I. В ходе сегодняшней лекции мы с вами обратим внимание на особенности построения простых предложений в русском языке, охарактеризуем трудные случаи согласования главных членов предложений, отметим нарушения в речи, связанные с использованием однородных членов, причастных и деепричастных оборотов.
Что такое синтаксические нормы русского языка и что они регулируют? Синтаксические нормы – правила построения словосочетаний, простых и сложных предложений.
Центральной единицей синтаксиса является простое предложение. Оно представляет собой минимальную самостоятельную единицу сообщения, способную относить сообщаемое в определенный временной план (реальный или нереальный) (Лес шумит; Студент прочитал работу; Утром будет рассвет; Ученик читал бы).
При образовании предложения слова и словосочетания объединяются синтаксическими отношениями, которые отражают отношения, существующие между явлениями в реальной действительности. Ср.: На севере диком стоит одиноко на голой вершине сосна (М. Ю. Лермонтов). Свойство простого предложения относить сообщение в определенный временной план (реальный или нереальный) называется предикативностью. Предикативность является грамматическим значением простого предложения. Из грамматического устройства простого предложения видно, что предложение может быть как двухкомпонентным (Лес шумит), так и однокомпонентным (Лес. Светает).
Предикативную основу двухкомпонентного предложения составляет подлежащее и сказуемое (Солнце спускалось в море), между которыми возникают отношения координации. Координация (лат. con – с, вместе, совместно + ordinatio – упорядочение, расположение) в понимании Н. Ю. Шведовой – синтаксическая связь (формальная или смысловая), при которой происходит уподобление форм сказуемого формам подлежащего. Например, в предложении Девочка читает книгу мы видим уподобление формы сказуемого форме подлежащего (согласование в роде, числе). Это типичный пример координации в русском двусоставном предложении.
II. Далее рассмотрим особые случаи координации между подлежащим и сказуемым, незнание которых может привести к синтаксическим нарушениям в речи.
ü Если подлежащее в своем составе имеет собирательное существительное с количественным значением (большинство, меньшинство, ряд, часть и др.), сказуемое может стоять в единственном числе (грамматическое согласование) и во множественном числе (согласование по смыслу).
1. Сказуемое ставится в форме единственного числа, если собирательное существительное не имеет управляемых слов: Большинствосдало экзамены на отлично.
2. Сказуемое ставится в форме единственного числ а, если собирательное существительное управляет словом в родительном падеже единственного числа: Подавляющее большинство населения пришло на выборы.
3. Если же собирательное существительное управляет словом в родительном падеже множественного числа, сказуемое может ставиться как в форме единственного, так и в форме множественного числа. Ср.: Большинство школьников пришло на линейку в нарядных синих костюмах. – Большинство спортсменов отметили высокий уровень организации соревнований.
ü Если подлежащее выражено количественно-именным сочетанием (Две подруги гуляют в парке), то сказуемое может иметь форму как единственного, так и множественного числа.
1. Форма единственного числа сказуемого указывает на совместное совершение действие, форма множественного числа – на раздельное совершение действия. Ср.: Шесть школьников отправилось на олимпиаду (все вместе). – Шесть школьников отправились на олимпиады (каждый на свою).
2. Форма единственного числа сказуемого указывает на совокупность предметов, множественное – на отдельные предметы. Ср.: К началу экзамена явилось десять студентов. – Десять студентов окончили институт с отличием.
3. Если необходимо обозначить меру веса, пространства, времени и т. д., следует использовать форму единственного числа сказуемого: На выполнение всей работы понадобится шесть месяцев.
4. Сказуемые-глаголы (обычно со значением протекания времени) ставятся в форме единственного числа, если в составе количественно-именного сочетания (обычно оборота) имеются слова лет, месяцев, дней, часов и т. д., например: Прошло сто лет.
5. При числительных два, три, четыре, двое, трое, четверо сказуемое обычно ставится в форме множественного числа, например: Все три брата выглядели совершенно одинаково. Но сказуемые-глаголы со значением состояния, а не действия обычно в этих случаях употребляются в форме единственного числа: В комнате вдоль стены стояло три одинаковых кресла.
6. Если составное подлежащее оканчивается на слово один, сказуемое обычно имеет в форму единственного числа: Тридцать один участник соревнований не смог завершить дистанцию.
7. Если в составе подлежащего присутствуют ограничительные слова всего, лишь, только, сказуемое обычно ставится в форме единственного числа: На финальный концерт пришло всего лишь сто человек.
8. Форму единственного числа приобретает сказуемое, если в подлежащее входят существительные со значением неопределенного количества (масса, уйма, бездна, пропасть и т. п.): У меня тогда каждый день была масса дел.
Теперь рассмотрим еще один случай координации. Если подлежащее выражено несклоняемым существительным, аббревиатурой и нерасчленимой группой слов.
1. Если подлежащее выражено неизменяемой частью речи, перешедшей в разряд существительных, то сказуемое имеет форму единственного числа, а в прошедшем времени – форму среднего рода: В зале раздалось его тихое «ах».
2. Если подлежащее выражено заимствованным несклоняемым словом (пальто, кофе, шимпанзе, иваси, салями, Сухуми и т.д.), сказуемое согласуется в соответствии с его грамматическим родом. Например, вкусный кофе подан.
3. Если аббревиатура (сложносокращенное слово) изменяется по падежам, как обычные слова, то сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу, например: В прошлом году наш вуз выпустил сотни молодых специалистов.
Несклоняемые аббревиатуры обусловливают род сказуемого своим главным, стержневым словом: ООН (Организация Объединенных Наций) выступила с новыми инициативами.
4. При подлежащем – условном названии (названии газет, журналов, книг, пароходов и т.д.) действует принцип грамматического согласования по форме: «Известия» увеличили свой тираж.
Если условное название – несклоняемое слово, то сказуемое ставится в форму среднего рода или согласуется с родовым наименованием по отношению к данному слову.
III. В простом предложении между словами может возникать не только координация, но и сочинительная связь. Например: На столе лежали книги, журналы и газеты. Слова книги, журналы и газеты являются однородными членами предложения.
В предложениях могут возникать ошибки в сочетаниях однородных членов в следующих случаях:
1. Если в нейтральном стиле речи соединяются в качестве однородных членов несопоставимые (вещественно неоднородные) понятия (Он покраснел от смущения и от быстрой ходьбы).
2. Если наблюдается лексическая сочетаемость одного из однородных членов с общим для них словом в предложении, например: В ходе прений был внесен ряд предложений и замечаний (замечания не «вносят», а делают).
3. Не сочетаются в качестве однородных членов видовые и родовые понятия, например: В гастрономическом магазине имеется большой выбор пирожных, кондитерских изделий, фруктов и вин (пирожные – вид кондитерских изделий).
4. Каждая из частей сопоставительного (двойного) союза ставится перед соответствующим однородным членом; изменение этого порядка обычно приводит к нарушению стилистической нормы, например: Необходимо не только обратить внимание на знания учащихся, но и на их практические навыки (следует: Необходимо обратить внимание не только на знания учащихся, но и на их практические навыки).
IV. Еще одна группа норм в области синтаксиса связана с использованием в речи причастных и деепричастных оборотов. Значимо, что они придают речи книжный характер.
Использование причастий
1. Может быть использована неточная форма времени причастия в предложении: Работа была выполнена в течение пяти дней вместо предполагаемых шести (предположение относится к прошлому, поэтому не подходит форма настоящего времени причастия предполагаемых; правильная форма для данного случая – предполагавшихся).
2. Значение залога учитывается в формах причастий на -ся: в них возможно смешение возвратного и страдательного значений. Поэтому неудачным оказывается сочетание коровы, отправляющиеся на убой (вместо: коровы, отправляемые на убой).
3. В современном литературном языке не употребляются формы действительных причастий на -щий от глаголов совершенного вида (со значением будущего времени): вздумающий составить, попытающийся уверить, сумеющий объяснить.
4. Причастный оборот может находиться или после определяемого слова (письмо, полученное от автора), или перед ним (полученное от автора письмо), но не должен включать в себя определяемое слово (полученное письмо от автора).