М.И. Карагодин, Н.В. Савина
У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать,
тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое.
Нельзя сказать, что ты необходима жизни: ты — сама жизнь.
Антуан де Сент Экзюпери
Согласимся с классиком французской литературы, что вода — это действительно жизнь, и от того, сколько и какая она будет, напрямую зависит существование человечества. В суете повседневности мы не всегда обращаем внимание на то, что вода нас окружает повсюду. Откуда она берётся, в каком состоянии находятся поверхностные и подземные воды и как они взаимосвязаны? Хватит ли имеющихся гидроресурсов последующим поколениям? Учёные давно занимаются этими проблемами и часто высказывают вполне оправданные опасения. Так, директор Института водных проблем РАН В. Данилов-Данильян в статье, недавно опубликованной в газете «Аргументы и факты» (№ 4, 2008), приходит к неутешительному выводу о том, что разница между ростом общего потребления и объёмами экономически доступной воды может привести к глобальному водному кризису. Не будем здесь касаться приводимых учёным подробностей о возможных последствиях этого явления, но проблемы, с ним связанные, могут ударить по человечеству значительно более ощутимо, чем проблемы уменьшения топливных запасов. И то, что вода является источником жизни для каждого, заставляет всех нас относиться к ней с глубоким уважением, стремиться изучать и создавать условия для её постоянного воспроизводства.
Водные ресурсы нашей области подразделяются на две большие группы: поверхностные и подземные. К поверхностным относятся реки и ручьи. Подземные же находятся в толщах горных пород верхней части земной коры. Они, в свою очередь, подразделяются на грунтовые и межпластовые. Грунтовые воды залегают на небольшой глубине и пополняются за счёт атмосферных осадков, речных вод и вод из нижележащих грунтов.
|
Там, где грунтовые воды выходят на поверхность, образуются ключи или родники. В нашей области народ по-разному называет это явление: родник, источник, криница. Владимир Даль в своём словаре даёт этим понятиям такие определения: «Ключ, родник, мелкая копань, то есть колодец на водяной жиле». «Криница, криничка, креница, корень «кринь» — по-украински «лилия, цветок кувшинки». Однако есть ещё слово «кринка», которое означает «высокий молочный горшок с раструбом». Возникает вопрос: наименование «криница» по отношению к водному источнику образовалось от корня «кринь» из-за связи с кувшинками, часто встречающимися у родников и ручьёв, или здесь другая связь? Ведь раньше существовала традиция на роднике устанавливать кувшин без дна, чтобы таким образом обеспечить чистоту воды. Она била из кринки, как из трубы, отсюда и название — криница.
Подарком природы всему живому на земле можно назвать родники. Они являются источниками удивительной по вкусу и биологическим свойствам питьевой воды. Пройдя все «уровни» естественной очистки под землёй, ключ пробивается на поверхность, где набирается энергии от солнца, света и своего постоянного движения. Поэтому воду в родниках издавна называют ключевой, или живой.
Родники дают начало рекам и питают их, делая полноводнее и чище. Направление течения основных наших рек (Северского Донца, Оскола, Валуя, Айдара) — близко к меридиональному. По меловым и известняковым склонам балок подземные воды устремляются к центру долины, где в силу встречного давления выходят наружу, образуя артезианские родники, питающие реки и их притоки.
|
Именно так образуется бассейн Валуя. Свои истоки река берёт в Красногвардейском (Бирюченском) районе у села с одноимённым названием. Здесь, посреди долины, извергается бурлящий источник и направляется в сторону Вейделевки и Валуек, вбирая в себя лежащие на пути родники, в том числе и довольно крупный ключ, исторгающийся в селе Белый Плёс. Впадает в реку и Вейделевская криница, находящаяся в леваде, на северной окраине этого поселения. Такой тип формирования рек и родников называется балочным.
Есть и другой принцип образования водных источников — овражный. Его мы можем рассмотреть на примере родника, что у села Большие Липяги, расположенного в верховьях нескольких сухих оврагов, куда вода стекает во время весеннего половодья или дождей. В другое время года эти места остаются сухими, однако вода появляется несколько ниже, на дне глубокого оврага, достигая водоносного слоя более глубоких слоёв земной коры. Здесь, на водоносных жилах, местные жители «ставят колодцы и пруды», то есть ограждают их срубами и используют для своих хозяйственных надобностей.
Из родника, родилась и главная река нашей области — Оскол. Начало она берёт от источника на территории Курской области и течёт, то расширяясь, то сужаясь, вбирая в себя маленькие реки и ключи, до места впадения в Северский Донец. Вот как описал начало Оскола участник любительской экспедиции А. Плескачёв: «В начале одиннадцатого утра мы уже в селе Погожем Мантуровского района Курской области. Если верить карте, то сейчас должны увидеть первый родник. Село большое, расположено на горе и разбросано кучками домов по обе стороны широкого пологого яра. Спрашиваем первого встретившегося нам мужчину, где здесь начинается Оскол. Он с недоумением отвечает, что в селе реки нет. Таким ответом мы удивлены и немного озадачены. Местный житель не знает своей реки?! Спускаемся вниз, к центру деревни, и видим маленький мостик через ручей. Это Оскол. Проехали на западную окраину села и здесь испытали такое чувство, как будто открыли маленькое чудо. И впрямь, чудом было то, что на самом высоком месте Среднерусской возвышенности, из-под меловой кручи левого яра бьют ключи первого родника реки. Этих ключей семь, все они расположены рядом. Два из них — с особо мощным стоком. Холодная ключевая вода образовала бочажок диаметром пять метров. Из него метровой ширины ручейком вытекает Оскол. Как неожиданно и просто он начинается! Всё здесь замечательно, как сама природа. Столетия прошумели над этим яром, и, возможно, таким же было начало Оскола тысячу лет назад. …Пробуем родниковую воду. Кажется, никогда не пили такой чистой, холодной и приятной воды. Не спеша, фотографируем первый родник и едем проследить дальнейшее развитие Оскола.
Ближе к восточной окраине села ручеёк постепенно расширяется, разливается в широкий пруд. Здесь обилие воды. Село Пригожее тянется вдоль Оскола, а за ним в долине реки цепочкой расположились другие сёла. И в каждом — большой пруд. Река пополняется притоками из сёл Куськино и Заломное. Особенно мощные ключи бьют в районе Куськино.
Приезжаем в село Заречье и поражаемся видом водохранилища. Просторную гладь воды бороздит моторка. На берегу — транспортёры для подачи корма рыбе. И всё это в четырёх километрах от первого родника!
|
Все водохранилища здесь построены просто и надёжно, сохраняют паводковые воды и обеспечивают естественный сток реки. Не успев родиться, Оскол кормит людей, создаёт хорошие условия для орошения полей. Хозяйское отношение к нему полезно и людям, и реке.
Держим путь на Ястребовку. Это самое крупное село в долине Оскола. А он причудливо извивается, и его «петли» отчётливо видны издали по повторяющимся изгибам зелени верб. В Ястребовке в Оскол впадает самый крупный в верховье приток — Стужень. Здесь же расположено несколько водохранилищ…
Ниже села река уже набрала силу. Она ещё узкая, но течение быстрое. У Николаевского оно замедляется, а в конце села река начинает «набухать», чувствуется близость Старооскольского водохранилища. Переезжаем в Никольском на правый берег. Через сорок минут мы — на берегу водохранилища. …Вид впечатляет. Крики чаек, моторка вдали, множество рыбаков на надувных лодках — всё это говорит о том, что новое «море» успешно обживается». Вот так, от родника берёт начало наш Оскол, затем превращаясь в море. Поэтому к родникам всегда относились по-особенному: их любили и почитали, о них заботились.
«Живая вода» — так назвал родниковую воду и этим выразил общее отношение к этому явлению начальник Управления архитектуры и строительства Валуйского района А.Н. Вернигора, который одним из первых начал заниматься благоустройством родников на вверенной ему территории. И первой крупной победой стал источник в Вериговке. Благодаря объединённым усилиям администрации Валуйского района и ОАО «Белгородэнерго», природное чудо превратилось в культурно-историческое.
Впервые идея возрождения и благоустройства родников возникла у бывшего главы администрации Валуйского района В.Н. Колесникова. Однажды он собрал краеведов и запросил имеющиеся у них материалы о природных источниках чистой воды, заинтересовался известными родниками, криницами, ключами. Решено было приводить родники в порядок. Тогда же впервые силами Отдела капитального строительства благоустроили откосы Вериговского родника.
