Вступительная беседа.
Что такое сказка?
Слово учителя. В ряду разных жанров устной народной прозы сказка занимает особое место. Это самый популярный, необычайно любимый жанр детей и взрослых. Захватывающий сюжет, интересная композиция, различные художественные средства придают сказке особую поэтику.
«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» – писал в XIX веке А. С. Пушкин. А вот слова из его произведения:
Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.
Элементы театрализации.
Василий Сухомлинский «Старый Пёс»
Был у Человека верный друг — Пёс. Много лет сторожил он хозяйство Человека.
Шли годы. Пёс постарел, стал плохо видеть.
Однажды в ясный летний день он не узнал своего хозяина.
Когда хозяин возвратился с поля, он выбежал из своей будки, залаял, как на чужого.
Хозяин удивился и спросил:
— Значит, ты уже не узнаёшь меня?
Пёс виновато вилял хвостом. Он ткнулся в ногу и нежно заскулил. Ему хотелось сказать: прости меня, и сам не знаю, как это получилось, что не узнал тебя! Через несколько дней Человек принёс откуда-то маленького Щенка.
Он построил рядом с будкой старого Пса ещё одну, маленькую, и сказал Щенку:
— Живи здесь.
Старый Пёс спросил у Человека:
— Зачем тебе ещё один пёс?..
— Чтобы тебе не было скучно, — сказал Человек и ласково потрепал старого Пса по спине.
Потом Человек повернулся, тихо вздохнул и ушёл.
Пёс не мог вздыхать, он жалобно заскулил, из одного его глаза на землю скатилась слеза.
А на траве кувыркался, играл Щенок.
Вопросы и задания к сказке:
- Как вы думаете, почему человек принес щенка?
Назовите сказочных героев, какие они?
Что же такое сказка? Из каких частей она состоит?
|
Как вы думаете, почему мы заговорили о сказке?
Мы должны коллективно сочинить сказку. А главным персонажем нашей сказки будет собака.
Работа по теме урока.
Сказки сопровождали народ на протяжении многих веков его истории. Простые, мудрые и прекрасные, они дороги каждому человеку. Сказки встречают нас, когда мы только приходим в этот мир, сказки сопровождают нас всю жизнь: учат добру, мудрости, учат удивляться и наслаждаться, любить окружающий мир и жить в нем. И одно в сказках остается нерушимым – добро всегда побеждает зло.
Недаром дети любят сказку.
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа.
Беседа о композиции сказки.
Сказка – один из жанров устного народного творчества.
Какие бывают сказки? (народные, авторские). Приведите примеры.
Сказка волшебная – это отдельное государство со своими границами, жителями, правилами, с обязательным присутствием волшебства. Наблюдая за сказочными героями, легко понять, что события в сказке развиваются по своим, особым законам. Как правило, герой оказывается в сложной ситуации, так как нарушает какой-либо запрет. Затем герой предпринимает все возможное, чтобы выйти из сложившегося положения. В этом ему помогают другие герои и предметы. Далее герои преодолевают все выпавшие им испытания. Зло в сказке бывает побеждено, Добро обычно торжествует.
-Ребята, а по каким признакам мы определяем, что это произведение - сказка? Давайте вспомним и перечислим все "сказочные приметы".
1. Зачин.
2. Наличие сказочных героев.
3. Троекратный повтор.
|
4. Борьба добра и зла.
5. Концовка.
Сочинение сказки.
- Вы, наверное, заметили на слайде две красивые шкатулки. Вам интересно, что в них хранится?
В старину в шкатулках хранили дорогие для памяти письма, драгоценности. Шкатулки берегли, ими дорожили. В нашей шкатулке - сказки. С давних времен сказки бережно хранились в людской памяти. Сказки - это драгоценности, шкатулкой для них стала наша память.
Вот волшебные ларцы. Здесь начала, там концы.
Середины нет, увы... Ее придумаете вы.
В одном ларце находятся написанные начала сказок, а в другом - их концы.
Начало
· Жили – были…
· В некотором царстве, в некотором государстве…
· Дело было давно, поэтому и стоит о нем рассказать…
· Однажды…
· Это случилось…
· Как-то раз…
Концовка
· Вот вам и сказка, а мне калачей связка.
· Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок.
· После того они жили вместе долго и счастливо.
-Давайте сегодня попробуем вместе с Вами сочинить небольшую сказку. Работа с учебником стр. 44 упр.11
Вообще, сказка – это тот же рассказ, только все события в нем сказочные, волшебные. Поэтому, чтобы сочинить любую сказку, нужно использовать определенные правила и специальный план.
Первое, что нужно сделать – это определить тему, то есть то, о чем будет наш рассказ (сказка).
Второе – обязательно сформулировать основную мысль будущего рассказа, то есть для чего, с какой целью вы его пишете, чему он должен научить слушателей.
И третье – непосредственно построить рассказ по следующей схеме:
Экспозиция (кто, где, когда, что сделал)
Завязка действия (с чего все началось)
|
Развитие действия
Кульминация (самые важные моменты)
Спад действия
Развязка (чем все закончилось)
Концовка
По точно таким же правилам составляются рассказы и пишутся сочинения.
Закрепление знаний.
Итак, давайте теперь непосредственно перейдем к сочинению сказки.
Для составления сказки можно немного расширить алгоритм, чтобы было проще ориентироваться. В учебнике у вас есть начало и конец, надо придумать середину.
Подведение итога урока. Рефлексия.
Научившись грамотно составлять сказки, рассказы, пересказывать коротенькие тексты, вы в школе будет без особых проблем пересказывать, писать изложения и сочинения. Поэтому, не поленитесь и начните заниматься этим.