Значение изобразительного искусства для всестороннего развития ребенка




Лекция 1. Эстетическое развитие и воспитание детей с нарушениями речи. Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание.

План лекции

1. Понятие изобразительного искусства.

2. Значение изобразительного искусства для всестороннего развития ребенка.

3. Цели и задачи обучения изобразительной деятельности в речевой школе.

4. Роль уроков изобразительной деятельности в процессе коррекционной работы с детьми речевой школы.

Список основных терминов: изобразительное искусство, живопись, скульптура, графика, фотоискусство, декоративно-прикладное искусство сенсорное воспитание, наглядно-образное мышление.

Понятие изобразительного искусства

Искусство – это один из видов деятельности человека, в котором художественно отображается его внутренний мир и мир, который его окружает. В масштабах общества, искусство определяется как особый способ познания и отражения действительности, одна из форм художественной деятельности общественного сознания и часть духовной культуры человека и всего человечества, многообразный результат творческой деятельности всех поколений. Искусствоопределяют как собственно творческую художественную деятельность, так и её результат - художественное произведение.

Изобразительное искусство (искусство запечатления образов) – раздел пластических искусств, вид художественного творчества. Его целью является воспроизводство окружающего мира. Понятие объединяет различные виды живописи, скульптурыи графики.

Изобразительные искусства классифицируют по объектам приложения творческих усилий, используемым художественным и техническим средствам и исторически сложившимся концепциям творчества:

· живопись;

· графика;

· скульптура;

· декоративно-прикладное искусство;

· фотоискусство.

Значение изобразительного искусства для всестороннего развития ребенка

Изобразительная деятельность играет важнуюроль во всестороннемобучении и воспитанииребенка. В процессе создания изображения у детей развиваются наблюдательность, творческие способности, художественный вкус и эстетическое восприятие. Благодаря изобразительной деятельностиребенок может доступными средствами выразить собственное эмоциональное состояние, отношение к окружающему миру.

Изобразительная деятельность взаимосвязана с сенсорно-моторным развитием. Непосредственное, чувственное знакомство детей с предметами и явлениями, их свойствами и качествами, составляют линию сенсорного воспитания.

Занятия изобразительной деятельностью способствует развитиювсех мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение. Во время наблюдения, при обследовании различных предметов и их составляющих, детей учат определять форму предметов и их частей, размер и расположение элементов в предмете, их цвет. Изображения разнообразных по форме предметов требует их сопоставления и установления различий между ними. Дети обучаются сравнению предметов и явлений, выделять в них общее и частное, находить предметы со сходными признакам.

Формирование представлений о различных предметах требует овладения знаниями об их свойствах и качествах, форме, цветах, величине, положении в пространстве. Учащиеся находят эти качества, соотносят предметы, находят в них сходства и различия, т.е. выполняют различные умственные действия. Таким образом, занятия изобразительной деятельностью способствуют развитию наглядно-образного мышления.

В процессе изобразительной деятельности у детей развивается речь: происходит усвоение названий различных форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений. Все это способствует обогащению словарного запаса. Высказывания в процессе наблюдения за предметами, при их обследовании, при рассмотрении рисунков и картин художников, положительно воздействуют на расширение лексического запаса детей и формирование у них связной речи. Применение образных сравнений, использование стихов для эстетического описания предметов, способствует развитию просодической стороны речи.

В процессе изобразительно деятельности, возникают условия для формирования таких качеств личности, как любознательность,инициативность,интерес и самостоятельность.Развитие трудолюбия связано с формированием таких волевых качеств как:настойчивость,внимание, выдержка. В процессе изобразительной деятельности объединяются умственная и физическая активность. Для создания любого продукта деятельности необходимо приложить усилия, выполнить различные действия, овладеть необходимыми умениями.

В процессе изобразительной деятельности возникают благоприятные условия для воспитания эстетического восприятия, которые постепенно переходят в эстетические чувства.Для развития изобразительных способностей детей и для их эстетического воспитания, большое значение оказывает знакомство с произведениями изобразительного искусства. Выразительность образов в картинах, скульптурах, произведениях прикладного искусства помогают детям ярче воспринимать различные явленияи подбирать образные выражения собственных впечатлений в рисунках,аппликации, лепке. Постепенно у детей формируется художественный вкус.Таким образом, изобразительное искусство оказывает влияние на всестороннее развитие ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: