Билет № 15. Этический кодекс социального педагога
Данный кодекс распространяется на все виды деятельности социального педагога.
Кодекс составлен в соответствии с Российским законодательством.
Основными этическими принципами деятельности социального педагога являются:
Принцип конфиденциальности и информированности клиента
Полученная информация не подлежит сознательному или случайному разглашению. При необходимости передачи её третьим лицам, информация предоставляется в форме, исключающей её использование против интересов ребёнка.
Принцип компетентности
Социальный педагог обязан чётко определить и учитывать в своей деятельности степень собственной ответственности за выбор процедур и методов работы.
Принцип ответственности
Социальный педагог несёт ответственность за соблюдение кодекса независимо от того, проводит он социально-педагогическую, коррекционную работу сам или она идёт под его руководством.
Принцип этической и юридической правомочности
Социальный педагог планирует и проводит исследования в соответствии с действующим законодательством и профессиональными требованиями к проведению социально-педагогической деятельности.
Принцип квалифицированной пропаганды социальной педагогики
В любых сообщениях, предназначенных для людей, не имеющих специального образования, социальному педагогу следует избегать избыточной информации, раскрывающей суть профессиональных методов его работы. Подобная информация необходима только в сообщениях для специалистов.
Принцип благополучия ребёнка
В своих профессиональных действиях социальный педагог ориентируется на благополучие клиента и учитывает права всех субъектов образовательного процесса. В случаях когда обязанности социального педагога вступают в противоречие с этическими нормами, специалист разрешает эти конфликты, руководствуясь принципом «не навреди».
|
Принцип профессиональной кооперации
Работа социального педагога основывается на его обязанности проявлять уважение к другим специалистам и методам их работы, независимо от собственных методологических и методических предпочтений.
Социальный педагог воздерживается от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии детей и родителей.
Этические принципы призваны обеспечить:
1. Решение профессиональных задач в соответствии с этическими нормами;
2. Защиту законных прав людей, с которыми социальные педагоги вступают в профессиональное взаимодействие;
3. Сохранение доверия между социальным педагогом и клиентом;
4. Укрепление авторитета социально-педагогической службы образования среди обучающихся, воспитанников, родителей и педагогической общественности.
В кодексе этики социального педагога определены следующие позиции:
- быть коммуникабельным, общительным, контактным, уметь расположить к себе клиента, совместно определять пути решения проблемы;
- уметь слушать клиента, проявлять выдержку, понимать проблему и ситуацию, входить в его положение, проявлять деликатность, чувство такта;
- не поучать, не приказывать, не запрещать; вдохновлять и побуждать клиента к действию, инициативе, творчеству, помогая ему жить, опираясь на собственные личностные возможности;
|
- быть посредником, связующим звеном между клиентом и его окружением, другими субъектами социальной работы, не допускать унижения достоинства клиента формами оказываемой ему благотворительной помощи;
- уметь быть неформальным в работе с клиентом, выполнять роль советчика, помощника клиента, строить взаимоотношения на равных;
- исходить всегда из позиций гуманизма и милосердия, не осуждать, не упрекать клиента, уважать его достоинство, предупреждать возможности негуманного или дискриминационного поведения по отношению к личности или группе людей; защищать клиента от душевного или физического дискомфорта, расстройства, опасности или унижения;
- соблюдать высокие нравственные стандарты своего поведения как представителя профессии, всегда действовать исключительно в интересах клиента;
- вести работу только в рамках своей компетентности, нести персональную ответственность за ее качество;
- полностью информировать клиента о предпринимаемых мерах, характере оказываемой ему помощи, производимых записях, собираемых данных;
- не использовать свои профессиональные отношения в личных целях, участвовать в обсуждениях и оценках ситуаций только с профессиональной целью, уважать и не разглашать тайну, доверенную клиентом, принимать только добровольно предлагаемую плату за услуги на законных основаниях, не принимать ценных подарков за выполненную работу;
- стремиться к постоянному повышению профессиональных знаний, мастерства, уровня квалификации;
- защищать и увеличивать достоинство профессии, уважать доверие коллег в ходе профессиональных взаимоотношений и взаимодействия, предпринимать меры против неэтичного поведения любого из своих коллег;
|
- всемерно помогать людям, информируя и делая социальные службы доступными различным группам населения;
- проанализировать и предусмотреть возможные последствия своей исследовательской деятельности для людей, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем, информировать об этом заранее и не оказывать на них давления (при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования);
- информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, представляемых ему социальной службой;
- советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента.
- может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб.