Базовые принципы преобразования городов




Метапринципы развития умных, устойчивых и здоровых городов

Авторы: Ану Рамасвами, Армистед Г. Рассел, Патрисия Дж. Каллиган,

Карнамадакала Рахул Шарма, Эмани Кумар

19 мая 2016

Для повышения благосостояния населения на высоко урбанизированной планете, в ряде стран приняты директивы, направленные на развитие «умных» городов. Для достижения этой цели инициативы должны выйти за рамки городского уровня и перейти к более высокому пониманию городов как трансграничных, многосекторальных, мультискалярных, социально-эколого-инфраструктурных систем с различными участниками, приоритетами и решениями. В статье определены пять ключевых аспектов городов и представлены восемь принципов, чтобы сосредоточить внимание на решениях системного уровня, с которыми сталкивается общество при переходе к умному, устойчивому и здоровому городскому будущему.

По оценкам, к 2050 году ещё около 2,5 млрд. людей будут проживать в городах, а более 60% городских районов, которые будут существовать к этому времени, еще не построены. Следовательно, будет возникать потребность в создании огромного числа новых городских инфраструктурных систем и замене уже существующих, средний срок службы которых, от 30-ти до 50-ти лет.

Важнейшее значение для поддержания благосостояния человека и экономического развития играют такие инфраструктурные системы как водоснабжение, энергоснабжение, продовольствие, жильё, транспорт и связь, удаление отходов и общественные места, которые в данный момент тяжёлым бременем ложатся на окружающую среду. При этом порядка 70% глобальных выбросов парниковых газов приходится именно на города. Следовательно, важнейший вопрос состоит в том, как преобразования городской инфраструктуры в XXI веке могут способствовать экологической устойчивости и благосостоянию людей в наших городах, используя огромный потенциал науки и техники в области данных.

Ключевые аспекты

Экономические возможности являются одним из ключевых драйверов урбанизации, а инфраструктура – одним из главных факторов. Стоит понимать, что рост городского населения связан не только с внутренним валовым продуктом (ВВП), но и с такими показателями, как доходы домашних хозяйств, финансовые инвестиции, использование воды и энергии, а также расширение городских земель и автомобильных дорог. В развивающихся странах, где прогнозируется рост городов, данные экономические показатели являются неутешительными.

Городская морфология описывает взаимодействие между физическим пространством и деятельностью человека в городах. Для её описания активно используются аоэро- и космосъёмки. Акцент ставится не только на плотности населения, связанности, близости к рабочим местам и услугам, разнообразии и интенсивности городской деятельности, но и на понимании самоподобия в разных масштабах (от кварталов до районов городов) и моделей социальной сегрегации (например, мигрантов и неформального населения в городе).

Проектирование инфраструктуры и социально-пространственные различия внутри городов становятся важнейшими детерминантами здоровья и благополучия людей. Города сталкиваются с многочисленными и многоплановыми рисками для здоровья, связанными с инфраструктурой, такими как отсутствие продовольственной и водной безопасности в домашних хозяйствах, соседские проекты, которые препятствуют активному проживанию, региональное загрязнение воздуха и воды, а также экстремальная жара, холод и наводнения, которые могут усугубляться изменением климата. Социально-экономические диспропорции часто формируют подверженность различным факторам риска и опосредуют и модулируют результаты для здоровья. Устранение разнообразных социальных, экологических и инфраструктурных факторов риска представляет собой новую парадигму для городского общественного здравоохранения. Всемирная Организация Здравоохранения и центры по борьбе с болезнями и их профилактике в Соединенных Штатах Америки рекомендуют основанное на участии общин планирование в области здравоохранения, которое связывает местный потенциал с инфраструктурой, используя передовые системы обработки информации и зондирования окружающей среды. Создание этих связей является сложной задачей, требующей всеобъемлющих рамок, которые соединяют различные данные и процессы в разных масштабах для поддержки действий.

Экологические последствия городов многочисленны и многогранны, что обусловлено трансграничным характером их инфраструктуры. Города производят менее 10% продовольствия и зависят от воды, энергии, топлива и строительных материалов из внешних источников. Исследования устойчивой городской системы развивают методы определения городских производственно-сбытовых цепочек, которые охватывают использование инфраструктуры в пределах города (определяемое экономической деятельностью и городской формой) в сочетании с трансграничными цепочками поставок инфраструктуры и торговыми сетями. Трансграничный анализ рассматривает вопрос о том, как города могут уменьшить воздействие на окружающую среду в пределах своих границ и в рамках своих цепочек поставок и каковы риски для городов от перебоев в поставках.

Взаимосвязанные результаты экологической устойчивости и благосостояния человека требуют понимания взаимодействия между всеми семью секторами в пределах города. В то же время необходимо отследить и взаимосвязь с трансграничными инфраструктурами. Таким образом, ключом к переменам является понимание и укрепление потенциала социальных, политических и управленческих сетей. В качестве основы выступают пять ключевых аспектов — экономические возможности; городская форма; социально-инфраструктурные диспропорции и благосостояние человека; трансграничная инфраструктура-динамика окружающей среды и межсекторальное управление.

Базовые принципы преобразования городов

1. Всеобщий доступ к базовой инновационной инфраструктуре. Базовое и доступное водоснабжение, энергоснабжение, система канализации и транспорт уже давно признаны важными для всех городов, но в некоторых случаях этого достичь проблематично. Такая проблема, в основном, в Азии и Африке, где до 30-40% населения проживает в трущобах. Здоровый город должен заботиться о всех как комплексно (приоритет для человека, а не автомобиля), так и точечно (автономные водные «банкоматы» в Индии, дающие доступ к чистой воде даже для самых бедных).

2. Проведение политики улучшение здоровья в городах, с учётом несправедливости. Решение задачи в области здравоохранения должны происходить с учетом инфраструктурных, экологических и социокультурных детерминант. Такой подход мог бы привести, например, не только к составлению региональных прогнозов погоды и загрязнения воздуха, которые обеспечивали бы индивидуальное информирование уязвимых групп населения, но и более справедливый доступ к питательным продуктам питания и зеленым насаждениям и уделение большего внимания социально-культурным активам, повышающим качество жизни и благосостояние людей.

3. Сосредоточение внимания на многосекторальном синергизме в целях повышения эффективности использования ресурсов. По мере урбанизации население становится богаче, увеличивая потребление и негативное воздействие на окружающую среду. Для борьбы с такими последствиями городские районы должны повысить эффективность использования ресурсов не на несколько процентных пунктов, а в 4-10 раз. Такой прирост эффективности может быть достигнут только за счет многосекторальных вмешательств. Важное значение имеет знание морфологии городов в сочетании с данными о временной и пространственной межсекторальной инфраструктуре.

4. Распознавание эффективности различных стратегий ресурсоэффективности в различных городах. Перенос высокоэффективных технологий из одних «умных» городов, в другие (в частности, с другой культурой) не гарантирует их исправную работу.

5. Интегрирование высоких и народных технологий. Города должны искать локальные знания, способные понимать различные конфигурации решений. Например, муниципальные предприятия, перерабатывающие твердые отходы в энергию, не столь эффективны в городах развивающихся стран. Формализация и интеграция опыта сборщиков отходов с новейшими информационными и энергетическими технологиями может привести к созданию гибридных решений, о чем свидетельствуют, например, недавно пересмотренные индийские правила обращения с твердыми отходами.

6. Применение трансграничного системного анализа для принятия решений о локализованной или крупномасштабной инфраструктуре. Движимые целями местной самообеспеченности, эффективности и ожидаемых преимуществ для здоровья и благополучия, города все больше сосредотачиваются на более локализованных инфраструктурах, таких как солнечные установки на крышах; городские фермы, поддерживаемые общинами; водоочистные сооружения квартирного масштаба. Но для использовании синергии необходимо наоборот – иметь крупномасштабные инфраструктурные сети.

7. Признание коэволюции (совместимость) инфраструктур и институтов. Ключевое значение имеет соответствие масштабов инженерных инфраструктур масштабам учреждений, с которыми они должны работать. Например, городские фермы, солнечные сады и системы управления отходами в масштабах микрорайона потребуют нового уровня координации между домами, ассоциациями соседей, предприятиями и правительствами городов и Штатов. В то же время технология может изменить институты; например, широкое внедрение датчиков позволяет осуществлять дистанционное наблюдение за распределенными системами водоснабжения и водоотведения. Осознание необходимости новых институтов в управлении новых смарт-инфраструктур, могут помочь облегчить эти переходы.

8. Создание мощной и прозрачной системы управления инфраструктурой в различных секторах и масштабах. Города нуждаются в аналитическом, административном и политическом центре для реализации высокоэффективных межсекторальных масштабных решений. В некоторых городах уже созданы офисы устойчивости, которые имеют право созвать несколько департаментов города, в случае необходимости и предпринять реальные шаги, для решения поставленных задач. Многие города инициируют государственно-частные партнерства и/или специальное финансирование для развития «умных» городов. Эти договоренности поднимают вопросы о собственности, справедливости и управлении.

Эти восемь принципов фокусируют внимание на решениях системного уровня, которые общество должно принять для перехода к умному, устойчивому и здоровому городскому будущему.

Руснак Антон



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: