Учебники на русском языке




Что искать?

Ищите то, что вам нужно в конкретный момент для полноты картины. Образ гистологической структуры или процесса у вас в голове - будто паззл. После первого ознакомления с темой и запоминания основных терминов и понятий у вас есть большая часть элементов, но они не связаны между собой. К примеру, вы уже знаете, что в печеночной дольке есть балки гепатоцитов, синусоиды и внутридольковые желчные протоки, но слабо представляете, каким образом они связаны друг с другом. Теперь вам нужно сопоставить все элементы мозаики в логичную и целостную картину. Анализируйте, чего не хватает вашей картине для целостности и ищите это - не важно, в области какой дисциплины. Как только картина начнет складываться так, что из любого ее конца вы мысленно дойдете в другой - ваш образ гистологической структуры или процесса готов. По ходу изучения дисциплины картины отдельных структур и процессов соединяются все теснее и теснее, и вот уже вся дисциплина слилась в целостную, подчиненную некой внутренней логике картину - вот идеал, к которому вы должны стремиться.

 

Где искать?

Ищите только в релевантных источниках. На местечковом любительском форуме дачников вам может встретиться с первого взгляда очень логичная и полная концепция механизма пищеварения с замечательным экскурсом в морфологию, гипотезу волнового генома, торсионных полей и рептилоидного креационизма, но насколько она соответствует доказанному на данный момент положению вещей? Вашими основными источниками должны стать профильные биомедицинские сайты и сайты университетов, статьи и книги авторитетных авторов.

Первое, с чего стоит начать - источник актуальной терминологии.
Федеративная международная программа по анатомической терминологии (FIPAT) разрабатывает и внедряет универсальные международные номенклатуры по всем разделам морфологии - от гистологии до антропологии, имеющие статус официальных документов. По адресу https://fipat.library.dal.ca/ можно следить за их обновлениями. За основу международной номенклатуры берется латинская терминология, которая сопоставляется с национальными номенклатурами на языках различных стран - поэтому в этих изданиях всегда есть как латинские, так и соответствующие им национальные термины.

Русифицированная версия гистологической номенклатуры издается под названием «Terminologia Histologica. Международные термины по цитологии и гистологии человека с официальным списком русских эквивалентов».

На момент написания руководства используется Terminologia Histologica от 2008 года, но уже активно ведется ее пересмотр. Ознакомиться с англоязычной версией можно по ссылке https://www.unifr.ch/ifaa/Public/EntryPage/ViewSource.html. Желательно учить термины именно так, как они даны в действующей номенклатуре.

Второе - это учебные книги по дисциплине. Книги по гистологии делятся на учебники и атласы. По понятным причинам нельзя назвать какой-то один лучший учебник или атлас, поскольку таких просто не существует. Но можно назвать несколько в равной степени хороших книг, которые в чем-то будут дополнять друг друга, так что если какой-то раздел в одном из них окажется неполным или непонятным, всегда можно будет попробовать другой. При этом надо заметить, что отечественные учебники и атласы идут в качестве “первой линии” учебной литературы, сразу следом за “неотложной помощью” кафедральных лекций, конспектов и методичек. За ними идут переводные или оригинальные руководства мирового уровня, в особенности специализированные на отдельных вопросах. Именно в таком порядке мы будем рассматривать литературу.

Учебники на русском языке

· «Гистология, цитология и эмбриология» Ю.И. Афанасьев, Н.А. Юрина - пожалуй, оптимальное начало изучения дисциплины. Недостаток - временами избыточен, причем не всегда по теме.

· «Гистология, цитология и эмбриология» С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров - тоже вполне подходящее решение для знакомства с дисциплиной, тем более что учебник сопровождается неплохим атласом тех же авторов.

· «Цитология и общая гистология» и «Частная гистология» В.Л. Быков - неплохи за счет краткого экскурса в физиологию и патологию, но иногда излишне конспективны. Часто не обсуждаются отдельные моменты, из-за чего приходится использовать дополнительную литературу.

· «Наглядная гистология» Л.Г. Гарстукова, С.Л. Кузнецов, В.Г. Деревянко - за счет конспективности и графического изложения материала неплох не только для обучения, но и для повторения или закрепления пройденного. По этой же причине его лучше использовать как вспомогательную литературу.

Атласы на русском языке

· «Атлас по гистологии и эмбриологии» И.В. Алмазов, Л.С. Сутулов - главная особенность этого атласа - рисунки вместо фотографий, которые некоторыми воспринимаются лучше за счет меньшей загруженности второстепенными деталями. Современными наследниками этого направления являются атласы В.Л. Быкова и С.И. Юшканцевой.

· «Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии» С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров, В.Л. Горячкина - классический атлас с фотографиями, знакомый практически любому студенту.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: