Международная торговля услугами не является новым явлением. В условиях развития внешней торговли, расширения сотрудничества с международными экономическими и финансовыми институтами появилась острая необходимость в освоении новых путей повышения качества и эффективности таможенного обслуживания в целях максимального содействия развитию внешнеторговой деятельности.
Таможенное администрирование, являясь неотъемлемой частью системы государственного управления внешнеторговой деятельностью. Таможенные услуги проявляются как особая форма экономической деятельности, которая может способствовать созданию благоприятных условий, либо устанавливает определенные барьеры для осуществления внешнеторговой деятельности.
Далеко не все проблемы во внешнеторговом обороте рождают таможенные службы. Есть ещё достаточно много так называемых «серых брокеров», которые провоцируют добропорядочных участников ВЭД сэкономить на таможенных пошлинах, налогах при пересечении товарами таможенной границы. Эти схемы налоговой "оптимизации" многим известны, приведу лишь несколько: занижение таможенной стоимости товара, подмена в таможенном налогообложении более дорогих кодов ТНВЭД на более дешевые, занижение веса товара и его количества, и так далее. Но все эти методы только до первого профессионального и принципиального таможенника. И вот заведено дело о нарушении таможенных правил, развитие которого чревато не только крупными штрафами, но и потерей товара, а также уголовным преследованием. После такого события вряд ли участник ВЭД когда-либо пойдет на повтор «оптимизационного» рецидива. Но такие исключения лишь подтверждают общее правило – на всем пути перемещения товаров управлять им должны профессионалы, только это позволит создать уполномоченную цепь поставок и добиться реального ускорения и облегчения в международной торговле.
|
Таможенно-налоговые обязательства относятся к сфере услуг, обслуживающих внешнеторговую деятельность, несут вспомогательную роль по отношению к транснациональному движению товаров, неизбежно становятся международными по масштабу. В настоящее время услуги различных видов транспорта способствуют расширению международной торговли, что является предпосылкой развития в том числе таможенных услуг, как элемента комплексного логистического обслуживания субъектов ВЭД.
Число видов различных услуг на мировом рынке, которые носят только коммерческий характер, превышает 600. Среди них существует полноценный рынок таможенных услуг, который развивается достаточно высокими темпами в условиях конкурентной борьбы. Для понимания сущности таможенных услуг следует поразмышлять о причине их возникновения. Как известно, таможенная граница в широком смысле – это финансово-учетный инструмент внешнеэкономической деятельности, который образует, в том числе таможенно-налоговые обязательства (таможенные пошлины, налоги) перед обществом. Каждое государство или союз государств создают определенные правила и порядок перемещения товаров через свои границы на основе общих целей макроэкономического, социального и правового регулирования. Данные законы и правила создаются и совершенствуются постоянно, идя в ногу с развитием мировой экономики. Естественно, что для освоения всех нюансов таможенного дела конкретного государства понадобится достаточно большое количество времени и дополнительный высококвалифицированный персонал, размещенный на каждом этапе и во всех местах выполнения таможенных формальностей. Рациональным решением и общемировой практикой является передача данных функций на аутсорсинг. Это служит гарантией корректного прохождения всех таможенных процедур, начиная от регистрации внешнеторгового контракта и декларирования товара, заканчивая получением различных экспортно- импортных разрешений на перемещение товара.
|
Таким образом, под таможенной услугой понимается результат действий и мер в сфере таможенного дела, направленных на удовлетворение потребностей участников внешнеторговой деятельности в ускоренном и эффективном проведении выпуска товара в соответствии с выбранной таможенной процедурой при обеспечении экономической безопасности и пополнении государственного бюджета.
Основные тенденции и направления развития таможенных услуг:
- система таможенного обслуживания развивается, как сервисная сфера, регулируемая и контролируемая государством, полностью отвечающая потребностям субъектов ВЭД;
- осуществляется модернизация информационной системы таможенных органов, однако необходимо придание комплексности этому процессу, что позволит посредством реализации инновационных технологий повысить уровень таможенного обслуживания до необходимых международных стандартов;
- совершенствование таможенного обслуживания строится на развитии новейших таможенных технологических схем и процедур, позволяющих ускорить время таможенного оформления, не снижая при этом эффективность таможенного контроля (электронное декларирование, предварительное электронное информирование, использование упрощенной схемы таможенного контроля, пост-контроль и др.), а также создание институциональной базы для развития таможенных услуг.
|
Качество предоставляемых услуг – это стратегический показатель конкурентоспособности и основа улучшения экономического положения, это мера того, как уровень предоставленной услуги удовлетворяет ожиданиям клиента.
Основными критериями оценки качества оказания таможенной услуги являются:
- профессионализм специалистов;
- перечень оказываемых услуг (полнота оказываемых услуг, принцип одного окна);
- время, затрачиваемое на осуществление полного пакета услуг;
- уровень информационного обеспечения;
- уровень взаимодействий с таможенными органами, предпринимательскими структурами и другими государственными органами, участвующими в процессе контроля перевозимого через границу груза;
- организация рабочих мест и мест отдыха для сотрудников;
- организация мест ожидания для клиентов;
- уровень культуры специалистов при работе с клиентами.
Как уже было сказано, деятельность в области таможенного дела осуществляется в соответствии с действующим в Республике Беларусь законодательством в области таможенного регулирования и гражданско- правовых отношений. С июля 2010 года деятельность участников рынка таможенных услуг регламентируется таможенным кодексом Евразийского экономического союза, которым определены основные условия включения субъектов хозяйствования в соответствующий реестр, их обязанности и права, а также нарушения, за которые субъект может быть исключен из реестра. Принципиальной особенностью осуществления деятельности в области таможенного дела является необходимость ведения учета и предоставления в таможенные органы отчетности установленной формы, а также наличие программных, информационных и технических средств для ее осуществления. Вместе с тем, ряд устанавливаемых требований и условий отнесен на уровень национальных законодательств государств-участников Евразийского экономического союза.
Основными участниками указанного рынка являются:
- таможенные представители;
- владельцы складов временного хранения, таможенных и свободных складов;
- таможенные перевозчики.
4.2 Таможенный представитель
Высокое доверие к таможенным представителям со стороны субъектов ВЭД обеспечено высокими государственными требованиями к подобным предприятиям: минимальное количество и соответствующая квалификация
работников (необходимо наличие в штате не менее 2 работников, имеющих квалификационный аттестат специалиста по таможенному оформлению), обязательное страхование гражданской ответственности вследствие причинения вреда имуществу представляемых лиц или нарушения договора с ними, предоставление таможенным органам обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, на сумму не менее 1 млн. евро.
Высокопрофессиональный таможенный представитель может проанализировать внешнеторговую сделку, провести экономическое обоснование ее заключения, подготовить весь пакет документов, необходимый для ее проведения, а также провести таможенное декларирование в кратчайшие сроки и без потерь для клиентов.
Некоторые таможенные представители специализируются на декларировании товаров при помещении их под определенные таможенные процедуры. Ряд представителей стремится расширять комплекс услуг, осуществляя эксплуатацию складов временного хранения. Некоторые расширяют бизнес, добавляя транспортно-экспедиционную составляющую и, таким образом, стремятся интегрироваться в логистическую систему клиента в качестве провайдера широкого спектра логистических компетенций (2, 3 PL-операторы). Диверсификация таможенных представителей и превращение их в крупные транспортно–таможенные компании вызвано конкурентной борьбой, а также стремлением клиентов получать услуги в одном месте. Это позволяет обеспечить максимальное взаимодействие при выполнении различных логистических, и, в том числе таможенных операций, более эффективно управлять не только материальными, но и информационными, а также финансовыми потоками, сократить транзакционные издержки и за счет этого снизить суммарные логистические затраты при обеспечении устойчивого уровня сервиса.
Операции, совершаемые таможенным представителем, осуществляются на договорной основе от имени и за счет декларантов и иных заинтересованных лиц. В гражданском законодательстве таким правоотношениям соответствует договор поручения. При этом таможенный представитель, выполняя комплекс операций по таможенному декларированию, не вправе в соответствии с договором ограничить свои обязанности, определенные таможенным законодательством, или возложить их на третьих лиц. Кроме того, обязанности таможенного представителя перед таможенными органами не могут быть ограничены договором с клиентом. Вместе с тем, при наличии оснований полагать, что предоставляемые клиентом документы, сведения являются недостоверными, поддельными, либо содержат признаки таможенных правонарушений, таможенный представитель может до момента их представления в таможенный орган отказаться от совершения таможенных операций и требовать возмещения понесенных издержек.
При совершении таможенных операций для таможенного представителя не должны устанавливаться иные условия или требования, которые установлены и предъявляются для декларантов или иных заинтересованных лиц при совершении данных операций.
Классификация совершаемых таможенным представителем операций выглядит следующим образом:
- таможенный представитель получает и обрабатывает информацию, полученную от заинтересованного лица для таможенных целей – при этом он обязан обеспечить конфиденциальность полученных сведений, составляющих коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;
- разъясняет заинтересованному лицу нормы таможенного законодательства и Евразийского экономического союза;
- на основании предварительного решения таможенного органа либо самостоятельно производит поиск кода декларируемого товара в соответствии с ЕТН ВЭДТС;
- определяет таможенную стоимость, страну происхождения товара, возможность применения тарифных льгот и преференций;
- производит исчисление и обеспечивает уплату необходимых таможенных пошлин, налогов с соответствии с избранной таможенной процедурой;
- составляет необходимые коммерческие, перевозочные, таможенные документы;
- по поручению заинтересованного лица представляет товары и транспортные средства для осуществления ветеринарного, фитосанитарного, экологического и иных видов государственного контроля, проводимого органами государственного управления в отношении декларируемых таможенным представителем товаров и транспортных средств, для чего сообщает этим органам о перемещении таких товаров, представляет им необходимые документы и сведения, пробы и образцы товаров, а также совершает иные действия, необходимые для осуществления указанных видов государственного контроля;
- заявляет по установленной Комиссией Евразийского экономического союза форме точные сведения о товарах и транспортных средствах, таможенной процедуре, а также иные сведения, необходимые для таможенных целей;
- представляет одновременно с декларацией перевозочные, коммерческие документы на товары и транспортные средства, а в случаях, предусмотренных законодательством, разрешения, лицензии, сертификаты и иные документы, необходимые для таможенных целей;
- предъявляет по требованию таможенного органа декларируемые товары и транспортные средства в месте, где они находятся (при необходимости доставив должностных лиц таможенного органа в это место), или в месте, указанном должностными лицами таможенного органа (при необходимости, с перемещением товаров и транспортных средств в это место);
- организует по требованию таможенного органа определение количества товаров, выгрузку, погрузку, вскрытие упаковки, вскрытие помещений, емкостей и других мест, где могут находиться товары и транспортные средства;
- обеспечивает соблюдение заинтересованным лицом мер экономической политики и иных мер нетарифного характера;
- оспаривает в установленном порядке решения, действия или бездействие таможенных органов и их должностных лиц;
- присутствует при взятии проб и образцов товаров должностными лицами таможенных органов и других органов государственного управления; знакомиться с результатами проведенного исследования взятых проб и образцов этими органами при условии информирования заинтересованного лица;
- с разрешения таможенного органа берет пробы и образцы товаров;
- обеспечивает проведение исследования (экспертизы) взятых проб и образцов товаров в соответствии с законодательством;
- ходатайствует перед таможенным органом о производстве таможенного оформления вне времени работы этого органа либо в месте, отличном от определенного для производства таможенного оформления;
- ходатайствует о применении упрощенного порядка таможенного оформления в случаях, предусмотренных законодательством;
- ходатайствует о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных платежей;
- изменяет или дополняет сведения, указанные в таможенной декларации, а также изымает поданную таможенную декларацию в сроки, установленные законодательством;
- присутствует при досмотре декларируемых им товаров и транспортных средств;
- ходатайствует перед таможенными органами о корректировке таможенной стоимости.
Для осуществления своей деятельности таможенный представитель имеет право в установленном законодательстве порядке иметь доступ к информационным системам таможенных органов, используемым ими для автоматизированной обработки и электронной передачи информации, а также обладает всеми теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы перед таможенными органами.