ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Целью освоения дисциплины «Международный производственный менеджмент» является формирование у магистрантов теоретических знаний и практических навыков в области международного экономического сотрудничества; приобретение студентами знаний в области управления международным (глобальным) бизнесом, исследование национальных возможностей и преимуществ ведения предпринимательской деятельности в различных странах мира.
Освоение дисциплины предполагает:
˗ изучение методов комплексного анализа внешней среды международного бизнеса с целью поиска и реализации конкурентных преимуществ компании;
˗ исследование основных принципов формирования структуры управления в международных компаниях, взаимосвязи их структурных подразделений;
˗ изучение особенностей реализации важнейших функций менеджмента в МНК;
˗ исследование основных тенденций развития и адаптации корпоративных культур в компаниях, ведущих международный бизнес.
РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Результатом освоения дисциплины «Международный производственный менеджмент» должно быть формирование у обучающегося следующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК-1: способность управлять организациями, подразделениями, группами (командами) сотрудников, проектами и сетями, в части:
ПК-1.5: способность использовать в управленческой деятельности организации достижения зарубежных стран;
ПК-2: способность разрабатывать корпоративную стратегию, программы организационного развития и изменений и обеспечивать их реализацию, в части:
ПК-2.5: способность разрабатывать и реализовывать корпоративную стратегию и программы развития производственной организации;
|
ПК-7: способность обобщать и критически оценивать результаты исследований актуальных проблем управления, полученные отечественными и зарубежными исследователями, в части:
ПК-7.6: способность обобщать и критически оценивать результаты исследований актуальных проблем управления, полученные отечественными и зарубежными исследователями.
2.2 В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
˗ законодательные и нормативные, правовые акты, регламентирующие деятельность российских и зарубежных предприятий;
˗ основные достижения зарубежных стран в области управленческой деятельности организации;
˗ основные результаты исследований актуальных проблем управления, полученные отечественными и зарубежными исследователями.
уметь:
˗ использовать в управленческой деятельности организации достижения зарубежных стран;
˗ обобщать и критически оценивать результаты исследований актуальных проблем управления, полученные отечественными и зарубежными исследователями.
˗ выявлять проблемы организационно-экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения и оценивать ожидаемые результаты;
владеть:
˗ навыками разработки и реализации корпоративной стратегии и программы развития производственной организации;
˗ методами оценки рыночных позиций предприятия, определения возможностей работы организации на зарубежном рынке.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
Дисциплина «Международный производственный менеджмент» является дисциплиной вариативной части ОП и изучается магистрантами на первом году обучения во втором семестре. Трудоемкость освоения дисциплины – 5 зачетных единиц, 180 академических часов учебной работы студента.
|
При изучении дисциплины (во втором семестре ОП) используются знания и навыки, полученные магистрантами в период обучения по программе бакалавриата, а также при освоении дисциплин «Методы исследований в экономике и менеджменте» и «Регулирование внешнеэкономической деятельности».
Знания, умения и навыки, полученные по программе дисциплины, закрепляются, расширяются и углубляются при выполнении обучающимися научно-исследовательской работы, а также при прохождении педагогической практики и в процессе написания магистерской диссертации.
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Тема 1. Сущность международного менеджмента
Международный бизнес: сущность, развитие, характерные черты. Периодизация развития международного бизнеса по Р.Робинсону. Международный менеджмент: сущность, структура, особенности развития. Особенности международного менеджмента и его основные задачи.
Внешняя среда международного бизнеса, структуризация её уровней. Характеристика первого уровня внешней среды международного бизнеса: национальное законодательство, регулирующее внешнюю торговлю; национальный инвестиционный климат; национальные конкуренты, осваивающие зарубежные рынки; особенности национального рынка, в том числе данные о доступности ресурсов. Второй уровень внешней среды международного бизнеса: законодательство, регламентирующее международное экономическое сотрудничество (ГАТТ / ВТО, ИНКОТЕРМС, КОТИФ и др.); конкурентная среда; мировой рынок, его ресурсы. Комплексный анализ культурной внешней среды и учёт национальных особенностей поведения в международном менеджменте.
|
Профессиональные качества менеджера международного класса: масштабность мышления, инициативность, готовность к оправданному риску, уверенность в своих силах, учет национальной культурной специфики страны пребывания, знание иностранного языка и принципов установления конструктивных связей с зарубежными партнерами.
Тема 2. Интегрированные структуры международного бизнеса
Организационные формы международного бизнеса. Интегрированные структуры международного бизнеса. Основные структурные элементы международных компаний. Уровни управления в международных компаниях. Трансформация организационных структур управления в международных компаниях. Стратегические центры хозяйствования. Управление международной деятельностью.
Международные стратегические альянсы. Сущность и виды международных стратегических альянсов. Мотивы создания международных стратегических альянсов. Международные стратегические альянсы и глобальная конкуренция. Проектирование международных стратегических альянсов. Гибридная стратегия в деятельности участников МСА. Основные критерии классификации зарубежных фирм. Правовое положение фирмы. Правовые формы иностранных фирм и их характеристики.Системы организационно – правовых форм в России.
Тема 3. Международные компании и их организационное построение
Глобализация мировой экономики. Эволюция перехода национальной компании в статус международной. Роль международных компаний в процессе глобализации. Многонациональные компании(МНК) и их роль в мировой экономике. Причины возникновения и роста МНК. Основные особенности деятельности МНК. Этапы развития МНК. Характеристика видов МНК. Различные подходы к стратегии управления МНК. Системы стратегического планирования и другие механизмы координации.
Формы организационной структуры управления международных компаний по товарному и географическому принципу. Матричные и глобальные формы управления. Бизнес-единицы. Многоступенчатость связей международных компаний. Организационная структура международных компаний и роль внешних факторов.
Тема 4. Методология выбора условий выхода в сферу внешнеэкономической деятельности
Выбор сферы деятельности на внешнем рынке. Преимущества и недостатки основных видов и форм внешнеэкономической деятельности предприятий. Методика определения наиболее эффективной сферы деятельности на внешнем рынке. Выбор принимающей страны. Родственные отрасли в принимающей стране. Оценка преимуществ страны, претендующей на роль принимающего государства. Влияние инфляции на деятельность иностранной фирмы в принимающей стране. Выбор зарубежного партнера. Десять заповедей международных компаний, выбирающих партнеров в России.
Использование возможностей, связанных с восприятием опыта деятельности иностранных и международных компаний. Возможность изучения их организации, структуры, применяемой технологии, тактики маркетинга и рекламно-пропагандистской деятельности, опыта управления персоналом в зарубежных филиалах.
Тема 5. Особенности стиля менеджмента в зависимости от страны деятельности компании
Сравнительный менеджмент как функциональная компонента международного менеджмента. Сравнительный менеджмент и кросскультурный анализ в практике международной деятельности. Элементы управления, в наибольшей мере зависящие от национальных факторов. Связь национальной культуры и организационной культуры. Основные характеристики национальной культуры с точки зрения их влияния на управление. Базовые ценности национальных культур и их влияние на стратегические установки менеджеров и их реализацию в различных странах мира. Переменные кросскультурных проблем международного менеджмента. Национальные деловые стереотипы. Страновые стили менеджмента.
Страновые особенности международного менеджмента на примере США, Великобритании, Франции, Германии, Швеции, Италии, Японии, Китая, Кореи, Ближнего и Среднего Востока. Культура в сравнительном менеджменте. Воздействие национальной культуры на управление организацией. Классификация деловых культур по Р.Льюису, Г.Хофстеде, Ф.Тромпенаарсу. Культура и стили руководства. Конвергенция и дивергенция. Коммуникации в системе кросс-культурного менеджмента. Понятие национальной деловой культуры и ее влияние на специфику ведения бизнеса в различных странах.
Тема 6. Управление человеческими ресурсами в международных компаниях
Вопросы управления человеческими ресурсами международной фирмы. Кадровые стратегии международных компаний. Управление международным коллективом. Стратегия подбора персонала в международных компаниях. Мотивация и оплата труда. Подготовка персонала для работы за границей. Местные граждане и экспатрианты в штате зарубежного филиала.
Особенности труда международных менеджеров. Круг обязанностей «глобального менеджера». Специфика методов и средств воздействия на персонал за рубежом: лидерство, мотивация, коммуникабельность, контроль.
Обеспечение предприятия в принимающей стране профессионально и психологически подготовленными кадрами с учетом характера, образа мышления, уровня культуры. Организация обучения персонала принципам стиля деятельности головной компании, ориентации в условиях принимающей страны. Повышение деловой квалификации, разъяснение перспектив карьеры и возможностей финансовой компенсации за работу за границей.
Тема 7. Стратегическое планирование в международной фирме
Стратегические решения по международной деятельности. Охват всех решений по внешним взаимодействиям. Последовательная реализация генеральной цели. Миссия международной фирмы.
Процедуры стратегического планирования в международной фирме. Практикуемые подходы к выполнению процедур. Реализация миссии фирмы в стратегии. Состав стратегических данных. Мотивация участников процесса стратегического планирования в международной фирме. Использование межстрановых сравнений в мотивации участников. Информационное обеспечение. Обратная связь с покупателями как элемент системы стратегического планирования. Предпосылки формирования стратегии МНК. Основные положения теории международной конкуренции М. Портера. Роль страны базирования. Конкуренция фирм за рубежом.
Тема 8. Корпоративная культура и имидж международной компании. Этика международного бизнеса
Корпоративная культура как важный аспект управления международной компанией. Компоненты корпоративной культуры. Корпоративный имидж. Особенности реализации принципов корпоративной культуры в международных компаниях.
Значение этики для глобального менеджера. Основные черты этичного ведения бизнеса: производственные отношения, конкуренция, взятки, социальная ответственность. Учет национальной специфики в вопросах этноса, религии, пола. «Кодексы чести» и Хартии бизнесменов – сторонников ведения честного и строго регламентированного этическими правилами международного предпринимательства.
ОБЪЕМ (ТРУДОЕМКОСТЬ ОСВОЕНИЯ) И СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ, ФОРМЫАТТЕСТАЦИИ ПО НЕЙ
Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц (ЗЕТ), т.е. 180 академических часов аудиторных (лекционных и практических) занятий и самостоятельной учебной работы студента, в т.ч. связанной с итоговой аттестацией по дисциплине.
Распределение трудоемкости освоения дисциплины по семестрам ОП, темам и видам учебной работы студента приведено ниже для очной и очно-заочной форм обучения.
Формы аттестации по дисциплине: второй семестр – курсовая работа и экзамен;
Очная форма обучения
Номер и наименование темы | Объем учебной работы, ч | ||||
ЛК | ЛЗ | ПЗ | СРС | Всего | |
Семестр – 2,трудоемкость – 5 ЗЕТ (180 час.) | |||||
1. Сущность международного менеджмента | -0 | ||||
2. Интегрированные структуры международного бизнеса | -0 | ||||
3. Международные компании и их организационное построение | -0 | ||||
4. Методология выбора условий выхода в сферу внешнеэкономической деятельности | -0 | ||||
5. Особенности стиля менеджмента в зависимости от страны деятельности компании | -0 | ||||
6. Управление человеческими ресурсами в международных компаниях | -0 | ||||
7. Стратегическое планирование в международной фирме | -0 | ||||
8. Корпоративная культура и имидж международной компании. Этика международного бизнеса. | -0 | ||||
Выполнение курсовой работы | - | -0 | - | ||
Подготовка к сдаче и сдача экзамена (в период экзаменационной сессии) | - | -0 | - | ||
Всего | |||||
Очно-заочная форма обучения
Номер и наименование темы | Объем учебной работы, ч | ||||
ЛК | ЛЗ | ПЗ | СРС | Всего | |
Семестр – 2,трудоемкость – 5 ЗЕТ (180 час.) | |||||
1. Сущность международного менеджмента | -0 | ||||
2. Интегрированные структуры международного бизнеса | -0 | ||||
3.Международные компании и их организационное построение | -0 | ||||
4. Методология выбора условий выхода в сферу внешнеэкономической деятельности | -0 | ||||
5. Особенности стиля менеджмента в зависимости от страны деятельности компании | -0 | ||||
6. Управление человеческими ресурсами в международных компаниях | -0 | ||||
7. Стратегическое планирование в международной фирме | -0 | ||||
8. Корпоративная культура и имидж международной компании. Этика международного бизнеса | -0 | ||||
Выполнение курсовой работы | -0 | -0 | -0 | ||
Подготовка к сдаче и сдача экзамена (в период экзаменационной сессии) | -0 | -0 | -0 | ||
Всего | -0 | ||||
ЛК – лекционные занятия, ЛЗ - лабораторные занятия (не предусмотрены), ПЗ – практические занятия, СРС – самостоятельная работа студентов.
При выполнении курсовой работы формируются умения и навыки по соответствующим темам курса.