Тема «Современная управленческая парадигма.




Особенности менеджмента ХХI века»

План

1. Особенности современной управленческой парадигмы.

2. Современные тенденции менеджмента.

Литература для самостоятельного чтения:
1. П. Друкер «Менеджмент XXI века»;
2. О.С. Виханский и А.И. Наумов «Другой менеджмент: время перемен» // Российский журнал менеджмента. - № 3, 2004 г. (конспект);
3. П. Сенге «Пятая дисциплина: искусство самообучающейся организации», 2009 г.

 

1. Особенности современной управленческой парадигмы.

Парадигма (от греческого – пример, образец) управления - набор концепций, взглядов, ценностей, способов поведения, который формирует модель менеджмента на определенном историческом отрезке времени.

Современная управленческая парадигма – общепризнанная комплексная модель теории и практики менеджмента к настоящему моменту времени.

Основные характеристики современной управленческой парадигмы:

гуманизация управления. Признание лидирующей роли человеческого фактора в достижении успеха организаций. Вложения в человека рассматриваются не как затраты, а как инвестиции, приносящие доход. «Главная задача лидера-руководителя - помощь людям:

1. в реализации их желаний и мечтаний;

2. в стремлении быть объединенными доверием и здоровыми человеческими ценностями;

3. в раскрытии их талантов и энергии;

4. в освоении техники групповой работы» (Д. Коттер «Дорога в XXI век»).

стратегическая направленность управления. Стратегия рассматривается не только с позиций прогноза действий организации на конкурентном рынке. Современная стратегия - позиционирование компании по отношению к партнерам и альянсам;

использование системно-ситуационного подхода в управлении.

2. Современные тенденции менеджмента

Комплексное управление качеством (TotalQualityManagement (TQM)) – совокупность методов менеджмента, обеспечивающих создание качественных товаров и услуг, посредством реализации следующих элементов программы в организациях:

• активного вовлечения всех работников в процесс контроля качества;

• фокусирования внимания на диагностике потребностей потребителей продуктов труда работников и их полном и своевременном удовлетворении;

• контрольных сравнений (бенчмаркинга) – процесса сопоставления организацией достигнутых в различных видах деятельности результатов с достижениями конкурентов в целях совершенствования собственных продуктов, процессов, методов труда.

• перманентного изменения и улучшения продуктов и услуг, внутриорганизационных процессов.

Научающаяся организация (Learningorganization). Ее работники участвуют в идентификации и решении проблем, сопряженных с достижением организационных целей, что дает возможность постоянно экспериментировать, изменяться и совершенствоваться организации, личностно и профессионально развиваться сотрудникам. Через непосредственно получаемый опыт (достижение успеха и ошибки) персонал вовлекается в непрерывный процесс научения поведению, изменения сознания.

Условия функционирования научающей организации:

Командная структура. В состав команд входят сотрудники разных специальностей, совместно работающих над выполнением одних заданий, «обслуживающих» один товар или услугу;

Наделение работников властью (делегирование полномочий). В самоуправляемых командах господствует распределенное лидерство, принимаются групповые решения касательно планирования, выбора методов работы, способов стимулирования, контроля, обучения, координации деятельности с другими командами и др.

Открытость информации. В научающей организации интенсивные информационные потоки, обмен информацией, обратная связь. Каждый член организации имеет доступ к бюджетам, отчетам о прибылях и убыткам, сметам затрат отделов. Для идентификации и решения проблем предполагается, что сотрудники должны обладать достоверной и исчерпывающей информацией. Руководствуются принципом: «Лучше превысить, чем ограничить объем необходимой работнику информации».

Перманентное самосовершенствование работников. Понимание личной, групповой и организационной миссий, способность видеть невидимое и ставить перед собой цели, системное мышление, навыки активного слушания, внимательность к особенностям восприятия других людей, их картин мира – важные характеристики персонала научающихся организаций.

Групповое обучение. Обмен опытом, интенсивная групповая обратная связь, ориентация на групповую синергию – уникальный источник творчества, развития персонала.

Управление знаниями (Knowledgemanagement) – систематические усилия, направленные на поиск, формирование и использование интеллектуального капитала компании, непрерывное обучение персонала и интенсивный обмен знаниями.

Интеллектуальный капитал организации – это сумма знаний работников компании, обеспечивающая конкурентное преимущество на рынке: «...патенты, процессы, управленческие навыки, технологии, опыт, а также информация о потребителях и поставщиках.» (Stewart Т. Brainpower // Fortune. — 1991. — 3 June. — P. 42-60.)

Большую роль в управлении знаниями играют информационные системы и технологии, которые обеспечивают хранение данных и их распространение внутри организации.

«Управление знаниями – это когда нужные сведения попадают к нужным людям в нужное время, чтобы эти люди могли предпринять необходимые действия» /Б. Гейтс/.

Интранет – локальная коммуникационная сеть компании.

Экстранет – сеть, доступ к которой имеют поставщики, партнеры, покупатели и прочие сторонние лица.

Культивирование ценности знаний в организации, создание корпоративных университетов, использование передовых методов обучения (модераций, кейс-метода, деловых, ролевых, имитационных игр и др.) – особенности реализации концепции управления знаниями.

 

Управление знаниями в организации способствует:

· быстро отвечать на требования клиентов с помощью более эффективных инновационных решений и препятствовать тому, чтобы клиенты искали эти решения у конкурентов;

· быстро воплощать инновации в продукты;

· использовать интеллектуальные активы партнеров, осуществляя совместную техническую, функциональную, отраслевую экспертизу;

· ускорять обучение и передачу знаний и навыков среди персонала;

· экономить ресурсы за счет использования однажды найденных эффективных решений.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: