ОБЪЕМ (ТРУДОЕМКОСТЬ ОСВОЕНИЯ) И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ, ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ ПО НЕЙ




ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью освоения дисциплины «Международный производственный менеджмент» является формирование у магистрантов теоретических знаний и практических навыков в области международного экономического сотрудничества; приобретение студентами знаний в области управления международным (глобальным) бизнесом, исследование национальных возможностей и преимуществ ведения предпринимательской деятельности в различных странах мира.

Освоение дисциплины предполагает:

˗ изучение методов комплексного анализа внешней среды международного бизнеса с целью поиска и реализации конкурентных преимуществ компании;

˗ исследование основных принципов формирования структуры управления в международных компаниях, взаимосвязи их структурных подразделений;

˗ изучение особенностей реализации важнейших функций менеджмента в МНК;

˗ исследование основных тенденций развития и адаптации корпоративных культур в компаниях, ведущих международный бизнес.

РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Результатом освоения дисциплины «Международный производственный менеджмент» должно быть формирование у обучающегося следующих профессиональных компетенций (ПК):

ПК-1: способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями, в части:

ПК-1.5: способность использовать в управленческой деятельности организации достижения зарубежных стран;

ПК-2: способность разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию, в части:

ПК-2.5: способность разрабатывать и реализовывать корпоративную стратегию и программы развития производственной организации;

ПК-7: способность обобщать и критически оценивать результаты исследований актуальных проблем управления, полученные отечественными и зарубежными исследователями, в части:

ПК-7.6: способность обобщать и критически оценивать результаты исследований актуальных проблем управления, полученные отечественными и зарубежными исследователями.

2.2 В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

˗ законодательные и нормативные, правовые акты, регламентирующие деятельность российских и зарубежных предприятий;

˗ основные достижения зарубежных стран в области управленческой деятельности организации;

˗ основные результаты исследований актуальных проблем управления, полученные отечественными и зарубежными исследователями.

уметь:

˗ использовать в управленческой деятельности организации достижения зарубежных стран;

˗ обобщать и критически оценивать результаты исследований актуальных проблем управления, полученные отечественными и зарубежными исследователями.

˗ выявлять проблемы организационно-экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;

владеть:

˗ навыками разработки и реализации корпоративной стратегии и программы развития производственной организации;

˗ методами оценки рыночных позиций предприятия, определения возможностей работы организации на зарубежном рынке.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Международный производственный менеджмент» является дисциплиной вариативной части ОП и изучается магистрантами на первом году обучения во втором семестре. Трудоемкость освоения дисциплины – 5 зачетных единиц, 180 академических часов учебной работы студента.

При изучении дисциплины (во втором семестре ОП) используются знания и навыки, полученные магистрантами в период обучения по программе бакалавриата, а также при освоении дисциплин «Методы исследований в экономике и менеджменте» и «Регулирование внешнеэкономической деятельности».

Знания, умения и навыки, полученные по программе дисциплины, закрепляются, расширяются и углубляются при выполнении обучающимися научно-исследовательской работы, а также при прохождении педагогической практики и в процессе написания магистерской диссертации.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Сущность международного менеджмента

Международный бизнес: сущность, развитие, характерные черты. Периодизация развития международного бизнеса по Р.Робинсону. Международный менеджмент: сущность, структура, особенности развития. Особенности международного менеджмента и его основные задачи.

Внешняя среда международного бизнеса, структуризация её уровней. Характеристика первого уровня внешней среды международного бизнеса: национальное законодательство, регулирующее внешнюю торговлю; национальный инвестиционный климат; национальные конкуренты, осваивающие зарубежные рынки; особенности национального рынка, в том числе данные о доступности ресурсов. Второй уровень внешней среды международного бизнеса: законодательство, регламентирующее международное экономическое сотрудничество (ГАТТ / ВТО, ИНКОТЕРМС, КОТИФ и др.); конкурентная среда; мировой рынок, его ресурсы. Комплексный анализ культурной внешней среды и учёт национальных особенностей поведения в международном менеджменте.

Профессиональные качества менеджера международного класса: масштабность мышления, инициативность, готовность к оправданному риску, уверенность в своих силах, учет национальной культурной специфики страны пребывания, знание иностранного языка и принципов установления конструктивных связей с зарубежными партнерами.

 


 

Тема 2. Интегрированные структуры международного бизнеса

Организационные формы международного бизнеса. Интегрированные структуры международного бизнеса. Основные структурные элементы международных компаний. Уровни управления в международных компаниях. Трансформация организационных структур управления в международных компаниях. Стратегические центры хозяйствования. Управление международной деятельностью.

Международные стратегические альянсы. Сущность и виды международных стратегических альянсов. Мотивы создания международных стратегических альянсов. Международные стратегические альянсы и глобальная конкуренция. Проектирование международных стратегических альянсов. Гибридная стратегия в деятельности участников МСА. Основные критерии классификации зарубежных фирм. Правовое положение фирмы. Правовые формы иностранных фирм и их характеристики.Системы организационно – правовых форм в России.

 

Тема 3. Международные компании и их организационное построение

Глобализация мировой экономики. Эволюция перехода национальной компании в статус международной. Роль международных компаний в процессе глобализации. Многонациональные компании(МНК) и их роль в мировой экономике. Причины возникновения и роста МНК. Основные особенности деятельности МНК. Этапы развития МНК. Характеристика видов МНК. Различные подходы к стратегии управления МНК. Системы стратегического планирования и другие механизмы координации.

Формы организационной структуры управления международных компаний по товарному и географическому принципу. Матричные и глобальные формы управления. Бизнес-единицы. Многоступенчатость связей международных компаний. Организационная структура международных компаний и роль внешних факторов.

 

Тема 4. Методология выбора условий выхода в сферу внешнеэкономической деятельности

Выбор сферы деятельности на внешнем рынке. Преимущества и недостатки основных видов и форм внешнеэкономической деятельности предприятий. Методика определения наиболее эффективной сферы деятельности на внешнем рынке. Выбор принимающей страны. Родственные отрасли в принимающей стране. Оценка преимуществ страны, претендующей на роль принимающего государства. Влияние инфляции на деятельность иностранной фирмы в принимающей стране. Выбор зарубежного партнера. Десять заповедей международных компаний, выбирающих партнеров в России.

Использование возможностей, связанных с восприятием опыта деятельности иностранных и международных компаний. Возможность изучения их организации, структуры, применяемой технологии, тактики маркетинга и рекламно-пропагандистской деятельности, опыта управления персоналом в зарубежных филиалах.

 

Тема 5. Особенности стиля менеджмента в зависимости от страны деятельности компании

Сравнительный менеджмент как функциональная компонента международного менеджмента. Сравнительный менеджмент и кросскультурный анализ в практике международной деятельности. Элементы управления, в наибольшей мере зависящие от национальных факторов. Связь национальной культуры и организационной культуры. Основные характеристики национальной культуры с точки зрения их влияния на управление. Базовые ценности национальных культур и их влияние на стратегические установки менеджеров и их реализацию в различных странах мира. Переменные кросскультурных проблем международного менеджмента. Национальные деловые стереотипы. Страновые стили менеджмента.

Страновые особенности международного менеджмента на примере США, Великобритании, Франции, Германии, Швеции, Италии, Японии, Китая, Кореи, Ближнего и Среднего Востока. Культура в сравнительном менеджменте. Воздействие национальной культуры на управление организацией. Классификация деловых культур по Р.Льюису, Г.Хофстеде, Ф.Тромпенаарсу. Культура и стили руководства. Конвергенция и дивергенция. Коммуникации в системе кросс-культурного менеджмента. Понятие национальной деловой культуры и ее влияние на специфику ведения бизнеса в различных странах.

 

Тема 6. Управление человеческими ресурсами в международных компаниях

Вопросы управления человеческими ресурсами международной фирмы. Кадровые стратегии международных компаний. Управление международным коллективом. Стратегия подбора персонала в международных компаниях. Мотивация и оплата труда. Подготовка персонала для работы за границей. Местные граждане и экспатрианты в штате зарубежного филиала.

Особенности труда международных менеджеров. Круг обязанностей «глобального менеджера». Специфика методов и средств воздействия на персонал за рубежом: лидерство, мотивация, коммуникабельность, контроль.

Обеспечение предприятия в принимающей стране профессионально и психологически подготовленными кадрами с учетом характера, образа мышления, уровня культуры. Организация обучения персонала принципам стиля деятельности головной компании, ориентации в условиях принимающей страны. Повышение деловой квалификации, разъяснение перспектив карьеры и возможностей финансовой компенсации за работу за границей.

 

Тема 7. Стратегическое планирование в международной фирме

Стратегические решения по международной деятельности. Охват всех решений по внешним взаимодействиям. Последовательная реализация генеральной цели. Миссия международной фирмы.

Процедуры стратегического планирования в международной фирме. Практикуемые подходы к выполнению процедур. Реализация миссии фирмы в стратегии. Состав стратегических данных. Мотивация участников процесса стратегического планирования в международной фирме. Использование межстрановых сравнений в мотивации участников. Информационное обеспечение. Обратная связь с покупателями как элемент системы стратегического планирования. Предпосылки формирования стратегии МНК. Основные положения теории международной конкуренции М. Портера. Роль страны базирования. Конкуренция фирм за рубежом.

 

Тема 8. Корпоративная культура и имидж международной компании. Этика международного бизнеса

Корпоративная культура как важный аспект управления международной компанией. Компоненты корпоративной культуры. Корпоративный имидж. Особенности реализации принципов корпоративной культуры в международных компаниях.

Значение этики для глобального менеджера. Основные черты этичного ведения бизнеса: производственные отношения, конкуренция, взятки, социальная ответственность. Учет национальной специфики в вопросах этноса, религии, пола. «Кодексы чести» и Хартии бизнесменов – сторонников ведения честного и строго регламентированного этическими правилами международного предпринимательства.

ОБЪЕМ (ТРУДОЕМКОСТЬ ОСВОЕНИЯ) И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ, ФОРМЫАТТЕСТАЦИИ ПО НЕЙ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (ЗЕТ), т.е. 180 академических часов аудиторных (лекционных и практических) занятий и самостоятельной учебной работы студента, в т.ч. связанной с итоговой аттестацией по дисциплине.

Распределение трудоемкости освоения дисциплины по семестрам ОП, темам и видам учебной работы студента приведено ниже для очной и очно-заочной форм обучения.

Формы аттестации по дисциплине: второй семестр – курсовая работа и экзамен;

Очная форма обучения

Номер и наименование темы Объем учебной работы, ч
ЛК ЛЗ ПЗ СРС Всего
Семестр – 2,трудоемкость – 5 ЗЕТ (180 час.)
1. Сущность международного менеджмента   -0      
2. Интегрированные структуры международного бизнеса   -0      
3. Международные компании и их организационное построение   -0      
4. Методология выбора условий выхода в сферу внешнеэкономической деятельности   -0      
5. Особенности стиля менеджмента в зависимости от страны деятельности компании   -0      
6. Управление человеческими ресурсами в международных компаниях   -0      
7. Стратегическое планирование в международной фирме   -0      
8. Корпоративная культура и имидж международной компании. Этика международного бизнеса.   -0      
Выполнение курсовой работы - -0 -    
Подготовка к сдаче и сдача экзамена (в период экзаменационной сессии) - -0 -    
Всего          
 

Очно-заочная форма обучения

Номер и наименование темы Объем учебной работы, ч
ЛК ЛЗ ПЗ СРС Всего
Семестр – 2,трудоемкость – 5 ЗЕТ (180 час.)
1. Сущность международного менеджмента   -0      
2. Интегрированные структуры международного бизнеса   -0      
3.Международные компании и их организационное построение   -0      
4. Методология выбора условий выхода в сферу внешнеэкономической деятельности   -0      
5. Особенности стиля менеджмента в зависимости от страны деятельности компании   -0      
6. Управление человеческими ресурсами в международных компаниях   -0      
7. Стратегическое планирование в международной фирме   -0      
8. Корпоративная культура и имидж международной компании. Этика международного бизнеса   -0      
Выполнение курсовой работы -0 -0 -0    
Подготовка к сдаче и сдача экзамена (в период экзаменационной сессии) -0 -0 -0    
Всего   -0      
 

ЛК – лекционные занятия, ЛЗ - лабораторные занятия (не предусмотрены), ПЗ – практические занятия, СРС – самостоятельная работа студентов.

При выполнении курсовой работы формируются умения и навыки по соответствующим темам курса.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: