Лекция 3. Трудности построения сложных предложений




Данная лекция посвящена особенностям устройства сложного предложения в русском языке, наиболее важным правилам построения предложения, а также наиболее типичным ошибкам в построении сложного предложения.

«Предложение, имеющее в своем составе две или несколько предикативных единиц, образующих смысловое, структурное и интонационное единство, называется сложным. Сложное предложение представляет собой целостную синтаксическую структуру, которая выступает в качестве одной коммуникативной единицы. Грамматические особенности сложного предложения определяются двумя моментами: 1) каждая из его частей строится по той или иной схеме простого предложения и имеет самостоятельную предикативность; 2) объединение частей сложного предложения составляет семантико-структурное единство» (Н. С. Валгина).

Важно обратить внимание на то, что сложное предложение не является простым механическим соединением двух или более простых предложений. Простое предложение само по себе является целостным высказыванием и имеет завершённую интонацию. Части сложного предложения такой интонацией не обладают. Кроме того, в сложном предложении зачастую обязательны такие конструктивные элементы (речь идёт о союзах), которые совсем не обязательны в структуре простого предложения, хотя тоже могут там быть. Простые предложения, входящие в состав сложного, приспосабливаются, адаптируются по смыслу и грамматически друг к другу и к общей смысловой и коммуникативной задаче сложного предложения.

Главное отличие сложного предложения от простого – наличие двух или более предикативных центров (грамматических основ), в то время как простое предложение всегда имеет только одну грамматическую основу.

Исходя из этого, можно сделать и более общий вывод о том, что простое и сложное предложение имеют различное обобщённое грамматическое значение. Главное грамматическое значение простого предложения – предикативность, т.е. определённая соотнесённость с действительностью. Обобщённое значение сложного предложении, естественно, имеет более комплексный характер. Это значение складывается из смысловых и грамматических отношений между компонентами сложного предложения, из взаимодействия модально-временных планов этих самых отдельных частей – простых предложений.

Сложные предложения в русском языке могут различаться по целому набору признаков: это и характер связи между частями сложного предложения (сочинительный или подчинительный), и средства выражения этой связи (при помощи союзов или без их использования), и возможное количество компонентов сложного предложения (только два или более двух), и порядок расположения частей (свободный или жёстко заданный). Все эти признаки так или иначе формируют технику взаимного приспособления частей сложного предложения для выражения общей мысли.

Для формального, грамматического выражения синтаксических отношений между частями сложного предложения в русском языке могут использоваться сразу несколько различных средств:

1) союзы;

2) относительные (союзные) слова;

3) порядок частей;

4) интонация.

Исходя из того, используются ли для связывания частей сложного предложения союзы и союзные слова, сложные предложения делятся на две большие группы: союзные сложные предложения и бессоюзные сложные предложения. В последних связь компонентов сложного предложения выражается только при помощи интонации и соотношения форм сказуемых. Например: Василий посмотрел на окно второго этажа, и в эту же минуту кто-то погасил там свет; Настя совсем не ожидала такого развития событий: магазин закрылся прямо у неё перед носом.

Союзные предложения, в зависимости от типа и значения союзов и союзных слов, делятся на две группы: 1) сложносочиненные предложения – с сочинительными союзами, которые объединяют синтаксически равноправные простые предложения; 2) сложноподчиненные предложения – с подчинительными союзами и союзными (или относительными) словами, которые указывают на то, что одна из частей (или даже несколько) грамматически и по смыслу подчиняется другой части, зависит от нее. Например: Тучи разогнал лёгкий утренний ветерок, и солнце сразу начало припекать; Степан сегодня проснулся очень рано, поэтому после обеда его начал одолевать сон.

Говоря о синтаксических нормах построения сложного предложения, прежде всего нужно обратить внимание на использование союзов и союзных слов, поскольку многие из них различаются не только оттенками лексико-грамматического значения, но своеобразной стилистической окраской, которая может накладывать ограничения на выбор подходящего союза или союзного слова.

Во-первых, выделяются союзы, свойственные разговорной речи: да, да и, либо, а то, не то, а не то, раз (в значении «если») и др. Например: Прекратите немедленно, а не то я не буду вам ничего рассказывать; Раз вы так поступаете, то и я не останусь в долгу.

Во-вторых,союзы, свойственные книжной речи: в связи с тем что, благодаря тому что, ввиду того что, в силу того что, с тем чтобы, ибо, вследствие того что, правда (в значении «хотя») и др. Например: Я не смог позавтракать, в силу того что утром не было электричества.

В-третьих, обратим внимание на союзы, которые уже не входят в активный словарный запас и, вследствие этого, воспринимаются как устарелые или просторечные: ежели, кабы, ибо, коли, буде (= «если»), доколе, покамест, дабы, поелику и др.: Ежели вы не изложите всё на бумаге, я не готов всё это обсуждать. В контексте общения такие союзы могут придавать речи канцелярский оттенок или же создавать эффект иронии. В этом предложении мы наблюдаем, скорее, второй случай.

Кроме того, нужно обратить внимание на смысловые различия некоторых часто используемых союзов.

Необходимо различать в придаточных предложениях с временным значением использование союза пока и сложного союза пока не.

Союз пока имеет два значения:

1) «в то время как»; в этом значении союз указывает на полную или частичную одновременность действий, обозначенных в главном и в придаточном предложениях, например: Пока светило солнце, можно было играть в футбол;

2) «прежде чем», например: Маша несколько раз перечитала письмо, пока поняла смысл Мишиного письма.

Союз пока не употребляется:

1) для того, чтобы указать, что действие, обозначенное в придаточном предложении, приостанавливает или полностью прекращает другое действие, которое обозначено в главном предложении, например: Мы каждый день купались в реке, пока не начались занятия в институте;

2) для того, чтобы указать, что действие, обозначенное в придаточном предложении, следует рассматривать в качестве как результата другого действия, которое обозначено в главном предложении, например: Он ещё долго бежал куда-то по улицам города, пока не увидел, что преследователи остались далеко позади.

Обратите внимание: если вместо союза пока не в подобных контекстах мы будем использовать союз пока, высказывание приобретёт ощутимую разговорную стилистическую окраску.

Союзные слова который и какой имеют оттенки в значениях, что не позволяет использовать их как полностью синонимичные.

Слово который имеет общее значение определительности, тогда как слово какой – имеет, помимо определительного значения, ещё и особый смысловой оттенок смысловой оттенок уподобления, сравнения одного предмета речи с другим, о котором, вероятно, известно собеседнику или читателю: Фильм был очень увлекательный и необычный, какой могут снять только действительно талантливые люди; Ветер был холодный и пронзительный, какой дует поздней осенью на прибалтийском побережье.

Теперь разберём основные ошибки в построении сложных предложений.

1. Первая из них – разнотипность частей сложного предложения. Она может проявляться в различной форме:

а) в качестве однородных конструкций внутри предложения могут быть использованы член простого предложения, например, прямое дополнение, и придаточное предложение, например: Школьники обсудили планы на лето и можно ли будет поехать в Крым;

б) в качестве однородных конструкций при общей подчиняющей части могут быть помещены двусоставное предложение и односоставное безличное предложение: «Директор рассказал нам две новости: 1) со следующего года мы будем работать пять дней в неделю; 2) необходимо следить за трудовой дисциплиной»;

в) внутри придаточных предложений, подчинённых одному главному, может быть использован различный порядок слов: «К числу достижений нашей команды следует отнести то, что победы мы одерживаем легко, что мы стабильно побеждаем сильных соперников, что мы готовы к решению сложных задач».

2.Вторая частая ошибка – смещение конструкции, которое проявляется в грамматическом влиянии придаточного предложения, находящегося внутри главного, на вторую часть главного предложения; придаточное предложение как бы «перебивает» главное: «Основная задача, которую мы решаем и к которой нужно относиться очень серьёзно, это к воспитанию молодёжи» Такие предложения имеют разговорный характер.

Смещение конструкции возникает и тогда, когда придаточное предложение включается внутрь главного, что недопустимо по нормам синтаксиса: главное предложение должно располагаться либо впереди придаточного, либо после него, либо включать придаточное внутрь себя, например: « Но фразы эти, никто не знает, как писатель их придумал » (вместо: Никто не знает, как писатель придумал эти фразы).

