Слайд
В российской психологии XX века исследования интеллекта развивалось в нескольких направлениях:
1) изучение психофизиологических задатков общих умственных способностей (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын, Э.А.Голубева, В.М.Русалов).
Например, Б. М. Теплов считал, что способность есть индивидуальное свойство, которое различно проявляется у разных людей. Это переменная. Ее можно измерять.
Способность есть свойство, связанное с успешным освоением осуществлением деятельности. Это успех. Его можно измерять.
Способность - индивидуальное качество, связанное с готовностью к успешному освоению определенной деятельности. Способности - задатки, проявляющиеся в деятельности. Способности впервые появляются в деятельности. Способности могут не сводиться к реализации задатков. Б. М. Теплов считал, что чем больше развита у человека способность, тем успешнее он выполняет определенную деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение или работа в той сфере, к которой у него способности отсутствуют. Теплов полагал, что способности зависят от задатков. Он не включал в способности знания и умения.)
2) эмоциональной и мотивационной регуляции интеллектуальной деятельности (О.К.Тихомиров);
3) когнитивных стилей (М.А.Холодная).
М.А. Холодная определяет интеллект как форму организации ментального (умственного) опыта субъекта. С её точки зрения, организация ментального опыта, точнее, уровень, который может достичь его организация, определяется общей способностью к умственной деятельности, а именно: общим интеллектом, свойством некоторой психической системы, которая не тождественна ментальному опыту. Структура ментального опыта есть результат функционирования этой системы. Ее модель психологической структуры интеллекта наиболее полно обобщает современные знания в этой области. Концепция М.А. Холодной дает ключ к решению фундаментальной проблемы:
|
чем определяются индивидуальные различия в интеллектуальной продуктивности? От каких параметров психики как системы, перерабатывающей информацию, они зависят? Ключевым понятием, которое может быть использовано для установления связи общепсихологического и дифференциально-психологического подходов к исследованию интеллекта, является понятие "ментальное пространство", точнее - "мерность ментального пространства;
4) «как способности действовать в уме» (Я.А.Пономарев).
Так же немаловажную роль в исследовании интеллекта внёс Б. Г. Ананьев. Он рассматривал интеллект как многоуровневое и интегральное образование познавательных процессов, состояний и свойств личности. Иерархическую модель структуры интеллекта предложил В. Н. Дружинин.
13 слайд Исследования, выполненные под руководством В.Н. Дружинина, позволили выявить иерархию в формировании вербальных и невербальных факторов интеллекта в онтогенезе:
· первая ступень -- вербальный интеллект, связанный с речевым развитием ребенка;
· вторая ступень -- пространственный интеллект;
· третья ступень -- формирование формального (знаково-символического) интеллекта, а в качестве исходной базы для развития всех трех форм интеллекта выступает «поведенческий» (социальный) интеллект.
|
· Последний оценивается в большей степени не количественными результатами по отдельным заданиям, а наблюдением за поведением ребенка в процессе всей диагностической работы с ним.
слайд Способы измерения интелекта
Работы западных психологов оказали существенное влияние на отечественную психологию. В 1920-1930-е гг. в нашей стране бурно развивалась экспериментальная психология, в том числе методология и методы изучения детей. Появилось новое направление - педология, задачей которой было комплексное изучение развития ребенка специалистами различных профилей: педагогами, психологами, физиологами, врачами. В эти годы работали замечательные ученые: М. Я. Басов, А. Ф. Лазурский, К. Н. Корнилов, М. С. Бернштейн, А. П. Болтунов, С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский.
Было создано много оригинальных отечественных тестов для диагностики психического развития детей. Это тесты Г. И. Россолимо (1914), А. П. Нечаева (1921), Н. И. Озерецкого (1928), П. А. Рудика (1927), Н. Д. Левитова (1935). Широкое распространение и мировую известность получила система тестов Г. И. Россолимо для обследования детей с нервными и душевными болезнями, для диагностики умственной отсталости (Даниличева, 2004).
Тесты интеллекта - это группа тестов, предназначенных для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных процессов, таких, как память, внимание, воображение, речь, восприятие. Специальный анализ, проведенный российскими психологами (работы Константина Марковича Гуревича, Даниила Борисовича Эльконина, Наталии Федоровны Талызиной и др.) по проблемам диагностики интеллекта, привел к формулированию важного вывода о том, что тесты интеллекта измеряют главным образом степень приобщенности испытуемого к той культуре, которая представлена в тесте, уровень усвоения достижений этой культуры. При этом сам тест не показывает, почему один сумел это сделать лучше, чем другой.
|
Большинство психологов в настоящее время признает, что тесты интеллекта измеряют уровень сформированности некоторых интеллектуальных навыков, то есть уровень умственного развития, но не могут диагностировать вклад природных возможностей (т.е. врожденную способность, называемую интеллектом) и обученности индивида в показанный результат. Тем самым глобальную прогностичность тестов интеллекта в масштабе всей жизни нельзя считать доказанной, так как часто тестируется не потенциал, а результат развития. Можно только предположить, что человек будет адекватнее действовать в тех ситуациях, которые напоминают задания, представленные в тестах.
Слайд
В настоящее время для диагностики интеллекта в психологии наиболее часто употребляются:
1 Тест диагностики умственного развития Д.Векслера. Разработан в 1939 году. Он включает две шкалы: вербальную и невербальную (шкалу действия), при этом предусматривается вычисление IQ для каждой шкалы в отдельности и суммарного IQ. Тест предусматривает возможность установления психиатрического диагноза, связанного с умственной отсталостью. По форме проведения тест индивидуальный, т.е. может проводиться только с одним испытуемым. В настоящее время имеются три формы шкал Векслера, предназначенные для разных возрастов.
Слайд
2 Тест умственного развития младших школьников - тест Дж. Равена, или "Прогрессивные матрицы Равена". Тест Равена - тест интеллекта, предназначенный для диагностики умственных способностей личности с помощью цветного и черно-белого вариантов рисунков, которые надо проанализировать и найти закономерные связи между ними. Это невербальный тест был разработан Л. Пенроузом и Дж. Равеном в 1936 году в черно-белом варианте и в 1949 году - в цветном.
Слайд
3 Тест диагностики умственного развития учащихся 3-6-х классов - Групповой интеллектуальный тест (ГИТ) словацкого психолога Дж. Ванды.
Тест выявляет, насколько ребенок к моменту исследования овладел предлагаемыми ему в заданиях теста словами и понятиями, а также умениями выполнять с ними некоторые логические действия.
Слайд
4 Тест диагностики умственного развития учащихся 7-9-х классов - Школьный тест умственного развития (ШТУР), разработанный коллективом Константина Марковича Гуревича.
Школьный тест умственного развития (ШТУР) разработан в 1987 году учеными НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР (К. М. Гуревич, М. К. Акимова, Е. М. Борисова, В. Т. Козлова, Г. П. Логинова) и предназначен для диагностики умственного развития учащихся 7-9 классов общеобразовательной школы. Оригинальный тест включает шесть наборов заданий-субтестов: «осведомленность», «аналогии», «классификации», «обобщение», «числовые ряды» и имеет две эквивалентные формы А и Б.
В 1990-х годах методика была пересмотрена: в новой версии ШТУР-2 содержание приведено в соответствие с новыми учебниками, изъяты устаревшие понятия, а также добавлены два новых субтеста, диагностирующие пространственные представления.
Слайд
5 Тест диагностики умственного развития старшеклассников (8-10-е классы) - тест структуры интеллекта Р. Амтхауэр, созданный в 1953 году и предназначеный для измерения уровня интеллектуального развития лиц в возрасте от 13 до 61 года. Тест разрабатывался в первую очередь как тест диагностирования уровня общих способностей в связи с проблемами профессиональной психодиагностики.
Слайд(удалила)
М. А. Холодная, опираясь на структурно-интегративный подход, пришла к выводу, что интеллект - это форма организации индивидуального ментального (умственного) опыта.
По ее мнению, критерии развития индивидуального интеллекта следует искать в особенностях того, как человек воспринимает, понимает и объясняет то, что происходит.
Оценка уровня интеллектуального развития осуществляется на основе соотношения реального хронологического возраста ребенка с его "умным возрастом".
Слайд
Показатель развития интеллекта - "коэффициент интеллекта "(IQ) находят по формуле: умственный возраст/хронологический возраст х100%.
Среднее значение IQ соответствует 100 баллам, самый низкий уровень может приближаться к 0, а самый высокий - 200. Стандартное (т.е. среднее для всех групп) отклонение - 16 баллов в каждую сторону. У каждого третьего землянина показатель IQ составляет от 84 до 100 баллов и такая же часть (34%) имеет показатель IQ от 100 до 116 баллов. Прочие же люди составляют две крайние группы (в каждой по 16%) - с низким (10-84 балла) и высоким (116-180) интеллектом.
Для обозначения врожденной недоразвитости интеллекта дефектологи, психиатры и психологи используют термин "олигофрения". Олигофрению отличают от приобретенной недоразвитости интеллекта, которую называют деменцией.
Самой тяжелой формой олигофрении является идиотизм, которую характеризует IQ в 20 баллов. Средний ее уровень называют имбецильностью (IQ = 20-50). Словесный запас имбецилов составляет до 300 слов их можно научить ориентироваться в жизненных ситуациях. Они склонны к подражанию, требуюют опеки.
Дебильностью называют легко выраженное "слабоумие" (IQ не более 75). Оно заметно не сразу, проявляется в процессе начального обучения. Характеризуется неспособностью к абстрактному мышлению.
Дебилы не понимают переносного смысла пословицы, метафоры. В обнародовании точных данных о дебилизации общества страна не заинтересована. В США, Восточной Азии, где дебилизм является национальной трагедией, признается нормой легкая его форма. В общеобразовательных школах максимально сокращается учебный материал, для усвоения которого необходимо проявлять способность абстрактного мышления.
Люди различаются своими способностями к обучению, логическому мышлению, решению задач, пониманию и формированию понятий, обобщению, достижению целей и т.д. Этот впечатляющий перечень способностей подводит к понятию интеллекта. Все эти способности и есть интеллект.
Слайд
Большинство тестов, названных в 20- х годах тестами интеллекта, позднее стали называться тестами способностей к учению. Такая смена терминологии была следствием осознания того факта, что многие тесты интеллекта измеряют комбинацию способностей, необходимых для учебной деятельности.
Тесты специальных способностей использовались в профориентации, а также при отборе и распределении промышленного и военного персонала. Самыми распространенными из них были тесты способностей к технике, канцелярской работе, музыкальных и художественных способностей.
Тест способностей - тест, измеряющий относительно простые способности.
Тест специальных способностей - измеряет одну какую- либо способность.
Тесты специальных способностей стали разрабатываться для того, чтобы получить данные об особенностях человека, не связанных с его интеллектуальным развитием, а как бы дополняющих его.
Различают тесты математических, технических, музыкальных, художественных и других способностей.
Моторные тесты направлены на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и др. Для выполнения подавляющего большинства моторных тестов требуется специальная аппаратура, приспособления, но существуют и бланковые методы.
Наиболее известны тест скорости манипулирования с мелкими предметами Крауфорда и др. В отечественной психологии известны тесты, разработанные М. И. Гуревичем и Н. И. Озерецким. Для проверки психомоторики испытуемым в быстром темпе предлагалось завязывать узлы, нанизывать бусы, обводить с помощью карандаша сложные фигуры (поочередно каждой рукой и обеими вместе) и др.
Сенсорные тесты разрабатываются для изучения разных характеристик восприятия. Например, острота зрения и слуха, различительная чувствительность, цветоразличение, дифференциация высоты, тембра, громкости звуков и др. Для изучения особенностей зрения применяются специальные таблицы, аппаратура. В изучении слуха, наряду с отдельными пробами, большую популярность приобрел тест музыкальной одаренности Сишора.
Современные тесты чаще всего создаются в форме бланковых методик. Например, один из известнейших тестов - тест Беннета - включает серии картинок с изображением несложных технических деталей и устройств, и каждая картинка сопровождается вопросом. Для ответа необходимо понимание общих технических принципов, пространственных взаимоотношений и т. д.