II. Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.




ПРОГРАММА

Обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения

Цель обучения: получение сотрудниками организации знаний в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (Далее – ПОД/ФТ/ФРОМУ), необходимых для соблюдения ими законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ/ФРОМУ, а также правил внутреннего контроля организации, программ его осуществления и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации внутреннего контроля.

 

Программа обучения включает:

а) изучение нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ/ФРОМУ;

б) изучение правил и программ осуществления внутреннего контроля в организации при исполнении сотрудником должностных обязанностей, а также мер ответственности, которые могут быть применены к сотруднику организации за неисполнение требований нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ/ФРОМУ и иных организационно-распорядительных документов организации, принятых в целях организации и осуществления внутреннего контроля;

в) изучение типологий, характерных схем и способов отмывания преступных доходов, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, а также критериев выявления и признаков необычных сделок.

Сроки и порядок проведения обучения:

1. Вводный инструктаж проводится специальным должностным лицом для сотрудников, включенных в перечень сотрудников, обязанных проходить вводный и дополнительный инструктаж в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ.

2. Дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом не реже одного раза в год либо в следующих случаях:

· при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ/ФРОМУ;

· при утверждении организацией новых или изменении действующих Правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ и программ его осуществления;

· при переводе сотрудника организации на другую постоянную работу (временную работу) в рамках организации в случае, когда имеющихся у него знаний в области ПОД/ФТ/ФРОМУ недостаточно для соблюдения требований ПОД/ФТ/ФРОМУ;

· при поручении сотруднику организации работы, выполняемой сотрудниками организации, ответственными за осуществление внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ/ФРОМУ; но не обусловленной заключенным с ним трудовым договором, когда выполнение такой работы не влечет изменения условий заключенного с сотрудником трудового договора.

3. В организации ведется учет прохождения сотрудниками обучения в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.

4. Учет прохождения сотрудниками обучения осуществляется в журнале, ведение которого осуществляется в электронном виде. При необходимости журнал может выводиться на печать, заверяется подписью специального должностного лица.

5. Факт проведения с сотрудником организации инструктажа (за исключением целевого инструктажа и повышения уровня знаний), ознакомления с нормативными правовыми и иными актами Российской Федерации в области ПОД/ФТ/ФРОМУ и внутренними документами организации, принятыми в целях организации внутреннего контроля, подтверждается его собственноручной подписью в документе, удостоверяющем прохождения обучения вводного и/или дополнительного инструктажа в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ.


I. Материалы для изучения

Нормативно правовые акты РФ:

· Федеральный закон № 115-ФЗ от 07.08.2001 года «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Закон),

· Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 г. № 667 «Об утверждении требований к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (за исключением кредитных организаций), и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» (далее – Требования к Правилам);

· Постановление Правительства Российской Федерации от 06.08.2015 № 804 «Об утверждении Правил определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей»;

· Постановление Правительства Российской Федерации от 29.05.2014 г. № 492 «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ» (далее – Постановление № 492);

· Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 03.08.2010 г. № 203 «Об утверждении Положения о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, подученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее – Положение о требованиях к обучению);

· Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 08.05.2009 № 103 «Об утверждении Рекомендаций по разработке критериев выявления и определению признаков необычных сделок» (далее - Приказ № 103);

· Приказ Федеральной службы по финансовому мониторингу от 22.04.2015 № 110 «Об утверждении Инструкции о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Инструкция);

· Приказом Росфинмониторинга от 22 ноября 2018 г. №366 «Об утверждении требований к идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма» (далее – Положение о требованиях к идентификации клиентов и выгодоприобретателей);

· иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

II. Правила внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Правила внутреннего контроля состоят из следующих разделов.

1) Программа организации внутреннего контроля - программа, определяющая организационные основы осуществления внутреннего контроля;

2) Программа идентификации - программа идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев;

3) Программа оценки риска - программа оценки степени (уровня) риска совершения клиентом операций, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;

4) Программа выявления операций-программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

5) Программа документального фиксирования информации;

6) Программа по приостановлению операций, сделок - программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом;

7) Программа подготовки и обучения сотрудников Организации - программа подготовки и обучения сотрудников организации в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

8) Программа проверки осуществления внутреннего контроля;

9) Программа хранения информации -программа хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения;

10) Программа изучения клиента - программа изучения клиента при приеме на обслуживание и обслуживании;

11) Программа, регламентирующая порядок действий в случае отказа от выполнения распоряжения клиента о совершении операции;

12) Программа организации работы с представленными клиентом документами и (или) сведениями об отсутствии оснований для принятия решения об отказе в выполнении распоряжения о совершении операции, запросами и решениями межведомственной комиссии;

13) Программа, по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества - программа, регламентирующая порядок применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества

Термины: Внутренний контроль деятельность Организации по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма;
Выгодоприобретатель - лицо, к выгоде которого фактически действует клиент, в том числе на основании агентского договора, договоров поручения, комиссии и доверительного управления, при совершении операций с имуществом;
Доходы, полученные преступным путем - денежные средства или иное имущество, полученные в результате совершения преступления;
Идентификация – совокупность мероприятий по установлению определенных Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ) сведений о клиентах, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах, по подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов документов и (или) надлежащим образом заверенных копий и (или) государственных и иных информационных систем. Имущество - денежные средства, недвижимое и иное имущество клиентов (выгодоприобретателей);
Информация - сведения, полученные Организацией законным и доступным ей путем в результате применения Правил и осуществления внутреннего контроля в установленном Правилами порядке;
Клиент, подлежащий идентификации - лицо, находящееся на обслуживании в Организации, участник лотереи (лицо, достигшее возраста восемнадцати лет, обладающее правом на участие в розыгрыше призового фонда лотереи на основании заключенного с оператором лотереи договора), который заключил договор с организацией, оформленный выдачей одного лотерейного билета стоимостью 15 000 рублей и более (в дату покупки), победитель лотереи (в том числе и моментальной лотереи), получивший право на выигрыш в размере 15 000 рублей и более (в дату написания заявления), а также лицо в отношении которого у сотрудника организации, возникают подозрения, что операция (не зависимо от суммы) осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем - придание правомерного вида владению, пользованию или распоряжению денежными средствами или иным имуществом, полученными в результате совершения преступления);
Обязательный контроль - совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему Организацией, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством РФ;
Операции - действия Организации с имуществом ее клиентов и/или выгодоприобретателей клиентов, независимо от формы и способа осуществления таких действий, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей;
Специальное должностное лицо специально уполномоченный сотрудник Организации, соответствующий квалификационным требованиям, на которого приказом руководителя возлагается контроль за выполнением Правил и обязанности по организации мероприятий.
Сделки - действия физических и/или юридических лиц с имуществом и правами на него независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, связанных с этим имуществом и правами на него;
Уполномоченный орган Федеральная служба по финансовому мониторингу;
Финансирование терроризма – предоставление или сбор средств либо оказание финансовых услуг с осознанием того, что они предназначены для финансирования организации, подготовки или совершения хотя бы одного из преступлений, предусмотренных статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 206, 208, 211, 220, 221, 277, 278, 279 и 360 Уголовного кодекса РФ, либо для финансирования или иного материального обеспечения лица в целях совершения им хотя бы одного из этих преступлений, либо для обеспечения организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), созданных или создаваемых для совершения хотя бы одного из этих преступлений.

Обязанность Организации:

1. Идентифицировать клиента, представителя клиента, бенефициарного владельца и выгодоприобретателя;

2. Предпринимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по установлению и идентификации выгодоприобретателей;

3. Поддерживать сведения о клиентах, представителях клиента, выгодоприобретателе (ях) клиента и бенефициарном владельце клиента в актуальном состоянии;

4. Сохранять конфиденциальный характер информации.

5. Разрабатывать Правила внутреннего контроля и программы осуществления внутреннего контроля;

6. Документально фиксировать информацию;

7. Назначить Специальное должностное лицо, ответственное за реализация Правил внутреннего контроля.

8. Предпринимать иные внутренние организационные меры в указанные Правилах внутреннего контроля.

9. Соблюдать иные нормы, предусмотренные законодательством РФ в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.

Операции, подлежащие обязательному контролю:

В целях выявления операций (сделок), подлежащих контролю, Организация осуществляет постоянный мониторинг операций (сделок) клиентов. Например:

1. Операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 000 рублей, либо равна сумме в иностранной валюте, эквивалентной 600 000 рублей, или превышает ее, а по своему характеру данная операция относится к одному из следующих видов операций:

ü Получение денежных средств (600 000 рублей и более) в виде платы за участие в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме (код 5006). Операция оплаты ставки (покупка 1 лотерейного билета).

ü Выплата денежных средств в виде выигрыша (600 000 рублей и более), полученного от участия в лотерее, тотализаторе (взаимном пари) и иных основанных на риске играх, в том числе в электронной форме (код 5006)

 

2. Операция с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица (кроме операций в соответствии с кодами 7002, 7003 и 7006) (код 7001).

3. Операция с денежными средствами или иным имуществом, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения (кроме операции в соответствии с кодом 7102 и 7103) (код 7101).

4. Прочие операции/сделки, подлежащие обязательному контролю, выявляются согласно Программы выявления операций Правил внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ организации.

5. Доведение Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму и Перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к распространению оружия массового уничтожения до сведения Организации осуществляется путем размещения информации в личном кабинете Росфинмониторинга.

6. В случае если операция с денежными средствами или иным имуществом осуществляется в иностранной валюте, ее размер в российских рублях определяется по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на дату совершения такой операции.

7. Сотрудник, выявивший операцию, подлежащую обязательному контролю, составляет сообщение установленной формы о такой операции и передает Специальному должностному лицу.

8. Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются Специальным должностным лицом непосредственно в уполномоченный орган.

Организация обязана сообщить в уполномоченный орган о совершении операции, подлежащей обязательному контролю в порядке и сроки, предусмотренные законодательством РФ.

Критерии выявления необычных операций:

 

Выявлению подлежат операции, имеющие следующие признаки (необычные операции):

а) запутанный или необычный характер операции (сделки), не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

б) несоответствие операции (сделки) целям деятельности организации, установленным ее учредительными документами;

в) неоднократное совершение операций (сделок), характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля;

г) немотивированный отказ в предоставлении клиентом сведений и документов, подтверждающих совершение и исполнение сделки;

д) иные обстоятельства, дающие основания полагать, что операции (сделки) осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

Прочие критерии отнесения операции к разряду сомнительных определены Правилами внутреннего контроля по ПОД/ФТ/ФРОМУ организации.

Окончательное решение о предоставлении сведений о соответствующей операции в Уполномоченный орган принимает руководитель Организации либо лицо им уполномоченное.

Идентификация:

Организация осуществляет идентификацию клиентов (участников лотереи), представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца до приема на обслуживание в порядке, предусмотренном Федеральным законом №115-ФЗ и в соответствии с Федеральным законом от 11.11.2003 № 138-ФЗ "О лотереях", а именно:

- перед заключением договора об участии в лотерее, оформляемого выдачей лотерейного билета на сумму равную или превышающую 15 000 рублей;

- перед оформлением заявления на выплату, передачу или предоставление выигрыша по лотерейному билету на сумму равную или превышающую 15 000 рублей;

- а также в случае, если у сотрудника Организации возникают подозрения, что операция осуществляется в целях ОД/ФТ/ФРОМУ

Организация:

1. Устанавливает следующие сведения в отношении клиента/ выгодоприобретателя/ представителя/ бенефициарного владельца физического лица:

а) Фамилия, имя, а также отчество (при наличии);

б) Дата и место рождения;

в) Гражданство;

г) Реквизиты документа, удостоверяющего личность: наименование, серия (при наличии) и номер документа, дата выдачи документа, наименование органа, выдавшего документ, и код подразделения (при наличии);

д) Данные миграционной карты: номер карты, дата начала срока пребывания и дата окончания срока пребывания в Российской Федерации;

е) Данные документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации: серия (если имеется) и номер документа, дата начала срока действия права пребывания (проживания), дата окончания срока действия права пребывания (проживания);

ж) Адрес места жительства (регистрации) или места пребывания;

з) Идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии);

и) СНИЛС (при наличии);

к) Контактная информация (например, номер телефона, факса, адрес электронной почты, почтовый адрес (при наличии);

л) Сведения о том, является ли физическое лицо иностранным публичным должностным лицом, должностным лицом публичных международных организаций, а также лиц, замещающих (занимающих) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации, а также его супругом, близким родственником (родственником по прямой восходящей или нисходящей линии (родителем или ребенком, дедушкой, бабушкой или внуком), полнородными или неполнородными (имеющим общего отца или мать) братом или сестрой, усыновителем или усыновленным);

м) Сведения о целях установления и предполагаемом характере деловых отношений;

н) Сведения о финансовом положении;

о) Сведения об источниках происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиента;

п) Наименование и реквизиты документа (дата выдачи, срок действия, номер документа), подтверждающего наличие у лица полномочий представителя клиента, а также сведения, указанные в пунктах а-з настоящего перечня, в отношении представителя клиента (при наличии) и (или) выгодоприобретателя (при наличии), и (или) бенефициарного владельца (при наличии).

Сведения, предусмотренные пунктами м), н), о) устанавливаются в отношении клиентов с высоким уровнем риска.

2. Проверяет наличие в отношении Клиента/ представителя/ выгодоприобретателя/ бенефициарного владельца сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также на причастность к распространению оружия массового уничтожения.

3. Определяет принадлежность Клиента/ представителя/ выгодоприобретателя/ бенефициарного владельца к Иностранному Публичному Должностному Лицу (ИПДЛ), к Должностным Лицам Публичных Международных организаций, к лицам занимающим государственные должности РФ (ПДЛ), а также связанных с ними лиц.

Идентификация клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, а также при обновлении информации о них проводится одним из следующих способов:

- Посредством представления клиентом в Организацию подлинники документов и (или) надлежащим образом заверенных (документы могут быть заверены нотариально) копий документов (за исключением документов, удостоверяющих личность);

- Посредством представления клиентом подлинники документов и (или) надлежащим образом заверенных копий документов уполномоченному лицу, которое осуществляет идентификацию для Организации, в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом №115-ФЗ и на основании заключенного договора на оказание соответствующих услуг.

Под надлежащим образом заверенной копией документа понимается его нотариально заверенная копия. Если к идентификации названных лиц имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Документы и сведения, на основании которых осуществляется идентификация клиента, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца либо обновляются сведения о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе и бенефициарном владельце, должны быть действительными на дату их представления (получения).

Документы, составленные полностью или в какой-либо их части на иностранном языке (за исключением документов, удостоверяющих личность физических лиц, выданных компетентными органами иностранных государств, составленных на нескольких языках, включая русский язык), представляются в организацию с приложением перевода на русский язык, верность которого засвидетельствована в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1.

Предоставление в организацию документов с приложением перевода на русский язык, верность которого засвидетельствована в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-1 выданные компетентными органами иностранных государств, удостоверяющие личность физических лиц, не требуется при условии наличия у физического лица документа, подтверждающего право законного пребывания (проживания) на территории Российской Федерации (например, въездная виза, миграционная карта, вид на жительство).

Перевод документа (его части) на русский язык вправе выполнить сотрудник организации, уполномоченный на осуществление перевода внутренним распорядительным документом организации и имеющий специальное образование, Перевод должен быть подписан сотрудником, который его осуществил, с указанием фамилии, имени, отчества (при наличии), должности и скреплен печатью

В целях подтверждения достоверности сведений, полученных при идентификации клиентов, представителей клиента, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, Организация использует:

а) сведения, содержащиеся в едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, едином государственном реестре юридических лиц, государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;

б) сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов;

в) информацию из открытых баз данных федеральных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов;

г) иные дополнительные (вспомогательные) источники информации, доступные организации, индивидуальному предпринимателю на законных основаниях.

Обновление сведений, полученных в результате идентификации клиентов, представителей клиентов, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев клиентов проводиться не реже одного раза в год в случае установления низкого/повышенного уровня риска клиенту и не реже одного раза в полугодие в случае установления высокого уровня риска клиенту. Оценка риска: Оценка риска совершения клиентом организации Операций состоит из следующих последовательных процедур:а) выяснение информации о поведении клиента на территории организации и о ранее совершенных им сделках (операциях);б) при возникновении подозрения о том, что клиент осуществляет (или намеревается осуществить) Операции, выявивший их сотрудник обязуется сообщить об этом ответственному сотруднику;в) ответственный сотрудник вправе принять решение о наблюдении за клиентом и совершаемым им операциях (сделках), а также об отказе в заключении с таким клиентом сделки.

При наличии в поведении клиента признаков противоправных деяний, ответственный сотрудник обязуется сообщить руководителю организации и передать соответствующую информацию в уполномоченные органы.

Порядок оценки риска:

1. На основании информации, позволяющей идентифицировать и изучить клиента, сотрудник оценивает риск осуществления клиентом легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения исходя из критериев, указанных ниже.

2. Присвоение уровня риска клиент:

2.1. Факторы, влияющие на оценку риска клиента как «Высокий»:

· является ИПДЛ, супругом, близким родственником (родственником по прямой восходящей и нисходящей линии (родителем, ребенком, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородным и неполнородным (имеющими общих отца или мать) братом и сестрой, усыновителем и усыновленным);

· является лицом, замещающим (занимающим) государственные должности Российской Федерации, должности членов Совета директоров Центрального банка Российской Федерации, должности федеральной государственной службы, назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, должности в Центральном банке Российской Федерации, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией на основании федеральных законов, включенные в перечни должностей, определяемые Президентом Российской Федерации;

· включение клиента в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности:

- к экстремистской деятельности или терроризму,

- к финансированию и распространению оружия массового уничтожения;

· принятие в отношении клиента и (или) бенефициарного владельца клиента межведомственным координационным органом, осуществляющим функции по противодействию финансированию терроризма, решения о замораживании (блокировании) принадлежащих ему денежных средств или иного имущества;

· клиент является близким родственником лица, включенного в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, или к распространению оружия массового уничтожения.

· наличие у организации информации о том, что клиент, представитель клиента, выгодоприобретатель, бенефициарный владелец имеет соответственно регистрацию, место жительства или место нахождения в государстве (на территории), которое (которая) не выполняет рекомендации Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), либо если указанные операции проводятся с использованием счета в банке, зарегистрированном в указанном государстве (на указанной территории).

· Наличие у организации информации о том, что клиент, его выгодоприобретатель по операции (сделке) зарегистрирован или осуществляет деятельность в государстве или на территории, предоставляющем(щей) льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающем(щей) раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорной зоне).

· совершение клиентом операций, содержащих критерии и признаки необычных сделок, по которым было принято решение о направлении сведений о них в уполномоченный орган.

· неоднократное совершение операций или сделок, характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом 115-ФЗ.

· наличие оснований полагать, что представленные клиентом документы и информация, в том числе в целях идентификации, являются недостоверными.

2.2. Совокупность факторов, влияющих на оценку риска клиента в категории «повышенный»:

· клиент и/или выгодоприобретатель является нерезидентом Российской Федерации;

· период нахождения клиента на обслуживании в Организации (срок, прошедший с даты принятия на обслуживание клиента) составляет менее 1 года.

· направление информации в уполномоченный орган по операциям подлежащим обязательному контролю.

2.3. При несоответствии клиента и его деятельности ни одному из критериев «высокого» или «повышенного» уровня риска, значение уровня риска оценивается по уровню «низкий» риск клиента.

 

3. Организация уделяет повышенное внимание операциям с денежными средствами или иным имуществом, проводимым клиентами, отнесенным к высокой и повышенной степени (уровню) риска.4. Организация вправе устанавливать дополнительные критерии повышенной степени (уровня) риска.

 

Порядок приостановления операций:

1. В случае если хотя бы одной из сторон операции является физическое лицо, в отношении которого имеются полученные в установленном Законом порядке сведения об их участии в террористической деятельности или причастности к распространению оружия массового уничтожения Организация приостанавливает исполнение заключенного с клиентом договора на пять рабочих дней, и не позднее рабочего дня, следующего за днем приостановления операции, представляют информацию об операции в уполномоченный орган.

2. При неполучении в течение указанного Законом срока постановления уполномоченного органа о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок Организация осуществляет операцию, если в соответствии с законодательством РФ не принято иного решения.

 

Организация осуществляет без приостановления операции физического лица, включенного в Перечень экстремистов, направленных на:

· получение и расходование им заработной платы в размере, не превышающем 10 000 рублей в календарный месяц из расчета на физическое лицо, включенное в Перечень экстремистов, а также по 10 000 рублей на каждого из совместно проживающих с ним членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода;

· получение и расходование им пенсии, стипендии, пособия, иной социальной выплаты в соответствии с законодательством РФ, без ограничения суммы;

· уплату налогов, штрафов, иных обязательных платежей по обязательствам физического лица, включенного в Перечень экстремистов, без ограничения суммы;

· осуществление выплаты по обязательствам, возникшим у физического лица, включенного в Перечень экстремистов до включения его в Перечень экстремистов, без ограничения суммы;

· получение и расходование заработной платы физическим лицом, включенным в Перечень экстремистов на сумму, не превышающую 10 000 рублей в календарный месяц, а также по 10 000 рублей в календарный месяц из расчета на каждого совместно проживающего с указанным физическим лицом членов его семьи, не имеющих самостоятельных источников дохода;

· любые цели, при условии, что операция совершается за счет блокированных (замороженных) денежных средств, в соответствии с решением суда или межведомственного координационного органа, осуществляющего функции по противодействию финансированию терроризма.


Порядок документального фиксирования полученной информации:

 

Организация обязана документально фиксировать сведения, относящиеся ко всем операциям, имеющим признаки легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Документальное фиксирование информации

На основании результатов программы выявления операций Организация документально фиксирует и со



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: