Лимбическая система, лобные отделы коры, височные отделы коры.
Уровни организации:
1.ГИПОТАЛАМО-ГИПОФИЗАРНАЯ
1. Гипоталамо-гипофизарный (диэнцифальный) - обеднение эмоций, исчезновение мимики.
Акромегалия - при гиперпродукции СТГ (человек бесконечно растет), раздражительность, повышение эмоциональной реактивности, эмоциональная лабильность, душевный дискомфорт, сниженный фон настроения без каких-либо причин, впоследствии матовая (беспросветная) депрессия, вспышки гнева, дисфория.
2. Адипозо-генитальная дистрофия - гипофункция половых желез, гипопродукция половых гормонов. (Внешний вид м. - кастрированного мужчины - высокий голос, отсутствие оволосения, ожирение по женскому типу, увеличение молочных желез, эмоциональные расстройства. Внешний вид ж. - фигура перевернутого треугольника, узкие бедра, гипертрихоз, неразвиты молочные железы).
Эмоциональные нарушения: на первых этапах преобладает слезливость, раздражительность, затем - постепенное обеднение эмоций, становятся более вялыми. Далее либо эйфория, либо аспонтанность.
2.ОПУХОЛИ ТАЛАМУСА
Поражения гипофизарно-гипоталамической области проявляются в постепенном обеднении эмоций, исчезновении выразительных средств (мимики) на фоне изменения психики в целом.
Поражения височной области мозга характеризуются устойчивыми депрессиями и яркими параксизмальными аффектами на фоне сохранных личностных свойств.
Поражения лобных областей мозга приводят к обеднению эмоций, появлению "эмоционального безразличия", "эмоционального паралича" или эйфории в сочетании с грубыми изменениями всех психических процессов и личности больного (некритичность, исчезновение чувства ответственности, нарушение системы отношений). Клинические наблюдения над этими больными, описанные в литературе, показали, что эмоциональные нарушения имеют выраженный латеральный характер.
|
При поражении правого полушария эмоциональные нарушения выражены ярче, чем при поражении левого полушария, отмечается лабильность эмоциональных реакций, неспособность к эмоциональному контролю.
При поражении левого полушария характерны депрессивные состояния в виде приступов тревоги, беспокойства, страха. Е. Д. Хомская говорит о существовании двух различных симптомов нарушения эмоций при поражении правой и левой долей, которые складываются из признаков нарушения эмоций по знаку, интенсивности и самооценки.
Классификация нарушений мышления по Б.В.Зейгарник
1. Нарушение операциональной стороны мышления. Это нарушение процессов обобщения и опосредования, при котором теряется способность пользоваться основными операциями мышления. При исследованиях мышления больных, страдающих различными заболеваниями мозга, обнаружено, что нарушения операциональной стороны мышления принимают различные формы. При всем их разнообразии они могут быть сведены к двум крайним вариантам:
- снижение уровня обобщения (состоит в том, что в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях; оперирование общими признаками
заменяется установлением конкретных связей между предметами. При выполнении экспериментального задания больные не в состоянии из всевозможных признаков отобрать те, которые наиболее полно раскрывают понятие. (Для выявления всех нарушений используются методики классификация предметов, пиктограммы, понимание смысла пословиц)).
|
- искажение процесса обобщения (состоит в том, что больные в своих суждениях отражают лишь случайную сторону явлений, существенные же отношения между предметами мало принимаются во внимание, предметное содержание вещей и явлений часто не учитывается. Так, выполняя задание на классификацию предметов, они руководствуются чрезмерно общими признаками, неадекватными реальным отношениям между предметами.)
Нарушение речи как средства общения
При шизофрении речь характеризуется неологизмами, разорванностью, могут присутствовать гротескные формы выражений. Эмоции могут вообще не проявляться. Гипермимия/анимия. Речь может становиться то громче, то тише, наблюдаются речевые стереотипы. Мутизм (отсутствие речи в условной сохранности речевого аппарата - молчание, мутизм также бывает при истерии).
При олигофрении: нарушение артикуляции, короткие простые фразы, несогласование слов в роде, числе, падеже. Имбицильность - до 10 слов в словарном запасе, идиотия - звуки.
При биполярном аффективном расстройстве: логорея- очень быстрая, практически непрерывная многословная речь с преобладанием в содержании ассоциаций по созвучию или по контрасту, речь несвязна, мимика разнообразная и богатая, очень яркие интонации; В депрессивной форме - бедная, монотонная речь, бедная мимика, речь медленная вялая из-за истощения.
При слабоумии речь зависит от стадии:! ранняя стадия - словоохотливость, речь бессвязна, речевые шаблоны! поздние стадии – утрата речевой инициативы.
|
Общее
Выделяют следующие нарушения речи
1. Нарушения развития речи:
- задержка речевого развития (ОМС) - торможение темпа формирования в основном экспрессивной речи относительно этапов его развития, возникает при депривации;
- общее недоразвитие речи - обусловлено нарушениями созревания мозговых систем (гностического и кинетического анализатора), имеет три уровня: 1 - зародыши речи (слова односложно структуры, мимика, движения)) 2 - больше слов, появляются предложения с неправильной грамматической структурой и искаженной произношением некоторых звуков 3 - страдает лексиграматична структура речи
- алалия - характеризуется отсутствием и врожденной неразвитостью аспектов речи, в котором есть локальное поражение речевых анализаторов: 1 - алалия моторная - больной понимает язык, но не в состоянии высказаться, недоразвитие речевого праксиса (зона Брока), 2 - алалия сенсорная - не понимает речевых сигналов и речи не развивается (зона Вернике), 3 - сенсомоторная алалия - и то, и другое
- задержка речевого развития, в основе которой лежит вторичное недоразвитие речи вызвано первичным поражением анализаторов (слух, зрение) или тотальным недоразвитие психики (умственная отсталость)
2. Распад речи:
- афазия - локальный распад из-за поражения речевых и других зон, причастных к формированию и регуляции речевой функции Характерна полная или частичная потеря речи зависимости от места локального поражения различают:
· моторная афазия - характерная неспособность к выражению, построению слов и предложений.
· акустико-гностическая афазия - нарушение понимания речи, ее фонетики, предметности слова, больной ищет слова для выражения мнения;
· акустико-мнестической афазия - нарушение понимания речи, теряется возможность восприятия сложных фраз, нарушение экспрессивной речи, подбора предложений, нарушения чтения и письма
· семантическая афазия - возникают специфические мнестические расстройства - не может подобрать необходимое слово; трудно составить сложные по содержанию предложения, нарушение операций счета
3. Нарушение красноречивых функции речи:
- дизартрия - это нарушение красноречивой стороны речи из-за нарушения артикуляционного праксиса вследствие органического поражения центральной и периферической иннервации органов говорения (губ, неба, языка, голосовых связок и т.п.) - сосудистого, травматического, инфекционного, врожденного характера
- дислалия - нарушение звукопроизношения, при этом слух нормальный, сохранена иннервация речевого аппарата
4. Нарушение ритма речи - заикание - это нарушение процесса речи: его темпа, ритма и коммуникативной функции; преимущественно через судороги, возникающие в артикуляционном и дыхательном аппарате (тонические заикания - влечет звук, клонические заикания - \"прыгает\" звукuot; звук).
5. Нарушение коммуникативной функции речи: недоразвитие коммуникативной функции речи как средства общения и организации поведения ребенка; расстройство коммуникативной функции речи - мутизм (полная немота).
Расстройства речи:
Афазия — расстройство речи, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться словами для выражения своих мыслей при сохранности артикуляции речи.
Моторная афазия — нарушение активной речи как устной, так и письменной.
Сенсорная афазия — нарушение понимания чужой речи.
Амнестическая афазия — забывание названий предметов, имен, при этом забытое название слов заменяется его описанием. Например, забыв слово «нож», больной говорит: «Это то, чем режут».
Парафазия вербальная — употребление вместо отдельных слов других, не имеющих отношение к смыслу речи.
Парафазия литеральная — замена отдельных слогов или звуков другими, отсутствующими в данном слове, перестановка отдельных слогов, звуков в конкретном слове.
Дизартрия — неспособность к адекватной артикуляции речи, смазанная, запинающаяся, спотыкающаяся речь.
Заикание — нарушение плавности речи в виде судорожного расстройства координации речевого акта, повторение отдельных слогов с выраженными трудностями в их произнесении.
Косноязычие (дислалия) — расстройство речи, характеризующееся неправильным произношением отдельных звуков (пропуском, заменой другим звуком).
Логоклония — спастическое, многократное повторение отдельных слогов произносимого слова.
Повышение громкости речи (вплоть до крика) отмечается у больных в маниакальном состоянии и при ажитированной депрессии, в результате перенапряжения голос становится сиплым или совсем пропадает.
Изменение модуляции речи выражается в напыщенности, патетичности или бесцветности, монотонности речи (утрата речевой мелодии).
Символическая речь — придание словам и выражениям особого, отвлеченного, исключительного (понятного лишь самому больному) смысла вместо общеупотребительного.
Криптолалия — создание больным собственного языка или особого шифра (криптография).
Неологизмы — создание больным изобретенных им слов (часто символического значения), смысл которых понятен только самому больному.
Логорея — очень быстрая, практически непрерывная многословная речь с преобладанием в содержании ассоциаций по созвучию или по контрасту.
Эхолалия — повторение услышанных слов по типу стереотипии.
Мутизм — активный и пассивный отказ от речи (молчание). Наблюдается в картине ступора, а также как изолированное психическое расстройство у детей (элективный мутизм).