МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное
Учреждение высшего образования
«Санкт-Петербургский государственный
Архитектурно-строительный университет»
Факультет _______________ Архитектурный ______________
Кафедра ___ Архитектурного и градостроительного наследия
ОТЧЕТ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ
Практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно- исследовательской деятельности: ознакомительная
наименование практики
Обучающийся Пигоцкая Беата Романовна
Направление подготовки (специальность)_ Реконструкция и реставрация архитектурного наследия ___________________________________________
_________________________________________________________________
Группа___ 2-РРАН-II
Руководитель практики от СПбГАСУ ____________ / ____________
подпись Ф.И.О.
Оценка ___________________________________
Санкт-Петербург
2019 г.
ДНЕВНИК ПРАКТИКИ
Дата заполнения | Перечень работ, выполнявшихся за неделю | Примечание |
02.07.2019 | Инструктаж по: - охране труда, - технике безопасности, - пожарной безопасности, - правилам внутреннего трудового распорядка -общий просмотр | |
03.07.2019 | -Прибытие в Ярославль.
-Посещение Волжской набережной и Стрелки. Зарисовки церквей Ильи Пророка, Николы Рубленого, Спаса на Городу и Успенского собора
-общий просмотр | |
04.07.2019 | -Экскурсия в г.Кострома. Ипатьевский монастырь.
-Рисунок здания бывшего Духовного училища в котором сейчас располагается родильный дом №1.
-общий просмотр | |
05.07.2019 | -Посещение Ярославского Спасо-Преображенского монастыря,
-Обзорная экскурсия по монастырю.
-Рисунок Введенской церкви, живопись звонницы монастыря.
-общий просмотр | |
06.07.2019 | -Экскурсия в ц. Илии Пророка.
-Живопись ц. Николы Надеина, рисунок Знаменской церкви
-общий просмотр | |
07.07.2019 | -Экскурсия в церкви Богоявления.
-Живопись Дмитриевской церкви
-общий просмотр | |
08.07.2019 | -Выезд в Ростов Великий.
-Экскурия в Ростовском кремле
-Посещение Спасо-Яковлевскго Димитриева мужского монастыря.
-Подготовка экскурсии о церкви Рождества Христова в Ярославле.
-Рисунок архитектурного ансамбля в ростовском кремле, живописная зарисовка колокольни Спасо-Яковлевскго Димитриева мужского монастыря.
-общий просмотр | |
09.07.2019 | -Экскурсия в ц. Николы Надеина;
-Проведение экскурсии о ц. Рождества Христова
-Живопись крыльца ц. Илии Пророка, набросок колокольни ц. Рождества Христова.
-общий просмотр | |
10.07.2019 | -Выезд в Тутаев,
-Посещение Воскресенского собора, Казанской Преображенской церкви
-Пленер, живопись Воскресенского собора.
-общий просмотр | |
11.07.2019 | -Посещение ц. Николы Мокрого, ц. Иоанна Предтечи в Толчкове и ц. Иоанна Златоуста в Коровниках.
-рисунок ц. Иоанна Предтечи.
-общий просмотр | |
12.07.2019 | -Рисунок Дмитриевской церкви, рисунок колокольни Казанской Преображенской церкви.
-итоговый просмотр | |
13.07.2019 | -Самостоятельный
осмотр достопримечательностей Ярославля
-пленер | |
14.07.2019 | -Работа над отчётом | |
15.07.2019 | -Работа над отчётом |
|
Руководитель практики от ______________ _______________
название организации (подпись) (Ф.И.О., должность)
«15 » __ июля ___2019 г.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ
на Учебную ознакомительную практику студента
|
2-РРАН-II учебной группы _Пигоцкая Беата Романовна
(фамилия, имя, отчество)
В процессе прохождения учебной практики необходимо:
- ознакомиться с видами ремонтно-реставрационных работ;
- проанализировать собранные материалы визуального обследования различных объектов;
- обобщить полученную информацию за время практики и отразить ее в отчете;
- собрать материалы для формирования отчета по практике;
- систематизировать материалы для отчета по практике;
- подготовить и обработать графические материалы по практике;
- оформить дневник практики в соответствии с требованиями;
- составить отчет по практике.
