Образец выполнения практического задания




Задания к приложениям

1. Проанализируйте возможности использования данного текста на уроке русского языка. Укажите класс, учебную тему, этап обучения, цель обращения к тексту. Определите темы для попутного повторения. Аргументируйте свою точку зрения.

2. Подготовьте не менее 3-х заданий в соответствии с указанной вами учебной темой и целью обращения к тексту, а также 1 – 2 задания для попутного повторения. Сформулируйте и запишите их.

3. Прокомментируйте выполнение одного из заданий на выбор.

4. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе выполнения этих заданий (перечислить для каждого задания)?

№1

Угол Невского и Литейного. Зима. Вечер. Оттепель.

Влажный туман поднимается из земли и давит улицу. Багрово горят огни кинематографов, и вдруг вырастают золотые злобные глаза ревущих автомобилей.

Какая толпа! Точно весь город бесконечными лентами развертывается перед глазами. Говор, смех, кашель, топот, звонки, окрики, гудки и беспрерывное, головокружительное движение.

Весь вечер я бродил по улицам, пока не зарябило в глазах. Трамвай останавливается, не доходя до перекрестка. Я вспоминаю о своей усталости и хочу сесть в вагон, отдохнуть. Но, Боже мой, какая дикая, яростная орда осаждает вагонные ступеньки!

Господа мужчины! Интеллигенты! Джентльмены! Покровители слабых!.. Не толкайте женщин, не давите детей! Дамы! вы! украшение мира, лучшие перлы в короне Создателя! Вообразите себе самих себя, лезущих на площадку с мужеством и манерами пожарного, стремящегося по лестнице в огонь.

Да и не из-за чего было ссориться. Вагон тронулся, и – посмотрите – все утряслись, умялись, расселись… (синтаксис простого предложения, односоставные предложения).

А.И. Куприн

№ 2

Гродской человек ре..ко встреча..т(?)ся с землёй. Земля скрыта от его глаз каменными плитами, застывшей лавой асфальта. Она поко..т(?)ся в глубине – чёрная, бурая, красная, серебристая. Она зад…ржала дыхание и зат…илась. Г…родской человек (не)зна..т, чем пахн..т земля, как она дыш..т в разные времена года, как страда..т от жажды. Он (не)ощущает, что вся его жизнь, его благ…получие завис..т от земли. (Не)переживает за сухое лето, (не)радуется обильному снегопаду, а ингда боит(?)ся земли как смутной, незнакомой стихии. И тогда в душе затиха..т необходимое, естественное чу(?)ство сыновней любви к земле. (Орфография: не с глаголами, тся/ться, спряжение глаголов).

Ю.Яковлев

№ 3

Никогда не светит солнце так ярко, как в марте, никогда не бывает небо таким просторным и чистым, как в марте, и чем ярче сияет солнце, тем злее ночной мороз.

За ночь мороз старательно затягивает лужи узорчатым ледком, развешивает по краям крыши бахрому сосулек, сковывает сугробы. А солнце, отоспавшись за зиму, весело расправляется по-своему: растапливает ледяные плёнки на лужах, острым лучом отпиливает сосульки, и они падают с хрустальным звоном.

Длинным днём хозяйничает солнце, короткой ночью – мороз. И морозу не хватает ни времени, ни сил, чтобы восстановить то, что разрушило солнце. А солнце расчищает дорогу весне, которая идёт с юга на север и скатывает снеговой ковёр с земли. (Союзы, правописание НЕ и НИ, антонимы, правописание приставок, однородные члены, степени сравнения, сказуемые).

З. Воскресенская

№ 4

Ельчик-бельчик сначала не был Ельчиком-бельчиком. Он был икринкой. Ма-а-ахонькой икринкой, с пшенное зёрнышко величиной и жёлтинкой, как пшенное зёрнышко. Таких зёрнышек-икринок, неглубоко прикопанных в донном песке и в гальке, было очень много. И в одном таком зёрнышке, свернувшись кружочком, спала рыбка. Ма-а-ахонькая рыбка. Потом ей стало тесно спать кружочком. Она начала распрямляться. Слабенькая, тонюсенькая плёнка икринки лопнула, и у рыбки высунулся наружу хвост. А раз хвост появился, значит, надо им что-то делать. Рыбка шевельнула хвостиком, уперлась в дно родной речки, оттолкнулась и всплыла.

