Характеристика жанра репортаж. Основы композиции, методы создания, «красная нить» репортажа. Репортаж-хроника, - путешествие и – развитие доказательства.




Работа с ньюсмейкерами: личности, возможные связи, этические принципы, границы общения. Ньюсмейкеры в поле региональной журналистики на примере Ярославской области.

Общение журналистов и политиков – взаимовыгодный процесс. В рамках коммуникативных контактов журналист получает информацию, экспертные оценки, комментарии политиков, выступающих в роли ньюсмейкеров. Ньюсмейкер получает возможность увеличить свой символический капитал, стать более узнаваемым, обнародовать свое мнение. От качества общения в значительной степени зависит информационное наполнение материалов в СМИ.

Большинство корреспондентов предпочитают лично общаться с ньюсмейкером, минуя всевозможные фильтры в виде пресс-секретарей и пиар-служб. Это, во-первых, обеспечивает большую оперативность информации. Как правило, у всех ежедневных газет жесткий дедлайн. Следовательно, комментарий необходимо получить до определенного времени, а не ждать согласований. Это особенно актуально для таких газет, как «Московский комсомолец» или «Новые известия», где номер подписывается в печать гораздо раньше, чем у других ежедневных изданий. Важно это и для газет, у которых существуют дневные выпуски, например, для «Комсомольской правды». Кроме того, многие события становятся известны поздно вечером, когда у корреспондентов остается час, а иногда и меньше на то, чтобы дозвониться до комментатора и написать текст. Что же касается прямой связи между журналистом и ньюсмейкером, то она гарантирует объективность информации, не прошедшей через сети цензуры.

Особый подход к подбору ньюсмейкеров у еженедельных журналов. Например, у журнала «Русский репортер» позиция в отношении выбора ньюсмейкеров совершенно иная, чем у ежедневных изданий. Главный редактор журнала Виталий Лейбин утверждает, что для журнала главное? не столько информированность источника, сколько его необычность. Для издания важно, чтобы герой материала был оригинальным в своих суждениях, выделялся своеобразностью осмысления проблем и событий. В данном случае имеет место опора «необычности» на авторитетность мнения источника, обладающего приличной репутацией. Журналисты выбирают ньюсмейкеров, по их признанию, практически всегда самостоятельно. Редактор лишь на первом этапе знакомит корреспондента с политикой издания, а затем уже журналист сам принимает решение, к кому ему обращаться за комментарием или интервью. Во многих изданиях редактор лишь дает установку на расширение сети источников. В остальном журналист поступает в соответствии с собственными представлениями о «правильных» и эффективных источниках. Кроме того, именно у корреспондентов находится список контактов база ньюсмейкеров. В некоторых изданиях («Коммерсантъ», «Ведомости») существует общая редакционная база. В ней аккумулируются номера телефонов ньюсмейкеров, имеющихся у всех работающих в издании журналистов.

У многих корреспондентов есть предпочтения в выборе ньюсмейкеров. Большинство журналистов предпочитают таких ньюсмейкеры, которые могут оперативно дать комментарий на интересующую тему. Не менее важно для СМИ, чтобы ньюсмейкер хорошо разбирался в проблеме. Многие журналисты отмечают, что нередко, особенно в условиях дефицита времени, они выбирают таких экспертов (это в основном относится к политологам), которые могут прокомментировать новость в определенном, заданном в публикации ключе. Это значительно упрощает работу. Для журналистов-аналитиков и репортеров важнее, чтобы источник мог раскрыть причинно-следственные связи сложных общественных процессов и явлений. Для журналистов-информационщиков главный критерий – обладание ньюсмейкером необходимой, преимущественно эксклюзивной информацией.

Характеристика жанра репортаж. Основы композиции, методы создания, «красная нить» репортажа. Репортаж-хроника, - путешествие и – развитие доказательства.

Начинать репортаж следует со сцены. Исходная сцена должна находиться в центре события, куда сразу же помещают читателя. Эта сцена не обязательно должна совпадать с началом мероприятия или путешествия. Ее цель – привлечь внимание читателя, зацепить его, задать вопрос, на который читатель будет искать ответ в репортаже. Вариантами сильной сцены могут быть:

запутывание (что это?), когда происходящее наглядно, но его смысл непонятен. Например, репортаж с одной из выставок начинается с описания Санта-Клауса со злым лицом, который пьет кока-колу из бутылки с нарисованной на ней свастикой;

вопрос (и это – это?), когда смысл происходящего понятен, но такая трактовка воспринимается как сомнительная. Например, когда весь мир говорил о ядерной угрозе со стороны Северной Кореи, журналист начал репортаж из Пхеньяна с описания городского парка, где большинство аттракционов сломаны, а поиграть можно только в городки, причем в случае промаха бита полетит в нарисованного на полотнище американского солдата-агрессора. В результате военная мощь страны начинает восприниматься также карикатурно;

противопоставление (почему это так?), когда происходящее кажется несправедливым. Например, репортаж о годовщине бесланской трагедии начинается с цитирования пресс-релиза, согласно которому жизнь в городе налаживается, и затем текст сравнивается с тем, что журналист увидел в Беслане;

человек (почему с ним это происходит?), когда загадкой является личность главного героя. Например, репортаж про московских гастарбайтеров начинается с истории врача-киргиза "с глазами побитой собаки", работающего в Москве дворником, чтобы вернуть деньги, взятые в долг на похороны отца;

комедия (что-то идет не так, но все равно идет), когда описываемое воспринимается как глупость, которую не должны делать, но ее делают. Например, репортаж про массовое отравление грибами в одной из областей России начинается с рассказа о человеке, который, несмотря на запрет, собрал и съел грибы, отравился, попал в больницу, был спасен, вернулся домой, доел оставшиеся грибы, чтобы они не пропали, после чего умер.

Завершать репортаж следует сценой, цитатой или выводом автора. Завершающая сцена может быть либо повторением начальной сцены, либо ее противоположностью. Окончание-цитата – это прощальные слова героя. Вывод автора в конце репортажа допустим при условии, что он не содержит морализаторства, так как люди читают репортаж, чтобы пережить событие, ощутить себя на месте другого, а вовсе не ради того, чтобы им в очередной раз напомнили вечные истины.

Еще один метод заключается в том, что устанавливают перечень необходимых для репортажа элементов, а затем их целенаправленно ищут и записывают на соответствующие страницы блокнота. Перечень элементов репортажа может быть таким:

• цель репортажа;

• особенный аспект;

• конфликт;

• "красная нить";

• главные действующие лица;

• сцены;

• цитаты;

• ощущения органов чувств;

• детали;

• информация о действующих лицах;

• информация в целом.

Так как при наблюдении на месте события журналист нередко исписывает в блокноте несколько десятков страниц, разработаны приемы быстрого упорядочения записей. Во-первых, можно маркером разделить записи на три группы – "необходимое", "важное" и "неважное". "Необходимое" сразу идет в текст, "важное" – по мере возможности, про "неважное" можно забыть. В результате объем записей, с которыми работает репортер, сокращается в разы. Другой прием – ставить на полях первые буквы называний соответствующих элементов репортажа: "С" – для сцен, "Ц" – для цитат, "Д" – для деталей, "Н" – для настроения. Потом ориентирование по этим буквам поможет быстро выбрать самую сильную сцену, лучшую цитату, яркую деталь и нужное настроение.

Напряжение и динамизм достигаются в репортаже за счет смены перспективы, смены сцен и бэкграунда, смены планов, монтажа, смены темпа речи и дискурса, а также противопоставления сценария и реальности.

Смена перспективы – это показ одного и того же явления с разных сторон. Обычно используют противопоставления "из зрительного зала – из-за кулис" и "субъекты – объекты действия". В первом случае наряду с общедоступной стороной явления журналист показывает его скрытую сторону, например, рассказ о городском празднике попеременно ведется с центральной площади города и из штаба по организации праздника. Во втором случае меняются местами те, кто принимает решение (субъекты), и те, кого оно касается (объекты). Например, в репортаже о призыве в армию журналист дает слово то сотрудникам военкомата и представителям власти, то призывникам и их родителям. Иногда для смены перспективы журналисты дают высказаться человеку, которого пресса традиционно обходит вниманием. Например, в одном из репортажей о похоронах американского президента главным действующим лицом был кладбищенский рабочий, который копал могилу.

Смена сцен и бэкграунда – это чередование действий и объясняющей их информации. Информация касается предыстории события и вписывания, увиденного журналистом в более широкий контекст. В репортаже информация подается порциями в виде перебивок. Репортаж в этой связи иногда сравнивают с поездом, где локомотив – это сильная начальная сцена, а затем чередуются пассажирские вагоны (персонажи, которые что-то делают и говорят) и товарные (дополнительная информация). При этом последний вагон поезда всегда пассажирский. Установлено, что оптимальная доля бэкграунда – 30% от объема репортажа. Если информации больше, репортаж становится медленным и скучным, если меньше, репортаж рискует превратиться в набор отдельных, не связанных между собой и с окружающей действительностью сцен.

Смена планов – это приближение и удаление показываемого, прием, который часто используют в кино и на телевидении. Пишущий журналист также должен мыслить "кинематографически", постоянно варьировать крупность плана, показывая происходящее так, как его в естественной обстановке воспринимает человеческий глаз: вначале картина в целом, потом отдельные элементы, потом детали. Всего различают пять планов, мерой которых является человек. Самый крупный план служит для показа отдельных деталей, например, выражения глаз, шрама, татуировки. Крупный план – это лицо в целом, он служит для передачи мимики. Средний план – это человек по пояс, этот план служит для показа жестов. Общий план – это человек в полный рост. Такой план нужен, чтобы показать позу, походку. И наконец, самый общий план – это человек в интерьере.

Прием "противопоставление сценария и реальности" применяется при описании "псевдособытий" – всевозможных церемоний и прочих ритуальных мероприятий. Вопрос: "Что будет дальше?" – двигателем репортажа о "псевдособытии" стать не может, потому что сценарий мероприятия заранее известен, роли распределены, а реплики являются стандартными для соответствующего мероприятия и, следовательно, не несут сами по себе никакого смысла. Например, политик на съезде партии будет говорить, что он за все хорошее и против всего плохого; бизнесмен при проведении благотворительной акции – о том, что не нужно забывать помогать людям; ученый, получивший премию, – о том, что он очень благодарен и готов продолжать так же работать и дальше. Выход для журналиста – представить себя зрителем спектакля и перевоплотиться в театрального критика. Тогда репортаж будет посвящен тому, насколько хорошо играют актеры свои роли, правильно ли подобраны декорации и освещение, добросовестно ли работают клакеры. Можно сравнить данное "псевдособытие" с другими подобными ему, оценить, в какой мере нынешняя постановка лучше или хуже предыдущих.

Слово "я" в репортаже желательно не употреблять. От первого лица репортер может писать только в том случае, если он сам является одним из действующих лиц. Это справедливо при "включенном" наблюдении, когда журналист, к примеру, не скрывая своей профессии, становится одним из членов геологической экспедиции, или, скрыв свою профессию (метод "маски"), идет торговать на рынок, чтобы разоблачить рыночную мафию. Еще повествование от первого лица допустимо, когда журналист описывает свой экстремальный опыт, например, как он спасался с тонущего корабля.

И в заключение особые, гибридные формы репортажа, когда репортаж совмещается с каким-то другим жанром. Таких форм три – новостной репортаж, политический и специальный.

Новостной репортаж – это расширение новости (ответа на основные шесть вопросов) повествованием с места события. Иногда в редакциях одному событию посвящают два текста – большой субъективный репортаж, написанный с места события, и в виде подверстки короткую новость, излагающую суть случившегося. Но чаще текст готовят один – новостную заметку, "разбавленную" репортажными элементами (сценами и цитатами). Обычно репортажные сцены появляются в начале и в конце заметки. При этом не следует путать новостной репортаж с "оживленной" новостью. Новостной репортаж рассказывает об отдельном, уникальном событии, и репортажные сцены касаются только этого события. В "оживленной" же новости сцены используются лишь для наглядности, иллюстрирования и могут быть легко заменены на аналогичные сцены из других событий с другими действующими лицами.

Политический репортаж находится на пересечении репортажа и комментария. Журналист присутствует на месте события и детально фиксирует происходящее, но при этом вспоминает, что говорил этот политик в прошлый раз, насколько соответствует реальности то, что он говорит сейчас, высказывая тем самым свое отношение к происходящему. Здесь очень важно, чтобы мнение журналиста было обоснованным, а сам он пользовался у читателей доверием, потому что в противном случае его ироничные комментарии вызовут лишь раздражение.

специальный репортаж – это гибрид репортажа и расследования (под расследованием имеется в виду не разоблачение чьих-то проступков, а просто глубокое исследование темы). При его подготовке вначале журналист выявляет проблему, собирает факты и комментарии экспертов, а затем выезжает на место события и встречается с героями материала, чтобы выявить связанные с проблемой и "эмоционально заряженные" детали. Потом собранный материал подается как репортаж с хорошей фактологической составляющей. Репортажная форма здесь выбирается из-за ее популярности у читателей и возможности представить проблему как на логическом, так и на эмоциональном уровне. Особенность специального репортажа – большой объем (до 200–600 строк) и наличие сразу нескольких событий и главных героев в одном тексте.

Специальный репортаж наряду с фиче является одним из наиболее затратных жанров. На подготовку специального репортажа может уйти от несколько дней до нескольких недель, включая командировки (зачастую также несколько). Поэтому специальные репортажи обычно публикуют журналы (например, "Власть", "Русский репортер", "Русский Newsweek"). У газет же, особенно ежедневных, как правило, не хватает ни журналистов, чтобы выделить сотрудника для глубокой разработки темы, ни площади, чтобы потом отдать под специальный репортаж одну – две полосы

Репортаж – это рассказ очевидца, содержащий "эффект присутствия". При подготовке репортажа журналист должен преодолеть дистанцию и барьеры, делая близким и доступным далекое и скрытое. Сбор материала для репортажа обязательно включает в себя посещение журналистом места события. Особенный аспект события – это неизвестная читателю сторона темы. Журналист, который не переживает эмоций, написать репортаж не сможет. Цель общения с людьми – выявить их характерные черты, особенности их речи и способа мышления. Покидать место события можно лишь тогда, когда журналист определился с началом и концом репортажа, а также с "красной нитью" – линией повествования. Виды "красной нити" – хроника, путешествие и развитие доказательства. Начинать репортаж следует со сцены, завершать – сценой, цитатой или выводом автора. Напряжение и динамизм достигаются в репортаже за счет смены перспективы, смены сцен и бэкграунда, смены планов, монтажа и смены темпа речи и дискурса. Гибридные формы репортажа – новостной (расширение новости), политический (репортаж плюс комментарий) и специальный (репортаж плюс расследование).


10. Интервью как популярный жанр современного YouTube-сообщества. Категории собеседников (М. Халлер).

Знать ютуберов, которые снимают в жур. Жанрах
Дудь, Ида Галич…

11. Основные характеристики аналитической статьи. Предмет, методы построения, примеры.

12. Основные характеристики жанра ньюс-фиче. Методы построения, структурные элементы, смена планов.

Жанр ньюс-фиче (от англ. News-Feature – новостная история) создан для описания не отдельных событий, а тенденций, которые увидел журналист за этими событиями. Еще этот жанр иногда называют "Trend-Story" (англ. "трендовая история), потому что написанные в нем статьи посвящены трендам, "Magazine-Story" (англ. "журнальная статья"), потому что статьи в этом жанре обычно публикуются в журналах, и "Wall Street Journal-Story", потому что впервые статьи в этом жанре появились в американской газете "The Wall Street Journal". Журналисты этого издания еще в середине прошлого века начали писать статьи без слова "вчера", рассказывая о тенденциях, о переменах в жизни, которые не заметили другие СМИ, занятые отдельными событиями, происходящими "сейчас". Так родилась "формула WSJ", которая выглядит следующим образом:

Пример или иллюстрация по теме статьи.

"Основной абзац" (nut graf) – ввод в тему, объясняющий, почему она важна и почему читателю следует об этом читать (ответы на вопросы "Что?" и "Ну и что?").

Разработка темы – детали, бэкграунд, ответы на вопросы: "Почему это происходит?" и "Что по этому поводу можно сделать?"

"Кикер" – концовка статьи в виде неожиданного поворота темы, разрушающая исходные представления читателя и заставляющая его задуматься.

Вот начало статьи, написанной по такой формуле:

Начинается ньюс-фиче всегда со сцены или ситуации. Это "крупный план" события, позволяющий читателю сразу вникнуть в него. Затем следует "основной абзац". "Основной абзац" – это общий план события. Камера как бы отъезжает назад и показывает картину в целом. В тексте "основной абзац" может состоять как из одного, так и из двух-трех абзацев, цель которых – показать, почему статья важна и своевременна. После прочтения "основного абзаца" читатель может прекратить чтение, но смысл статьи ему уже понятен. Чип Сканлан рекомендует написать "основной абзац" уже в самом начале работы над ньюс-фиче хотя бы в одном-двух предложениях, а затем постоянно переписывать его, чтобы он соответствовал контексту статьи.

В дальнейшем повествование разворачивается в форме смены общих и крупных планов.

Общие планы – это заранее установленные факты (например, законы), статистические данные и комментарии экспертов. В статье про увлечение школьников диетами это результаты опроса 3 тыс. школьников в возрасте 10–13 лет, из которых следует, что больше половины детей считают себя толстыми и хотят похудеть, а каждый третий уже сидел на диете. Еще один общий план – разъяснения диетолога о том, какое питание нужно детям для нормального роста и какие проблемы со здоровьем возникают у детей из-за голодания.

Крупные планы – это примеры из жизни, конкретные ситуации и истории. По отношению к ним существуют два правила. Во-первых, история, рассказанная в начале статьи, обязательно должна быть продолжена в глубине текста. Читатель ожидает этого, и это является одним из побудительных мотивов к чтению. Статья как бы делает круг, возвращаясь к своему началу. Обычно продолжение истории появляется в предпоследнем абзаце. В нашем случае это воспоминания матери Сары о том, как дочь стала похожа на узницу концлагеря, и рассказ о том, как девочка попала в клинику, где под надзором врачей восстановила вес.

Второе правило гласит, что в ньюс-фиче обязательно должна быть еще как минимум одна история помимо той, что в начале. Это нужно для доказательства того, что описанный случай не единичный, а показывающий тенденцию. В статье про диету это рассказ об 11-летней Кате из Чикаго, которая в 10 лет весила 75 фунтов, однако сочла себя более толстой, чем подружки, села на диету и год спустя с весом в 42 фунта попала в психиатрическую клинику с диагнозом "анорексический невроз".

Завершается статья про диеты комментариями двух экспертов, один из которых говорит, что нужно ставить вопрос "не как сделать полных детей худыми, а как сделать полных детей здоровыми". Другой эксперт рассуждает о том, что должно измениться отношение родителей к полным детям. Сейчас они транслируют сообщение: "Что-то не в порядке с твоим телом, и ты должен это поправить". А они должны говорить: "Мы тебя любим такого, какой ты есть". Это – новое понимание проблемы и путей ее решения, то, ради чего стоило читать текст до конца.

Ньюс-фиче служит для описания не отдельных событий, а явлений и тенденций. Начинается ньюс-фиче с примера или иллюстрации по теме статьи. Дальше следует "основной абзац" – ввод в тему, объясняющий, почему она важна, и почему читателю следует об этом читать. Затем идет разработка темы – детали, бэкграунд. Завершает статью "кикер" – неожиданный поворот темы, разрушающий исходные представления читателя и заставляющий его задуматься. Повествование в ньюс-фиче разворачивается при помощи смены общих и крупных планов, причем к концу статьи смена планов ускоряется. Общие планы – это факты и комментарии экспертов, крупные планы – это конкретные примеры. Правила написания ньюс-фиче: обязательное наличие как минимум двух историй и продолжение начальной истории в глубине текста. Аналитическая статья представляет тему в виде тезиса и антитезиса, а также поддерживающих их аргументов. При написании аналитической статьи журналист должен сохранять амбивалентность восприятия ситуации, допускать правоту как тезиса, так и антитезиса.

13. Создание научно-популярной статьи. Темы, подход к теме, работа над текстом, научно-популярные статьи в современном медиапространстве (конкретные издания).

14. Комментарий как жанр. Разъясняющие и оценивающие комментарии.

Комментарий – это расширение новости с целью ее разъяснения или оценки. Как жанр комментарий возник в западной журналистике, где существует традиция разделения факта и мнения. В советской журналистике, где факты и мнения подавались вместе, комментариев в чистом виде не было. На Западе же очень скоро обнаружили, что так называемое "объективное" информирование о событиях, когда журналист пишет только то, что видел сам и что ему сказали очевидцы и эксперты, далеко не всегда дает возможность отразить суть события. Журналист сообщает о действиях, а причины и последствия этих действий часто остаются за кадром либо упоминаются вскользь, без глубинного осмысления того, что же на самом деле произошло. И даже если у журналиста есть ответ на этот вопрос, формат новостных жанров не дает ему возможности представить этот ответ.

Как уже было сказано, комментарий бывает разъясняющим или оценивающим. Разъясняющий комментарий отвечает на один из четырех вопросов:

1. Почему что-то произошло? (Причины.)

2. Зачем кто-то что-то сделал? (Цели.)

3. Как в деталях что-то происходило? (Подробности.)

4. Как связано то, что произошло, с другими сферами жизни? (Взаимосвязи.)

В оценивающем комментарии автор в свою очередь хвалит или критикует нечто, являющееся спорным. Есть три шкалы оценок:

1. Хорошо или плохо. (Этика.)

2. Красиво или ужасно. (Эстетика.)

3. Полезно или ненужно. (Практика.)

Структурные элементы комментарияинформационный повод, тезис, бэкграунд, аргументы и вывод.

Информационный повод обязателен, так как на комментарий, как и на любой другой журналистский текст, распространяется требование актуальности: журналист должен объяснить, почему нечто публикуется именно сегодня, а не было опубликовано вчера и не может быть опубликовано завтра.

Тезис – это утверждение автора, идея комментария. Чтобы комментарий оказался успешным, тезис должен быть каким-то особенным, провоцирующим, а не очередным повторением прописной истины.

Бэкграунд нужен для введения читателей в курс дела, так как в противном случае комментарий могут просто не понять. Ведь далеко не все читатели следят за происходящим и ориентируются в событиях так, как журналист или эксперт.

Аргументы – это факты и логические конструкции, при помощи которых автор комментария обосновывает свое мнение. Аргументация бывает прямой, когда автор доказывает истинность тезиса, и косвенной, когда доказывается ложность антитезиса – утверждения, противоположного тезису.

Комментарий должен завершаться выводом – подведением итогов сказанного. Вывод часто выглядит как повторение или уточнение исходного тезиса, но может быть и совершенно новым утверждением, родившимся в процессе рассуждений комментатора.

Важнейшие композиционные элементы комментариязаход и концовка. Существуют три разновидности заходатематический, тезисный и сентенционный. В первом случае комментарий начинается с обозначения темы. Этот заход обычно используется в разъясняющих комментариях. При тезисном заходе комментарий начинается с вывода, который затем будет обосновываться в тексте. Тезисный заход, как правило, применяют в оценивающих комментариях. Сентенционный заход – это начало комментария через афоризм либо через бросающееся в глаза парадоксальное утверждение, которое украшает комментарий, однако не является его тезисом. Такой заход в большей мере характерен для оценивающих комментариев, однако может использоваться и в разъясняющих.


В комментариях различают три вида драматургиилинейную, нелинейную и ассоциативную. При линейной драматургии комментарий начинается с низкого захода, однако затем напряжение стремительно нарастает, и завершается такой комментарий на пике напряжения. Эта схема напоминает траекторию взлетающего самолета. Пример линейной драматургии – приведенный выше комментарий Маши Гессен "Срочные платежи", который начинается с нейтральной информации и завершается парадоксальным выводом.

При нелинейной драматургии комментарий, наоборот, начинается с высокого захода, за которым следует спад напряжения и новый подъем в конце комментария. Эта схема напоминает траекторию пикирующего бомбардировщика, когда он срывается вниз, а затем взмывает вверх. Пример нелинейной драматургии – комментарий Александра Малютина "Почему поиски справедливости обречены на провал". Начинается комментарий с нагнетания напряжения (везде конфликты, всем сложившееся положение дел кажется несправедливым). Затем напряжение снижается, и идут рассуждения о том, возможна ли справедливость вообще. Постепенно напряжение возрастает и достигает пика, когда читателю, если он выступает за справедливость, предлагается доплатить за квартиру, которая подорожала, пока он погашал взятый для ее покупки кредит.

При ассоциативной драматургии взлета и падения нет. Комментарий представляет собой движение от ассоциации к ассоциации, в завершение которого автор как будто бы без всяких намерений выходит к цели. Эта схема напоминает прыжки с льдины на льдину во время ледохода. Напряжение при ассоциативной драматургии достигается за счет неожиданных поворотов в рассуждении автора, когда читатели обманываются в своих ожиданиях. Ассоциативная драматургия обычно используется в глоссе, как в представленном выше тексте Валерия Панюшкина "Искупление и наказание".

Инструменты выражения мнения в комментарииобъяснение, оценка, критика и доказательство.

Объяснение бывает причинно-следственным, интенциональным и функциональным. В первом случае автор раскрывает причинно-следственные связи события, рассказывает, почему все произошло именно так. При этом не следует подменять причинную связь внешним порядком (после этого не значит вследствие этого), производить обобщение без достаточного основания (популярная индукция) и подменять условное безусловным (упускается зависимость от конкретных обстоятельств и относительное выдается за абсолютное).

При интенциональном объяснении автор раскрывает намерения действующих лиц, поясняет, почему кто-то поступил именно так, а не иначе. Такое объяснение требует очень хорошей осведомленности комментатора, глубокого понимания происходящего. Подобные комментарии очень востребованы читателями, так как позволяют посмотреть на происходящее глазами его участников, понять логику людей, принимающих решение.

При функциональном объяснении автор охватывает явление в целом, показывает его взаимосвязь с другими явлениями. Основной вопрос здесь – что означает происходящее для данной сферы и для всей организации жизни в целом. Этот вид объяснения исходит из структурно-функционального подхода, согласно которому реальность (как в целом, так и отдельные ее сферы) рассматривается как живой организм, в котором все со всем связано, а отдельные явления существуют, потому что они выполняют какую-то функцию точно так же, как в организме все органы для чего-то нужны.

Оценка, как было сказано выше, может быть этической (хорошее или плохое), эстетической (красивое или уродливое) и практической (полезное или ненужное). Главное требование к оценкеона должна следовать из аргументов автора. У читателя не должно возникнуть впечатление, что оценку ему навязывают, а событие на самом деле было вовсе не таким однозначным, как его пытается представить журналист.

Критика бывает прямой, нормативной и отчужденной. Прямая критика – это открытое нападение на картину реальности, которой придерживается оппонент. Автор комментария утверждает, что оппонент основывает свое мнение на неверных данных и что на самом деле происходящее вовсе не такое, каким оппонент его себе представляет. При "нормативной" критике происходит апелляция к правовым и моральным нормам. Что-то признается неправильным, потому что противоречит закону или морали. "Отчужденная" критика – это критика через ассоциации, в которые переносится критикуемый предмет и где показывается его отрицательная суть.

Доказательство в свою очередь бывает прямое и косвенное. При прямом доказательстве автор при помощи аргументов обосновывает истинность своего тезиса, при косвенном – доказывает ложность антитезиса через ложность вытекающих из него следствий. Поэтому косвенное доказательство еще называют доказательством "от противного". Структурные элементы доказательстватезис, аргументы и демонстрация. Основные методыметод сходства, когда на основании общности признаков делается вывод об общности явлений, и метод исключения, когда на основании различия признаков делается вывод о различии явлений.

Стилистические приемы, наиболее часто используемые в комментарии,ирония, пародия, травестия, парадокс и нонсенс. При использовании иронии автор сообщает нечто, противоположное тому, что он имеет в виду. Например, бедного называет богатым, глупого – мудрецом. Вместо того чтобы ругать, хвалит, вместо презрения восхищается. Основное требование здесь: читателю должно быть ясно, что это ирония, что сказанное следует понимать с точностью до наоборот. Если высмеиваемый предмет читателю незнаком, ему надо дать сигнал, что это ирония. Кроме того, ирония должна длиться на протяжении всего текста, иначе читатель запутается.

Комментарий – это расширение новости с целью ее разъяснения или оценки. Разъясняющий комментарий посвящен причинам или подробностям события, целям участников или взаимосвязи события с другими сферами жизни. В оценивающем комментарии автор хвалит или критикует нечто, являющееся хорошим или плохим, красивым или ужасным, полезным или ненужным. Структурные элементы комментария – информационный повод, тезис, бэкграунд, аргументы и вывод. Заход комментария может быть тематическим, тезисным и сентенционным. Концовка комментария бывает резюмирующая, призывная, сентенционная и прогностическая. В зависимости от стратегии различают четыре вида комментариев: "точка зрения", дискурсивный, диалектический и глоссированный. Комментарий "точка зрения" – это пропаганда автором своего мнения. В дискурсивном комментарии автор, наоборот, стремится представить различные позиции. Диалектический комментарий представляет две точки зрения, которые идеальным образом отражают два возможных взгляда на проблему. Глоссированный комментарий – это не анализ события, а нападение на реальность, которая воспринимается как плохая, несправедливая или фальшивая. Виды драматургии – линейная, нелинейная и ассоциативная. Объяснение в комментариях бывает причинно-следственным, интенциональным и функциональным, критика – прямой, нормативной и отчужденной, доказательство – прямым и косвенным. Стилистические приемы комментария – ирония, пародия, травестия, парадокс и нонсенс.

15. Основные характеристики трендовой статьи. Проблематика и основы композиции.

Трендовая статья — жанр, посвященный описанию новых явлений и новых тенденций. В англоязычной журналистике этот жанр называют News Feature или Newspaper Feature — статья, жестко не связанная с последними событиями.

Трендовая статья Описание тренда – изменений в какой-то сфере жизни, которые журналист первый заметил.

Следует отличать новость-событие и новость-явление. В первом случае происходят какие-то действия (например, авария на дороге или голосование по лидеру партии на съезде), и журналист об этом сообщает. Новость о событии всегда привязана ко времени (вчера, сегодня либо завтра, если событие анонсируется). Новость-явление к конкретной дате не привязана и сообщает о каком-то значимом изменении в жизни, которое заметил журналист. Например, все больше москвичей стали ездить на работу на велосипедах. Или во многих российских городах расцвела торговля курительными наркотическими смесями. Или огромное количество людей перестали ходить к врачам и начали сами себе ставить диагнозы, читая в интернете медицинскую литературу.

Среди российской прессы трендовые статьи регулярно публикует газета «Ведомости», причем как написанные своими журналистами, так и переводные («The Wall Street Journal» - партнер «Ведомостей»). Иногда трендовыми статьями являются главные первополосные материалы в «Новых Известиях»171. Материалы этого жанра также встречаются в журнале «Русский репортер», а специализировался на трендовых статьях ныне закрытый журнал «Русский Newsweek»

Сбор информации.
Для доказательства того, что какое-то явление на самом деле есть, журналисту необходимо найти как минимум два примера, подтверждающих это. Желательно, чтобы примеров было как можно больше. Тогда текст получится убедительнее. Но два – это минимум, позволяющий говорить, что за этими примерами стоит новое явление. Если же пример только один, тогда это можно списать на случайность. Трудности с поиском примеров означают, что, возможно, гипотеза журналиста оказалась ошибочной, и данного явления на самом деле нет. В качеств



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: