Задача 1.
Рыжая окраска у лисы – доминантный признак, чёрно-бурая – рецессивный. Проведено анализирующее скрещивание двух рыжих лисиц. У первой родилось 7 лисят – все рыжей окраски, у второй – 5 лисят: 2 рыжей и 3 чёрно-бурой окраски. Каковы генотипы всех родителей?
Ответ: самец черно-бурой окраски, самки гомо – и гетерозиготны.
Задача 2.
У спаниелей чёрный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть – над длинной. Охотник купил собаку чёрного цвета с короткой шерстью и, чтобы быть уверенным, что она чистопородна, провёл анализирующее скрещивание. Родилось 4 щенка:
2 короткошерстных чёрного цвета,
2 короткошерстных кофейного цвета. Каков генотип купленной охотником собаки?
Ответ: купленная охотником собака гетерозиготная по первой аллели.
ЗАДАЧИ ПО ТЕМЕ «МНОЖЕСТВЕННЫЙ АЛЛЕЛИЗМ. НАСЛЕДОВАНИЕ ГРУПП КРОВИ»
Множественный аллелизм – разнообразие аллелей одного гена (при множественном аллелизме ген может быть представлен более чем двумя аллелями). Явление множественного аллелизма наблюдается в тех случаях, когда какой-либо ген в популяции представлен как минимум тремя аллелями. При этом в генотипе каждого диплоидного организма может быть представлено лишь два из серии аллельных генов. Типичным примером множественного аллелизма может служить наследование групп крови у человека, которые определяются тремя аллельными генами. Два из них - доминантны (IA,IB), а один - рецессивен (i). Первую (нулевую - 0) группу крови имеют люди, с генотипом ii, вторую (А) - с генотипом IAIA или IAi, третью (В) - с генотипом IBIB или IBi. Четвертую (AB) группу крови имеют люди, гетерозиготные по доминантным аллелям (IAIB). Наследование четвертой группы крови является примером кодоминирования.
Задача 1.
Какие группы крови могут быть у детей, если у обоих родителей 4 группа крови?
Ответ: вероятность рождения детей с 4 группой крови – 50%, со 2 и 3 – по 25%.
Задача 2.
Можно ли переливать кровь ребёнку от матери, если у неё группа крови АВ, а у отца – О?
Ответ: нельзя.
Задача 3.
У мальчика 4 группа крови, а у его сестры – 1. Каковы группы крови их родителей?
Ответ: 2 и 3.
Задача 4.
В родильном доме перепутали двух мальчиков (Х и У). У Х – первая группа крови, у У – вторая. Родители одного из них с 1 и 4 группами, а другого – с 1 и 3 группами крови. Кто чей сын?
Ответ: у Х родители с 1 и 3 группами, у У – с 1 и 4.
Задача 5. В родильном доме перепутали двух девочек. У одной из них оказалась первая группа крови, у другой - четвертая. У одной из родительских пар были первая и вторая группы крови, у другой - вторая и третья. Распределите детей по родительским парам.
Решение:
Запишем возможные генотипы детей и родителей.
1 девочка - первая группа- ii,
2 девочка - четвертая группа- IAIB,
1 пара родителей: первая группа- ii,
вторая группа - IA_ (второй ген может быть как IA, так и i);
2 пара родителей: вторая группа- IA_,(второй ген может быть как IA, так и i);
третья группа - IB_ (второй ген может быть как IB, так и i).
Первая девочка может быть дочерью как первой, так и второй родительских пар, так как в генотипах всех родителей возможно присутствие гена i. Однако, вторая девочка может быть дочерью только второй пары родителей, так как только в генотипах этой пары есть гены, сочетание которых может обеспечить четвертую группу крови. Таким образом, первая девочка принадлежит первой паре родителей.
Ответ: первая девочка – дочь первой пары родителей, вторая девочка – дочь второй пары родителей.
ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО РЕШЕНИЯ
1. В родильном доме в одну и ту же ночь родилось четыре младенца, обладавшие, как впоследствии было установлено, группами крови 0, А, В и АВ. Группы крови четырех родительских пар были: 1) 0 и 0; 2) АВ и 0; 3) А и В; 4) В и В. Четырех младенцев можно с полной достоверностью распределить по родительским парам. Как это сделать?
2. В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имеют 0 и А группы крови, родители другого - А и АВ. Исследование показало, что дети имеют 0 и А группы крови. Определите, кто чей сын. Возможно ли это сделать при других комбинациях групп крови? Приведите примеры. В каких случаях можно было бы обойтись без исследования групп крови отцов?
3. Дедушка индивида со стороны матери имеет группу крови АВ, а все остальные его бабушки и дедушки имеют 0 группу крови. С какой вероятностью данный индивид может иметь определенную группу крови?
4. У супругов с I и III группами крови двое детей: у одного из детей I группа крови, у другого – II. Можно ли по этим данным определить, какой из детей родной, а какой приемный?
5. У человека наличие в крови резус-фактора определяется доминантным геном D, отсутствие - d. Определите, какова вероятность рождения резус-положительного ребенка с четвертой группой крови в семье, где генотип мужа - DdIАi, жены - DdIВi.