Она ещё ничего не видела, потому что голова её, а значит, и глаза были залеплены плёнкой икринки. Не знала рыбка и того, что вместе с нею со дна реки поднялась и уплыла на прибрежную отмель пыльно в воде клубящаяся стайка таких же, как она, рыбок. (Изобразительность морфем, части речи, синтаксический разбор простого и сложного предложения, морфемный и словообразовательный анализ)

В. Астафьев

№ 5

– Дети, а вы видели, как задолго до рассвета всходит утренняя заря? – спрашивает Иван Филиппович.

– Нет, не видели, – отвечают дети.

– А вы видели, как соловейка пьёт росу?

– Нет, не видели.

– А как шмель чистит крылышки, перед тем как взлететь с цветка, на котором спал ночью?

– Нет, не видели…

– Какие вы счастливые, дети! Счастливые потому, что увидите много прекрасного. Я поведу вас на берег озера, и вы увидите, как всходит утренняя заря. Мы спрячемся в кустах, затаим дыхание и подсмотрим, как соловей, проснувшись, пьёт капельку росы. Придём до восхода солнца к арбузному полю и застанем ленивого шмеля в жёлтом цветке. Он переночевал в нём, проснулся на рассвете и чистит крылышки… Вы счастливые, дети: вы всё этот увидите… (Диалог, предложение по цели выск-я и интонации, времена глагола, правописание приставок, неполные предложения

В. Сухомлинский

№ 6

В какое время года лучше всего лунная ночь? Этот трудно сказать, но для меня самая прекрасная лунная ночь – зимняя <…>. Всё этой ночью необычно: холодный лунный диск, радужный круг, захлестнувший его, радужные блёстки на снегу, деревья в потрясающей красоты кружевах инея и неземная тишина, изредка нарушаемая сухим треском окоченевших берёз. Воздух скован морозом, он режет лицо и затрудняет дыхание. От мороза смерзаются ноздри, покрываются инеем воротник, шапка, ресницы, брови. Мороз пробегает по спине, с каждой минутой становится настойчивее и жесточе, тянет домой, в теплоту комнат. (Однородные члены, обобщающее слово при однородных членах, степени сравнения, типы сказуемого, причастие, средства изобразительности).

А. Перегудов

№ 7

Доктор возвращался домой. Он ехал по широчайшим асфальтовым улицам, которые были освещены ярче, чем заля, и цепь фонарей бежала над ними высоко в небе. Фонари походили на шары, наполненные ослепительным кипящим молоком. Вокруг фонарей сыпалась, пела и гибла мошкара. Он ехал по набережным, вдоль каменных оград. Там бронзовые львы держали в лапах щиты и высовывали длинные языки. Внизу медленно и густо шла вода, чёрная и блестящая, как смола. Город опрокидывался в воду, тонул, уплывал и не мог уплыть, только растворялся нежными золотистыми пятнами.

Он ехал мостами, изогнутыми в виде арок. Снизу или с другого берега они казались кошками, выгибающими перед прыжками железные спины. Здесь, у въезда, на каждом мосту располагалась охрана. Солдаты сидели на барабанах, курили трубки, играли в карты и зевали, глядя на звёзды. (Обособленные члены предложения, производные предлоги, однородные сказуемые, изобразительные средства, словарная работа).

Ю. Олеша

№ 8

И только хотел я это сказать, как вдруг дрогнула и зашумела мельница, закрутилось по воде отдохнувшее колесо. Выскочила из мельничного окна обсыпанная мукой, ошалелая от испуга кошка. Спросонок промахнулась и свалилась прямо га спину задремавшему Шарику. Шарик взвизгнул и подпрыгнул. Кошка метнулась на дерево, воробьи с дерева на крышу. Лошадь вскинула морду и дёрнула телегу. А из сарая выглянул какой-то лохматый, серый от муки дядька и, не разобравшись, погрозил длинным кнутом отскочившему от телеги Саньке: «Но, но… смотри не балуй, а то сейчас живо выдеру!» (Причастия и деепричастие, роль глаголов сов. вида в тесте, динамика и способы её передачи, правописание приставок, суффиксы причастий, причастные и деепр. обороты, лексич. работа).

А. Гайдар

№ 9

Костик спросил:

– А разве бывают хорошие болезни?

– Ого, – сказал я, – сколько хочешь! Ветрянка, например. Очень хорошая, интересная болезнь. Я когда болел, мне всё тело, каждую болявку отдельно зелёнкой мазали. Я был похож на леопарда. Что, плохо разве?

– Конечно, хорошо, – сказал Костик.

Алёнка посмотрела на меня и сказала:

– Когда лишаи, тоже очень красивая болезнь.

Но Мишка только засмеялся:

– Сказала тоже – красивая! Намажут 2 – 3 пятнышка, вот и вся красота. Нет, лишаи – это мелочь. Я лучше всего люблю грипп. Когда грипп, чаю дают с малиновым вареньем. Ешь сколько хочешь, просто не верится. Один раз я, больной, целую банку съел. (Разговорный стиль, диалог, односоставные и неполные предложения, твёрдый и мягкий знаки).

В. Драгунский

№ 10

Хорошие дни. Рано встаю, работаю до обеда, потом хожу на лыжах. Рано. Со мной собаки. Рома преданно и чинно идёт сзади по лыжне. Пронька носится как угорелый, проваливается в снег, с трудом выкарабкивается и снова оступается в снежную глубину. Оказавшись сзади, он теснит Рому и наступает прямо мне на лыжи. Я замахиваюсь на него палкой. Он отбегает, оборачивается и внимательно смотрит, куда я пойду. Пасть открыта, в бороде сосульки, рожа серьёзная, озабоченная и беззащитно добрая. Рома, как и подобает его почтенному возрасту, ведёт себя куда выдержаннее…

Снег ярко-бел, а тени голубые, и берёзы начали лиловеть нарождающимися почками, и много солнца. Вдалеке чернеют деревеньки. Кричат сороки, алеют на кустах снегири, и надо твердо знать, что это есть счастье, о котором я когда-нибудь вспомню с тоской, нежностью, болью. (Подбор заголовка, глаголы и их роль в предложении и тексте, нречия, способы выражения сказуемого, односоставные предложения, сочетание типов речи, неполные предложения, разговорный стиль, синтаксический анализ сложного предложения).

Ю. Нагибин

№ 11

1)Высоко поднялось солнце и смотрит из-за горы на маленькую усадьбу старой барыни Ярыщевой.

2)У зеркального пруда – густой сад. 3)Повыше, на пригреве, – маленький, с высокой деревянной крышей барский домик. 4)Ещё выше всякие хозяйские постройки конюшня коретник амбар ледник баня скотные дворы. 5)Сбоку флигель приказчика, а с другой стороны людские кухни и птичий двор с высокой оградой подошедшей прямо к пруду. 6)Маленькая босая девочка пасёт во дворе стадо индюшек. 7)Чисто и опрятно кругом. 8)В маленькие окна видны чистенькие комнатки с крашеными полами, с мебелью в чехлах. 9)В комнатах – специальный запах десятки лет обитаемого жилья. 10)Тут аромат сушёных грибов и разных ягод, что в стеклянных банках, разбавленные водкой, греются на солнце, и ещё чего-то, что сразу охватывает вас сознанием, что вы в глухой старинной деревне, где в барском домике в сонной тишине тикают однообразно часы и слышится порою то звонкая трель канарейки, то одинокие шаги старушки хозяйки. (Н и НН в различных частях речи, знаки препинания в осложнённом простом предложении, неполное предложение, однородные члены, обособленные определения, устаревшая лексика, изобразительная функция морфем).

Н. Гарин-Михайловский

№ 12

Когда восходит луна, ночь становится бледной и тёмной. Воздух прозрачен, свеж и тёпел, всюду хорошо видно. Широкие тени ходят по равнине, как облака по небу. В непонятной дали, если долго всматриваться в неё, высятся и громоздятся туманные, причудливые образы. О необъятной глубине и безграничности неба можно судить только на море да в степи ночью, когда светит луна. Оно страшно, красиво и ласково, глядит томно и манит к себе, а от ласки его кружится голова.

Едешь час-другой… Попадается на пути молчаливый старик курган, бесшумно пролетит над землёю ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки и всё то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда во всём, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни. Душа даёт отклик прекрасной, суровой родине, и хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. (Приставки, способы образования слов, прилагательные полные и краткие, правописание мягкого знака в разных ситуациях, виды сказуемых, сложное предложение, средства изобразительности).

А.П. Чехов

 

№ 13

Можем ли мы говорить о звучании.. того или иного слова о красоте его и благозвучии.. в отрыве от смысла?

Возьмём к примеру слово «амур». (По)французски оно означает «любовь», а (по)русски этим именем называют только крылатого божка любви. У нас оно отдаёт литературой, XVIII веком и звучит (не)сколько сл..щаво и архаично или же насмешливо: «дела амурные».

(За)то (со)всем иным кажется нам то(же) слово «Амур», когда оно относится к могучей полноводной сибирской реке. В названии реки нет (ни)чего сл..щавого и кокетливого. Оно сурово и величаво. В нём есть (не)что азиатское, монгольское, как в имени «Тимур».

Так (не)разрывно связано звучание слова с его значением. (Местоимения, слитное, раздельное, дефисное написание слов, падежные окончания существительных, НЕ и НИ, наречия, знаки препинания при однородных членах и вводном слове).

С. Маршак

№ 14

Я очень люблю разводить костёр! Не каждый умеет развести костёр, а тем более зажечь его одной спичкой. А я умею – меня дядя научил! Надо непременно зажечь костёр одной спичкой… Почему? Во-первых, потому, что спички в путешествии надо экономить. Это закон всех настоящих путешественников. Это вам могли бы подтвердить и Амундсен, и Нансен, и Пржевальский, и Миклухо-Маклай. А уж это были настоящие путешественники!

Представьте себе, что вы остались где-нибудь в пустыне с одной спичкой в кармане. Или где-нибудь на Северном полюсе – это ещё хуже, потому что в пустыне жарко, а на Северном полюсе холодно. И вот вы остались с одной спичкой, и вам нужно зажечь костёр, чтобы сварить себе что-нибудь поесть или согреться. Можно, конечно, зажечь костёр от солнца, с помощью увеличительного стекла. А если солнца нет? Если всё небо закрыто облаками? Или ночью? А вам нужно развести костёр! Можно, конечно, раздобыть огонь трением – по способу древних людей. Это я тоже умею. Но это очень долго, на это надо потратить несколько часов. А тут надо сразу развести костёр. Допустим, у вас кто-нибудь болен и нужно срочно вскипятить воду, чтобы продезинфицировать шприц и сделать больному укол. Или просто напоить его чаем. И вы зажигаете свою последнюю спичку и подносите её к дровам. А она обжигает вам пальцы и тухнет! И дрова не загораются. Это, конечно, позор. Вот почему так важно уметь зажечь костёр одной спичкой. Это во-первых. А во-вторых, зажечь костёр одной спичкой – это мастерство, это высший класс! А мастерство всегда вызывает уважение.

(Разговорный стиль, знаки конца предложения, неполные предложения, вводные слова, риторические вопросы, дефисное написание слов, чередующиеся гласные, безударные личные окончания глаголов, однородные члены).

Ю. Коринец

№ 15

Алиса всегда была рада поговорить о своей любимице.

– Это наша кошка, – отвечала она с готовностью. – Вы даже представить себе не можете, как она ловит мышей! А птиц как хватает! Раз – и проглотила, даже косточек не оставила!

Речь эта произвела на собравшихся глубокое впечатление. Птицы заторопились по домам. Старая сорока стала кутаться в шаль.

– Пойду-ка я домой, – сказала она. – Ночной воздух вреден моему горлу.

А канарейка стала кликать дрожащим голосом своих детишек:

– Идёмте-ка домой, мои дорогие! Вам давно пора в постель!

Вскоре под разными предлогами все разошлись по домам, и Алиса осталась одна.

– И зачем это я заговорила о Дине! – грустно подумала Алиса. – Никому она здесь не нравится! А ведь лучше кошки не сыщешь! (Передача чужой речи на письме, разряды местоимений, знаки конца предложения, морфемный разбор глаголов, НЕ с глаголами, обращение, частица КА, значение слова «под разными предлогами», инверсия).

Л. Кэрролл

№ 16

В Гремячем Логу вышла из берегов речка. Откуда-то с верховьев её плыли источённые солнцем голубые льдины. На поворотах они выбивались из русла, кружились и тёрлись, как огромные рыбы на насесте. Иногда струя вымётывала их на берег, а иногда льдина, влекомая впадавшим в реку потоком, относилась в сады и плыла между деревьями, со скрежетом налезая на стволы, круша садовый молодняк, раня яблони, пригибая густейшую поросль вишенника.

За хутором призывно чернела освобождённая от снега зябь. Взвороченные лемехами пласты тучного чернозёма курились на солнце паром. Великая благостная тишина стояла в полуденные часы над степью. Над курганами, рождённое теплом, дрожит, струится марево; острое зеленое жало травяного листка, отталкивая прошлогодний отживший стебелёк, стремится к солнцу.

Но ещё мало живого в степи: не проснулись от зимней спячки сурки и суслики, изредка пробежит по бурьяну полевая мышь да полетят разбившиеся на брачные пары куропатки. (Причастные и деепричастные обороты, однородные члены, Н и НН, изобразительные средства, знаки в бессоюзном предложении).

М. Шолохов

 

Образец выполнения практического задания

Вот когда он почу..ствовал, что летает. Ему принадл..жали и синь бе..крайнего неба, и лёгкие светлые облака, и ширь земли далеко (в)низу. И всё это (по)тому, что он держится в воздухе своей силой. А прежде его держала рука инструктора Мартьянова. Да, он так(же) сжимал штурвал, управляя самолётом, но им самим управляла чужая воля, и он ощущал её даже в те минуты, когда инструктор (не)вмешивался в его действия. (Не)что сходное он пережил в раннем детстве. Мать учила его плавать в ручье. Она клала сынишку животом на свою ладонь, он шлёпал руками и ногами, вода пл..скалась, обт..кала маленькое тело, но всё(таки) плыл не он, а материнская рука. Так и во всех прежних совмес..ных полётах он летал как(бы) на чужих крыльях. А сейчас узнал, что значит лететь на своих крыльях, и это было счастье!..

(Правописание наречий, правописание частиц, союзы, предложения с разными видами связи, типы подчинительной связи в словосочетании, однородные члены).

Ю. Нагибин

Задания к приложениям

1. Проанализируйте возможности использования данного текста на уроке русского языка. Укажите класс, учебную тему, этап обучения, цель обращения к тексту. Определите темы для попутного повторения. Аргументируйте свою точку зрения.

2. Подготовьте не менее 3-х заданий в соответствии с указанной вами учебной темой и целью обращения к тексту, а также 1 – 2 задания для попутного повторения. Сформулируйте и запишите их.

3. Прокомментируйте выполнение одного из заданий на выбор.

4. Какие умения и навыки будут формироваться в процессе выполнения этих заданий (перечислить для каждого задания)?

1. Текст может быть использован при изучении служебных частей речи в 7 классе на этапе закрепления для формирования умения разграничивать служебные части речи, повторения их правописания, функции в тексте. Попутно можно повторить темы «Слитное, раздельно, дефисное написание слов», «Наречие».

Задания

2.1. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки, объясните написание.

2.2. Выпишите из текста служебные части речи, сгруппировав их. Обоснуйте принцип группировки.

2.3. Какую функцию выполняют союзы во втором, третьем и четвёртом предложениях?

2.4. Начертите схему предложения «Она клала сынишку…». Какие правила пунктуации встретились в этом предложении.

3. …

4. Грамматические умения: определять части речи, отличать их друг от друга, определять функцию в предложении и тексте, делать схему предложения. Правописные умения и навыки: применять правила слитного, раздельного, дефисного написания слов, проверки безударных гласных в корне, непроизносимых согласных, правописания приставок на –з и –с, объяснения правил пунктуации. Общеучебные умения: анализировать языковой материал, сопоставлять и группировать языковые единицы, выстраивать доказательство при ответе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: