Опорно-двигательный аппарат (ОДА)
Цель: изучить особенности строения и функций опорно-двигательного аппарата человека.
Ход работы:
1. Какие отделы выделяют в составе ОДА? Дополните схему:
Опорно-двигательный аппарат | ||
Пассивная часть | Активная часть | |
Чем образованы | ||
Функции |
2. Характеристика скелета
2.1.Изучите химический состав кости. Дополните схему:
Химический состав кости | ||
Органические вещества | Неорганические вещества | |
Виды | ||
Значение | ||
Содержание у детей (больше или меньше) |
Таким образом, кость ребенка более ______________________________.
2.2. Изучите внешнее и внутреннее строение кости. Подпишите элементы строения трубчатой кости на рисунке 10. Рис. 1. Трубчатая кость | 1. Эпифизы 2. Диафиз 3. Метафизы 4. Надкостница 5. Суставные поверхности |
2.3. Рассмотрите строение отделов скелета, заполните таблицу 5:
Таблица 5
Отделы скелета человека
Рисунок | Отдел | Кости в составе | Возрастные особенности |
Череп: Мозговой отдел | |||
Лицевой отдел | |||
Скелет туловища | |||
Позвоночник | |||
Грудная клетка | |||
Скелет верхних конечностей (ВК) | |||
Пояс ВК | |||
Свободная ВК - плечо - предплечье - кисть | |||
Скелет нижних конечностей (НК) | |||
Пояс (НК) | |||
Свободная НК - бедро - голень - стопа |
2.5. Изучите типы соединений костей. Определите типы соединений, представленных на рисунках, отметьте их структурные особенности. Выпишите из учебника их разновидности и примеры:
Таблица 6
Рис. 2. Типы соединений костей | Тип соединения | Примеры |
А - | ||
Б - | ||
В - 1 - 2 - 4- |
Характеристика мышечной системы
|
Изучите основные группы мышц человека. Выпишите (рис. 3, табл. 7) по 2-3 примера поверхностных мышц. Укажите возрастные особенности мышц.
Таблица 7
Рисунок | Группы мышц, примеры | Возрастные особенности |
Мышцы головы | ||
Мышцы шеи | ||
Мышцы груди | ||
Мышцы живота | ||
Мышцы спины | ||
Мышцы плечевого пояса | ||
Мышцы плеча | ||
Мышцы предплечья | ||
Мышцы кисти | ||
Мышцы тазового пояса | ||
Мышцы бедра | ||
Мышцы голени | ||
Мышцы стопы | ||
Рис. 3. Мышцы человека |
4. Ознакомьтесь с типами осанки и методами ее оценки.
4.1. Дайте определение: Осанка – это
4.2. На скелете рассмотрите физиологические изгибы позвоночника в сагиттальной плоскости: лордозы и кифозы. Назовите изгибы и охарактеризуйте их:
Изгибы | Выраженность |
1. 2. 3. 4. |
Каково значение изгибов позвоночника?___________________________________________
Есть ли у позвоночника изгибы во фронтальной плоскости (влево – вправо)?____________
4.3. Изучите признаки правильной осанки (см. СР № 2). На основании индивидуальных данных рассчитайте % встречаемости нормы и нарушения осанки в группе.
Норма: _________________________________________________________
Сколиоз: _______________________________________________________
4.4. Ознакомьтесь с некоторыми методами определениянарушения осанки по Коваленко В.А (1997) (см. Приложение). Проведите тесты с участниками вашей учебной группы. Оцените результаты, сравнив их данные с результатами СР № 2.
|
Испытуемый | Тест 1 | Тест 2 | Тест 3 | Тест 4 | Вывод |
Какие последствия имеют нарушения осанки у ребенка? _______________________
_____________________________________________________________________________
В каком возрасте чаще формируются нарушения осанки? ______________________
Почему?________________________________________________________________
Назовите основные причины формирования нарушений осанки. ________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Укажите меры профилактики нарушений осанки ___________________________
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.5. Ознакомьтесь с комплексом упражнений физкультминуток на уроке (см Приложение 4 к СанПиН). Способствует ли он профилактике нарушений осанки? Почему? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.6. Ознакомьтесь с Рекомендациями СанПиН по формированию правильной рабочей позы при письме. Назовите признаки правильной посадки за столом.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Оценка _______________Преподаватель ________________ Дата __________