3. Третий тип ошибки –неправильное употребление союзов и союзных слов. Есть несколько типичных проявлений этой ошибки:

а) выбор союза или союзного слова, не подходящего по смыслу для контекста, например: «Можно согласиться лишь с теми положениями вашей книги, где нет непроверенных данных» (вместо наречия где при существительном положениями нужно употребить союзное слово в которых);

б) избыточное употребление союзов (расположение рядом союзов с одинаковым значением), например: «Этот спектакль мне понравился больше, нежели чем тот».

в) внутри одной из частей сложного предложения может быть употреблён лишний союз, который ставится после вводного слова, ошибочно принимаемого за часть главного предложения: «Иван рассказал нам о новых фактах, которые, кажется, что мы где-то уже слышали»;

г) использование избыточного соотносительного слова в главном предложении: Проанализируйте те ошибки в планировании, которые вы допустили (невозможно анализировать ошибки, которые не допущены);

д) употребление в сложном предложении одинаковых союзов или союзных слов в случае последовательного подчинения придаточных предложений: Все уверены, что всё настолько хорошо организовано, что мы получим награду.

4. В сложном предложении с придаточным определительным неудачное расположение слов может приводить к неоднозначности истолкования смысла предложения или же к искажению смысла. Например, в предложении «Школьники пришли на экскурсию в один из корпусов университета, который недавно был отремонтирован» – союзное слово который имеет неоднозначную соотнесенность (был отремонтирован корпус университета или весь университет?). Впрочем, существует синтаксическое правило: слова который, какой, чем отсылают к ближайшему к ним существительное в такой же грамматической форме.

5. И наконец, пятая ошибка – смешение прямой и косвенной речи. Она выражается в том, что придаточное предложение, передающее прямую речь в косвенной форме, сохраняет признаки прямой речи (формы личных местоимений и глаголов): Учитель сказал ученику, что ты плохо готовишься к занятиям и поэтому не сдашь экзамен на отлично.

Естественно, что внимательное отношение к содержанию создаваемого текста и серьёзная работа над его редактированием помогут избежать описанных ошибок.

Тест

Добавить страницу в мои закладки

Тест

4/5 points (graded)

1. Укажите союзы и союзные слова, имеющие в современном русском языке разговорную стилистическую окраску:

поскольку, в силу того что, вследствие того что;

чтобы, что, который;

а то, а не то, раз (в значении ‘если’);

ежели, покамест, доколе.

верно

2. Выберите сложное предложение, в котором допущена синтаксическая ошибка:

Катерина Петровна велела открыть дверцы, вошла в карету, перерыла в ней все подушки, выдвинула все ящики, показала все ее тайны, все удобности, приподняла все ставни, все зеркала, выворотила все сумки, словом, для больной женщины оказалась очень деятельной и проворной.

Семён намекнул на обед и что он уже давно не ел ничего мясного.

Чарский употреблял всевозможные старания, чтобы сгладить с себя несносное прозвище.

В числе молодых людей, отправленных Петром Великим в чужие края для приобретения сведений, необходимых государству преобразованному, находился его крестник, арап Ибрагим.

неверно

3. Выберите сложное предложение, в котором допущено смещение конструкции:

И я дал мальчишке пятачок и не жалел уже ни о поездке, ни о семи рублях, мною истраченных.

Книга, в которую он поистине вложил всю свою душу, это в последнюю из изданных.

Полина не могла скрыть свое презрение, как прежде не скрывала своего негодования.

Я прожил в нём неделю и, несмотря на то, что не было там у меня ни одного знакомого человека, провел время чрезвычайно весело.

верно

4. Укажите союзы и союзные слова, имеющие в современном русском книжную стилистическую окраску:

что, чтобы, который;

поскольку, в силу того что, вследствие того что;

а то, а не то, раз (в значении ‘если’);

ежели, покамест, доколе.

верно

5. Выберите оппозицию, не относящуюся к классификации типов сложных предложений.

союзные – бессоюзные;

сложносочинённые – сложноподчинённые;

вопросительные – побудительные;

с последовательным подчинением – с однородным подчинением.

верно

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: