, национальный, клас­сический костюм,ретромода, когда происходило дословное прочтение кос­тюма; использование декора на тех же конструктивных поясах, что и в источ­нике; разработка только кроя; перенесение традиционных способов отделки на новые материалы; прием стилизации в сторону упрощения при сохранении узнаваемости; «метод цитат» (выхватывание фрагмента из целого и перенесе­ние его в новую форму, в новый комплекс); «метод эклектики» (смешение разных стилей, форм, фрагментов); прием пародии.

Каждый дизайнер одежды пользовался своими излюбленными творческими источниками.Одни — использовали народный костюм, другие — возвраща­лись к одежде разных периодов XX в. (ретромоде) и там черпали идеи, третьи — были апологетами классики, четвертые — брали идеи (корсет, кринолин и пр.) в истории костюма. Некоторые известные кутюрье, такие как П.Карден, П.Рабанн, И.Мияке, Р. Кавакубо, исповедуют принцип «не оглядываться назад». Они не используют в качестве творческих источников ни историчес­кий костюм, ни ретромоду, ни классику, а изоб­ретают новые формы, новые материалы, новые технологии изготовления, новый подход к ноше­нию одежды. Например, П. Рабанн с 1960-х гг. пред­лагает одежду из пластика, металла, стекла, пле­нок. П.Карден вдохновлялся космической эрой 1960-х гг. и новыми материалами. И.Мияке, со­здавая одежду для всех и каждого, предложил три­котажные готовые изделия в рулонах, как ткань. Можно было отрезать себе любую готовую вещь.

 

Исследование заданного творческого источника в мини-группах – предмета, поэтапно, для дальнейшей трансформации в костюм.

В качестве предметов взяты 4 вазы из чешского стекла различных форм в одном стиле и дополнительные предметы для связи с окружающим миром

Поэтапное исследование данных предметов и создание набросков происходит по следующим признакам: форма, линии, фактура, цвет, связь с окружающим миром (во время зарисовок звучит различная музыка).

Для этого необходимо приготовить лист бумаги формата А-3, поделенный на 4 части, путем складывания и 3 листа бумаги формата А-4 для цветовой гаммы, фор-эскизов элементов будущего костюма по выбранному признаку, эскизирования костюма или предмет костюма. Исследования производим в мини-группах, а зарисовку выполняет каждый студент. Во время исследования источника творчества и создания костюма мы знакомимся или уточняем значение понятий “абстракция”, “ассоциация”.

1 этап – исследование форм всех ваз (мини-группы периодически обмениваются вазами). Повторение пройденного материала “Форма и силуэт в костюме”. Отображаем сказанное на доске и определяем, в каком секторе поделенного листа выполнить наброски форм, которые мы увидели (трапециевидные, “о”-образные, песочные часы и т.д., каждый по своему воображению).

2 этап – исследование предметов (ваз) по линиям (мягкие, изгибающиеся, параллельные, волнообразные и т.д.). Выполнение набросков линий в следующем секторе поделенного листа.

3 этап – исследование по фактуре материала и по ощущениям. Стекло – прозрачное, толстое, цветное, холодное, поцарапанное и т.д.

4 этап – исследование связей предмета с окружающим миром. Для этого в одну вазу поставлены сухие ветки и цветы, во вторую вазу налита вода, в третью, в виде конфетницы, насыпаны конфеты в блестящих фантиках. Далее выполнение в третьей части листа набросков цветов, веток, воды, конфет, фантиков и т.д., а в четвертой части листа, по желанию, связь с окружающим миром (т.к. более абстрактные образы порождает музыка, которая имеет свои характерные признаки, так же могут возникнуть и другие ассоциативные ощущения, поэтому могут быть зарисованы совсем другие предметы).

5 этап – создание цветовой гаммы будущего костюма на основе исследования источника творчества. Именно благодаря цветам, примененным в костюме, можно создать определенное настроение у зрителя. Этот этап выполняется любыми средствами и предметами рисования – по желанию ребенка.

- Выполнение фор-эскизов по выбранному признаку творческого источника. Нахождение образного решения для переработки в костюм или предмет костюма: головной убор, сумка и т.д. (выполняется под прослушивание музыки).

Таким образом, вдохновившись источником творчества, студент, в роли дизайнера, приступает к разработке новых костюмов и коллекций. При этом он не стремится копировать оригинал, а творчески перерабатывает его признаки, выделяя при этом главный на свое усмотрение, стараясь сохранить в созданных костюмных образах свежесть своих ощущений и поделиться ими со зрителем.

- Создание эскиза единичного изделия (комплекта или ансамбля), или элемента одежды, или дополнения по выбору, с помощью шаблона-куклы (под прослушивание музыки). Создание эскиза единичного изделия, по выбору ребенка, производится любым методом эскизирования (в цвете). (данный этап работы учащихся сопровождается мелодичной музыкой).

 

Так или иначе, что-то заставляет художника взяться за карандаши зафиксировать своё ощущение на бумаге, чтобы в последствии воплотить их в реальные формы. Основные этапы, которые проходит дизайнер, трансформируя источник творчества в постоянную форму:

· изучение и анализ источника, выявление его основных характерных
признаков (внешний вид, форма, пропорции, пластика, цвет или фактура)

· выполнение набросков с натуры, отмечая наиболее характерные
особенности формы или фактуры, принципы внутренней организации
или колористическое решение

· на основе этих зарисовок выполняется серия рисунков, где реальный
образ трансформируется в более условный, общий, стилизованный. Здесь
важно решить- что именно подлежит преобразованию. Эти признаки и
найдут отражение в костюме-образе.

· образное решение, найденное в костюме-образе, сохраняется и в модели
реального костюма, обладающего эмоциональной выраженностью, а
также практичностью и удобством.

Вдохновившись источником творчества, модельер приступает к разработке новых костюмов и коллекций, стремясь творчески преобразовать оригинал, сохраняя в созданных костюмных образах свежесть своих ощущений и делится ими со зрителем.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: