Позитивное и негативное в поведении ребенка: как к этому относиться?
Форма проведения: “семейный совет”.
Задачи собрания: Определить причины преобладания негативных или позитивных эмоций у учащихся.
Вопросы для обсуждения:
- Какой он: непослушный ребёнок?
- Какие мы родители?
- Пути преодоления детской агрессивности. Правила для семьи по преодолению детской агрессивности.
Ход собрания
I. Организационная часть
Приготовить для родителей листочки для работы, ручки, листы ватмана (4-5 шт.) – для работы в группе.
II. “Мозговой штурм”
(Bндивидуально, анонимно)
Задание для родителей. Напишите три отрицательных качества непослушного ребёнка.
(Каждый самостоятельно).
(На доске записано: “Непослушный ребёнок – какой он?”).
По кругу родители называют качества, черты характера, а учитель фиксирует их на доске, создаётся картина непослушного ребёнка.
Учитель. Этот ребёнок приходит в школу из семьи, его таким воспитали родители, приложили все силы, учили его, обращали внимание на его удачи и неудачи. Давайте зададим себе вопрос, а всё ли мы сделали для того, чтобы наш ребёнок не был таким. Какие мы родители?
III. Анкетирование родителей.
(Индивидуально анонимно) “Какие мы родители”
(да, нет, иногда) (Журнал “Воспитание школьников №8, 2001 г.”) с. 50-51.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.
Ф.И.О. ребёнка.
Дата рождения.
Ф.И.О. отца, матери.
Какой ребёнок по счёту в семье (возраст сестры, брата)?
Как протекала беременность и роды?
Как идёт развитие ребёнка в настоящее время (замедленно, нормально, ускоренно)?
Как часто болеет ваш ребёнок?
а) каждый месяц;
б) раз в четверть;
в) раз в год и реже.
Какими болезнями переболел ваш ребёнок в течение прошлого учебного года (вирусные инфекции, респираторные заболевания, заболевания органов зрения, слуха, дыхания, сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта и т.д.)?
Какие изменения произошли в состоянии здоровья ребенка с тех пор, как он начал ходить в школу?
а) понижение остроты зрения;
б) понижение слуха;
в) появились заболевания желудочного тракта (гастрит, гастродуоденит, язвенная болезнь желудка и д.р.);
г) заболевания бронхолёгочной системы (хронический бронхит, бронхиальная астма);
д) нарушения осанки, сколиоз;
е) недостающие дописать.
Есть ли у ребёнка аллергия на пищевые продукты, медикаменты и пр.? Состоял ли ребёнок на учёте у психоневролога? Укажите диагноз и время снятия с учёта.
IV. Мини-лекция (5 мин.)
- Как проявляются эмоции у детей?
- Как мы на них реагируем?
- Причины детской агрессии.
V. Работа над творческим проектом родителей.
(Работа в группах) Пользуясь отксерокопированными статьями, прочитав их (~15 мин.)
Т. Шишова психолог, драматург. Если у мамы мягкий характер.
Я всегда обращаю внимание на весьма характерное для таких речей слово — “пытался”. Ведь дальше потуг у таких воспитателей дело не идет, а в результате ребенок всё больше распоясывается. Но речь сейчас даже не о единстве слова и дела. Любопытно другое: ведь если копнуть поглубже, то окажется, что своевольные дети на редкость несамостоятельны! И это не просто парадокс, а их беда.
Вы скажете: “Не может быть!” Хорошо, поясню на примере. Вот шестилетний Ваня, он “молодец”, он не терпит давления со стороны (теперь это принято называть так). Больше того, он явно претендует на место старшего в семье: разговаривает властно, чуть что — кидается на родителей с кулаками. И надо отдать должное, он добивается своего! Все семейство пляшет под его дудку. Но при этом Ваня абсолютно беспомощен в жизни. Собраться на улицу для него проблема, он толком не умеет одеваться. О какой-либо помощи по дому и речи идти не может. Он и себя обслужить не в состоянии! Ваня даже играть самостоятельно не способен. Он засыпает только в присутствии взрослых: одному в комнате страшно...
Пойдя в школу, такой Ваня, конечно, научится с грехом пополам застегивать рубашку и завязывать шнурки (он же все-таки не умственно отсталый). Но, в отличие от сверстников, он не будет сам готовить домашнее задание или собирать портфель. Да и расписание уроков придется за него узнавать по телефону, ведь на Ваню положиться нельзя.
Сверстников давно отпускают в школу одних, а Ваню еще долго будут водить за ручку: мало ли куда его может занести?
В подростковом возрасте он может легко прогуливать занятия, а его легкомыслие станет настолько зашкаливающим, что окружающие будут задаваться вопросом: а все ли у него с головой в порядке? Ведь сколько ни объясняй, чем чревато такое поведение, до Вани ничего не дойдет.
Но на самом деле интеллект тут ни при чем. Просто Ваня еще не расплачивался за свои выходки. И наоборот, твердо усвоил, что все угрозы и уговоры взрослых — пустяк. И ему все сходит с рук. А коли так, то “мели Емеля”! Предки погрозят – погрозят, а потом сами же сбегают в школу, задобрят училок, и все будет о'кей.
Составить правила для семьи по преодолению детской агрессии (7 мин.)