Роль уроков изобразительной деятельности в процессе коррекционной работы с детьми речевой школы




Структура речевого дефекта определяет многоплановость коррекционного процесса и требует комплекснойработы. В этом комплексе важное значение уделяется формирование чувственного восприятия, т.е. сенсорное воспитание, так именно оно является основой всего процесса знакомства детей с окружающим миром и выработки у них элементарных представлений о явлениях природы и общественной жизни. Чувственное познание является основой формирования конкретного, а затем и логического мышления. Также, оно служит важной основой для формирования мышления и речи.

Важное значение для умственного развития детей имеет изобразительная деятельность, т.к. она является специфическим образным средств познания действительности. В свою очередь умственное развитиедетей тесно связано с развитием речи.

На уроках по изобразительной деятельности учащиеся знакомятся с новыми словами, учатся понимать, различать и, употреблять слова, обозначающие различные признаки предметов и действий.Различный наглядный материал, способствует уточнению названий предметов, действий признаков. На занятиях дети учатся вслушиваться в короткие фразыпедагога, понимать смысл постепенно усложняющихся высказываний, новых слов, уточняют их лексические, фонетические, грамматические оттенки. Слово помогает детям в познании всех сторон изобразительной деятельности, осмыслении процессов изображения.

Формирование восприятия и осознание речи детьми происходит значительно быстрее в продуктивной деятельности, так как речь приобретает действительно практическую направленность и имеет важное значение для выполнения различной деятельности. Разнообразные виды продуктивной деятельности благоприятны для развития речи и тем, что в процессе ее реализации можно создавать проблемные ситуации, способствующие активизации речевой деятельности. Возникающие проблемные ситуации развивают коммуникативную направленность речи.

Изобразительная деятельность оказывает значительноевоспитательное,познавательноеи коррекционное влияние благодаря своей наглядности.Дети быстрееи эффективнее усваивают речевой материал, если в качестве наглядной опоры используются натуральные объекты.

Материал, которыйиспользуется на занятиях, применяется на различных этапах коррекционной работы с разными речевыми целями, а его использованиеменяется в зависимости состоянияречидетей. Определенный набор фраз, слов, произносимых логопедом во всевозможных речевых комбинациях, делает слово мобильным. Уточняется структурный облик слова, оно прочно входит сначала в пассивный, а затем в активный словарь ребенка во всем многообразии его форм. Для этого на занятиях необходимо ежедневно использовать весь наглядный материал: оречевлять демонстрируемые действия, предметы оборудования, их признаки и назначение.

Чтобы дети быстрее усвоили названия материала, необходимо течение всегогода постепенно создавать условия для самостоятельного посильного выполнения поручений логопеда, как до занятий, так и после них. Дети играяили раскладывая, убираяэтот материал со стола, производя разнообразные действия, усваивают названия разнообразного материала.

Продуктивная деятельность оказывает благоприятное влияние на развитие речи, в основном тем, что ребенок сам непосредственно действует с предметами. В процессе продуктивной деятельности создаются условия для осуществления тесной связи слова с действием, с его признаками. Обеспечить связь слова с предметом значительно легче, чем связь слова с действием: необходимо показать сам предмет, игрушку или муляж, наконец, можно использовать картинку. Значительно труднее показать через картину связь слова с движением или состоянием предмета. В изобразительной деятельности это происходит естественно, поскольку ребенок сам выполняет разнообразные действия. На занятиях по изобразительной деятельности, дети легко усваивают последовательность действий и причинно-следственную взаимосвязь различных действий и явлений.

На занятиях необходимоакцентировать внимание детей на выразительности полученного изображения. Задания по изобразительной деятельности должны строиться так, чтобы ввести ребенка в образную ситуацию, которая поможет ему эмоционально воспринять созданный вместе педагогом рисунок, лепку, аппликацию. Необходимо также привлекать образные сравнения, стихотворные тексты, которые помогают создать характеристику предмета, развивают у детей образное восприятие, обогащают речь выразительными средствами.

У детей с общим недоразвитием речи важно специально воспитывать умение воспринимать речь в процессе рисования, а затем совмещать свою деятельность с речью. Словесные обозначения помогают детям выделять в предметах их признаки («Ленточки красные, длинные, красивые»). Слово помогает осмыслению процесса изображения. Ребенок с общим недоразвитием речи неспособен к самостоятельному всестороннему наблюдению изображаемых предметов. Поэтому очень велика роль педагога в выработке у детей умения прослеживать особенность формы, контур предмета и его частей, цвет и другие признаки (мяч большой, круглый, красный).Грубые сенсорные нарушения особенно характерны для I и II уровней речевого развития.На II и IIIуровнях речевого развития начинает формироваться связная речь детей и появляется возможность начать работу по развитию фонематического слуха. На этих уровнях задачи сенсорного воспитания приближаются к задачам, сформулированным для детей с нормальным речевым и психологическим развитием. Следовательно, задачей сенсорного воспитания является знакомство детей с отдельными свойствами предметов и обучение обобщенным приемам обследования предметов окружающей действительности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: