Профессиональный уровень.




Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

 

«ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Инженерно-экономический институт

Кафедра строительных

Материалов и технологий

 

 

КУРС ЛЕКЦИЙ

по дисциплине: «Экспертиза и инспектирование инвестиционного процесса»

Учебное пособие (I часть)

 

для студентов специальности 270115 – Экспертиза и управление недвижимостью

 

г. Череповец 2006 г.


Курс лекций по дисциплине: «Экспертиза и инспектирование инвестиционного процесса»: Учебное пособие для студентов специальности 270115 – Экспертиза и управление недвижимостью. – Череповец: ЧГУ, 2006 г.

 

В учебном пособии изложены общие системные сведения по нормативно-методологической и законодательной базе экспертизы инвестиционно-строительного процесса, форм и методов её проведения. Пособие предназначено для студентов дневной формы обучения специальности 270115.

 

 

Рассмотрено на заседании кафедры строительных материалов и технологий «24 » мая 2006 г., протокол № 8. Одобрено редакционно-издательской комиссией инженерно-экономического института ЧГУ «___»___________2006 г., протокол № ____.

 

Рецензенты: В.С.Грызлов – д.т.н., профессор кафедры СМиТ, ректор ЧГУ

З.М.Магрупова – к.экон.н., доцент кафедры экономики ЧГУ

 

 

Составитель: М.Ю.Белозор, канд.техн.наук, доцент кафедры СМиТ

 

 

Череповецкий государственный университет, 2006.


Введение

Для подтверждения или опровержения информации о полноте, точности и достоверности показателей инвестиционного проекта и действий на его осуществление - инвестиционного процесса - проводится экспертиза.

Контроль за осуществлением инвестиционного проекта посредством инвестиционного процесса и достижения конечных целей инвестиционного проекта осуществляется непрерывным его мониторингом - инспектированием инвестиционного процесса.

Инспектирование - контроль и надзор за выполнением установленных законов, правил, инструкций и директивных указаний; инспектировать - проверять правильность действий.

Экспертиза - это комплекс взаимосвязанных мероприятий и действий, результатом которых является заключение по объекту экспертизы.

Объект экспертизы - в данном случае является инвестиционный процесс.

Инвестиционный процесс - действия направленные на осуществление инвестиционного проекта.

Инвестиционный проект - совокупность организационно-технических и финансовых мероприятий, направленных на строительство, реконструкцию, ремонт нежилых помещений и модернизацию инженерного обеспечения, технологического оборудования предприятий с целью развития социально-производственной инфраструктуры города.

Государственная экспертиза - действенное средство государственного регулирования социально-экономической, научно-технической, инвестиционной, природоохранной и другой деятельности в целях снижения риска и предотвращения возможного ущерба государственным интересам при принятии и реализации федеральных, региональных, отраслевых и межгосударственных программ и проектов. Она проводится государственными экспертными органами, функции которых определены законами РФ, постановлениями Правительства и другими законодательными актами.

Государственная экспертиза организуется на принципах обязательности ее проведения в установленном порядке, независимости, научной обоснованности и объективности выводов, учета общественного мнения, ответственности за обоснованность экспертного заключения и рекомендаций и осуществляется путем анализа и комплексной оценки проектов и программ,

От качества проектов решающим образом зависят эффективность использования вкладываемых в строительство средств и ресурсов, инвестиционная активность заказчиков, строительная и эксплуатационная надежность объектов, их архитектурная выразительность, решение социальных, экологических и других проблем, множество которых накопилось во всех регионах и городах России. Главгосэкспертиза России располагает заключениями по всем главным стройкам страны. Накопленный банк данных позволяет проводить ежегодный анализ положения дел в строительной отрасли, обобщать эти данные и вносить предложения по улучшению инвестиционного процесса. За счет уточнения обоснования инвестиций, совершенствования планировочных, конструктивных и инженерных решений эксперты снижают сметную стоимость строительства и расходы ресурсов в среднем на 10÷15%. Экспертная деятельность дает возможность держать «руку на пульсе» как в проектном деле, так и непосредственно в сфере строительства. Именно эта форма работы позволяет заметить устарелость и отставание от жизни действующего законодательства, норм, правил и инструкций, поднимает вопросы установления единых и четких правил поведения. Экспертиза на современной этапе развития включила в свою работу вопросы участия общественности в обсуждении проектов, лицензирования проектной и экспертно-консультационной деятельности, подготовку данных для тендерных мероприятий; она готовит заключения по анализу финансовых аспектов работы предприятий, выполняя функции аудиторских служб; ведет сопровождение проектов. Большое место занимает оценка главных инвестиционных программ страны. Все это превратило экспертизу в важный рычаг управления.

Одна из главных задач экспертизы - дать экспертные оценки всем составляющим исходных данных, что предопределяет правильность предпроектных обоснований инвестиций, а в дальнейшем - успех и экономичность строительства.

Большое место в работе экспертизы занимают разработки и внедрение в практику компьютерной техники. Компьютеризация ведется с целью совершенствования экспертизы для повышения обоснованности ее результатов на основе применения достижений информационных технологий.

При определенном поступательном движении в работе всей системы экспертных органов России есть еще резервы для повышения эффективности ее деятельности, более активного участия в решении проблем строительного комплекса. Это, прежде всего, более глубокий и комплексный анализ проектных решений, усиление контроля за реализацией экспертных заключений, расширение масштабов экспертного сопровождения, овладение современной методологией экономической оценки эффективности капитальных вложений на базе компьютерной техники.

Все это направлено на то, чтобы в условиях экономических преобразований в нашей стране государственная экспертиза стала одним из эффективных средств реализации государственной экономической и научно-технической политики в инвестиционной сфере, что требует большой каждодневной организационной работы и находит отражение в ее планировании.

Будущее - за той экспертизой, к которой идут за советом и помощью и строитель, и заказчик, и проектировщик, и банк. Экспертиза гарантирует качество проектной продукции и несет ответственность за свои рекомендации.


РАЗДЕЛ I. ЧТО ТАКОЕ ЭКСПЕРТИЗА И ИНСПЕКТИРОВАНИЕ?

Тема 1.1 ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

Экспертиза (франц. expertuse от лат. expertus-опытный) - исследование специалистом (экспертом) каких-либо вопросов, решение которых требует специальных познаний в области науки, техники, искусства и т.д. В строительной области - вид деятельности в технологическом цикле проектирования и строительства объекта, базирующийся на исследовании, проверке, анализе и оценке обоснования инвестиций, градостроительных и проектных решений в целях целесообразности и возможности их принятия.

Экспертиза охватывает сложный комплекс сфер строительного производства и жизнедеятельности общества. Сюда относятся: жилищно-гражданское и производственное строительство; планирование и организация больших территорий (района, региона, республики и т.п.); проектирование и строительство протяженных инфраструктур (дорог, трубопроводов, ЛЭП), объектов агропромышленного комплекса и т.д. Рассматриваются как типовые, так и индивидуальные проекты. Экспертиза является одним из средств управления строительной и территориальной деятельностью для обеспечения эффективного использования природных, финансовых и трудовых ресурсов и формирования высококачественной среды жизнедеятельности населения.

По общенациональному статусу экспертиза бывает: государственная вневедомственная, ведомственная и отраслевая, общественная; по широте и глубине охвата явлений - комплексная, локальная (аспектная); социальная, экологическая, эргономическая (условия труда) и др. Одновременно бытует и такая градация: комплексная государственная экспертиза, специализированная государственная экспертиза. В этом случае определение «комплексная» подразумевает полный охват и параллельное рассмотрение разнородных взаимоувязанных задач. К специализированной экспертизе относят: ведомственную, отраслевую, техническую, экономическую, экологическую, юридическую и другие виды экспертизы.

Объектами экспертизы в народном хозяйстве являются все предметы, явления и процессы, требующие оценки; в строительстве - инвестиционные программы, бизнес-планы, градостроительная документация, технико-экономические обоснования и проекты на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений и т.п.

Субъекты экспертизы - специально уполномоченные Правительством РФ органы государственной вневедомственной экспертизы; отраслевые, ведомственные экспертные органы министерств и ведомств; предприятия, учреждения, организации, получившие в установленном порядке лицензию на проведение экспертно-консультационных услуг, специально создаваемые комиссии, группы, отдельные эксперты.

Качество и надежность экспертизы зависят от:

ü качества и обоснованности норм и правил, стандартов, эталонов, работ-аналогов;

ü полноты и комплексности материалов, представленных на заключение;

ü эрудиции и объективности экспертов, уровня организации экспертной работы.

Одна из главных задач экспертизы - дать экспертные оценки всем составляющим исходных данных, что предопределяет правильность предпроектных обоснований инвестиций, а в дальнейшем - успех и экономичность строительства. Без активности, высокой квалификации, ответственности за положение дел в инвестиционной политике экспертиза не будет выполнять своего предназначения. Экспертиза гарантирует качество проектной продукции и несет ответственность за свои рекомендации,

Эксперт - это специалист высшего уровня, способный выработать оценки или дать рекомендации, советы, предостережения и т.д., необходимые для минимизации риска принимаемых решений. «Эксперт - знаток, сведущий и опытный в деле человек» (В.Даль. Толковый словарь. Т.4. М., 1980). Эксперты приглашаются из числа ученых, инженеров, архитекторов, экономистов, коммерсантов, практиков, политиков и т.д., имеющих большой опыт в данной сфере деятельности, обладающих большим объемом информации и, как правило, профессиональным престижем.

Мнение эксперта не противостоит мнению проектировщика. Не ставя под сомнение компетентность и добросовестность проектировщика, экспертиза указывает лишь на неучтенные и не принятые во внимание факторы, последствия которых не столь незначительны, как казалось проектировщику.

К экспертам предъявляется ряд требований:

ü высокая компетентность и квалификация;

ü понимание и адекватная оценка результатов высокого уровня новизны;

ü объективность, способность увидеть ценные элементы в работе (подходе);

ü принципиальность, честность, смелость, умение отстаивать собственное мнение и уважать позиции лиц, взгляды которых не совпадают с точкой зрения эксперта;

ü отсутствие каких-либо предубеждений по отношению к авторам экспертируемой работы;

ü желательна общность взглядов и научного подхода эксперта и автора;

ü собранность, умение планировать свою работу;

ü способность соблюдения норм профессиональной этики.

Эксперт обязан:

ü обеспечивать комплексное, объективное, качественное проведение экспертизы;

ü знать и соблюдать требования законодательства;

ü проводить экспертизу на основе действующих норм, правил и стандартов;

ü соблюдать установленные сроки;

ü готовить аргументированные заключения.

Эксперт имеет право:

ü требовать предоставления необходимых материалов предварительного заключения по изучаемому вопросу;

ü отклонять представленные материалы, если они не отвечают нормам и правилам;

ü ставить вопрос о привлечении дополнительных специалистов (ученых) в случае необходимости;

ü формулировать особое мнение.

Заказчик и организатор работы обеспечивают конфиденциальность, демократичность, независимость экспертизы. Вмешательство в деятельность эксперта, связанную с проведением экспертизы, запрещается, за исключением случаев нарушения экспертом действующего законодательства. Нарушение прав эксперта подлежит защите в судебном и административном порядке. Моральный вред, причиненный нарушением прав эксперта, возмещается причинителем в соответствии с гражданским законодательством РФ.

В целях обеспечения функционирования Государственной вневедомственной экспертизы и ее территориальных органов на высоком профессиональном уровне и единой организационно-технической основе проводится систематическая аттестация кадров. Руководитель территориального органа госэкспертизы или эксперт аттестуются с учетом рассмотрения и оценки его профессионального уровня, деловых качеств и личностных свойств.

Профессиональный уровень.

Рассматриваются и оцениваются;

образовательный уровень - наличие высшего инженерного образования различного профиля (приоритет специальностям инженера-строителя, экономиста, инженера-технолога, архитектора-градостроителя и др.);

стаж работы по специальности в проектировании, экспертизе (включая работу в экспертных подразделениях других ведомств и участие в рассмотрении проектной документации в качестве нештатного эксперта), строительстве, научной деятельности по строительной тематике и других близких им направлениях - не менее пяти лет;

стаж руководящей работы в различных государственных структурах и организациях - органах управления строительством (для руководителя территориального органа экспертизы) - не менее трех лет;

профессиональная компетентность в вопросах проектирования и строительства - знание основ строительного производства, технологии и стадийности проектирования, принципов согласования градостроительной и проектно-сметной документации, организации проведения ее экспертизы и утверждения, других вопросов, имеющих большое значение для успешной работы экспертного органа;

знание действующих нормативных документов для осуществления квалифицированного контроля за соблюдением их требований при экспертизе (строительные нормы и правила, экологические, санитарно-гигиенические, специальные общероссийские и ведомственные нормативные документы, включая нормы, правила и нормативы органов государственного надзора, нормы технологического проектирования и стандарты отраслей, другие государственные нормы и правила);

знание передового отечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и экспертизы, современных методов экономической оценки инвестиционных проектов;

стремление к повышению профессионального уровня - участие в различных мероприятиях по переподготовке и повышению квалификации, самостоятельная работа с научно-технической, экономической и специальной литературой;

участие в разъяснении и популяризации в средствах массовой информации деятельности экспертного органа - выступления по радио, телевидению, публикация статей, информационных и других материалов, объективно отражающих результаты экспертизы проектной документации на строительство наиболее сложных и важных объектов в регионе;

качественный уровень подготавливаемых экспертным органом документов (экспертные заключения, обобщения результатов экспертизы, годовые отчеты, справочные материалы по отдельным вопросам, методологические разработки и др.).

Деловые качества.

Рассматриваются и оцениваются:

проявление самодисциплины и самоконтроля - своевременность и качество выполнения должностных обязанностей, ответственность за результаты работы и выполнение поручений руководства и вышестоящих организаций;

интенсивность труда - умение в короткие сроки справляться с большим объемом работ, способность управлять своим личным и коллективным временем;

способность адаптироваться к новой ситуации и существенно изменившимся условиям хозяйственной деятельности - умение принимать нестандартные подходы к решению возникающих проблем, поиск новых форм взаимодействия со многими организациями - участниками инвестиционного процесса;

умение работать с различными документами и информационными материалами;

способность в короткие сроки осваивать и использовать в
работе (своей и коллектива) современные технические средства
(компьютеры, оргтехнику и т.д.).

Личностные свойства.

Рассматриваются и оцениваются:

производственная этика, стиль общения – способность контактировать и работать с окружающими людьми, умение создать доброжелательные отношения в коллективе, быстро, справедливо и на законной основе разрешать возникающие конфликтные ситуации;

способность к объективной самооценке, умение воспринимать заслуженную критику вышестоящих руководителей и подчиненных, делать правильные выводы из допущенных ошибок и упущений;

способность к творческой деятельности, здоровая предприимчивость, умение пойти на оправданный риск при принятии сложных и неоднозначных решений;

умение наладить деловые отношения с клиентами.

При аттестации руководителей территориальных организаций государственной вневедомственной экспертизы кроме того принимаются во внимание следующие качества:

обладание административными и организаторскими способностями;

умение наладить квалифицированное и объективное рассмотрение документации на строительство в установленные сроки;

способность прогнозировать и планировать работу экспертного органа, координировать и регулировать ее выполнение, контролировать и анализировать работу подчиненных;

наличие авторитета и уважения среди отдельных сотрудников и в коллективе в целом, способность к неформальному лидерству в коллективе;

умение извлекать коммерческую выгоду из договорных
взаимоотношений с частными инвесторами, распоряжаться всеми
финансовыми ресурсами, справедливо оценивать качественный
уровень работы специалистов и принимать решения по их экономическому стимулированию.

О данных эксперта можно судить по сведениям, содержащимся в его профессиональном паспорте, который является основным информационным элементом банка данных об экспертах. Важным компонентом паспорта являются сведения об основных результатах деятельности в сфере научно-технической экспертизы.

Инспектирование - это проверка правильности действий, контроль и надзор за выполнением установленных законов, правил, инструкций и директивных указаний. Инспектирование осуществляет контроль за инвестиционно-строительным процессом как непрерывный его мониторинг; контроль качества строительства и обеспечения эксплуатационной надежности построенных зданий и сооружений. Эту функцию выполняют органы Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации.

Госархстройнадзор Российской Федерации, представляемый инспекциями соответствующих уровней, осуществляет выборочные проверки качества строительной продукции с целью защиты прав и интересов потребителей посредством обеспечения соблюдения участниками строительства нормативного уровня качества, строительной безопасности и эксплуатационной надежности возводимых и законченных строительством объектов. Выборочным проверкам подлежит новое строительство, расширение, реконструкция зданий и сооружений производственного и непроизводственного назначения за исключением объектов, контролируемых специальными государственными надзорными органами.

Инспекции Госархстройнадзора Российской Федерации в пределах своей компетенции осуществляют выборочные проверки качества строительства объектов, производимых строительных материалов, изделий и конструкций вне зависимости от ведомственной принадлежности и форм собственности участников строительства, по своему усмотрению выбирая формы и методы проверок для реализации возложенных на них функций.

Инспектирование или другими словами надзор за проектированием и строительством осуществляется в виде оперативного и выборочного контроля; экспертного сопровождения того или иного проекта (программы). Экспертиза тесно взаимодействует с проектными организациями, которым предоставлены права авторского надзора за строительством предприятий, зданий и сооружений; с заказчиками-застройщиками, осуществляющими технический надзор; государственным архитектурно-строительным надзором, на который возложен контроль за качеством строительства и обеспечение эксплуатационной надежности построенных зданий и сооружений; лицензионными центрами, для которых заключение экспертизы является основой при выдаче разрешений на проведение проектно-строительной, экспертно-консультативной деятельности.

Тема 1.2 МЕСТО И РОЛЬ ЭКСПЕРТИЗЫ

Экспертиза в строительстве проводит анализ и оценку эффективности и качества выполненных обоснований инвестиций, программ, проектов, архитектурно-строительных, конструкторских и научно-исследовательских работ, относящихся к строительству, модернизации, реконструкции, перепрофилированию и сносу зданий и сооружений, к организации и использованию территорий. Эту работу ведут эксперты - специалисты высшего уровня, способные дать оценки и выработать рекомендации, советы, предостережения, необходимые для минимизации риска принимаемых решений. Эксперт не повторяет и не должен повторять путь проектировщика. В его задачу в соответствии с установленным порядком входит оценка инженерных, экономических, экологических, социальных и прочих последствий строительства. Такой подход требует использования в качестве средства труда специфического информационного инструмента, позволяющего достаточно быстро производить укрупненные оценки проектов и соизмерять их с задачами и целями государственной политики в этой или иной области.

Экспертиза рождалась вместе с мышлением человека, способностью его анализировать и делать из этого выводы. Важное место экспертизы, общественных начал в деле строительства хорошо прослеживается на историческом примере постройки купола собора Сайта Мария дель Фьоре во Флоренции, являющегося одной из вершин строительного искусства. Проектирование и постройка собора на протяжении 150 лет были величайшим событием для Флоренции, имевшим широкий общественный резонанс. Начало возведения его относится к 1294 г. Первоначальный архитектурный замысел связывают с Арнольфо ди Камбио. Вехой в истории строительства был 1367 г., когда стал вопрос о переделке построенных стен здания в связи с устройством покрытия над ним. Была создана комиссия из экспертов. Большинство специалистов было против переделки уже построенной части здания. По мнению членов комиссии, возведение купола надо было провести без разборки выложенных стен, а напротив, достраивая их части и согласовывая с требованиями по устройству перекрытия. Дискуссию вынесли на референдум, в котором приняли участие жители города. После такой общественной экспертизы было принято решение и утверждена модель собора. Этому решению неукоснительно следовали вплоть до момента, когда Филиппе Брунеллески, (1377 - 1446 гг.) создал новую модель купола, в свою очередь принятую в качестве обязательной. Первый рисунок купола, выполненный Брунеллески, датируется 1417 г. Высота основания купола от земли - 55 м, высота свода с фонарем - 55 м, наружный диаметр - 55 м, внутренний диаметр - 45 м.

Рисунок отдали на экспертизу известному математику - маэстро Джованни дель Аббоко, сделавшему ряд замечаний, которые касались главным образом профиля ребер и величины радиуса. Была создана монументальная модель купола в масштабе примерно 1:8 и выставлена на всеобщее обозрение. За ее возведением наблюдали четыре мастера-эксперта. 17 декабря 1418 г. был созван Большой совет из консулов гильдии делла Лана, чиновников строительного управления, экспертов. Совет рекомендовал модель Брунеллески с условием, что им будут использованы от дельные удачные находки Гиберти, а также замечания экспертов и некоторые полезные предложения, содержавшиеся в отвергнутых конкурсных проектах. В 1429 г, было замечено, что боковые стены собора дали трещины. Эксперты высказали опасение, что это случилось в результате чрезмерной нагрузки от воздвигаемого купола. Брунеллески предложил для укрепления стен построить боковые капеллы, которые выполняли бы роль контрфорсов. По дошедшим до нас описаниям празднества освящения купола проходили в 1436 г. После этого строительство собора продолжалось еще ряд лет.

У нас в стране системная работа по организации и контролю за строительством связывается с Петром Великим, по указу которого была организована «Канцелярия от строения» (11 февраля 1721 г.). Она имела право надзора за всеми постройками не только в городах, но и селах. В Петровское время Канцелярия (комиссия) строений обсуждала проекты, выполненные отдельными мастерами, и делала по ним заключения перед утверждением императором. По существу, она выполняла функции экспертизы. Позднее (1737 г.) в самой комиссии были развернуты проектно-планировочные работы.

При осуществлении проектов крупных сооружений создавались комиссии (комитеты). Их место и роль можно проследить на примере проектирования и строительства Исаакиевского собора в Петербурге, архитектором О.Монферраном (1786 - 1858 гг.). Через два года после начала строительства архитектор Модюи представил записку с замечаниями. Критика проекта сводилась к трем основным положениям: сомнению в прочности фундамента; сложности создания связи старой части здания с новой частью постройки и возможности в связи с этим неравномерной осадки; к неправильному проектированию купола. На заседании Академии художеств 21 октября 1820 г. была рассмотрена докладная записка Модюи. Присутствующие признали, «... что предмет читанной записки есть дело великой важности и заслуживает прилежного рассмотрения…». Выводы доложили императору. Был создан «Комитет для рассмотрения замечаний архитектора Модюи на строительные работы Исаакиевского собора». Монферран учел советы и замечания экспертов - крупнейших архитекторов и инженеров того времени, творчески использовал их предложения и создал новый проект перестройки собора, значительно лучше и технически совершеннее первого. Официально руководство работами осуществляла «Комиссия по строению Исаакиевского собора», утвержденная императором Александром I в 1818 г. Аналогично в Москве (1826 г.) был образован «Комитет для рассмотрения проекта и работ сооружаемого храма «Христа Спасителя».

«Канцелярия от строения» затем переросла в Технико-строительный комитет Министерства внутренних дел России. В соответствии со Строительным уставом в компетенцию комитета входили рассмотрение и экспертиза проектов планировки городов при передаче их на высочайшее утверждение; утверждение проектов, поступавших из губернских правлений; проектирование подведомственных министерству сооружений, имевших общегосударственное значение. Проекты памятников, церквей и монументальных зданий, сооружавшихся на общественные и государственные средства, полагалось представлять для рассмотрения в Академию художеств. Примером может служить постройка римско-католического костела в г. Пензе (автор - инженер Арцишем). Проект рассматривался экспертной комиссией, созданной Технико-строительным комитетом Министерства внутренних дел, которая пришла к выводу, что материал составлен удовлетворительно, и он был утвержден к исполнению.

Инициативу в деле урегулирования и застройки городов Строительный устав передавал городским Управам. В связи с этим в Управах отдельных крупных городов сосредоточивались значительные силы строителей и архитекторов.

В обстановке общественных и духовных перемен в России начала века, когда важнейшим фактором исторического процесса стада революция, тема становления нового, выдвижения организационных идей перестройки строительного дела занимала большое место, но не смогла найти реального воплощения. Между предложениями передовых архитекторов и инженеров кануна Октября и реалиями советского времени нет принципиальной разницы, напротив, они генетически связаны. На этой почве в 1918 г. был создан Главный комитет государственных сооружений ВСНХ (Главкомгосоор). Эта организация претерпела много трансформаций и в процессе эволюционного развития в 1950 г. переросла в Государственный комитет СМ СССР по делам строительства (Госстрой СССР). Главное управление государственной экспертизы сформировано как самостоятельный главк Госстроя СССР в 1962 г. До этого функции экспертизы рассредоточивались по комплексным отраслевым подразделениям Комитета. По совершенствованию экспертной работы принято много различных постановлений. Наиболее существенное влияние оказали четыре документа:

Постановление Совета Министров СССР «Об улучшении экспертизы проектов и смет на строительство (реконструкцию) предприятий, зданий и сооружений», принятое в мае 1973 г., которое повысило ответственность экспертных органов за качество проведения экспертизы проектов и смет. Во исполнение этого постановления были осуществлены мероприятия, направленные на повышение действенности экспертизы как средства контроля за качеством проектов, внедрением в производство новейших научно-технических достижений и эффективностью капитальных вложений;

Постановление Совета Министров РСФСР от 29 сентября 1987г. № 386, которым создано Главное управление государственной вневедомственной экспертизы при Госстрое РСФСР (Главгосэкспертиза РСФСР). Штатная численность работников определена в 144 единицы. До этого отдел в составе Госстроя России имел около 40 работников. Крупная и важная реформация сопровождалась переводом на полный хозрасчет. Организация приобрела статус юридического лица. Главгосэкспертиза РСФСР, управления государственной вневедомственной экспертизы при госстроях автономных республик, управления (бюро) государственной вневедомственной экспертизы при крайисполкомах, облисполкомах, Московском и Ленинградском горисполкомах составили систему экспертных органов Госстроя РСФСР;

Постановление Правительства РФ от 20 июня 1993 г. № 585 «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства», которое было оперативно принято в связи с тем, что ход последних реформ, демократизация в обществе, хозяйственно-предпринимательская деятельность, переход к рыночным отношениям, в том числе в инвестиционной сфере, под лозунгом «можно все, что не запрещено законом» (а тогда правового вакуума было предостаточно) порождали зачастую обстановку анархии и вседозволенности в проектировании и строительстве. В развитие последнего постановления уточнен действующий порядок проведения госэкспертизы в соответствии с законами РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации», «Об охране окружающей природной среды» и «Об основах градостроительства в России»;

Градостроительный Кодекс Российской Федерации принятый Государственной Думой 8 апреля 1998 года и одобренный Советом Федерации 22 апреля 1998 года, регулирующий отношения в области создания системы расселения, градостроительного планирования, застройки, благоустройства городских и сельских поселений развития их инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, рационального природопользования, сохранения объектов историко-культурного наследия и охраны окружающей природной среды в целях обеспечения благоприятных условий проживания населения.

Градостроительный Кодекс РФ определяет компетенцию органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, права и обязанности граждан и юридических лиц в области градостроительной деятельности, роль градостроительной документации и градостроительных регламентов в регулировании использования территория РФ, а также ответственность за нарушение законодательства РФ о градостроительстве.

За прошедшие годы проделана большая организационно-методическая работа по приведению нормативных актов на федеральном, местном и ведомственном уровнях, в соответствие с новым законодательством. На сегодняшний день со всеми министерствами имеются договоры о разграничении функций по экспертизе и утверждению проектов на строительство. Все это дало важный импульс в инвестиционной деятельности, укрепило позиции государственной экспертизы. Совместно с Управлением лицензирования, Главной инспекцией Государственного архитектурно-строительного надзора разработаны и направлены всем администрациям субъектов Федерации Положение и рекомендации по взаимодействию экспертизы, архстройнадзора и лицензионных центров в решении проблем качества проектирования и строительства. Все эти меры позволили изменить ситуацию к лучшему. Большинство территориальных экспертных управлений прочно заняли свое место в регионе, хорошо взаимодействуют с администрацией, заказчиками, архстройнадзором, лицензионным центром, центрами ценообразования и с местными проектными организациями. Появилось много новых интересных форм и методов работы, укрепился кадровый состав, заметно активизировалась инициатива самих руководителей органов экспертизы в решении проблем качества проектирования.

Осуществлен широкий круг экономических мер по повышению инвестиционной активности, ликвидации кризиса неплатежей, внедрению вексельной системы расчетов, обеспечению авансирования подрядных организаций, сокращению налогового бремени и ряд других мер, в том числе по формированию полноценного рынка с конкурентной средой. Большая работа прове



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: