Структура речевого дефекта определяет многоплановость коррекционного процесса и требует комплекснойработы. В этом комплексе важное значение уделяется формирование чувственного восприятия, т.е. сенсорное воспитание, так именно оно является основой всего процесса знакомства детей с окружающим миром и выработки у них элементарных представлений о явлениях природы и общественной жизни. Чувственное познание является основой формирования конкретного, а затем и логического мышления. Также, оно служит важной основой для формирования мышления и речи.
Важное значение для умственного развития детей имеет изобразительная деятельность, т.к. она является специфическим образным средств познания действительности. В свою очередь умственное развитиедетей тесно связано с развитием речи.
На уроках по изобразительной деятельности учащиеся знакомятся с новыми словами, учатся понимать, различать и, употреблять слова, обозначающие различные признаки предметов и действий.Различный наглядный материал, способствует уточнению названий предметов, действий признаков. На занятиях дети учатся вслушиваться в короткие фразыпедагога, понимать смысл постепенно усложняющихся высказываний, новых слов, уточняют их лексические, фонетические, грамматические оттенки. Слово помогает детям в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмыслении процессов изображения.
Формирование восприятия и осознание речи детьми происходит значительно быстрее в продуктивной деятельности, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет важное значение для выполнения различной деятельности. Разнообразные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что в процессе ее реализации можно создавать проблемные ситуации, способствующие активизации речевой деятельности. Возникающие проблемные ситуации развивают коммуникативную направленность речи.
|
Изобразительная деятельность оказывает значительноевоспитательное,познавательноеи коррекционное влияние благодаря своей наглядности.Дети быстрееи эффективнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты.
Материал, которыйиспользуется на занятиях, применяется на различных этапах коррекционной работы с разными речевыми целями, а его использованиеменяется в зависимости состоянияречидетей. Определенный набор фраз, слов, произносимых логопедом во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным. Уточняется структурный облик слова, оно прочно входит сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка во всем многообразии его форм. Для этого на занятиях необходимо ежедневно использовать весь наглядный материал: оречевлять демонстрируемые действия, предметы оборудования, их признаки и назначение.
Чтобы дети быстрее усвоили названия материала, необходимо течение всегогода постепенно создавать условия для самостоятельного посильного выполнения поручений логопеда, как до занятий, так и после них. Дети играяили раскладывая, убираяэтот материал со стола, производя разнообразные действия, усваивают названия разнообразного материала.
Продуктивная деятельность оказывает благоприятное влияние на развитие речи, в основном тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. В процессе продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с его признаками. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связь слова с действием: необходимо показать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Значительно труднее показать через картину связь слова с движением или состоянием предмета. В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. На занятиях по изобразительной деятельности, дети легко усваивают последовательность действий и причинно-следственную взаимосвязь различных действий и явлений.
|
На занятиях необходимоакцентировать внимание детей на выразительности полученного изображения. Задания по изобразительной деятельности должны строиться так, чтобы ввести ребенка в образную ситуацию, которая поможет ему эмоционально воспринять созданный вместе педагогом рисунок, лепку, аппликацию. Необходимо также привлекать образные сравнения, стихотворные тексты, которые помогают создать характеристику предмета, развивают у детей образное восприятие, обогащают речь выразительными средствами.
У детей с общим недоразвитием речи важно специально воспитывать умение воспринимать речь в процессе рисования, а затем совмещать свою деятельность с речью. Словесные обозначения помогают детям выделять в предметах их признаки («Ленточки красные, длинные, красивые»). Слово помогает осмыслению процесса изображения. Ребенок с общим недоразвитием речи неспособен к самостоятельному всестороннему наблюдению изображаемых предметов. Поэтому очень велика роль педагога в выработке у детей умения прослеживать особенность формы, контур предмета и его частей, цвет и другие признаки (мяч большой, круглый, красный).Грубые сенсорные нарушения особенно характерны для I и II уровней речевого развития.На II и IIIуровнях речевого развития начинает формироваться связная речь детей и появляется возможность начать работу по развитию фонематического слуха. На этих уровнях задачи сенсорного воспитания приближаются к задачам, сформулированным для детей с нормальным речевым и психологическим развитием. Следовательно, задачей сенсорного воспитания является знакомство детей с отдельными свойствами предметов и обучение обобщенным приемам обследования предметов окружающей действительности.