Руководитель практики от Университета
_________________ __________________________
(уч. звание, степень) (фамилия и инициалы)
«24» ___ мая ___ 2019 г.
ХАРАКТЕРИСТИКА
Настоящая характеристика выдана студенту Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета
Пигоцкая Беата Романовна
(фамилия, имя, отчество студента)
обучающемуся по направлению подготовки (специальности) Реконструкция и реставрация архитектурного наследия группы 1-РРАН-2, курс 2,
проходившему учебную ознакомительную практику в
Городе Ярославле
с «02 » июля 20 19 г. по «15 » июля 20 19 г.
За время прохождения практики Пигоцкая Беата Романовна приобрела следующие профессиональные (общекультурные, общепрофессиональные) компетенции в соответствии с ФГОС ВО:
ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ:
- осознанием социальной значимости своей профессии, высокая мотивация к осуществлению профессиональной деятельности, к повышению уровня профессиональной компетенции (ОК-8);
|
- осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации, готовность принять на себя нравственные обязательства по отношению к природной и урбанизированной среде, человеку и обществу (ОК-15);
Оценка прохождения практики (деятельности студента) руководителем предприятия (подразделения):
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Руководитель практики: __________________________________________________________________
(организация, должность) (подпись) (Ф.И.О.)
«15 » июля 20 19 г.
СОВМЕСТНЫЙ РАБОЧИЙ ГРАФИК (ПЛАН) ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Сроки практики с ___ 02.07.2019 __по_ 15.07.2019 ____
№ п/п | Этапы практики | Примечание |
1 | Инструктаж по:
- охране труда
- техники безопасности
- пожарной безопасности
- правилам внутреннего трудового распорядка | |
2 | Общее ознакомление с предприятием | |
3 | Организация выполнения плана практики и индивидуального задания обучающегося | |
Подготовка отчета по практике |
Руководитель практики от СПбГАСУ ________________/______________
подпись Ф.И.О.
«02 » __ июля _____2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1) ОТЧЁТ____________________________________________________________________10-17 стр.
2) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ_______________________________________________________18 стр.
3) ПРИЛОЖЕНИЕ (ФОТОФИКСАЦИЯ)__________________________________________19-20 стр.
4) ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (ЗАРИСОВКИ НАРУЖНЫЕ) _________________________________21-24 стр.
ОТЧЕТ
Введение:
Ознакомительная учебная практика проходила со 2 по 15 июля в городе Ярославле. За время летней художественной практики мы побывали в Ярославле, Ростове Великом, Костроме и Тутаеве (Романов-Борисоглебск), где выполняли зарисовки и полноценные художественные работы, целью которых было детальное изучение архитектуры и ее истории. Каждый день мы обсуждали и разбирали наши работы с преподавателями на общих просмотрах. Кроме того мы самостоятельно готовили доклады по архитектуре, истории и интерьерам памятников архитектуры, а так же слушали экскурсии однокурсников, архитекторов и музейных работников. Объектом детального изучения для меня, Серзиной Каролины и Качковой Александры стала церковь Рождества Христова в Ярославле.
Отчёт:
Экскурсии проводили не только профессиональне экскурсоводы, но и мы сами. Я подготавливала материал по Тутаеву. Этот город один из 12-ти городов, входящих в Золотое кольцо России. Его население около 40441 чел.
Церковь Рождества Христова находится на улице Кедрова (бывш. Малой Варваринской, Малой Февральской) на пересечении её с Волжской набережной.
На ярославском посаде вторая по древности после Николо-Надеинской – церковь Рождества Христова.
В архитектуре этого храма использованы совершенно необычные и уникальные приемы, которые больше не встречаются в ярославском зодчестве. Время первоначальной постройки деревянной церкви на этом месте неизвестно, но в 1609 году она уже была, так как в стенах этого храма ярославцы скрывали чудотворную икону Казанской Божией Матери.
После возведения церкви Николы Надеина на ярославском посаде долгое время не велись каменные работы. Возможно, это связано с тем, что местные каменщики были заняты на больших строительных работах в Спасском монастыре.
Только в середине 30-х гг. были построены новые каменные посадские церкви Леонтия Ростовского и Никиты Мученика, не сохранившиеся до наших дней. В 1636 году началось возведение церкви Рождества Христова в Ярославле.
Ее первыми заказчиками были ярославские купцы Акиндин и Гурий Назарьевы. Назарьевы решили построить ее по образцу церкви Николы Надеина.
Церковь Николы Надеина была гордостью ярославского посада. До нее каменный храм в городе мог быть построен на деньги князя или московского правительства, да на средства из богатой монастырской казны. А тут свой посадский человек построил каменную церковь — да такую красавицу! Не удивительно, что следующие каменные храмы на посаде стали строить по ее образцу.
Так произошло и с церковью Рождества Христова. Ее первоначальная композиция была весьма близка церкви Николы Надеина: тот же массивный четверик на подклете, окруженный двухъярусной галереей и когда-то увенчанный пятиглавием. Вероятно, вначале был заложен только один придел с восточной стороны. Э. Д. Добровольская, исследовавшая этот памятник в 1956 году, сделала такой вывод. На востоке от фундамента выведено только четыре полукружия апсид, а на уровне второго яруса они расчленяются на пять, т.е. с расчетом уже на два боковых придела. Ряд неувязок и следов изменений в архитектуре церкви говорит о том, что в северо-западном углу галереи предполагалось построить колокольню, как и у церкви Николы Надеина. Архитектор Э.Д. Добровольская выполнила реконструкцию первоначального облика, но такой нам церковь уже не увидеть.
Братья Назарьевы не успели закончить дорогостоящее строительство каменной церкви Рождества Христова, заложенной рядом с их усадьбой. После смерти братьев строительство храма перешло в руки сыновей Гурия Назарьева — Михаила, Андрея и Ивана, которые и закончили его в 1644 году.
Братья Гурьевы были удачливыми купцами и имели достаточно средств для более масштабного строительства. Они внесли в первоначальный замысел существенные изменения. Были значительно увеличены размеры храма.
В ходе натурного обследования церкви Рождества Христова в Ярославле, проводившегося в 1928 году реставратором И. А. Тихомировым, было установлено, что юго-западный Казанский придел был пристроен к церкви после того, как был выстроен первый этаж. На это указывает то, что придел как бы вдвинут в пролеты галереи, в его подклете были обнаружены два столба галереи. Апсида галереи опирается на столб. Появление Казанского придела вызвало расширение вдвое западной галереи.
Архитектура
Рождественская церковь представляет собой довольно сложную архитектурную композицию. Главная церковь – четырехстолпный четверик на подклете - была изначально пятикупольной. По трем сторонам она была окружена двухъярусными галерейными ходами, соединяющими пять храмовых приделов.
Первые два предела – Николая Чудотворца и Петропавловский сооружаются друг над другом. Никольский предел, посвященный особо почитаемому семьей Назарьевых покровителю купцов и путешественников, сооружается в подклете, и второй – Петра и Павла – над подклетом.
Оба эти предела были теплыми изначально. В Никольском была установлена отопительная печь больших размеров, оформленная керамическими изразцами зеленых цветов. Остатки этих печных изразцов хранятся сегодня в фондах Ярославского музея-заповедника.Из нижнего предела в верхний вертикально поднимался канал, по которому наверх поступал теплый воздух. Позднее в верхнем пределе появилось собственное печное отопление.
Вели галереи и в другие пределы – к пяти персидским мученикам и к Иоакиму с Анной. Пятый предел с совсем небольшой галереей сооружен был в память о спасении иконы Казанской богоматери уже следующим поколением Назарьевых - Гурьевыми. Он называется Казанским и внешне схож с квадратной башней, имеющей скатную крышу, на которой установлена главка с удивительно ажурным и тонким крестом, ювелирно выполненном ярославскими кузнецами в 18 веке. Такая форма креста называется «корсунской», по месту его происхождения города Корсун (Херсонес). Такой формы кресты привозил после крещения князь Владимир.
Особо выделяется западный фасад храма с его восьмигранными столбами, образующими арки. Этот фасад является крыльцом – входом в церковь. Ранее оно было украшено полихромными изразцами, которые, к сожалению, утрачены.
Хотя внешний декор всего сооружения довольно сдержан, но, тем не менее, он все же присутствует и служит очень изысканно-строгим украшением. Трехчастное деление стен лопатками, оконные ниши с наличниками, закомары над широким поясом карнизов и горизонтальные ширинки галерей, украшенные квадратными вставками со звездами, - все эти элементы разбивают однотонность фасадов. Арки закомар и верх купольных барабанов имеют архитектурное оформление «сухариками», что вносит элемент легкого ажура. Барабаны к тому же украшены и аркатурными поясами.
Декоративное убранство храма имеет лаконичный, сдержанный характер. Стены основного храма традиционно расчленены на три части лопатками, окна обрамлены скромными по рисунку наличниками, галерея украшена горизонтальными рядами ширинок. На северо-западном углу опоры нижнего яруса галереи оформлены в виде великолепной пары мощных восьмигранных столбов. Церковь интересна как первый ярославский храм, в декор стен которого были введены изразцы. Узкие пояса зеленых «муравленных» изразцов двух видов — с изображением льва и семилепестковой розетки идут по верху центрального барабана и под карнизами апсид, изразчатые вставки украшают фасады крыльца. Уникальным украшением памятника является изразцовая храмозданная надпись, широкой полосой опоясывающая четверик под арками закомар, в ней сообщается дата постройки церкви и имена храмоздателей. Летописи такого рода редко встречаются в древнерусском зодчестве.
Уникальность колокольни
В сегодняшнем отдельно стоящем сооружении 38-метровой колокольни сложно угадать сооружение состоящие из ворот, надвратной церкви и колокольни – так сказать три в одном. А ведь все это здесь было.
В четверике прямоугольника – между аркой ворот и восьмериком-звонницей, находился небольшой храм, посвященный Гурию, Самону и Авиву. Он был сооружен исключительно в память о Гурии Назарьеве. Службы в нем не велись. Завершается восьмерик необыкновенно изящной, устремленной ввысь шатровой крышей. Шатровое завершение и ярус звонницы выполнены с большой любовью и отличаются очень необычным и ажурным декором. Он имеет массу слуховых окошечек в обрамлении наличников. Нижние из них вытянуты по ширине, а верхние в длину. Главка по низу оторочена поясом из кокошников.
С двух сторон шатер окружен небольшими башенками, что делает сооружение как бы трехшатровым. Эти башенки - специальные хозяйственные помещения, в одном находился часовой механизм (колокольня была снабжена часами), а в другом проходила лестница наверх. На западном же фасаде можно увидеть декоративные парные полуколонки в форме мусульманских минаретов, не встречающиеся более нигде.
Колоколов на колокольной звоннице было восемь, многие были отлиты в Голландии в начале 17 столетия. Увы, этих колоколов больше нет – они были переплавлены (в прямом смысле этого слова) советской властью еще в 1929 году. Наверное, так было нужно.
Сама колокольня, возведенная в 50-х годах 17 столетия, была частью единого архитектурного комплекса, ибо ее храм был соединен крытой галереей и аркадой с основными церковными постройками через Казанский предел. Сама же колокольня была частью церковной ограды, и вход на территорию храма осуществлялся через Святые ворота, находящиеся внизу колокольни.
Оформление арочного входа внизу колокольни тоже заслуживает внимания – здесь мы видим стройный ритм арок, центральная из которых сдвоенная с центральной декоративной гирькой. Арки имеют широкие карнизы и опираются на полуколонны, декорированные резными поясками. Над въездными арками находится легкая и воздушная открытая галерея с кувшинообразными столбами.
Внутреннее оформление храма
Первый тябловый иконостас был заменен в XVIII высоким шестиярусным резным иконостасом в стиле барокко. Особый интерес представляют царские врата, на створках которых искусно вырезано в высоком рельефе «Сошествие Святого духа на апостолов». Иконы иконостаса написаны в первой половине XVII, это единственный сохранившийся в Ярославле цельный ансамбль, выполненный до раскола Церкви.
Ансамбль церкви складывался в течение нескольких десятилетий и запечатлел в своем облике лучшие достижения художественного творчества ярославских мастеров.
Интерьер был расписан на средства ярославских купцов гостиной сотни Ивана Гурьева и его сыновей Михаила и Петра. Роспись была начата 28 мая 1682 и закончена 25 мая 1683. Ансамбль росписи включает в себя живопись основного храма и трех порталов паперти. Своды и стены паперти никогда не были расписаны. Живопись не избежала позднейших поновлений. В 1840-е она прописывалась частично клеевыми красками. В 1869 на средства старосты Ф. Д. Бочарова стенопись алтаря была переписана заново с добавлением на некоторых участках нового левкаса. В 1966 — 1970 стенопись реставрировалась В. И. Васиным, Е. А. Криулиным, В. Ф. Николаевым, Ю. Ф. Медведевым, В. Г. Зайцевым при научном консультировании О. Ф. Плющ.
Иконографическая схема росписи, превосходно согласованная с характером небольшого и уютного интерьера, является продолжением тех посадских традиций в монументальном искусстве Ярославля, которые зародились впервые в ц. Николы Надеина. Заметное влияние на характер живописи оказала работа Гурия Никитина в ц. Ильи Пророка (1680). Но в целом рождественские мастера, предположительно «Федор Федоров с товарищи», пошли самостоятельным путем, создав оригинальный ансамбль.
Заказ был вызван временным приездом Гурьевых в Ярославль в период начавшейся в Москве смуты. 27 апреля 1682 умер бездетный царь Федор Алексеевич и началась борьба за престол. Вспыхнул стрелецкий бунт. 23 мая 1682 в разгар этих кровавых событий Петр Алексеевич был венчан на царство вместе с братом Иваном. Вскоре боярская дума признала двоецарствие и 29 мая узаконила регентство царевны Софьи. В канун этого переворота, в Петров пост, ярославские изографы, «попрося у Бога милости», приступили к росписи храма на подворье гостей Гурьевых. По каким-то причинам они не закончили ее в одно лето; два нижних яруса, стилистически отличные от трех верхних, возможно дописывали в апреле и мае 1683. Перед нами уникальный памятник живописи, созданный непосредственно под впечатлением кровавых событий стрелецкого бунта и хованщины.
В центральном куполе церкви изображен Вседержитель с раскрытым евангелием, в простенках между окнами праотцы. В нижней части барабана пророки в кругах, скрепленных цветочными розетками. На парусах евангелисты с символами, на лобовых частях «Спас на убрусе» (восток) и «Благое молчание» (запад). На подкупольных арках «Троица Ветхозаветная с Авраамом и Саррой», «Сошествие св. Духа». На парусах барабанов (разобранных в 1830-е) апостолы из числа 70, на лобовых частях херувимы. На юго-западной подпружной арке «Неверие Фомы», на северо-западной «Жены-мироносицы». На своде «Благовещение» и «Введение во храм» (с апокрифическими сценами), «Рождество Христово» и «Богоявление», символическая композиция «София Премудрость Божия». На подпружных арках апостолы из числа 12 и числа 70. Столбы разделены на 4 яруса (нижний декоративный). В верхнем изображены цари и благоверные князья, в среднем мученики, среди них Пантелеймон Целитель, в нижнем местночтимые святые и святые-патроны старших поколений семьи Гурьевых: св. Анкидин, св. Иоанн Лествичник, св. Гурий Исповедник и св. Назарий.парус барабана
Стены церкви разбиты на 8 ярусов. Верхние пять — сюжетные, шестой — широкий декоративный фриз, седьмой — узкая летопись и восьмой — подзор из традиционных полотенец. На западной стене разбивка стен иная. Декоративный фриз там отсутствует. Нижний сюжетный ярус вдвое шире обычного. В нем размещены только две крупные композиции. Два верхних яруса (включая люнеты) иллюстрируют земную жизнь Христа и притчи. Образцом для композиций многих сцен здесь служила не только Библия Пискатора, но и некоторые южно-русские печатные источники. Рисунок для «Притчи о разбогатевшем хозяине» заимствован из печатного «Синодика» XVII. Третий ярус, посвященный «Страстям и явлениям Христа по Воскресении», исполнен драматического пафоса. Четвертый ярус росписи связан с богородичной темой и посвящен различным «чудесам Богородицы», сведения о которых почерпнуты из книги И. Галятовского «Небо Новое». Этот уникальный литературный цикл иллюстрируется здесь впервые в ярославской фреске.
Шестой ярус южной стены посвящен деяниям и мученическим кончинам 12 апостолов. На северной стене в нем иллюстрированы молитва «Отче наш», «Семь таинств» (над порталом) и «Мученическая кончина персидских мучеников Акиндина, Пегасия, Елпидифора и Анемподиста» (последняя сцена посвящена патрону основателя ц. Анкидина Назарьева). В шестом ярусе западной стены над порталом написана «Богоматерь Живоносный источник» (из книги И. Галятовского), по сторонам две большие символические композиции: «Хвалите Господа с небес» и «Страшный Суд», где среди грешников, помимо иноземцев, изображены русские в высоких боярских горлатных шапках. Символико-дидактическая композиция «Хвалите Господа с небес» на слова 148 псалма Давидова стала особенно популярна после выхода в 1680 в свет «Рифмованной псалтыри» Симеона Полоцкого.
Арки семи больших окон оформлены эмблематическими изображениями ангелов с зерцалами на фоне клубящихся облаков. В арках трех входных порталов деисусные композиции из трех круглых медальонов. В замкнутых помещениях алтаря и жертвенника (диаконник не расписан) стенопись размещена следующим образом. В конхе центрального алтаря «О тебе радуется», на стене апсиды святители, мученики и преподобные, написанные в два регистра. На южной стене добавлена композиция «Достойно есть». На западной стене «Евхаристия», в арке «Спас на убрусе и архидьяконы». В конхе жертвенника «Великий вход», на своде «Что тя наречем благодатная». В апсиде избранные святые и синодик (помянник) семьи Гурьевых.
Живопись на порталах паперти более всего пострадала от позднейших поновлений клеевыми и масляными красками. Арку входного портала украшает оглавный деисус. На откосах ангелы, стерегущие вход. По сторонам портала Иоаким и Анна. В арке южного портала архангелы со Спасом Эммануилом. По сторонам преподобные Зосима и Савватий, Сергий и Никон Радонежский. В арке северного портала Богоматерь Печерская, по сторонам Антоний и Феодосий.
Четырехъярусный иконостас церкви сооружен в середине XVII в. на средства правнуков Ивана Гурьева — Алексея и Федора Афанасьевичей Гурьевых. Несмотря на поновления, иконостас сохранил общие черты стиля елизаветинского барокко: пышную резьбу, украшающую прямоугольные рамы, картуши и витые колонки. На царских дверях горельефные изображения «Сошествия святого Духа на апостолов». На дверях выполнены в той же технике Архангел Гавриил и Богоматерь. Вокруг столбов существовали резные клиросы с восемью фигурами ангелов и серафимов.
Стены Казанского придела и придела Акиндина украшены клеевой плафонной живописью, выполненной в 1860. В своде Казанского придела «Коронование Богоматери», на стенах «Величит душа моя Господа», «Встреча Марии с Елизаветой», «Чудеса Казанской иконы», «Благовещение» и «Рождество», в конхе «Вседержитель», в апсиде вселенские святители.
Заключение
В ходе ознакомительной учебной практики я ознакомилась с видами ремонтно-реставрационных работ, проанализировала собранные материалы визуального обследования различных объектов, обобщила полученную информацию за время практики и отразила ее в отчете. Также я осознала социальную значимости своей профессии, получила высокую мотивацию к осуществлению профессиональной деятельности, к повышению уровня профессиональной компетенции, а так же улучшила свои художественные навыки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫИ ЭЛЕКТРОННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Электронные источники:
1. https://yarwiki.ru/article/160/cerkov-rozhdestva-hristova-v-yaroslavle
2. https://www.moi-jaroslavl.ru/xrami-posada/zercov-rojdestva-xristova.html
3. https://putidorogi-nn.ru/evropa/748-tserkov-rozhdestva-khristova-v-yaroslavle
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Рисунок 5. Церковь Рождества Христова в г.Ярославль
Рисунок 6. Колокольня церкови Рождества Христова в г.Ярославль
Рисунок 7. Церковь Ильи Пророка в г.Ярославль
Рисунок 8. Церковь Иоанна Предтечи в Толчкове
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Рисунок 9. Воскресенский собор в Тутаеве
Рисунок 10. Звонница Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле
Рисунок 11. Дмитриевская церковь в Ярославле
Рисунок 12. Ростовский Кремль, Вид на Воскресенскую церковь, Ростов Великий