Гуманистическая функция проявляется практически во всех сферах общественного сознания. От того, какое место в общественном сознании отведено человеку и детству как социальным ценностям, зависят цель, содержание, методы и средства, суть государственного подхода к воспитанию и образованию. Н. А. Бердяев писал о том, что судьба человека, которая лежит в основе истории, предполагает сверхисторическую цель, сверхисторический процесс, сверхисторическое разрешение судьбы истории в ином, вечном времени. Иными словами, отбор германизирующего сознание подрастающего поколения содержания передаваемой культуры, гуманность формируемых в процессе воспитания и обучения отношений человека к самому себе и другим людям — залог гуманизации всех сфер жизни человека.
Культурологическая функция вытекает из самого определения воспитания как способа передачи культуры и ее ценностей от поколения к поколению. Именно благодаря воспитанию и образованию накопленные культурные ценности сохраняются, передаются, обогащаются и пополняются. Образование и воспитание — путь вхождения человека в мир науки и культуры. "Образование теснейшим образом связано с понятием культуры и обозначает в конечном итоге специфический человеческий способ преобразования природных задатков и возможностей" (Х.-Г. Гадамер).
Функция духовного воспроизводства. Происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны во всех типах и видах учебно-воспитательных и образовательных заведений. Образование и воспитание обеспечивают формирование мировоззрения человека, его ценностных ориентации и моральных принципов.
|
Профессионально-экономическая функция, обеспечивающая подрастающее и взрослое поколения возможностью получения определенной профессии и переквалификации в связи с изменениями на рынке труда и отсюда решение вопросов личного благосостояния и участия в развитии экономики и благосостояния всей страны. Кроме того, от уровня образованности и грамотности населения во многом зависит, насколько каждый человек может освоить современные информационные и иные технологии, что напрямую определяет уровень развития экономики страны, ее мирового престижа как сильной и надежной в экономическом смысле державы.
ОТЛИЧИЯ. основе религиозного воспитания лежит феномен сакральности (т.е. священности), и значительную роль в нем играет эмоциональный компонент, который становится ведущим в семейном воспитании. В то же время в социальном и коррекционном воспитании главенствует рациональный компонент, а эмоциональный играет существенную, но лишь дополняющую роль. Основой диссоциального воспитания является психическое и физическое насилие.
Существенно различаются семейное, религиозное, социальное, коррекционное и диссоциальное воспитание по принципам, целям, содержанию, средствам, как осознаваемым и формулируемым, так в еще большей мере имплицитно (несформулированно) присущим каждому из этих видов воспитания в конкретном обществе. Выделенные виды воспитания принципиально отличаются характером доминирующей взаимосвязи субъектов воспитания. В семейном воспитании взаимосвязь субъектов (супругов, детей, родителей, бабушек, дедушек, братьев, сестер) имеет кровнородственный характер. В религиозном воспитании, которое осуществляется в религиозных организациях, взаимосвязь субъектов (священнослужителей с верующими и верующих между собой) имеет конфессионально-общинный характер, т.е. она определяется исповедуемым ими вероучением и отношениями, складывающимися в соответствии с вероучительными принципами. Социальное и коррекционное воспитание осуществляется в организациях, создаваемых для этой цели. Взаимосвязь субъектов этих видов воспитания (индивидуальных - воспитателей и воспитуемых, воспитуемых между собой; групповых - коллективов; социальных - организаций, органов управления и др.) имеет институционально-ролевой характер. В диссоциальном воспитании взаимосвязь субъектов (лидеров) и объектов (воспитуемых) имеет характер отношений «господин-раб».
|
Виды воспитания | Социальное | Семейное | Религиозное | Коррекционно-адаптационное |
Цель | Развитие социальных потребностей, интересов и ценностей личности вопреки укореняющемуся индивидуализму | Развитие представлений о том, каким должен быть и стать ребенок, подросток, юноша | Формирование нравственности | Создание условий для приспособления к жизни в социуме, преодоления или ослабления недостатков или дефектов развития отдельных категорий людей в специально созданных для этого организациях. |
Задачи | Формирование и развитие ребенка как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни в обществе | Создать максимальные условия для роста и развития ребенка; стать социально-экономической и психологической защитой ребенка; передать опыт создания и сохранения семьи | Общая задача религиозного воспитания в том, чтобы вызвать к жизни духовные силы, духовные запросы у детей и подростков, дать им окрепнуть и созреть. | Развитие всех психических функций и познавательной деятельности детей в процессе обучения и коррекция их недостатков. Основное внимание в этой работе должно быть направлено на умственное развитие№ воспитание глубоко отсталых детей, формирование у них правильного поведения. Основное внимание в этом разделе работы направлено на нравственное воспитание№ трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда; физическое воспитание; самообслуживание; бытовая ориентировка и социальная адаптация — как итог всей работы. |
Функции | Способствование интеграции стремлений, действий и отношений членов общества и относительной гармонизации интересов половозрастных, социально- профессиональных и этноконфессиональных групп (что является предпосылками и условиями внутренней сплоченности общества); социальная и духовно-ценностная селекция членов общества; адаптация членов общества к меняющейся социальной ситуации. | Репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь, взаимопроникновение и взаимодополняемость. | Регулятивная функция; ценностно-ориентационна; коммуникативная; Милосердная; компенсаторная (утешительная) функция; воспитательная функция | Приобщение человека к культуре общества; создание условий для индивидуального развития и духовно-ценностной ориентации; автономизация подрастающих поколений от взрослых; дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной социально-профессиональной структуре общества. |
Кем осуществляется | Конкретные люди (педагоги, социальные педагоги), социальные группы и общности, социальные организации, учебно-воспитательные учреждения. | Родители, родственники, близкие к семье люди. | Священнослужителями; верующими агентами социализации; педагогами конфессиональных учебных заведений; различными объединениями; рядом светских детских и юношеских организаций (например, скаутов); средствами массовой коммуникации, находящимися под контролем религиозных организаций; культурным наследием. | Коррекционное воспитание осуществляется в специальных организациях (закрытого и открытого типа), специализирующихся на воспитании определенных категорий детей, подростков, юношей. Это и закрытые специнтернаты, и школы-интернаты, и санаторно-лечебные учреждения, и центры адаптации и реабилитации и др. |
Содержание | Включение человека в систему жизнедеятельности воспитательных организаций; приобретение и накопление знаний, умений и других элементов социального опыта; интериоризация (перенос общественного сознания в сознание индивидуальное) социального опыта: преобразование внутренних структур психики человека благодаря усвоению социального опыта и деятельности; экстериоризация социального опыта, т.е. преобразование внутренних структур психики в определенное поведение. | По содержанию цели могут быть сугубо инструментальными, направленными на достижение конкретных результатов, или дополняться определенными духовно-ценностными составляющими. Характер целей семейного воспитания не обязательно соответствует общественно одобряемым установкам. | Содержание имеет конфессиональную специфику. Так, в православии информационный компонент — это тот объем знаний, который воспитуемые получают по истории церкви, богословию, догматике, священной истории; нравственный — научение воспитуемых преломлению собственного опыта через требования христианской морали; деятельностный — участие в богослужениях, церковное творчество, дела милосердия. | В наиболее тяжелых случаях речь может идти лишь об элементарном приспособлении ребенка к жизни в ближайшем социуме, в менее: максимально возможным для конкретной аномалии и конкретного ребенка развитии дефектных функций и параллельной адаптации ребенка к жизни в доступных пределах. Особое значение имеет развитие и использование компенсаторных возможностей ребенка. |
|
https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00099898_0.html
Вопросы к экзамену по УЭМ 2 «Социальная психология»
1. Возникновение и развитие социальной психологии. Основные теоретические концепции, заложившие основы социальной психологии.
2. Предмет, задачи и методы социальной психологии. Специфика социально-психологического подхода. Связи с другими науками.
3.Социальная среда и личность. Социализация личности: понятие, сущность, факторы,
институты, механизмы, этапы.
4.Общение как реализация общественных и межличностных отношений. Функции общения.
5.Понятие, структура, виды, уровни, фазы (этапы).
6.Коммуникация: понятие, модели. Особенности вербальной и невербальной коммуникации.
7.Барьеры коммуникации: понятие, виды. Эффективная коммуникация: критерии, условия.
8.Виды слушания: рефлексивное, нерефлексивное, эмпатическое
9.Характеристика интерактивной стороны общения. Подходы, основные виды (кооперация, конкуренция)
10.Понятие социальной перцепции. Механизмы межличностного восприятия и понимания.
11.Ошибки социальной перцепции.
12.Социально-психологическая характеристика личности. Социализация личности.
13.Ценностно-нормативная структура личности.
14.Социальная установка: понятие, проблемы формирования и изменения. Теория когнитивного диссонанса.
15.Социальные мотивы личности. Специфика мотивов достижения, власти, аффилиации,
помощи.
16.Социальный статус и роль. Понятие роли. Личность и роль.
17.Лидерство и руководство в группе. Теории происхождения лидерства. Стили лидерства
18.Общая характеристика социальной психологии групп. Понятие агрегации и группы.
19.Виды групп. Уровни развития группы.
20.Понятие и основные характеристики малых групп (групповая совместимость, сплоченность, срабатываемость).
21.Отношения личности и группы: конформизм, нонконформизм, влияние меньшинства
22.Влияние группы на личность: фасилитация, ингибиция, соц. леность, деиндивидулизация, диффузия ответственности, групповая поляризация, оггрупление мышления.
23.Основные характеристики больших социальных групп. Процесс осознания общности.
24.Стихийные группы и массовые движения. Специфика положения личности в толпе,
собранной публике и несобранной публике.
25.Специфика массовой паники и агрессии. Приемы управления массами.
26.Массовидные социально-психологические явления: заражение, внушение, подражание.
27.Специфические средства передачи информации в массе: слухи, сплетни.
28.Этнос как большая социальная группа: понятие, подходы к объяснению природы, психологический склад, типы этнической идентичности.