Источник, расположенный в трёхстах метрах от Вериговки, существовал с незапамятных времён. Местные жители и многочисленные паломники издавна использовали воду для питья. Мощная струя хрустально чистой и всегда холодной воды вытекает из-под меловой горы недалеко от перекрёстка трёх дорог, поэтому путники обязательно сворачивают сюда, чтобы утолить жажду.
Однако просто обложить откосы кирпичом было явно недостаточно. Защитить родник и превратить открытую, не предназначенную для отдыха, площадку в оазис, дарящий силу и энергию, помогло акционерное общество «Белгородэнерго», возглавляемое в то время Е.Ф. Макаровым. Энергетики и строители в 2002 году провели капитальные работы по защите родника: были уложены трубы, воздвигнут специальный «саркофаг», защищающий русло от несознательных посетителей, и ротонда, проект которой принадлежит А.Н. Вернигоре и его сыну Юрию. Лёгкое, светлое, стремящееся вверх сооружение находится у подножия меловой горы, на небольшом возвышении. Как и вода, бьющая из расселин меловой кручи, оно манит и притягивает к себе. Здесь можно сидеть часами, размышлять, любуясь окружающей тишиной и спокойствием. Сразу после благоустройства родник был освящён в честь Великомученика Евгения.
Немного поодаль от родника и ротонды стоит домик, в котором помещается купель. Она представляет собой большую ванну из нержавеющей стали. Каждый год на Крещение сюда приезжают люди, желающие окунуться в освящённый источник. Прилегающая территория освещается красивыми мощными фонарями, так что ночью издалека видна и меловая гора, и ротонда, и зелёные крыши навеса и купели. Все работы по благоустройству родника взяли на себя ОАО «Белгородэнерго», ООО «Валуйкистройсервис» и ЗАО «Импульс».
В 2007 году Вериговский комплекс занял второе место в конкурсе «Родники Белогорья». А в этом году силами Восточных электрических сетей вокруг родника планируется устроить зелёную зону: высадить берёзы, ели и другие деревья.
А.Н. Вернигора о Вериговском комплексе отзывается с особой теплотой. Чувствуется, что проблема возрождения родников ему лично очень близка. По его словам, вскоре будут благоустроены родники в Казинке, на въезде в Уразово, в Валуйках (известный Кузнечный колодец), родник на Поднизовке, а также у культурно-исторического комплекса «Пещерный монастырь во имя Игнатия Богоносца». Александр Николаевич уверен, что необходимо возобновить традицию пить чистую, живую, взятую из родника воду. Ведь когда-то жители нашей местности пили только такую «хрустальную» воду, принося её в свои дома из родников и колодцев, и при этом очень заботились о водных источниках: даже мысли не возникало, чтобы бросить мусор или напоить скот.
Март 2008 № 5(72)
Сегодня в номере:
1 страница
Отмечены высшим дипломом победителя Награда Новости
2 страница
Отмечены высшим дипломом победителя
3 страница
Строить на века Первый юбилей Лучшие по профессии
4 страница
Чтобы жизнь предприятия не останавливалась От 23 Февраля — к 8 Марта
5 страница
Воды Белогорья
6 страница
Воды Белогорья
Летопись Белогорья
Воды Белогорья
Вот и сейчас возрождение традиции употреблять экологически чистую «живую» воду, возможно, приведёт к осмыслению нами необходимости сохранить, очистить и обустроить источники.
О благоустройстве родников рассказала нам и Л.А. Седина, заместитель начальника Управления строительства и архитектуры, главный архитектор города Валуек и района. В ближайшее время планируется привести в порядок Филипповский, Новопетровский и Казинский родники. Причём в Новопетровке посреди села из меловой горы бьёт целый каскад родников, которые впадают в речку Казинку. Такой же невероятно красивый каскад есть в Борках, но подъезд к нему затруднён. Настоящая зона отдыха будет создана вокруг широко известного родника у села Колосково или, как его ещё часто называют, криницы. Ведутся работы у родников в Уразово, Кузнецовке, Старом Хуторе. В целом по Валуйскому району экологической службой взято под контроль 83 родника.
Хочется подробнее остановиться на роднике, что у села Филиппово. Он интересен, прежде всего, с точки зрения исторических событий, которые здесь разворачивались. Село находится в долине реки Мосей. Когда-то сын валуйского помещика Филипп Рябинин поставил на Мосее хутор крепостных крестьян и дал ему своё имя — Филиппово. И хотя ещё ранее, с 1626 года, здесь было казачье селение Мосей, а казаки жаловались на помещика, село так и осталось со своим названием.
Есть восточнее Филиппова и древнее поселение, которое в народе называют Городищем. Оно обнесено земляным валом двухметровой высоты и рвом такой же глубины. К Городищу примыкает глубокий овраг, на дне которого пробиваются родники, огороженные деревянным срубом. Филипповские родники не единожды служили базой для партизанских отрядов. В 1918 году здесь находились отряды, объединённые в повстанческую армию А.Ф. Авилова, а в Великую Отечественную войну — одна из баз валуйского партизанского отряда Т.П. Говорова. В 1942 году здесь состоялся бой с немецкими оккупантами, в котором участвовали партизаны и окруженцы, и Городище выстояло, потеряв лишь двух бойцов.
Много родников расположено в лесах или на лугах. Например, в Мандровском лесу известны три наиболее крупных. Некоторые облагорожены лесниками, однако дикие кабаны ломают деревянные срубы и плетни, поэтому чаще всего ключи остаются в их природном состоянии.
Луговые родники по большей части представлены обычными ручейками. Местные жители знают о них и используют для сельскохозяйственных нужд. Однако со временем эти маленькие роднички замуливаются, и вода в них становится непригодной для питья.
Интересная история у Живянского родника, что у села Подгорное. Из него берёт начало речка Живая вода, которая впадала в Россошь. Раньше здесь располагались деревня Живая вода и хутор, поэтому родник был освящён и жители заботились о нём. Постепенно люди стали переселяться в Подгорное, поближе к автомобильной трассе. А родник остался и сохранил название, в народной памяти связанное и с речкой, и с исчезнувшей деревней. Сейчас в Подгорном — два крупных и множество мелких родников, которые бьют ключами из-под земли. Когда местную администрацию возглавляла О.И. Ломакина, некоторые были своими силами благоустроены. Их всем селом почистили, сделали срубы в виде плетней, а местные школьники из жестяных баночек и деревянных палочек изготовили кружки, чтобы можно было зачерпнуть и напиться ключевой воды. Вот так без вложения больших материальных средств можно заботиться о богатствах, данных нам природой, и передавать эти традиции подрастающему поколению.
Много родников было и в Солотях. Они били прямо из-под земли в урочище и на полях. Когда в селе была ферма, за этими родничками следили — каждый год расчищали и восстанавливали. После исчезновения фермы на месте ключей образовался ручей Гремучий, из которого впоследствии сделали два пруда.
Самой хорошей в Солотях считается вода в Святильном роднике, который течёт из-под холма, недалеко от сельского пруда. Родник этот благоустроен: есть хороший сруб и место для отдыха. На Крещение сюда за водой приходят не только солотяне, но и валуйчане. Некоторые выливают на себя ведро студёной воды, чтобы укрепить духовные и физические силы.
Другой источник находится в самом селе, на улице Российской. Течёт он в яру, ниже колхозного двора. Родник этот также ухожен, из него жители берут воду на повседневные нужды.
В самом центре Солотей есть старинный колодец, в котором и сегодня очень много воды. Когда его чистили, то увидели, что деревянный сруб прогнил только частично: разрушилась его надводная часть, а нижняя осталась чистой и нетронутой. Поэтому бетонные кольца проставили прямо на подводную часть сруба. Всего по селу Солоти восстановили восемь колодцев.
Если наименования родников не связаны с местом нахождения, то, чаще всего, они имеют возвышенно-поэтическое название: Живянский, Святильный. А иногда напоминают о грустных событиях. Например, в деревне Большие Липяги в небольшом яру, который тянется к Вейделевке, есть Расправский колодец. Раньше неподалёку были расположены церковь, волость и школа. Колодец считался очень глубоким, а вода в нём — холодной и вкусной. Расправским он назывался потому, что раньше здесь чинили расправу над провинившимися. Подростка или мужчину (по отношению к женщинам это наказание не применялось) вызывали на сход, где всем народом решали, как с ним поступить. Если постановляли высечь, то вели к Расправскому колодцу. Из растущей рядом вербы вырезали розги, мочили их в колодезной воде и публично наказывали на глазах у всего села.
Названия некоторых сёл также говорят о наличии родников. Например, как мы выше упоминали, существовавшая когда-то деревня Живая вода была названа по реке и роднику. Название села Хвощеватое происходит от растения «хвощ», которое обычно произрастает на влажных почвах или луговинах, где, как правило, бывают родники.
В Валуйках издавна существовали колодцы, построенные на ключах и родниках. К примеру, глубокие исторические корни имеет родник «Кузнечный колодец». Наименование это связано с Кузнечной слободой. Когда-то над яром, недалеко от родника поселились кузнецы. Двенадцать кузниц, например, принадлежало кузнецам Добычиным. Родник, оборудованный крепким деревянным срубом, обеспечивал водой центральную и западную части города. Вода в колодце не иссякала даже в сильную засуху. Она была особенной: кристальной, всегда прохладной и на редкость вкусной. По домам воду развозили водовозы на лошадях или, как говорили в народе, на «водовозных клячах». Старожилы рассказывали, что долгое время таким образом обеспечивалась водой даже районная больница. Однако в настоящее время из-за неудовлетворительного санитарного состояния этот родник закрыт.
Такая же, особенная, вода была в монастырской кринице, что напротив Валуйского Николаевского Успенского монастыря, недалеко от пещер. Вытекает родник из меловых гор. На Крещение здесь традиционно брали воду для освящения. С этим родником связана легенда об обретении Чудотворной иконы. На рубеже XVI—XVII вв. один из жителей, косивший в этом месте траву, обнаружил икону Святого Николая. Дважды её пытались устроить в городском храме, но икона неизменно возвращалась на место своего обнаружения. Тогда решено было устроить здесь часовню, в которую и поместили икону Святителя. Монастырь в честь неё стал называться Николаевским.
Существовали в Валуйках и другие родники, переоборудованные в колодцы. Например, Староказацкий колодец, расположенный на правом берегу Валуя, на улице Поднизовке, снабжал водой всю Казацкую слободу. Этот вытекавший прямо из-под земли источник оградили небольшим деревянным срубом, и получился колодец.
Недалеко от маслозавода, на перекрёстке улиц Колхозной и Заводской, в стороне от шоссе, также находился колодец, обнесённый дубовым срубом.
Колодцы делались двумя способами. Родник, образовавшийся на дне сошедшихся вместе овражков, обкладывали толстыми деревянными плахами и получался высокий сруб. Оттуда брали воду для питья и приготовления пищи. Рядом ставили деревянное корыто, из которого поили животных. Ниже колодца, в том месте, куда стекала вода из образовавшегося ручья, обычно делали пруд. Для этого уже значительно большую площадь огораживали брёвнами. В пруду полоскали бельё, отбеливали холсты, здесь могли купаться свиньи, отсюда брали воду для полива огородов. Кстати, полоскание белья в пруду раньше не приносило вреда ни животным, ни растениям, так как стирали щёлоком — золой, растворённой в небольшом количестве воды. Это было экологически чистое и даже полезное для окружающей среды средство. Холсты ткали всю зиму, а весной выносили на пруд, замачивали в воде, а затем сушили на солнце.
Другим способом колодец получали, выкапывая яму до подземного водоносного слоя. Стенки небольшого колодца укрепляли плетнём, для колодца же, которым пользовалась вся деревня, делали дубовый сруб.
Воду поднимали с помощью разных приспособлений. Это могла быть и простая верёвка, к которой привязалось ведро: воду зачёрпывали и потихоньку вручную поднимали наверх. Однако годился такой способ только для небольших колодцев, и то требовались особая ловкость и умение.
Для более глубоких использовали так называемый ворот. В круглое бревно вбивали металлический стержень с выступающими краями. С одной стороны делали ручку. К бревну прикрепляли цепь, на которую подвешивали ведро. Ручку крутили, и цепь наматывалась на бревно, поднимая наполненное водой ведро.
Существовал также колодец-журавель. У сруба вкапывали столб, к которому сверху в расщелину или на железном пруте пристраивали длинное нетолстое, но достаточно прочное бревно. К одному его концу привязывали что-нибудь тяжёлое, а на противоположном, более тонком, крае находились верёвка с ведром. Верёвку руками опускали в колодец, набирали ведро, а затем вытаскивали его руками и с помощью груза на другом конце бревна.
Раньше колодцы чистили каждый год. Обычно — в мае-июне, когда не было срочных сельскохозяйственных работ. Выходило всё мужское население деревни. Сначала колодец опустошали, затем самые сильные и ловкие спускались вниз и вычёрпывали со дна грязь, а оставшиеся наверху вытаскивали вёдра и выливали грязную жижу в специально отведённые места. Благодаря такой чистке вода в колодце оставалась всегда прозрачной и вкусной.
Итак, родники, ключи, криницы всегда служили на благо людям. Их освящали, водой из них лечились и восстанавливали силы после тяжёлой крестьянской работы или долгого пути. Поэтому люди издавна оберегали, чистили родники, старались заботливо оградить их крепким деревянным срубом, посадить рядом полезное дерево. Необходимо помнить, что от состояния источников зависит и полноводность наших рек, большая часть которых берёт начало именно из родников. Верховья рек часто представляют собой разветвлённую балку. Ниже по течению долины углубляются, береговые склоны приобретают ассиметричный вид: чаще один склон пологий, а другой — крутой и обрывистый. Наличие этих балок и оврагов, образующихся из-за эрозионных процессов, способствует понижению уровня грунтовых вод, заилению русел и родников. Поэтому наши реки имеют тенденцию к обмелению. Ведь существуют исторические источники, в которых говорится, что ещё в XVII—XVIII вв. самые крупные реки области были судоходными.
Кроме того, Белгородская область, несмотря на наличие 480 рек и ручьёв, является самой маловодной в Центральном Черноземье. Поэтому наша обязанность сохранять их и поддерживать в экологически чистом состоянии. Существует интересная закономерность: где нет леса, нет ольхи по берегам, там мелко и нечисто; где берега распаханы, там река заилилась; где на берегу часто моют машины, там грязно и безжизненно. А ещё есть такая народная мудрость: «Лес реки кормит». Например, там, где растут ольшаники, почва всегда влажная, имеются родники. Это дерево в силу хорошо развитой корневой системы укрепляет почву и поднимает грунтовые воды ближе к поверхности. Около ольшаников всегда струятся родники с чистой и холодной водой, в зной там прохладно, а почва влажная. В некоторых ольховых лесах родники такие мощные, что не замерзают даже зимой. Вот почему ни в коем случае нельзя рубить ольху!
Исследования учёных-медиков показали, что только за счёт потребления чистой живой воды можно увеличить продолжительность человеческой жизни на семь лет. Поэтому в настоящее время ставится вопрос о принятии государственного закона об охране питьевой воды и федеральной программы «Чистая вода». Кстати, в США такой закон существует с 1974 года. Правда, некоторые специалисты, доказывая важность его принятия, в качестве аргумента приводят тот факт, что наша страна богата гидроресурсами и могла бы даже экспортировать чистую воду. Не этого, конечно же, хотелось бы ожидать от этого закона, но надежда на улучшение качества нашей питьевой воды есть. Сколько же десятков лет должно было пройти, чтобы люди вернулись к традиции заботиться о том, что они пьют!
А родники наши, ключи, источники бьют прямо из-под земли в ложбинах, по склонам оврагов и меловых круч, по плоским лугам, давая нам кристально чистую, вкусную и полезную воду. Сколько их ещё — необустроенных, потерянных, заброшенных! У нашего земляка поэта Николая Грибанова есть стихотворение «Ручей», которое созвучно теме нашего очерка.
Диво дивное —
Чистый ручей.
Весь из звонких,
Хрустальных лучей.
Весь из сказочных,
Ладных речей.
Из подземной глубинки
Родом,
Он напоит водой,
Словно мёдом.
И родня ему —
Травы и люди,
Он в жару
Прохладит и остудит.
Нету дива —
Нету ручья.
Он распаханный,
Сник и зачах.
И его прародитель —
Родник
Бьётся в поисках
Прежней родни.
Был с людьми
И любился с речкой,
А теперь он остался
Один.
Как ему
Посмотреть на солнце?
Как ему
Добраться до речки?
А она уже льётся,
И зовёт его,
Друга сердечного.
И стихает
Речистая речка.
Где же силу возьмёт
Её речь-то?
Еле шепчет,
Невнятно и сипло:
«Погибаю ведь, люди,
Спасите!..»