Нейропсихологические синдромы поражения лобных долей мозга




Введение

 

В последнее время психологи, работающие в сфере образования, отмечают заметное увеличение количества детей с отклонениями в психическом развитии. Известно, что психические процессы не являются содержанием мозга, но являются его функцией. Учение - это сложная познавательная деятельность, которая осуществляется при взаимодействии различных мозговых структур. Своевременность образования и полноценность функциональных систем являются психофизиологической основой высших психических функций, психических форм деятельности и успешности обучения ребенка. Развитие структур и систем мозга строго подчинено базисным нейробиологическим закономерностям, актуализирующимся в конкретных социальных условиях. Формирование психики ребенка непосредственно связано с темпами роста и созревания его головного мозга. Частичное отклонение или нарушение в этом процессе приводит к осложнениям в психическом развитии.

По мнению Л.С. Цветковой, раннее нейропсихологическое обследование ребенка дает возможность установить уровень сформированности его психических функций и готовности к школьному обучению, поставить точный диагноз на основе научных данных и тем самым предупредить или уменьшить трудности обучения ребенка в общеобразовательной школе.

Цель данной работы: изучение и характеристика особенностей Синдром функциональной несформированности лобных отделов мозга

Работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемых источников.

 


 

Нейропсихологические синдромы поражения лобных долей мозга

 

Нейропсихологические исследования показывают, что несформированность тех или иных высших психических функций может быть связана либо с задержкой созревания определенных зон мозга, либо с недоразвитием межанализаторных связей. Поскольку в нейропсихологии функция рассматривается как сложная функциональная система, то нарушение любого звена этой системы и на любом уровне приводит к дефекту функции. Но механизмы этого нарушения будут разные. Нейропсихологическое исследование сформированности психических функций у старших дошкольников, проведенное под руководством Л.С. Цветковой, показало что, вследствие гетерохронности созревания мозга и формирования функциональных систем, у детей к моменту обучения могут оказаться недостаточно сформированными отдельные психические функции или их звенья. Основой этой несформированности выступает незрелость или искаженное формирование их мозговой организации.

В зависимости от того, какая именно функция мозга недостаточно сформирована, Л.С. Цветкова выделила и описала шесть основных синдромов отклоняющегося развития у детей.

Синдромы, в формировании которых основную роль играют факторы поражения (дисфункции, несформированности) лобных отделов коры, стоят особняком в этой дискуссии о квалификации нарушений психического развития. Созревание лобных систем мозга приходится на позднейший этап онтогенеза, начинаясь в 10-12 лет и продолжаясь до конца пубертата. По некоторым данным созревание начинается существенно раньше - в 7-8 лет. Вместе с тем принято считать, что наиболее сложные формы организации поведения и психических процессов, требующие высокого уровня развития произвольного контроля деятельности, также формируются на этом этапе, т.е. недоступны детям более младших возрастов, например, младшего школьного возраста (7-10 лет).

Однако нейропсихологическая практика показывает, что младшего школьника, не имеющего трудностей в обучении, не составляет большого труда запомнить и воспроизвести связи между 5-6 предметными картинками и абстрактными опосредствующими фигурами в модифицированной А.Г. Асмоловым и А.В. Цветковым методике пиктограммы (например, бегемота запоминают как красную звезду), и не только запомнить, но и вести с этим материалом семантические действия - подставлять опосредствующую фигуру в предложения с пропусками, где по смыслу должно стоять слово-наименование запомненной предметной картинки. Понятно, что такого рода операции требуют высокого уровня развития образов-представлений и речи; смысловой стороны памяти; произвольной регуляции для удержания незначимого материала в памяти ребенка.

В цитируемой работе было показано, что примерно 25% детей испытывают трудности запоминания материала вследствие трудностей развития слухо-речевой памяти и регулирующей функции речи в целом (как о том пишет и А.В. Семенович), в то же время еще примерно 25% детей имеют «истинный» медио-базальный лобный синдром (это как раз те дети, на которых педагоги жалуются как на хронически неуспевающих и не усваивающих материал).

В следующей главе дадим характеристику синдрома функциональной несформированности лобных отделов мозга.

нейропсихологический мозг лобный



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: